Есенин, Блок и Пономаренко

Здесь можно говорить на темы, отдаленные от жизни и творчества Сергея Есенина или вообще с ним никак не связанные.

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Есенин, Блок и Пономаренко

Сообщение Юлия М. » 20:51:31, Вторник 21 Май 2013

«Я сердцем никогда не лгу!»

На протяжении всей своей творческой жизни Григорий Пономаренко вновь и вновь возвращался к поэзии Сергея Есенина, находя в ней соответствие своим художественным устремлениям. «В стихах моих, — писал в свое время Сергей Есенин, — читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование… Не я выдумал этот образ. Он был и есть основа русского духа и глаза…». Пономаренко особенно близки в поэзии Есенина ее пленительная истинно народная, грустная и раздольная песенность («тоска веселая»!), простота формы, чистота образов и заветное есенинское «лирическое чувствование».

И о себе самом мог бы сказать Григорий Федорович есенинское: «Я сердцем никогда не лгу!». «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу», «Никогда я не был на Босфоре», «Выткался на озере», «Сыпь, тальянка» — Пономаренко, может быть, как никто другой, сумел пропеть пронзительную есенинскую любовь к Родине, к русской земле, русской женщине… В сфере большой академической хоровой музыки это блестяще сделал Свиридов, а в жанре песни лучше всех пропел Есенина наш Григорий Пономаренко!

Подлинным художественным открытием стал цикл его песен и на стихи Александра Блока. Сложную, насыщенную символами поэзию композитор соединил с простыми песенными, истинно русскими мелодиями, сохранив весь драматизм и интонационное напряжение стихов великого поэта. Блоковский и есенинский циклы Григория Пономаренко были записаны Иосифом Кобзоном на компакт-диск, и выход его в свет стал событием в музыкальной жизни и в нашей стране, и за рубежом.

Сфера духовных и чисто музыкальных интересов композитора все время расширялась и изменялась. Но ощущение его кровной связи народным мироощущением, народным характером осталось в нем навсегда. Оно не давало ему уйти в сторону модных, но быстротечных веяний, шлягерных стандартов, не давало попасть под влияние чужеродной для русской культуры и чуждой ему как художнику и человеку попсовой поточной продукции.

Генетические связи творчества Григория Пономаренко не только затрагивают фольклорную традицию, но и уходят в глубь русской музыкальной культуры. Песни Пономаренко несут на себе отпечаток русской романсовой лирики эпохи Гурилева и Варламова, бытового вокального музицирования девятнадцатого века. В них есть особый аромат романсовой элегичности, грустной сосредоточенности и благородной сентиментальности.

Песня Пономаренко на стихи Есенина «Отговорила роща золотая» может служить блестящим примером использования всех смысловых и выразительных оттенков одной интонации сожаления, вздоха, жалобы — всего того, что было свойственно старинному русскому романсу. Пономаренко здесь абсолютно классичен!
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Аватар пользователя
Юлия М.
Супер-Профи
 
Сообщений: 2445
Зарегистрирован: 04:37:13, Воскресенье 02 Сентябрь 2007
Откуда: Москва

Вернуться в Стойло Пегаса

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2