Сорокоуст

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Сообщение GAS » 23:12:49, Пятница 28 Июль 2006

Анхен писал(а):Мнится мне, все объясняется строчками:

Только мне как псаломщику петь
Над родимой страной аллилуйя.


Я вот тут подумал и мне стало казаться что в строках

Не хотите ль пососать у мерина?
...
Хорошо, когда сумерки дразнятся
....
Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживется.


"мерин" и "скверный гость" почти одно и то же, а "сумерки" - характиристика их же самых. Кто-то новый и достаточно влиятельный появился в их поэтическом кругу и внес раскол, может быть, посулив золотые горы или каким-то другим способом. Вопрос, кто бы это мог быть?
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Мария » 10:37:12, Понедельник 31 Июль 2006

GAS писал(а):
Мария писал(а):
Немного не в тему, но попробую чуть-чуть уточнить расшифровку названия:

Ничего себе не в тему. В яблочко, в самую середину.

Ну, хоть здесь меня глазомер не подвел :)

Мерин и скверный гость - почти одно и то же?! Это как? Можно поподробнее?
И дело только (или главным образом) в расколе поэтического круга? Или я что-то не так понимаю?
Мария
Мастер
 
Сообщений: 206
Зарегистрирован: 17:18:31, Вторник 28 Март 2006
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение GAS » 18:50:05, Понедельник 31 Июль 2006

Мария писал(а):Мерин и скверный гость - почти одно и то же?! Это как? Можно поподробнее?

Попробую уточнить свои интуитивные всплески.
Я уже говорил, четвертая часть у меня не стыкуется с первыми тремя, если считать, что стихи только о влиянии технического прогрессе на старую деревню. Конец стихов в этом случае полностью противоречит всему остальному. Но мы знаем, что Есенин не писал стихи таким образом, что начав за здравие, заканчивал за упокой.. Если же допустить, что к поэтам есенинского круга приходил некто, кого Есенин назвал «скверным гостем» и оказал на них сильное влияние (я не знаю, каким именно образом, но, по мнению Есенина, пагубного: «Трубит, трубит погибельный рог!»), что Есенин разубеждая своих друзей применяет сильные выражения
Как же быть, как же быть теперь нам
На измызганных ляжках дорог?
Вы, любители песенных блох,
Не хотите ль пососать у мерина?
Полно кротостью мордищ праздниться,
Любо ль, не любо ль, знай бери.
Хорошо, когда сумерки дразнятся
И всыпают вам в толстые задницы
Окровавленный веник зари.

И, по-моему, хочет сказать им, что этот некто просто хочет их подчинить своей воле. Я уж не знаю чем именно соблазнил этот некто поэтов, но Есенин старается показать - то плохое, которое есть у них в жизни, в действительности, обусловлено неизбежностью влияния технического прогресса, а не причинами, изображенными пришедшим некто. Говоря, что «скверный гость» и «мерин» - почти одно и то же, я хотел сказать, что если «скверный гость» может быть конкретным человеком, то «мерин» - может олицетворять ту политическую силу, к которой этот некто принадлежит. В такой интерпретации мне стихи становятся понятными и начинают казаться очень сильными.

И дело только (или главным образом) в расколе поэтического круга? Или я что-то не так понимаю?

Я имею ввдиу именно раскол поэтического круга. Именно по этому поводу Есенин сказал:
Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживется.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.

А вот идейная подоплека этого раскола, она глубже и выходит за рамки простых поэтических споров. Может быть, как раз с этого момента Есенин и начал менять свое отношение к революции, кто знает?
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Анхен » 19:15:03, Понедельник 31 Июль 2006

Нет, скверный гость не конкретный человек. Вспомните его кочующие образы:

Разбуди меня завтра утром,
О моя терпеливая мать.
Я пойду за дорожным курганом
Дорогова гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу

На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом.
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

А скверный гость - противоположность светлому дню.(Может, отсюда - сумерки?)
Анхен
Профи
 
Сообщений: 1027
Зарегистрирован: 22:19:07, Пятница 21 Июль 2006
Откуда: Башкортостан - цветущий край

Сообщение GAS » 19:28:22, Понедельник 31 Июль 2006

Анхен писал(а):Нет, скверный гость не конкретный человек. кущей
....
А скверный гость - противоположность светлому дню.(Может, отсюда - сумерки?)

Противопожность светлому дню - темная ночь. Можно ли темную ночь утопить в колодце? А Есенин жалеет, что не утопил скверного гостя в детстве в колодце. Но, может, вы правы, что скверный гость - не конкретный человек. Это может быть идея, носителями которой все равно люди. Скорее всего это не один человек, а какле-то множество. Но тоьлко один из них может быть гостем в единственном числе, причем, возможно, знакомому Есенину с детства.
Что касается вашего примера, то ведь то другие стихи и совсем о другом. Гость в тех стихах и гость в этих - не одно и то же.
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Леонсия » 19:31:11, Понедельник 31 Июль 2006

Возможно, "скверный гость" - это какое-то чувство (может быть и чувство одиночества), которое его тревожило на протяжении всей жизни. Не обязательно же все так буквально воспринимать.
Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу...
Дьяволу служить или Пророку,
Каждый выбирает по себе.
Аватар пользователя
Леонсия
Мастер
 
Сообщений: 542
Зарегистрирован: 23:15:46, Четверг 02 Февраль 2006
Откуда: Москва

Сообщение Анхен » 08:44:47, Вторник 01 Август 2006

GAS писал(а):
Анхен писал(а):Нет, скверный гость не конкретный человек. кущей
....
А скверный гость - противоположность светлому дню.(Может, отсюда - сумерки?)

Противопожность светлому дню - темная ночь. Можно ли темную ночь утопить в колодце? А Есенин жалеет, что не утопил скверного гостя в детстве в колодце. Но, может, вы правы, что скверный гость - не конкретный человек. Это может быть идея, носителями которой все равно люди. Скорее всего это не один человек, а какле-то множество. Но тоьлко один из них может быть гостем в единственном числе, причем, возможно, знакомому Есенину с детства.
Что касается вашего примера, то ведь то другие стихи и совсем о другом. Гость в тех стихах и гость в этих - не одно и то же.


Вряд ли конкретного человека можно хотеть утопить в колодце как ведро
Анхен
Профи
 
Сообщений: 1027
Зарегистрирован: 22:19:07, Пятница 21 Июль 2006
Откуда: Башкортостан - цветущий край

Сообщение Катерина » 11:05:19, Вторник 01 Август 2006

Вряд ли конкретного человека можно хотеть утопить в колодце как ведро


Вот именно, он же не убийца.

Вот он сам говорил : "Я ведь, все-таки, хороший. Немножечко - хороший и честный".


И врядли он творя этот стих думал о каком-то скверном госте, которого он хотел бы утопить. Это точно-точно собирательный образ, того всего плохого, что его в то время волновало.
Катерина
Супер-Профи
 
Сообщений: 2162
Зарегистрирован: 12:10:17, Вторник 18 Апрель 2006
Откуда: Москва

Сообщение Леонсия » 12:05:30, Вторник 01 Август 2006

Катерина писал(а):Это точно-точно собирательный образ, того всего плохого, что его в то время волновало.

Согласна!
Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу...
Дьяволу служить или Пророку,
Каждый выбирает по себе.
Аватар пользователя
Леонсия
Мастер
 
Сообщений: 542
Зарегистрирован: 23:15:46, Четверг 02 Февраль 2006
Откуда: Москва

Сообщение Margo » 14:49:37, Вторник 01 Август 2006

"Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживется..."

"Черный человек, ты прескверный гость,
Эта слава давно про тебя разносится..."

Не возьмусь проводить параллели, хотя и там и тут "скверный гость".
Сначала я думала, что скверный гость в Сорокоусте - это паровоз, т.к предыдущая строфа закончилась именно словом "паровоз", но потом поняла, что это не так. "Жаль, что в детстве тебя не пришлось утопить..." Паровоз не может быть в детстве. Хотя, в 1 строфе -
"Никуда вам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага.
Вот он, вот он с железным брюхом
..." - враг с железным брюхом - паровоз.
Во 2 строфе -
"Идет, идет он, страшный вестник,
Пятой громоздкой чащи ломит
.", то же самое - это паровоз.
В 3 строфе Есенин уже открыто пишет о поезде.
Значит, и в 4 строфе тоже должно быть про паровоз.
Враг с железным брюхом, страшный вестник, скверный гость... Паровоз - как прямое значение, но ведь у Есенина не все так просто. Есть безусловно и переносное значение. Вот что писал Есенин Жене Лившиц по поводу увиденного им жеребенка, который обгонял поезд.
"Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни и ликом Махно. Она(деревня) и он(Махно) в революции нашей страшно походят на этого жеребенка тягательством живой силы с железной. ... Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый..."
Без поэзии чувств и любовный роман - проза ©
Аватар пользователя
Margo
Супер-Профи
 
Сообщений: 4881
Зарегистрирован: 14:56:38, Пятница 25 Ноябрь 2005
Откуда: Рига

Сообщение Мария » 15:31:48, Вторник 01 Август 2006

А почему бы не рассматривать этого "скверного гостя" как Молоха, как концентрированную железную, механическую, бездуховную силу, которая может воплощаться в конкретных предметах: паровозе, комбайне и т.д.:
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть. (Я последний поэт деревни..)
Мне тогда тоже кажется, что можно как-то соотнести "скверного гостя" с "прескверным" из "Черного человека" - и там, и там - бездуховность (помните: "Но мы не воняем так трупно внутри") и сравнение американских биржевых дельцов (Америка - воплощение "души" этого Молоха) с могильными червями?!
Кстати, стихотворение это (Я последний поэт деревни) написано тоже в 1920 году и посвящено тоже Мариенгофу. Закономерность? Я вот только не понимаю, почему Есенин посвящал ТАКИЕ стихи именно ему, чистой воды урбанисту (в моем представлении).
А мерин... Почему бы не рассматривать эту фразу как эпатажный призыв городу согнуться перед деревней(мерином)? Как в "Моем пути":
И вот в стихах моих
Забила
В салонный вылощенный
Сброд
Мочой рязанская кобыла.

Не нравится?
Да, вы правы-
Привычка к Лориган
И к розам...
Но этот хлеб,
Что жрете вы,-
Ведь мы его того-с...
Навозом...

Короче, все это можно охарактеризовать фразой "накося, выкуси!"
Мария
Мастер
 
Сообщений: 206
Зарегистрирован: 17:18:31, Вторник 28 Март 2006
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Данита » 17:11:38, Вторник 01 Август 2006

GAS писал(а):Если же допустить, что к поэтам есенинского круга приходил некто, кого Есенин назвал «скверным гостем» и оказал на них сильное влияние (я не знаю, каким именно образом, но, по мнению Есенина, пагубного: «Трубит, трубит погибельный рог!»), что Есенин разубеждая своих друзей применяет сильные выражения

Я внимательно читаю все ваши размышления, и у меня почему-то встает всегда образ конкретного человека - Блюмкина, например. Он был вхож в круги поэтические. хотя сам был троцкистом-политиком .. Помните его выражение "Я - террорист в политике, а ты (это о Есенине) - террорист в поэзии"

Или подобных Блюмкину, а??? Ведь тот же Блюмкин под расписку в 1920 году осенью вытащил Есенина с Лубянки (например). И между Есениным, Блюмкиным и поэтическим течением имажинизм, наверняка, велись разные разговоры, Блюмкин всяко как-то пытался втянуть в политику все это поэтическое дело!!!!

GAS писал(а):Как же быть, как же быть теперь нам
На измызганных ляжках дорог?
Вы, любители песенных блох,
Не хотите ль пососать у мерина?
Полно кротостью мордищ праздниться,
Любо ль, не любо ль, знай бери.
Хорошо, когда сумерки дразнятся
И всыпают вам в толстые задницы
Окровавленный веник зари.
И, по-моему, хочет сказать им, что этот некто просто хочет их подчинить своей воле. Я уж не знаю чем именно соблазнил этот некто поэтов, но Есенин старается показать - то плохое, которое есть у них в жизни, в действительности, обусловлено неизбежностью влияния технического прогресса, а не причинами, изображенными пришедшим некто. Говоря, что «скверный гость» и «мерин» - почти одно и то же, я хотел сказать, что если «скверный гость» может быть конкретным человеком, то «мерин» - может олицетворять ту политическую силу, к которой этот некто принадлежит. В такой интерпретации мне стихи становятся понятными и начинают казаться очень сильными.


Вот именно!!!! Я согласна полностью с этим!!! :idea:


И дело только (или главным образом) в расколе поэтического круга? Или я что-то не так понимаю
Я имею ввдиу именно раскол поэтического круга. Именно по этому поводу Есенин сказал:
Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживется.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.
А вот идейная подоплека этого раскола, она глубже и выходит за рамки простых поэтических споров. Может быть, как раз с этого момента Есенин и начал менять свое отношение к революции, кто знает?

Вот именно, это как раз все разъясняет по поводу Блюмкина или типа таких людей!! А Есенин - как раз в тот момент и серьезно задумывается над тем - что значит эта революция для России!!!
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Анхен » 20:01:07, Вторник 01 Август 2006

Да, задумался, как не раз бывало, и пригорюнился.
Анхен
Профи
 
Сообщений: 1027
Зарегистрирован: 22:19:07, Пятница 21 Июль 2006
Откуда: Башкортостан - цветущий край

Сообщение GAS » 00:43:37, Среда 02 Август 2006

Не был в инете целый день и как много интересных мыслей высказано за это время.
«Я последний поэт деревни» - ценное наблюдение. Только по моему сборнику, составленному сестрами Есенина, стихотворение датируется 19-м годом, а не 20-м. Оно было опубликовано на целый год раньше «Сорокоуста». А «Черный человек» опубликован в 25 году, хотя Есенин писал его в течении 2-х лет. То есть, начал писать где-то в 23-м году. И мы видим постепенную метаморфозу есенинского «гостя» от вполне нейтрального «железного гостя», символизирующего технический прогресс (а может быть и все новое?) в «Я последний поэт деревни», до «прескверного гостя» в «Черном человеке», как символ ужасных качеств души человека. «Скверный гость» в «Сорокоусте» занимает, как бы, промежуточное положение. К тому же известно, что Есенин был мастером нескольких планов в одном стихотворении. Он в единичном мог мастерски показать общее, причем в различных плоскостях. Тема стихотворения «Я последний поэт деревни» присутствует и в «Сорокоусте», но используется она , акцентирую на этом внимание, в качестве аргумента или даже, в какой-то степени, характеристики людей: может, поэтов есенинского круга, а может быть и шире. Вот оно начинается обобщение и смещение в сторону «прескверного гостя».
Хорошо, когда сумерки дразнятся
И всыпают вам в толстые задницы
Окровавленный веник зари.

и
Хорошо им стоять и смотреть,
Красить рты в жестяных поцелуях,—


Такое отношение людей к прогрессу ( или, вообще, к новому?) является причиной для:
Оттого-то в сентябрьскую склень
На сухой и холодный суглинок,
Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.
Оттого-то вросла тужиль
В переборы тальянки звонкой.
И соломой пропахший мужик
Захлебнулся лихой самогонкой

Обобщение тут налицо. Однако обобщение идет от единичного, от есенинского поэтического круга. Это поэтический почерк Есенина, его стиль. Как вам это?

На счет Блюмкина. А что? Очень даже может быть. Есенин, как мне кажется по «Сорокоусту», все-таки агитировал своих друзей на что-то, предлагал им новый путь, но Блюмкин или еще кто-то его перебивает. Причем очень скверной идеей, которая периодически оживает в российском обществе, раз Есенин знаком с ней с детства. Более того, сам Есенин был заражен когда-то этой идеей, потому что жалеет, что не сразу в ней разобрался. Что же это может быть за идея? Что толкал Блюмкин? В фильме, интересно, не было показано?
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Александр Брыкин » 01:22:04, Среда 02 Август 2006

Вообще "Сорокоуст" по иносказательности прямо напоминает мне тексты Гребенщикова-их также можно толковать до безконечности и безуспешно-чем больше мудришь тем сильнее запутываешь ся в сетях собственных рассуждений.Но когда воспринимаешь сердцем,интуицией все встает на свои места - в этом ведь и смысл поэзии-разить в самый центр твоего существа.Меня,напаример,после дня на природе стихи Серёжи потрясают куда сильнее...Просто попробовал прочитать еще рас поэму громко,почувствовав эти строки - ведь с них так и льется энергия Сергея.И неудивительна такая иносказательность,ибо поэма написана в время разгула"Красного террора" и прямая речь моментально привела бы к стенке.Поэтому вынужденный говорить аллегориями поэт выплескивает такую бурю негодования:"Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце",-презрения:"Вы, любители песенных блох, Не хотите ль пососать у мерина?",-вы осознаете,что чуткий,тонкий высокой души человек грубит лишь в исключительных случаях,например сталкиваясь с вопию щей несправедливостью,ложью!В поэме полно и издевки ,тревоги за страну,какого-то страшного прямо животного предчувствия:»
И дворовый молчальник бык,
Что весь мозг свой на телок пролил,
Вытирая о прясло язык,
Почуял беду над полем.
А что значит одно только начало поэмы:"Трубит, трубит погибельный рог! "-на фоне всеобщей одурманенности лозунгами большевиков и славословия террору!Кажется,что один Сергей уже видит как жестоко обманули страну "люди заезжие".И я вижу,хоть убейте,что это не страх технического прогресса и не плач по временам сохи и мотыги,ведь Есенин не дурак и понимает неизбежность техн.развития:он с уважением оценивает его в Америке в том же "Железном Миргороде". Здесь другое – страх и ненависть к наступлению новой бездушной неотвратимой как натиск грохочущего паровоза!А жеребенок ведь наш Серёжа,который видит,но не может победить эту бездушную массу железа!
Он же поэт и мыслит образами!
Неужель он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег,
Когда пару красивых степных россиянок
Отдавал за коня печенег?
По-иному судьба на торгах перекрасила
Наш разбуженный скрежетом плес,
И за тысчи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.
Если раньше масштабы жертв были подобны паре россиянок уведенных в плен и проданных,то теперешние масштабы – «тысчи пудов конской кожи и мяса»-ведь эти кони – люди,безжалостной статистикой массового террора переведенные в пуды кожи и мяса!...И «гость»,шагающий из стиха в стих к Есенина – всегда страшный,чужой,ненавидимый.
Защити меня, влага нежная,
Май мой синий, июнь голубой.
Одолели нас люди заезжие,
А своих не пускают домой

Пустая забава, одни разговоры.
Ну что же, ну что же вы взяли взамен?
Пришлите же жулики, те же воры
И законом революции всех взяли в плен.

Вот здесь уже прямо поэт говорит об этой силе и этого уже было слишком…Страшный проклятый чугунный паровоз раздавил прекрасного жеребенка
Сережа Есенин-лучший цветок русского народа им не защищенный,не сбереженный.Серёжа - наша песня,наша удаль,наша молитва,наш плач...Разум ограничен - жизнь органична...Жизнь - безгранична!
Аватар пользователя
Александр Брыкин
Мастер
 
Сообщений: 126
Зарегистрирован: 23:55:16, Вторник 18 Июль 2006
Откуда: Литва.Каунас,Вильнюс.

Пред.След.

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21

cron