Мария писал(а):Мерин и скверный гость - почти одно и то же?! Это как? Можно поподробнее?
Попробую уточнить свои интуитивные всплески.
Я уже говорил, четвертая часть у меня не стыкуется с первыми тремя, если считать, что стихи только о влиянии технического прогрессе на старую деревню. Конец стихов в этом случае полностью противоречит всему остальному. Но мы знаем, что Есенин не писал стихи таким образом, что начав за здравие, заканчивал за упокой.. Если же допустить, что к поэтам есенинского круга приходил некто, кого Есенин назвал «скверным гостем» и оказал на них сильное влияние (я не знаю, каким именно образом, но, по мнению Есенина, пагубного: «Трубит, трубит погибельный рог!»), что Есенин разубеждая своих друзей применяет сильные выражения
Как же быть, как же быть теперь нам
На измызганных ляжках дорог?
Вы, любители песенных блох,
Не хотите ль пососать у мерина?
Полно кротостью мордищ праздниться,
Любо ль, не любо ль, знай бери.
Хорошо, когда сумерки дразнятся
И всыпают вам в толстые задницы
Окровавленный веник зари.
И, по-моему, хочет сказать им, что этот некто просто хочет их подчинить своей воле. Я уж не знаю чем именно соблазнил этот некто поэтов, но Есенин старается показать - то плохое, которое есть у них в жизни, в действительности, обусловлено неизбежностью влияния технического прогресса, а не причинами, изображенными пришедшим некто. Говоря, что «скверный гость» и «мерин» - почти одно и то же, я хотел сказать, что если «скверный гость» может быть конкретным человеком, то «мерин» - может олицетворять ту политическую силу, к которой этот некто принадлежит. В такой интерпретации мне стихи становятся понятными и начинают казаться очень сильными.
И дело только (или главным образом) в расколе поэтического круга? Или я что-то не так понимаю?
Я имею ввдиу именно раскол поэтического круга. Именно по этому поводу Есенин сказал:
Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживется.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.
А вот идейная подоплека этого раскола, она глубже и выходит за рамки простых поэтических споров. Может быть, как раз с этого момента Есенин и начал менять свое отношение к революции, кто знает?