Для понимания разных оттенков «Гостя» надо рассматривать связки:
1.«гость-погост-покойник»
2.«гость-жилец-временщик»
3.«гость-весть-неизвестное-чужое-чужеземец»
4.«гость-потусторонний-иной»
1.В похоронных причитаниях восточных славян гостем называют покойника: “Пакiдает нас татулочка... Ты ж наш госщчак, наш маленькi i нямного табе у нас гасцяваць”. С погостными обрядами связан и обычай взаимных визитов новобрачных и их родственников в течение послесвадебного года (называемые в Поволжье “перегощением”). Сама свадьба связана с ритуальной смертью, уходом невесты из ее прежнего, родительского Рода и переходом в иной Род, род жениха, который становится ее новым Домом, новым земным погостом (погост в данном случае имеет значение пристанища, приюта). Отныне ее жизнь и смерть, переход в последний приют (на кладбище и в мир иной) будут связаны с новым Родом, родом жениха.
2.С ритуально-похоронным значением связано и второе понимание слова «гость». Гость - это временщик, жилец (в смысле бренный жилец). Все, что тленно и непостоянно, все, что приходит и уходит – лишь гость на Земле. «На сем свете мы в гостях гостим» (Даль).
3.Другое значение – самое привычное для всех нас. Древнерусское «гость», в значении «чужеземец», «приезжий», «странник», «купец». Гостиный двор в значении заезжий двор для купцов. Гостинодворец, купец или сиделец его, торгующий в рядах (Даль). Но даже в обычном понимании присутствуют элементы мистического сознания (это отблески языческого, славянского мировосприятия). По сей день существуют отголоски этого сознания в виде различных предрассудков, связанных с приемом гостей. Раньше, по ряду поверий нежелательным было появление в доме постороннего лица в момент исполнения некоторых домашних работ (тканья, замешивания теста и др.); в этом случае отношения гостей и хозяев регулировались с помощью особых приветствий, имеющих цель обезопасить хозяйство и достаток от порчи и возможного урона. Об отношении к гостю на Руси также много сказано в «Ключах Марии». Особое радушие и распростертые объятья избяного орнамента – тоже своего рода обереги от порчи и знак благосклонности ко всякому, кто входит в дом. Но лишь при условия, что намерения входящего чисты. Именно поэтому «незваный (нежеланный) гость хуже татарина». «ГОСТЬ “приносит” в дом добрую волю, выражаемую в произносимых им приветствиях и благопожеланиях, формулах благодарности, застольных тостах, а также подарках. Хозяин же, в свою очередь, стремится как можно лучше принять ГОСТЯ, надеясь путем символического “договора” с высшими силами, представителем которых является ГОСТЬ, обеспечить свое будущее» - (
http://www.pagan.ru/g/gostx0.php). Гость также являет собой некую весть: благую или скверную. У Даля также отмечено, что «гостями зовут, ради шутки или вежливости, недобрых людей, незваных посетителей, воров, особенно грабителей по Волге».
4.В «Разбуди меня завтра рано…» дорогим гостем названо Солнце, как символ пробуждения жизни и одновременно знак временности, быстрого течения земного существования и человеческого бытия: «на разсвете он завтра промчится», именно промчится, жизнь, как один день протекает столь же быстро. Солнце – также представитель мира иного: оно сочетает в себе атрибуты божества (неземного творца Жизни на Земле), временного блага (каждую ночь оно скрывается и возвращается вновь), непознанного (до сих пор ученые понятия не имеют о том, Что есть Солнце и Звезды вообще, они только делают предположения, в основном спекулятивного характера; единственный существующий научный метод: спектральный анализ, но и он слишком умозрительный) и другие свойства, которые говорят о том, что Солнце – «дорогой гость», но, прежде всего, гость. Потому что и этот гость немил, когда «невзвидел свет» человек. Скверный гость – Черный человек – тоже представитель потустороннего мира, мира небытия, мира безволия и безнадежности. (смотри «демон» Пушкина). Черный человек наводит напраслину на саму жизнь со всеми ее проявлениями. К сожалению, современный мир все больше во власти именно таких людей.