Сторона ль ты моя, сторона…

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Сторона ль ты моя, сторона…

Сообщение Данита » 23:05:51, Понедельник 09 Апрель 2007

"Сторона ль ты моя, сторона…"


Сторона ль ты моя, сторона!
Дождевое, осеннее олово.
В черной луже продрогший фонарь
Отражает безгубую голову.

Нет, уж лучше мне не смотреть,
Чтобы вдруг не увидеть хужего.
Я на всю эту ржавую мреть
Буду щурить глаза и суживать.

Так немного теплей и безбольней.
Посмотри: меж скелетов домов,
Словно мельник, несет колокольня
Медные мешки колоколов.

Если голоден ты — будешь сытым.
Коль несчастен — то весел и рад.
Только лишь не гляди открыто,
Мой земной неизвестный брат.

Как подумал я — так и сделал,
Но увы! Все одно и то ж!
Видно, слишком привыкло тело
Ощущать эту стужу и дрожь.

Ну, да что же? Ведь много прочих,
Не один я в миру живой!
А фонарь то мигнет, то захохочет
Безгубой своей головой.

Только сердце под ветхой одеждой
Шепчет мне, посетившему твердь:
"Друг мой, друг мой, прозревшие вежды
Закрывает одна лишь смерть".

1921


Что означают строчки:

""Друг мой, друг мой, прозревшие вежды
Закрывает одна лишь смерть".
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Re: Сторона ль ты моя, сторона…

Сообщение ева » 14:16:22, Вторник 10 Апрель 2007

Данита писал(а):"Сторона ль ты моя, сторона…"

Что означают строчки:

""Друг мой, друг мой, прозревшие вежды
Закрывает одна лишь смерть".


«Вежды», я думаю, что это глаза. Есенин хорошо понимал, что творилось в стране в тот период: «Грядет не тот социализм, которого все ждали» и т.д. И что бы не случилось, как бы ему рот не закрывали, как бы не внушали о прекрасном коммунизме и прикрасах революции – он понимал, что все это ложь. И если ты уж «прозрел», то только смерть может закрыть эти «прозревшие» глаза. Я думаю так… :?:

P.S. Меня зовут Ева. Мне 28 лет. Я из Минска. Извините, что не представилась сразу и оставила уже несколько сообщений. Поэтому, если вы не против, я бы хотела присоединиться к вам! Форум читаю очень давно, но участвовать не решалась. Все же набралась смелости…
У меня вопрос к вам: что или кто вас привел к Есенину?
Аватар пользователя
ева
Мастер
 
Сообщений: 171
Зарегистрирован: 18:49:13, Понедельник 26 Март 2007
Откуда: Минск

Сообщение Катерина » 14:56:42, Вторник 10 Апрель 2007

P.S. Меня зовут Ева. Мне 28 лет. Я из Минска. Извините, что не представилась сразу и оставила уже несколько сообщений. Поэтому, если вы не против, я бы хотела присоединиться к вам! Форум читаю очень давно, но участвовать не решалась. Все же набралась смелости…
У меня вопрос к вам: что или кто вас привел к Есенину?


КонеШно не проооооотив!!!!)))))
Меня к Есенину привела книга В. Безрукова и песня "Москва" группы Монгол Шуудан)
Катерина
Супер-Профи
 
Сообщений: 2162
Зарегистрирован: 12:10:17, Вторник 18 Апрель 2006
Откуда: Москва

Re: Сторона ль ты моя, сторона…

Сообщение Данита » 16:12:00, Вторник 10 Апрель 2007

ева писал(а):P.S. Меня зовут Ева. Мне 28 лет. Я из Минска. Извините, что не представилась сразу и оставила уже несколько сообщений. Поэтому, если вы не против, я бы хотела присоединиться к вам! Форум читаю очень давно, но участвовать не решалась. Все же набралась смелости…
У меня вопрос к вам: что или кто вас привел к Есенину?


Ева!!! Присоединяйся!!! Мы тебе оченьрады!!!!!!

Меня привела - вернее начала приводить мама.
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Taurus » 16:50:10, Вторник 10 Апрель 2007

Ева, очень приятно)))))))
А меня старшая сестра, хотя совсем случайно. Однажды, мне было лет 8 я нашла маленький томик стихов Есенина. Открыла и на первой странице было стихотворение "Вот уж вечер. Роса..." с карандашными почеркушками. Это сестра переделывала данное стихотворение, не знаю для чего. Прочитала весь томик, и уже не расставалась с творчеством С.Е.
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение ЧёрныйЧеловек » 20:54:04, Вторник 10 Апрель 2007

ева, в полку белорусов прибыло :!:

А меня привело его стихотворение "Заметался", которое мне дали на драмкружке
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Аватар пользователя
ЧёрныйЧеловек
Мастер
 
Сообщений: 130
Зарегистрирован: 15:58:39, Среда 10 Январь 2007
Откуда: Беларусь

Сообщение Татиана » 12:42:19, Среда 11 Апрель 2007

Ева согласна с тобой по поводу стих-ния.
А меня этот безгубый фонарь всегда страшил :shock: ((
...Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть...
Аватар пользователя
Татиана
Профи
 
Сообщений: 1770
Зарегистрирован: 21:23:12, Четверг 24 Ноябрь 2005
Откуда: Москва

Сообщение ева » 15:16:26, Среда 11 Апрель 2007

Спасибо за теплый прием и за ответы на мой вопрос!!!
С детства я помню, что у моего дедушки, а потом и у мамы висел на стене портрет Есенина, там где он с трубкой. Портрет очень большой и старый. Я часто любовалась красивым мужчиной на портрете. Мама говорила мне, что это поэт, но он умер. Через много лет я нашла у мамы записную книжку с переписанными вручную стихами Есенина. И с тех пор с Есениным не расстаюсь. У меня у самой в сумке постоянно лежит блокнотик с его стихами. Только вот портрет тот пропал….
Аватар пользователя
ева
Мастер
 
Сообщений: 171
Зарегистрирован: 18:49:13, Понедельник 26 Март 2007
Откуда: Минск

Сообщение Мария » 13:24:08, Суббота 15 Март 2008

Всем день добрый! По всем соскучилась)))

У меня такой вопросик маленький - "дождевое осеннее олово" - как вы думаете, это метафора чего? Тут вот мне кто-то говорил, что речь идёт об окт.революции, о пулях и т.д. Но мне как-то не очень в это верится.
Если речь идёт о дожде - олово по цвету не подходит. Если о листьях - то почему "дождевое"?

И вот еще - "рыжая мреть". Мреть - кажущееся во мраке. Если речь идёт именно о политич.ситуации, то - почему "кажущееся"? И почему мреть именно рыжая?

Вот... Скажу огромное спасибо, если мне поможете в этих вопросах разобраться...
Мария
Мастер
 
Сообщений: 206
Зарегистрирован: 17:18:31, Вторник 28 Март 2006
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Ольга Сергевна » 13:50:21, Суббота 15 Март 2008

Мария писал(а):Если речь идёт о дожде - олово по цвету не подходит.


Маша, почему не подходит? :)

Даль:

ОЛОВО ср. крушец (металл) пепельно-серебристый, белее свинца, весьма мягкий, легкоплавкий, легкий весом, более прочих удобный для паянья и для отливки простых мелких вешиц; || стар. свинец, откуда пословица: Слово олово, веско. Лить олово, святочное гаданье. Только у молодца и золотца, что пуговка оловца! Оловянная кружка или оловянка ж. и оловяник м. Оловянная руда, - колчедан, - припой. Оловяничник, оловянщик м. отливающий, работающий оловянную посуду. Оловолей, оловолитель м. церк. оловогадатель, отливающий олово в воду, для гаданья, предсказаний. Оловянные глаза, мутные и бездушные; оловянный глаз, с бельмом. Оловок м. зап. карандаш.
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Мария » 14:00:34, Суббота 15 Март 2008

Да, Оль, подходит! Это меня мама дезинформировала по поводу цвета олова) Спасибо!

Осталась рыжая мреть)
Мария
Мастер
 
Сообщений: 206
Зарегистрирован: 17:18:31, Вторник 28 Март 2006
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Juliette » 14:06:39, Суббота 15 Март 2008

...Нет, уж лучше мне не смотреть,
Чтобы вдруг не увидеть хужего.
Я на всю эту ржавую мреть
Буду щурить глаза и суживать...


Мария писал(а):И вот еще - "рыжая мреть". Мреть - кажущееся во мраке. Если речь идёт именно о политич.ситуации, то - почему "кажущееся"? И почему мреть именно рыжая?


У Есенина мреть не рыжая, а ржавая...

Все стихи я делю на разрешенные и написанные без разрешения. Первые – это мразь, вторые – ворованный воздух...
~ О.Мандельштам ~


Изображение
Аватар пользователя
Juliette
Супер-Профи
 
Сообщений: 4871
Зарегистрирован: 06:42:44, Четверг 12 Октябрь 2006
Откуда: Барнаул

Сообщение Мария » 14:14:32, Суббота 15 Март 2008

ой. да :oops:

получается - проржавевший мир? вроде, должно быть наоборот - революция ведь и т.д.... Или это просто так о разрухе?
Мария
Мастер
 
Сообщений: 206
Зарегистрирован: 17:18:31, Вторник 28 Март 2006
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Сторона ль ты моя, сторона…

Сообщение Mick » 21:47:48, Понедельник 17 Март 2008

Данита писал(а):

Что означают строчки:

""Друг мой, друг мой, прозревшие вежды
Закрывает одна лишь смерть".


на мой взгляд, эти строки означают приблизительно вот что:
Тот, кто понял Кто руководит в Новой России (сторона ль ты моя?) обречен на гибель.
Когда-нибудь, когда устанет зло
Насиловать тебя едва живую,
Ты выпрямишь свой перебитый стан
И расцветешь на зависть всем врагам
Несчастная, Великая Россия.. (И.Тальков)

Царь не отрекся от России!
Россия предала Царя.. (А.Мысловский)
Аватар пользователя
Mick
Мастер
 
Сообщений: 986
Зарегистрирован: 20:25:29, Вторник 13 Июнь 2006
Откуда: Moscow City

Сообщение Мария » 16:40:41, Понедельник 13 Октябрь 2008

Честно признаюсь, что мне не очень нравится подход, согласно которому содержание многих стихотворений Есенина сводится к выражению мыслей по поводу политической ситуации в стране. Мне кажется, что смотреть нужно шире и что политика - лишь составная часть Мира. К тому же, мы часто смотрим на стихотворение "из сегодня", накладывая на его интерпретацию свои оценки, взгляды. Понять смысл строк, приведенных Наташей, можно только тогда, когда поняты все остальные строки - и понимать их нужно именно в том порядке, в котором они расположены, иначе получается: мы выбираем из всего текста то, что нам кажется понятным, а потом подгоняем текст под нашу концепцию.
Предлагаю попробовать прочитать стихотворение построчно. У меня есть два варианта:

1) В стихотворении не конкретизируется время действия (нет указаний на исторические реалии), а на место действия указывает только первая строка. Характерно, что в тексте фигурирует "фонарь" - скорее, атрибут города, чем деревни. Таким образом, можно сделать вывод, что речь здесь идёт о стране в целом, а, может быть, обобщение распространяется и на целый мир=твердь как пространство реальное, осязаемое, противоположное миру потустороннему. Рисуемый поэтом пейзаж достаточно непригляден: темнота, дождь, лужа, продрогший фонарь, скелеты домов, колокольня. Перед нами - осенний пейзаж, а мотив осени является одним из ведущих в лирике Есенина. Это мотив неуютности, дискомфорта, неуверенности в себе. Осень для Есенина - не столько время года, сколько ощущение уходящей молодости, и потому это время подведения итогов или даже переоценки прежних идеалов. Слово "олово" в есенинской лирике также имеет негативные ассоциации - грусть, печаль: "Оловом светится лужная голь…// Грустная песня, ты - русская боль. " ("Черная, потом пропахшая выть!" - 1914). Герой переживает такой жизненный период, когда нужно окончательно решить, правильный ли избран путь/взгляд на мир. Первая строфа является в какой-то мере описательной, задающей временные и пространственные координаты (пусть и нечёткие).

Герой находится в темноте, а свет фонаря распространяется только на лужу. Отражение фонаря напоминает герою безгубую голову, что вызывает у него страх и в то же время делает фонарь собеседником героя (хоть и молчаливым). Его основная функция - освещать то, что окружает героя, но следует заметить, что герой (по крайней мере, в начале стихотворения) видит не собственно мир, а только его отражение в луже, то есть, в своеобразном кривом зеркале. Возможно, поэтому употребляется и диалектное слово "мреть" - "кажущееся во мраке"(Даль). Увиденное героем настолько страшит его, что он принимает решение смотреть на мир, прищурив глаза, что делает очертания предметов более расплывчатыми, а окружающий мир - более уютным.

Третья строфа поясняет, откуда берётся такое восприятие мира (прищуренные глаза): на фоне скелетов домов (картина голода, разрухи) возникает образ колокольни, типичный христианский символ. Колокольня сравнивается с мельником, а колокола - с мешками. Такое сравнение не случайно: религия предлагает человеку не хлеб насущный, а духовную пищу. ("Не хлебом одним будет жить человек" - искушение ИХ; "Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться" - Нагорная проповедь). Теперь мы можем по-новому взглянуть на словосочетание "ржавая мреть": речь здесь идёт и о меньшей ценности земной жизни по сравнению с загробной, земная жизнь и её проблемы только кажутся нам важными. Можно вспомнить и стихотворение "Мне осталась одна забава" (1923), в котором также употребляется это слово: "Золотые, далёкие дали!//Всё сжигает житейская мреть". Значим и эпитет "ржавая". В Евангелии от Матфея читаем: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе" - Нагорная проповедь).

В четвёртой строфе говорится о том, что будет ожидать в Царстве небесном того, кто в земной жизни не будет "глядеть открыто" - то есть, будет кротким, не будет ставить на первое место житейские проблемы, не будет обращать внимания на недостатки этого мира. Если жить так, то в Царстве небесном голодный станет сытым, а несчастный - весёлым. Эти строки прямо соотносятся со словами Нагорной проповеди:
"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся".
Сознание того, что после смерти человек буде вознаграждён за земные страдания, должно сделать его жизнь "теплей и безбольней" ("Будут первые последними и последние первыми").
Обращаясь к воображаемому собеседнику и убеждая его в правильности данного взгляда на жизнь, герой употребляет слово "брат", также связанное в нашем сознании с христианским мировоззрением (люди как братья во Христе).
Однако принять это мировоззрение герою мешает "тело", которое "привыкло <…> ощущать эту стужу и дрожь". Герой оказывается существом, слишком привязанным к земному, он не может забыть ни о холоде, ни о голоде ради будущего блаженства. Христианское мировоззрение не помогает ему найти выход.
Герой пытается утешить себя тем, что не один он такой ("Ну да что же? Ведь много прочих, // Не один я в миру живой!"), но оказывается, что рядом с ним - только фонарь, который то мигает, то хохочет, словно издевается над героем: то покажет ему всю грязь земного мира, все его беды и недостатки, которые герой может только переживать, но не может изменить. Фонарь и колокольня, таким образом, это два противопоставленных друг другу образа, своеобразные "антагонисты", борющиеся за душу героя, причём фонарь "молчит" и при этом бесстрастно освещает окружающий мир, а колокольня, несущая "мешки колоколов", "убеждает словом".
Получается, что единственным выходом для "земного" героя, который, однажды прозрев, больше не может сощурить глаза, оказывается физическая смерть, ведь земные страдания будут преследовать его всю жизнь, поскольку он чужой здесь, он только "посетил твердь", появившись на этот свет, но другой жизни ему дано не будет. Интуитивное прозрение приносит понимание того, что реально только земное бытие с его неизбежными страданиями.


2) В черной луже продрогший фонарь
Отражает безгубую голову.
Фраза построена так, что непонятно, чья голова отражается в луже: героя или фонаря (можно еще вспомнить "голова, как керосиновая лампа"), кроме того, безгубая голова - это череп, смерть.
Такая ситуация вызывает страх, желание "не смотреть", но герой передумал: он хочет щурить глаза на ржавую мреть (можно понять ржавую мреть и как мертвые, опавшие листья в луже - мы не можем точно знать, имел ли в виду Есенин значение этого слова, приведённое в словаре Даля - "кажущееся во мраке", или попытался "изобрести своё слово"). Разница между первой и второй интерпретацией стиха лежит в различном толковании этих двух строк. Щурить глаза для близорукого - значит, видеть лучше, в деталях! (И тут встаёт вопрос - а для человека с нормальным зрением???:))) Герой хочет смотреть в лужу, заваленную опавшими листьями, чтбы увидеть, что там на самом деле.
Приглядевшись, он начинает видеть в этом мире и что-то хорошее: "меж скелетов домов" (ассоциации с погостом) "несёт колокольня медные мешки колоколов" (интересно, что медь легче олова, упоминаемого в первой строфе - то есть, там - тяжёлый дождь, а здесь - нечто лёгкое, жёлтое, радостное). Желание видеть, понимать мир, дарит герою тепло.
Почему же герой просит неизвестного брата "не смотреть открыто"? Что вообще значит "открыто"? Можно предположить следующее: не смотри так, чтобы другие (тот же фонарь) не видели, КАК ты смотришь, не поняли, ЧТО ты видишь, так как все живут, "по уши в проблемах" и смеются над тем, кто действительно находит в жизни радость.
Но: от реальности не уйти, тело героя по-прежнему ощущает холод - есть вИдение, а есть тело, от которого не избавиться (кроме как после смерти), налицо конфликт "тело-душа", и отсюда - постоянная дисгармония.
Может быть, герой и смог бы жить так, как другие, не ощущая этого конфликта, но он - поэт, а поэт, в отличие от обывателя, не может не видеть! Единственным решением этой проблемы может стать смерть: тогда субъект останется внутри своей "иллюзии", своего мира, а тело ему мешать не будет.

Заранее спасибо всем, кто прочитает мою писанину;)
Буду рада, если вы выскажете свои "за" и "против" в пользу любой из интерпретаций)))
Мария
Мастер
 
Сообщений: 206
Зарегистрирован: 17:18:31, Вторник 28 Март 2006
Откуда: Санкт-Петербург

След.

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2