Margo » 14:33:22, Четверг 03 Август 2006
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист
Цикл стихотворений Сергея Есенина "Москва кабацкая" - это не упадочничество и не низость, это мастерство великого гения-лирика, это поэзия, прочувствованная поэтом до самых глубин души, пропитанная горечью, болью, отчаянием, переживаниями. Это крик души, выплеснутый наружу. Это внутренний надлом и беспощадное самоистязание.
Целый круговорот мыслей проносится у меня в голове, когда вспоминаю эти великолепные, щемящие сердце, наполненные невыразимой грустью, строки. Неизвестно, как рождаются гении, но приходят они в этот мир с особым назначением. "Быть поэтом - это значит то же, если правды жизни не нарушить, рубцевать себя по нежной коже, кровью чувств ласкать чужие души..." Есенин пришел с особой миссией. Одаренный гениальной способностью оживлять строки, выражать словом тончайшие оттенки чувств, он создан исключительно для поэзии. Есенин - это будто нежнейший хрустальный сосуд, преливающийся золотыми лучами, звенящий от одного только прикосновения. И в этом сосуде томится драгоценная душа поэта. Созданный для высокой лирики, для выражения состояния русской души, Есенин не мог принять тех, зачастую, низких условий жизни, в которых ему приходилось существовать, ему чужды были "чужой и хохочущий сброд", "веселие мути". Его душа металась, рвалась из груди, потому что отторгала эту чернь, эту жуткую сторону жизни поэта. Есенин страдал, мучался от этой внутренней борьбы, котороая выливалась в горькие раздирающие кабацкие стихи, в скандалы, в пьянство. "Дар поэта - ласкать и карябать, роковая на нем печать. Розу белую с черною жабой я хотел на земле повенчать..." Сколько же чувств кипело в этом бесценном хрустальном сосуде! Там и "черти гнездились", и "ангелы", и "белые розы с черными жабами"... Насколько уязвима душа тонкого лирика и насколько она глубока! "И похабничал я, и скандалил для того, чтобы ярче гореть..." Ведь хулиганил и пьянствовал Есенин не просто так, а потому что протестовал. Его стихи не побуждают к повторению тех же ошибок, они показывают насколько низко можно упасть и создать при этом гениальные незапятнанные творения, достичь высочайших вершин лирики! Оттого так и режут по сердцу эти стихи, оттого-то слезы невольно подступают горлу, когда осознаешь, что не милы-то Сергею его собственные пьяные выходки и скандалы, а что дороги ему "родные поля", "золотые далекие дали", "май синий, июнь голубой", что ему "так и хочется руки сомкнуть над древесными бедрами ив" и "мечтать по-мальчишески в дым". Но он "склонился над стаканом, что б, не страдая ни о ком, себя сгубить в угаре пьяном", "опустясь головою, заливал глаза вином, что б не видеть в лицо роковое, что б подумать хоть миг об ином", что б мечтать о новом, "что не выразить сердцу словом", о том, что понятно только Сергею Есенину. Очень грустно, что поэт обрел себя в гнилой атмосфере богемы, что с неподдельной силой лира его зазвучала на упадочных тонах. За, казалось бы, "страшным" названием "Москва кабацкая" по настоящему скрываются нежные, тонкие, лиричные, самоосуждающие стихи, поэтому неправильно говорить об их опасности. "Есенин кается еще прежде, чем согрешил".
"Нечистых слов нет. Есть нечистые представления. Не на мне лежит конфуз от смело произнесенного мною слова, а на читателе или слушателе"(С.Есенин). Нельзя понять, насколько душа поэта необъятна и широка в своих берегах, насколько сильно ее стремление к высокому, не приняв поэта таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, взлетами и падениями. Не познав этого, невозможно с откровенной искренностью по-настоящему полюбить поэзию и поэта Сергея Есенина.
Ещё будучи юношей, Есенин будто предвидел, что жизнь его будет нелегкой. Вот, что писал он своей возлюбленной Марии Бальзамовой в 1913 году: "...Есть люди, которые с тоскою проходят свой жизненный путь,<...> не могут они равнодушно переносить окружающую пустоту, и дух их тоскует и рвется к какому-то неведомому миру, и они умирают не перед раскрытыми вопросами отвратительной жизни, — увядают эти белые чистые цветы среди кровавого болота, покрытого всею чернотой и отбросами жизни. <...>К чему же жить мне среди мерзавцев, расточать им священные перлы моей нежной души, <...> предоставляя свои цветы рвать дерзким рукам того, кто хочет наслаждения. Я не могу так жить, рассудок мой туманится, мозг мой горит и мысли путаются, разбиваясь об острые скалы — жизни, как чистые хрустальные волны моря. Я не могу придумать, что со мной. Но если так продолжится еще, — я убью себя, брошусь из своего окна и разобьюсь вдребезги об эту мертвую, пеструю и холодную мостовую."
9-10 марта
Без поэзии чувств и любовный роман - проза ©