"Голубая кофта. Синие глаза..."

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Какая сентенция из стихотворения "Голубая кофта. Синие глаза...", по вашему мнению, лучше всего описывает этиологию разлада между его героями?

1). "Голубая кофта. Синие глаза"
1
13%
2). "Никакой я правды милой не сказал"
2
25%
3). "Милая спросила: "Крутит ли метель?"
0
Нет ответов.
4). "Затопить бы печку, постелить постель"
0
Нет ответов.
5). "Я ответил милой: "Нынче с высоты кто-то осыпает белые цветы"
0
Нет ответов.
6). "Затопи ты печку, постели постель"
0
Нет ответов.
7). "У меня на сердце без тебя метель"
5
63%
8). Другое
0
Нет ответов.
 
Всего голосов : 8

Сообщение -M- » 06:34:04, Пятница 18 Февраль 2011

А что если это вообще была "милая на час", а мы тут сидим рассуждаем, кто бы это мог быть... Ну зашел к какой-нибудь барышне в гости на "чашечку чая". Это, если привязывать к какому-нибудь реальному событию.
А если ко сну, так там вообще может быть и незнакомый персонаж, или нам, или даже С.Е., так сказать - дама-образ.
И ещё, нам не следует упускать из виду того, что просто невозможно знать всех тех людей, которые вертелись в его окружении, постоянно или разово.
-M-
Профи
 
Сообщений: 1151
Зарегистрирован: 12:54:38, Понедельник 25 Январь 2010

Сообщение -M- » 07:50:14, Пятница 18 Февраль 2011

GAS писал(а):
-M- писал(а):GAS, я вообще-то надеялась и на Ваш коммент по моему коллажу. Как Вам? 8)

Марина, коллаж мне очень понравился. Только жалко, что вы не даете в этой теме на него ссылку. Пройдет время и как его будут находить люди? А еще лучше разместить коллаж в этой теме. Мы же при обсуждении стихотворения "Ах, как много на свете кошек..." выкладывали туда и открытки, и рисунки, и фото. И были к ним комментарии и все по теме. Более того, половина темы, если не больше, как раз и состояла в комментариях к разным рисункам и это сильно помогло раскрыть тему. А ваш коллаж отражает ваше видение на текущий момент обсуждаемого стихотворения. А это очень и очень интересно будет всем. Не обязательно все писать словами. Смысл можно выразить и другими средствами.

Теперь о коллаже. Мне кажется, у вас еще не сформировалось окончательное мнение о "Голубой кофте" и ваш коллаж это отражает. Так? Уж больно мирно все там выглядит. :) А в стихотворении есть напряжение, причем сильное. Расстаются ли герои, просто ссорятся из-за того, кому топить печку и стелить постель, или над героем нависла сильная опасность, а он ее скрывает от своей любимой - в любом случае должно быть напряжение. Так мне кажется. Но я могу и ошибаться. Признаюсь, я не шибко разбираюсь в рисунках. Так что вы не принимайте мою критику всерьез. Я еще сам подумаю над вашей интерпретацией. Может, как раз ваше видение лучше отражает суть. :)


Да ради Бога, GAS! :wink: Мне сcылку дать только в удовольствие! Или лучше я просто скопирую свой пост, так как сдаётся мне, что вы были на странице 112, и не читали 111-ю. Напряжение я попыталась найти в цвете. Я намереннно не использовала позитивный яркий ультрамарин, а предпочла холодный синий с лилово-серым отливом. Но как оказалось это почти никто не заметил.
Более того, люди, которые мало интересуются деталями и значением символов, среди них и мой брат, посчитали мой коллаж очень нежным, романтичным, или "мирным", как Вы заметили.
А мне самой казалось, что я делаю картину-предчуствие. Куда ни кинь взор, всюду "знаки". Ведь достаточно много элементов картины говорит о неизбежности конца, даже часы ("Ваше время истекло"), на которые вот-вот наступит ангел смерти... Или белая бабочка, так странно появившаяся зимой, и которая вот-вот подлетит к пламени свечи.
Геннадий, а по Вашему в чем могло выражаться напряжение? Что бы Вы выбрали для этого?
И, наконец, по "милой"... Дама, на которой я остановила свой выбор для картинки, смотрит искоса, без особого выражения любви, немного отстраненно, немного равнодушно, скорее снисходительно, вся в себе, и ей не нужна та правда, которой он ей не сказал...

"Ну вот, наконец, мой новый коллаж "Голубая кофта. Синие глаза". Долго подбирала тревожный сумеречно-синий...
И также долго искала даму, которая бы могла бы стать неким собирательным образом всех дам сердца Есенина.
Размер картинки чуть больше экранного, уменьшать не захотелось, из-за слоёв и фрагментов, которых здесь больше двадцати

Любые комментарии, конструктивная критика и советы - только приветствуются! А то тишина как-то скуку навевает...

Изображение

И ещё, для полноты картины хочу дать пояснения некоторых деталей из словаря символов :

"СВЕЧА - Краткостью своего существования свеча символизирует одинокую трепетную человеческую душу, мимолетность жизни, которую так легко погасить."

"БАБОЧКА — Символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, способности к превращениям, к трансформации. У славян с бабочкой связываются прежде всего представления о душе. В народе зачастую говорят о бабочке как о душе умершего или предвестнице смерти, а иногда и образе смерти."

"ВОРОН – Птица с мистическим ореолом. Ворон-вестник, ворон-вещун. Вещий ворон — преимущественно вестник несчастий, смерти. Траурное чётное число птиц."

"БЕЛАЯ РОЗА - Символ тишины и хранимой тайны, иногда скорби, недолговечности существования, и в то же время, бессмертия. И всегда – совершенства. Мистический центр Сердца, Рая, Души. Символ очень короткого цветения, жизни и вечного бессмертия. Это абсолютная Любовь. Иногда единственная на всю жизнь. Спокойная, неподвластная времени и обстоятельствам. Про такую говорят «Любовь до гроба», может быть и потом, за последней чертой. Это может быть и любовь к людям вообще, к миру, к Богу, жизни. Любовь сильнее смерти."

Знакомый призрачный ДОМ с огоньком в окне, как символ несбыточного и недосягаемого домашнего очага.

АНГЕЛ, осыпающий цветы, отбрасывает слабый свет на спину С.Е., свет как знак близости перехода в Мир Иной.

Другой АНГЕЛ держит венок с лентой и надписью на латинском языке «SUB ROSA», выражение означающее - «Нечто, находящееся под тайной», то есть история, которая до сих пор до конца не раскрыта.
Ну вот, вроде всё...
"
-M-
Профи
 
Сообщений: 1151
Зарегистрирован: 12:54:38, Понедельник 25 Январь 2010

Сообщение GAS » 19:48:34, Пятница 18 Февраль 2011

Марина, спасибо, что выложили свой коллаж и описание символов. Я, действительно, описаний не видел. У меня вопрос. Что за фигура видна из окна в самой верхней его части?

Кажется, вы бОльший упор сделали на смерть и бОльшая часть вашего коллажа в разных вариантах говорит о ней. Вот такое у меня сейчас впечатление. Но мне нужно еще время, чтобы понять получше.
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение GAS » 02:34:43, Суббота 19 Февраль 2011

Марина, дошел до меня смысл вашего коллажа. Нужно всего лишь осознать, что смерть в коллаже тоже символ. Признайтесь, вы кого в первую очередь имели ввиду, когда подбирали кандидатку на героиню? Случайно, не Соню Толстую? Отношения между ними разрушены. Остались одни мертвые развалины. Мне даже пахнуло мертвечиной. :) Здорово все получилось.

Лена, я вовсе не отрицаю, что Айседора может быть героиней этого стихотворения. Мы просто разбираем разные версии. Некоторые из них могут превратиться в планы. Вполне возможно, что в это стихотворение С.А. заложил не один план, а несколько. Владимир Высоцкий, когда рассуждал о высокой поэзии и о ее отличии от невысокой, как раз намекал на то, что в хорошем стихотворении может быть два, три и даже четыре, а бывает и еще больше, планов. А перед этим рассуждением он упомянул Есенина. Да и сам Есенин о своем поэтическом стиле сказал: "Родился я с песнями в травном одеяле", что уже подразумевает, как минимум, два плана.

Так что, не в смысле отрицания, а смысле поискать еще что-либо, я хочу заметить, что "голубые глаза" могут обозначать не только цвет глаз. Именно свойство глаз не менять свой цвет может быть использовано в качестве поэтического образа для обозначения определенной характеристики героини, данной ей от рождения. Например, дочь короля - принцесса, хочет она этого или не хочет. Может ли наша героиня быть дочерью важного человека? А можетона быть дворянкой? Если это не подходит, может что-то другое подойдет. Нужно только поискать. Кстати, Софья Толстая - дочь графа и в контексте "Голубая кофта. Синие глаза" не так уж важен цвет глаз у самой Софьи.

А не слышал ли, случайно, кто-нибудь чтобы синими глазами называли шпионов какого-нибудь рода? :D
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение GAS » 12:25:41, Воскресенье 20 Февраль 2011

Про печку, сани, метель мы кое-что выяснили из сонников. Теперь про синие глаза, тоже из сонника.

Если приснились чьи-то глаза - будьте осторожны, так как недруги следят за каждым вашим шагом, чтобы испортить дело. Любящим такой сон предвещает появление соперника и недоразумений, связанных с ним. Карие глаза - вероломство и хитрость. Голубые глаза - к поражению из-за собственной робости. Серые глаза - предупреждение против льстивого человека
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Игорь Южанин » 17:23:54, Воскресенье 20 Февраль 2011

Вы что, дорогие, пишете сочинение на эту тему? :)

Голубая кофта. Синие глаза… это лишь успокоение для того, чтобы не проснуться раньше времени. Дальше происходят очень интересные действия. Какие-то люди моют окна, вы, естесственно, просыпаетесь, стыдитесь своего вида, переходите в другие комнаты… Но там! Те же люди, те же тряпки оконные. Что делать? Ну, конечно, стремиться в комнату, где нет окон! Но это кладовка. А в кладовке сложены и подвешены некоторые вещи, о которых вы совсем забыли. Самая страшная развязка наступит, если вы не найдёте эту вещь!!!
Лично я нашёл. :)
Я в мир пришёл многообразный сей,
Чтоб рассмотреть его кристалла грани.
И заглянуть во внутрь всех вещей,
Что не успел когда-то сделать ранее...
И.Ю.
Аватар пользователя
Игорь Южанин
Мастер
 
Сообщений: 726
Зарегистрирован: 10:29:10, Понедельник 03 Декабрь 2007
Откуда: Ростов-на-Дону

Сообщение Страна_Воображения » 22:12:36, Воскресенье 20 Февраль 2011

Может быть, то, что я напишу, будет несколько наивно, но....
Сегодня я прочитала это стихотворение в очень приподнятом настроении и очень удивилась оттого, что оно мне перестало казаться каким-то грустным! Именно сегодня мне не показалось, что герой так уж страдает от отсутствия взаимопонимания. Если всё стихотворение воспринимать как одно иносказание, то слова "Крутит ли метель? затопить бы печку, постелить постель" можно трактовать как раз-таки наоборот: эта женщина (кто бы уж там она не была) заметила подвешенное состояние близкого человека, т.е. метель на сердце. И, так сказать, хочет развеять его тоску. :)
Строчку "у меня на сердце без тебя метель" здесь уже неоднократно обсуждали, и мне она тоже когда-то казалась символом неизбежного расставания двух уже совсем чужих друг другу людей. Но теперь она звучит для меня кардинально по-другому.
Только смущает это есенинское "милая"... Всё время вспоминаю "едет, едет милая, только не любимая". Выходит, что прототип этой "милой" - вовсе не Айседора. У меня это слово с ней не вяжется, разве что с Галей или Соней. А Дункан он любил, ой как горячо любил!
И вообще я начинаю приходить к мысли, что уж какие там в стихах Есенина смыслы, про что каждое из них, почему герой сделал так, а не иначе - это уже каждый читатель додумывает. Сколько людей -столько и трактовок стихотворения получается.
Аватар пользователя
Страна_Воображения
Мастер
 
Сообщений: 105
Зарегистрирован: 20:49:13, Суббота 21 Август 2010
Откуда: Волжский

Сообщение -M- » 07:51:27, Понедельник 21 Февраль 2011

GAS писал(а):Марина, спасибо, что выложили свой коллаж и описание символов. Я, действительно, описаний не видел. У меня вопрос. Что за фигура видна из окна в самой верхней его части?

Кажется, вы бОльший упор сделали на смерть и бОльшая часть вашего коллажа в разных вариантах говорит о ней. Вот такое у меня сейчас впечатление. Но мне нужно еще время, чтобы понять получше.


GAS, Вы имеете ввиду фигуру еще одного ангела? Это плачущий ангел, такие часто устанавливают на могилах. Присмотритесь, у него за спиной крылья.

Да, Вы правы упор именно в "этом" направлении. Когда человека упорно не отпускает ощущение близкого конца и нависшей опасности, мрачные знаки-предвестники ему видятся буквально во всём, что его окружает.

Признайтесь, вы кого в первую очередь имели ввиду, когда подбирали кандидатку на героиню? Случайно, не Соню Толстую?


Нет, Геннадий, не только Соню. Я же написала - собирательный образ, типаж. Мне так показалось, что в чертах её лица можно проследить многих женщин С.Е. - и Зина, и Галя, и Соня и так далее, и так далее... На мой взгляд, "милая" хоть и занимает первую строчку в этом стихотворении, первоочередным в нём всё-таки является внутреннее состояние героя.
-M-
Профи
 
Сообщений: 1151
Зарегистрирован: 12:54:38, Понедельник 25 Январь 2010

Сообщение -M- » 08:43:12, Понедельник 21 Февраль 2011

Ну вот ещё одно направление, которое может увести размышления совсем в другую сторону: Театр "Синяя Блуза"


«Синяя блуза» возникла из «живой газеты», организованной в 1923 году по инициативе нескольких студентов Московского института журналистики. «Живые газеты» преподносили слушателям в предельно лаконичной театрализованной форме политические новости дня, своеобразно обработанные факты из газетной информации, миниатюрные сценки-фельетоны. Движение это в свою очередь вызвало появление мобильных театрально-эстрадных коллективов, принявших наименование «Синяя блуза». Инициатором и душой нового театрального направления был известный журналист, способный организатор-энтузиаст Борис Южанин. Благодаря его усилиям в Москве возник профессиональный театр «Синяя блуза», объединивший десятки талантливых молодых актеров, ряд интересных режиссеров, композиторов, художников. Московский театр «Синяя блуза» объединял 12 небольших групп, выступавших в рабочих клубах столицы и многих городов страны, на собраниях трудящихся, в студенческих общежитиях, в небольших концертных залах и на огромных стадионах. Репертуар для «Синей блузы» создавали многие видные советские поэты, драматурги, композиторы. В опубликованной в 1928 году в Москве брошюре «Альбом «Синей блузы»» лицо и задачи этого своеобразного театра сформулированы так: «Синяя блуза» - особая форма агитации, актуальный театр, рожденный революцией. Она – монтаж политических и иных событий с позиций классовой идеологии пролетариата»."
http://sites.google.com/site/ernstbush/ ... skij-teatr


"Неустроенность и серость быта, скудость эмоциональных впечатлений рождали у краматорчан жадную страсть к лицедейству, к празднику театра. Любой спектакль, самая простенькая постановка любителей воспринимались публикой как настоящее событие, шли при полном аншлаге. Кроме традиционного театра, большой популярностью у краматорчан в это десятилетие пользовался молодежный агитационный театр «Живая газета», или, как его еще называли, «Синяя блуза».

Представления «Синей блузы» состояли из ряда разделов, в основном соответствующих рубрикам печатной газеты. Сохраняя ее оперативность и актуальность, они представляли собой синтез разных видов искусства. В стремительном темпе литературно-музыкальный монтаж сменялся сатирической сценой, задушевная песня - огненным танцем, озорные частушки - физкультурной пирамидой. А начиналось представление парадом артистов, выходивших на сцену в синих блузах. Для выступлений «Синей блузы» не нужны были ни оборудованная сцена, ни декорации. Именно это обстоятельство в сочетании с яркой зрелищностью, театральностью, которые создавались разнообразными и красивыми костюмами, делало «Синюю блузу» незаменимой мобильной агитбригадой.

«Синяя блуза» - это, прежде всего, политический театр. Она была призвана адаптировать общественное сознание к резким изменениям в политике, экономике, в быту. Главная ее задача состояла в том, чтобы донести до масс в простой и убедительной форме идеи партии."
http://obshegitie.org.ua/archive?q=node/679
-M-
Профи
 
Сообщений: 1151
Зарегистрирован: 12:54:38, Понедельник 25 Январь 2010

Сообщение GAS » 01:17:34, Вторник 22 Февраль 2011

Марина, "Голубые блузы" - классная находка. "Голубая кофта" наверняка придумана Есениным по аналогии с ними. И, вероятно, чем сильнее женщины прислушивались к "Голубым блузам", тем синее становились их глаза и кофты. :) Революция!!! Пока мужики ради нее шашками махали, революция подкралась к ним с другой стороны. :) И почувствовал Есенин, что конец ему приходит. Куда ни глянь, одни красавицы в голубых кофтах и с синими глазами. Отсюда и напряжение, которые вы так точно заметили и показали в своем коллаже. Я соглашаюсь с вами. Напряжение героя стихотворения - это главное. И наравне с ним идет то, что вызвало это напряжение. Это возвращает нас обратно к голубым кофтам и синим глазам милых наших дам. Они стоят на первой строчке стихотворения и являются первопричиной этого напряжения. Короче, Cherchez la femme :)
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение GAS » 01:47:27, Вторник 22 Февраль 2011

Страна_Воображения писал(а):Может быть, то, что я напишу, будет несколько наивно, но....

Почему наивно? Вовсе нет! Я тоже вижу, что стихотворение можно прочитать, как описание весьма трогательных отношений взаимолюбящих друг-друга людей. Потому не перестаю удивляться поэтическому мастерству Есенина, его умению одними и теми же словами выражать противоположное.
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение natico » 09:43:30, Среда 23 Февраль 2011

да, мне кажется, любая точка зрения по этому вопросу может оказаться правильной в конце концов...
А вообще у Есенина все девушки синеглазые в стихах, особенно если это касается не конкретной персоны, и только Гутя златокареокая :shock:
А вот вспомните, что в августе 1925 Есенин писал, что "хотел бы сейчас хорошую видеть девушку под окном, чтоб с глазами она васильковыми", даже персиянка у него голубоглазая "всё равно глаза твои как море голубым колышутся огнём".
Так может быть, голубые и синие глаза девушки - это штрих к образу невинной, юной и наивной девушки? Ведь синий и голубой цвет у Есенина всегда означает юность, молодость, нежность?
Сову разъясняю
Аватар пользователя
natico
Мастер
 
Сообщений: 923
Зарегистрирован: 12:11:41, Суббота 24 Апрель 2010
Откуда: Сургут

Сообщение GAS » 12:47:42, Четверг 24 Февраль 2011

Наташа, не любая версия пройдет, а только та, которая содержит проблему на стороне мужчины.

"Ты мое васильковое слово" - так обратился Есенин к своей сестре Шуре. Васильки имеют нежно-голубой цвет. А синева, в есенинском смысле, вообще присуща женщинам. Это от Бога. С детьми по-другому и нельзя. Только вот глубина этой синевы бывает разная.

А еще интересна корреляция с "голубой кофтой" вот здесь:
    Я вижу — в просиничном плате,
    На легкокрылых облаках,
    Идет возлюбленная Мати
    С Пречистым Сыном на руках.

    Она несет для мира снова
    Распять воскресшего Христа:
    «Ходи, мой сын, живи без крова,
    Зорюй и полднюй у куста».
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение -M- » 14:11:23, Четверг 24 Февраль 2011

Это, конечно, интересная корреляция, GAS. Но сейчас я обратила внимание на другое:

Я вижу — в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная Мати
С Пречистым Сыном на руках.


Синее или голубое покрывало я заметила преобладает у католических мадонн.
В православии чаще всего покрывало либо черное, либо красное, иногда золотое, и изображение Богоматери как правило по пояс.
А по облакам, что сразу приходит на память, идёт Сикстинская Мадонна Рафаэля из Дрезденского Музея. И покрывало у нее как раз голубое. :wink:

Поправьте меня, если я ошибаюсь. :)
-M-
Профи
 
Сообщений: 1151
Зарегистрирован: 12:54:38, Понедельник 25 Январь 2010

Сообщение GAS » 22:42:38, Четверг 24 Февраль 2011

Сикстинская мадонна нарисована в красном платье, а синим покрывалом у нее окутана нижняя часть тела, та что ниже пояса. А вот Явление Богоматери полку русских солдат в Августовских лесах Здесь у Богоматери синим покрыта верхняя часть тела, та что выше пояса. :) Но это только первый пример, который я нарыл простым гуглением. Причем, это то, что попалось мне первым. Если эта система прослеживается и в остальных случаях, то можно фиксировать разницу. :)
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

cron