"Сторона ль ты моя, сторона!"

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Сообщение Анхен » 19:12:49, Четверг 24 Август 2006

Если второе стихотворение - вариация на тему первого, то с колокольней понятно. Она выросла изи церквушки
Анхен
Профи
 
Сообщений: 1027
Зарегистрирован: 22:19:07, Пятница 21 Июль 2006
Откуда: Башкортостан - цветущий край

Сообщение GAS » 23:09:14, Четверг 24 Август 2006

Анхен писал(а):Если второе стихотворение - вариация на тему первого, то с колокольней понятно. Она выросла изи церквушки

В смысле, пейзаж изменился? В 14 году колокольни около той церквушки еще не было, а в 21 году ее уже построили? :D Тогда закономерен вопрос: о какой конкретно церквушке идет речь? Но я, вообще-то, сейчас больше шучу, чем говорю серьезно.
А если серьезно, то сдается мне, что Есенин написал оба эти стихотворения о своем отношении к церкви вообще. Причем в 14 году у него было одно отношение, а 21 - совсем другое. И мне начинает сильно казаться, что более позднее стихотворение могло очень и очень не понравиться церковным патриархам. Но все зависит от того, как понимать слово "твердь".
Если под этим понимать "земную твердь", тогда речь идет о каком-то конкретном месте, где, возможно, стоит другая церковь. В этой другой церкви Есенин и прозрел, а
...прозревшие вежды
Закрывает одна лишь смерть».

Но понятие "твердь" слишком емкое, чтобы так просто его трактовать. А вообще, к какой вере принадлежал Есенин. Был ли он православным?
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Данита » 09:16:30, Пятница 25 Август 2006

GAS писал(а): А вообще, к какой вере принадлежал Есенин. Был ли он православным?

Вообще-то не к буддисткой принадлежал :wink:
Он был крещеным и отпевали его тоже в церкви!
Учился в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе. Отлично знал Библию и все такое прочее, касающееся православия. Семья была православная, деда одного даже Монахом прозвали! Наставник у Есенина был замечательный, отец Иоанн (священник Константиновской церкви)

Вообщем - прежде чем обсуждать стихи, надо хотя бы биографию поэта изучить!!! Жизнь, окружение во многом сказываются на мироощущение поэта!!!

Строки Есенина:

"Стыдно мне, что я в Бога верил
Горько мне, что не верю теперь"

По воспоминаниям Катерины, сестры поэта, в последний год он не расставался с Библией, плакал и молился!!!

Вот такие дела, брат GAS! :wink:
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Анхен » 10:00:53, Пятница 25 Август 2006

Ни в коем случае не пейзаж сменился, дело не в месте нахождения. Была сторонка, стала сторона. Была церквущка, стала колокольня. Это уже другое мышление, взрослой души. А прозревать духовно необязательно в церкви, Я бы сказала, что прозрел-то он как раз в кабаках. Попробуйте словить атмосферу стиха в общем и целом, не раскладывая его по полочкам (а то запутаешься еще больше в поисках смысла там, где его может не быть). Перечитайте его несколько раз в разное время, и каждый ра заново будет оно открываться вам
Анхен
Профи
 
Сообщений: 1027
Зарегистрирован: 22:19:07, Пятница 21 Июль 2006
Откуда: Башкортостан - цветущий край

Сообщение GAS » 19:33:10, Пятница 25 Август 2006

Анхен писал(а):Ни в коем случае не пейзаж сменился, дело не в месте нахождения. Была сторонка, стала сторона. Была церквущка, стала колокольня.

Я с этим и не спорю. Понятно, что со временем взгляды Сергея Есенина менялись, взрослели, обагащались. Я же не так ставлю вопрос. Меня интересует с чего на что или с каких на какие эти взгляды менялись. Я хочу увидеть качественную картинку этих изменений. Тем более, что я отчетливо увидел, что речь в обоих стихотворениях идет о взглядах Есенина на церковь, а, может, и религию в целом. Вот я и хочу понять кем, в религиозном смысле, он был в 14 году и кем стал в 21. Согласитесь, что это не пустой интерес.

Вот Данита шутит, что он же был не буддистом. Хорошо знал Библию. А на Библии ужас сколько разных религиозных течений существует. Только крупных и широко известных аж целых три: католики, протестанты и православные. А мелких и не пересчитать даже.

В стихотверении, со стороной, ясно изложены, на мой взгляд, две религиозные позиции. Первая связана с колокольней и эту религиозную позицию Есенин характеризует:
Посмотри: меж скелетов домов,
Словно мельник, несет колокольня
Медные мешки колоколов.

Если голоден ты — будешь сытым,
Коль несчастен — то весел и рад.
Только лишь не гляди открыто,
Мой земной неизвестный брат.

А вторая позиция не характеризуется Есениным никак, а только обозначается, что он посещал твердь. И вот с этой позиции его сдвинет одна только смерть. Вот мне и интересно узнать, что же это за позиция такая :)
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение GAS » 19:48:42, Пятница 25 Август 2006

Данита писал(а):Вообщем - прежде чем обсуждать стихи, надо хотя бы биографию поэта изучить!!! Жизнь, окружение во многом сказываются на мироощущение поэта!!!

Ну я не совсем чистый лист в биографии Есенина. Кое-что я читал. Хотя и не скажу, что много. Но... Чечтно скажу, у меня не слишком много доверия к его биографам. И я решил пойти другим путем: досконально, до каждого слова и до каждой буквы вникнуть в его стихи. Тем более, что он сам говорил, что часть его биографии изложена в стихах. Хорош этот путь или нет - пока не знаю. Время покажет :)

Строки Есенина:

"Стыдно мне, что я в Бога верил
Горько мне, что не верю теперь"
По воспоминаниям Катерины, сестры поэта, в последний год он не расставался с Библией, плакал и молился!!!


Спасибо, Данита. Ценное замечание. Но, правда, к чему пришел Есенин так и не понятно :D С одной стороны ушел от Бога, а с другой пришел к нему в лице Библии.
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Анхен » 20:49:10, Пятница 25 Август 2006

Может, у Есенина твердь - это не библейская твердь, а именно земная жизнь, как и принято выражаться, к тому же и рифма располагает так написать. А насчет перемены взглядов - это естественно, ведь человек либо деградирует, либо умнеет, и усталость от жизни появляется, и разочарование, и взгляды соответственно меняются
Анхен
Профи
 
Сообщений: 1027
Зарегистрирован: 22:19:07, Пятница 21 Июль 2006
Откуда: Башкортостан - цветущий край

Сообщение GAS » 21:32:01, Пятница 25 Август 2006

Анхен писал(а):Может, у Есенина твердь - это не библейская твердь, а именно земная жизнь, как и принято выражаться, к тому же и рифма располагает так написать.

Вот на счет рифмы я даже и не сомневаюсь, что Есенин это слово не для рифмы вставил. Такие поэты, как Есенин,- большие профессионалы, и если слово не выражает то, что они хотят сказать, они перестраивают всю фразу и находят другие рифмы и другие слова. С этим делом у гениев проблем не бывает :D

А слово "твердь " Есенин вполне мог использовать и не в библейском смысле. Но тогда в каком? Если говорить о кабаках, то придем к Омару Хайяму: истина - в вине. :D Но этот тезис разве противопоставляется вот этому:
А фонарь то мигнет, то захохочет
Безгубой своей головой
?

Безгубость с вином у меня плохо связывается. :D
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Данита » 09:56:49, Суббота 26 Август 2006

GAS писал(а):Чечтно скажу, у меня не слишком много доверия к его биографам. И я решил пойти другим путем: досконально, до каждого слова и до каждой буквы вникнуть в его стихи. Тем более, что он сам говорил, что часть его биографии изложена в стихах. Хорош этот путь или нет - пока не знаю. Время покажет :)


Согласна!!! Даже очень! Еще у него есть несколько автобиографий, тоже интересно прочесть!

Строки Есенина:

"Стыдно мне, что я в Бога верил
Горько мне, что не верю теперь"
По воспоминаниям Катерины, сестры поэта, в последний год он не расставался с Библией, плакал и молился!!!


Спасибо, Данита. Ценное замечание. Но, правда, к чему пришел Есенин так и не понятно :D С одной стороны ушел от Бога, а с другой пришел к нему в лице Библии.


Думаю, что как раз ушел от Бога в лице библии (все-таки по молодости мало кто искренне верит и чувствует Бога), если еще учесть его ранние поэмы!! А вот в конце жизни, года за 2 примерно (ведь говорят же, что смерть за человеком за 2 года по пятам ходит - это чувствует даже сам человек, что, кстати и было у Есенина тоже!!!) и в Коране лб этом тоже есть ... это я так. для полноты информации!

Так вот, про Бога - Есенин, несомненно, гений, а гений всегда от Бога!!! Светлые гении я имею в виду, не темные (типа Гитлера и т. д.)
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение GAS » 20:36:40, Понедельник 28 Август 2006

Данита писал(а):Согласна!!! Даже очень! Еще у него есть несколько автобиографий, тоже интересно прочесть!

Да. Автобиографии я как раз читал. Штуки три разных. А сколько их у него, интересно?

Думаю, что как раз ушел от Бога в лице библии (все-таки по молодости мало кто искренне верит и чувствует Бога), если еще учесть его ранние поэмы!! А вот в конце жизни, года за 2 примерно (ведь говорят же, что смерть за человеком за 2 года по пятам ходит - это чувствует даже сам человек, что, кстати и было у Есенина тоже!!!) и в Коране лб этом тоже есть ... это я так. для полноты информации!

Коран - это интересно. Не читал Корана. Не намекаешь ли ты, что под тверью можно, как вариант, понимать и Коран? А про предчувствие смерти хорошо написано у Лермонтова, в "Герои нашего времени".

Так вот, про Бога - Есенин, несомненно, гений, а гений всегда от Бога!!! Светлые гении я имею в виду, не темные (типа Гитлера и т. д.)

От Бога - да. Но Бог один, а число религий не персчесть :D
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Старуш-ка » 18:02:18, Воскресенье 03 Сентябрь 2006

"Словно мельник, несет колокольня
Медные мешки колоколов.

Если голоден ты — будешь сытым,
Коль несчастен — то весел и рад.


На мой взгляд, здесь прямая антитеза пищи телесной, хлеба (которую символизируют мешки с мукой) - и пищи духовной, котрую дает учение Христа (а символизирует его колокольня с колоколами).
И восходит она к цитате "Иисус же сказал им: я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать, и верующий в меня не будет жаждать никогда"(Ин. 6,35).

А фонарь то мигнет, то захохочет
Безгубой своей головой


А вот фонарь этот самый почему-то невольно ассоциируется у меня с ожившими - улыбающимися и шагающими - фонарями на картинах Марка Шагала. Наверняка Есенин видел эти картины - и, возможно, именно отдуда почерпнул этот образ.
Они ведь были знакомы, встречались в Москве в 20-м г.
Вот, в частности, что пишет Шагал в своих воспоминаниях:
"Мне больше нравился Есенин, с его неотразимой белозубой улыбкой.
Он тоже кричал, опьяненный не вином, а божественным наитием. Со слезами на глазах он тоже бил кулаком, но не по столу, а себя в грудь, и оплевывал сам себя, а не других.
Есенин приветственно махал мне рукой.
Возможно, поэзия его несовершенна, но после Блока это единственный в России крик души".
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Пред.

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 49