"Вижу сон. Дорога черная..."

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Сообщение Минчанка » 15:51:06, Пятница 07 Сентябрь 2007

Margo писал(а):За березовую Русь
С нелюбимой помирюсь


Получается, что - за родину помирюсь с нелюбимой-позией? :shock: Не может быть! Лира и поэзия не могут быть нелюбимыми для поэта!

:shock: Нееетт, Маргош, Оля имела в виду второе стихотворение:
...Приемлю все,
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам,
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.


Т.е. что оно перекликается с "Вижу сон...", но в нем добавляется еще одна героиня - Лира. А в "Вижу сон..." только три образа - Родина, Власть и страна-идеал.
Аватар пользователя
Минчанка
Профи
 
Сообщений: 1297
Зарегистрирован: 13:45:59, Четверг 14 Декабрь 2006
Откуда: Беларусь, г.Минск

Сообщение Ольга Сергевна » 16:49:35, Пятница 07 Сентябрь 2007

Бррррррр)) девочки, неужели я так коряво изъясняюсь??))))))
Лиру я просто так приплела, сама не знаю, куда её... Возможно, к образу Любимой она тоже как-то относится...

Я просто хотела подтвердить наши догадки относительно Любимой и Нелюбимой в "Вижу сон..." на основе другого стихотворения (ибо у Есенина как правило какая-то серьезная идея повторяется и подтверждается в нескольких произведениях)...

А насчет первых двух четверостиший - сделала предположение, что может быть, Единственная - Родина?.. Только Родина - в каком-то ином смысле...

Что родина?
Ужели это сны?


Вот и попробуйте понять, как Родина может быть и может не быть вовсе - "сон", "та, которой в мире нет"... Т.е. в каком смысле Родина употребляется в данном контексте?.. Хотя это я размышляю просто...
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Juliette » 17:17:46, Пятница 07 Сентябрь 2007

Ольга Сергевна писал(а):Вот и попробуйте понять, как Родина может быть и может не быть вовсе - "сон", "та, которой в мире нет"... Т.е. в каком смысле Родина употребляется в данном контексте?.. Хотя это я размышляю просто...


Наверное, это про "Русь идеальную"... про "Инонию"...

Все стихи я делю на разрешенные и написанные без разрешения. Первые – это мразь, вторые – ворованный воздух...
~ О.Мандельштам ~


Изображение
Аватар пользователя
Juliette
Супер-Профи
 
Сообщений: 4871
Зарегистрирован: 06:42:44, Четверг 12 Октябрь 2006
Откуда: Барнаул

Сообщение Ольга Сергевна » 17:24:23, Пятница 07 Сентябрь 2007

Juliette писал(а):Наверное, это про "Русь идеальную"... про "Инонию"...


Т.е. восприятие Родины у него было неоднозначное?.. :roll: в одних произведениях - реальное, а в других - идеализация образа?..
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Juliette » 17:33:11, Пятница 07 Сентябрь 2007

Ольга Сергевна писал(а):
Juliette писал(а):Наверное, это про "Русь идеальную"... про "Инонию"...


Т.е. восприятие Родины у него было неоднозначное?.. :roll: в одних произведениях - реальное, а в других - идеализация образа?..


Мне кажется, что именно так...

Все стихи я делю на разрешенные и написанные без разрешения. Первые – это мразь, вторые – ворованный воздух...
~ О.Мандельштам ~


Изображение
Аватар пользователя
Juliette
Супер-Профи
 
Сообщений: 4871
Зарегистрирован: 06:42:44, Четверг 12 Октябрь 2006
Откуда: Барнаул

Сообщение Минчанка » 17:40:19, Пятница 07 Сентябрь 2007

И в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны...


Нет, девочки, в этом случае имеется в виду конкретные личные взаимоотношения поэта и его родины. Я считал эту страну родиной (в самом глубоком смысле, т.е. считал ее родной и себя родным в ней), но неужели это всего лишь сон и я этой стране чужой?..

А сам поэт всё равно, несмотря ни на что, продолжает считать страну родиной и любить ее, хоть и безответной любовью:
Ну что ж!
Прости, родной приют.
Чем сослужил тебе — и тем уж я доволен.


Примерно так...
Аватар пользователя
Минчанка
Профи
 
Сообщений: 1297
Зарегистрирован: 13:45:59, Четверг 14 Декабрь 2006
Откуда: Беларусь, г.Минск

Сообщение Juliette » 17:47:12, Пятница 07 Сентябрь 2007

Мне кажется, что образ родины все же двоится. Есть реальная страна, с реальными людьми, социальным строем, властью и т.д., страна, которой Он "чужой". И есть родина, соеобразное обощение, идиальное понятие, то, к чему Он стремится...

Все стихи я делю на разрешенные и написанные без разрешения. Первые – это мразь, вторые – ворованный воздух...
~ О.Мандельштам ~


Изображение
Аватар пользователя
Juliette
Супер-Профи
 
Сообщений: 4871
Зарегистрирован: 06:42:44, Четверг 12 Октябрь 2006
Откуда: Барнаул

Сообщение GAS » 15:28:36, Воскресенье 09 Сентябрь 2007

Ольга Сергевна писал(а):Я просто хотела подтвердить наши догадки относительно Любимой и Нелюбимой в "Вижу сон..." на основе другого стихотворения (ибо у Есенина как правило какая-то серьезная идея повторяется и подтверждается в нескольких произведениях)...

Выделил жирным с чем полностью согласен. В свою очередь, покажу мою ассоциацию с этим стихотворением:
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге

Мне кажется, что Сергею Александровичу хочется, что бы клен на Руси был о двух ногах.
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Старуш-ка » 03:44:07, Суббота 22 Сентябрь 2007

Ольга Сергевна писал(а):у Есенина как правило какая-то серьезная идея повторяется и подтверждается в нескольких произведениях)...


Причем не только подтверждается, а порой очень сложно ( и даже невозможно!) понять и раскрыть смысл того или иного образа в стихотворении – не обратившись к другим произведениям поэта. Характерный пример: «метели заводят веселые прялки» (в «Черном человеке»). Глубинный смысл которого становится ясен лишь через призму стихотворения «Метель» («прядите, дни, свою былую пряжу») – т.е.речь идет о нити жизни!

Так и здесь..
Обратим внимание: в стихотворении «Вижу сон..» опять появляется излюбленная есенинская «синь»! А ведь синий цвет поэт считал цветом не бытовым, а как бы символическим. С одной стороны, символизирующим Россию (Рождественский вспоминает, как Есенин ему говорил: «Россия! Какое хорошее слово… И “ роса ”, и “ сила ”, и “ синее ” что-то!»)
А с другой стороны, синий – означает божественность, устремленность к небу, духовность. Это цветовая символика древнерусской живописи, иконописи. Обучаясь в церковно-учительской школе, поэт несомненно это хорошо знал. Хотя, наверняка даже впитал эту символику (ставшую своего рода обиходной в повседневном русском быту), еще в детстве – в доме бабки Натальи Евтеевны, увешанном иконами..

И действительно, практически во всех стихах, где упоминается синий цвет, имеется некий духовно-религиозный контекст.
Начиная от юношеского полушутливого «Синь то дремлет, то вздыхает. У лесного аналоя Воробей псалтырь читает» - и кончая одним из самых поразительных (ИМХО) стихотворений поэта, незаконченным «Синий день. День такой синий"». По тексту вроде бы сначала непонятно, почему день «такой синий». Да потому, что для лирического героя он наполнен устремлением к Богу:
Ты прости, что я в Бога не верую —
Я молюсь ему по ночам.
Так мне нужно. И нужно молиться.
И, желая чужого тепла,
Чтоб душа, как бескрылая птица,
От земли улететь не могла.


Да можно десятками примеры приводить!.. Но среди этого множества «синих» есенинских стихов нас прежде всего должна заинтересовать «Исповедь хулигана». Ведь Поэт сам, повторяя «хулиган я, хулиган» - словно настойчиво стремится обратить внимание читателя на ассоциацию с этим стихотворением. Вот она, снова синь:
Синий свет, свет такой синий!
В эту синь даже умереть не жаль.


И эта же мысль, на мой взгляд, является ключевой и в «Вижу сон..»
Так что на коне едет, безусловно, Смерть. Ес-сно, нелюбимая!!! Но почему «милая»?.. Да потому что словосочетание «смерть мила» являлось своего рода устойчивым фразеологическим оборотом. Вспомним пословицы «На миру и смерть мила», «Жизнь тяжела – смерть мила».. Или у Пушкина, которого Есенин боготворил: «И смерти мысль мила душе моей…» И т.д.
Кроме того, слово «милая» имело не только привычное нам значение «та, которая приятна, симпатична» - но и просто «нареченная, суженая».

А «та, в кого влюблен» - это, безусловно, Родина!
Остается последнее. Кто же эта «Единственная»?.. Я неспроста пишу с заглавной буквы. Это – Богородица. Та, «в Которой тот же свет, и Которой в мире нет». Вот когда я это поняла – для меня стал яснее смысл и всего стихотворения!

Собственно, это даже не отдельный образ. А как бы характеристика божественного света, которым освящена для Поэта происходящая мистерия. И свет этот «таинственный» не от слова «тайна», а от слова «таинство». Таинство примирения с мыслю о неизбежной скорой смерти («с нелюбимой помирюсь»).

Но Поэт не хочет этой смерти, страшится её – и просит защиты (у березы, как символа родной земли): «эту милую.. удержи ты ветками». Здесь невольно вспоминается
Защити меня, влага нежная,
Май мой синий, июнь голубой..

Опять та же «синь», та же мольба к родной земле о защите…

И тут возникает еще один, незамеченный ни кем, но важный (ИМХО) образ – «путь-дорога узкая». Это не просто некая тропинка, столь узкая – что ветви дерева могут на ней преградить путь всаднику.. Это тот «узкий путь» к Богу, к Благодати - о котором говорит Христос в Евангелии от Матфея (7:13–14). Узкий путь - в отвержении себя, в неприятии греховного, в терпеливом несении всех трудностей и невзгод, а то и злобы и гонений.

Так что, на мой взгляд, главная мысль, которую Есенин выразил в этом стихотворении – о готовности принять смерть за Родину («за березовую Русь») как о высшем духовном идеале для поэта.
Фактически, ту же мысль, что выразил примерно в это же время Максимилиан Волошин:

Тёмен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведёт
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.

Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца - Русь!
И на дне твоих подвалов сгину,
Иль в кровавой луже поскользнусь,
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.

Доканает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение GAS » 09:03:37, Вторник 25 Сентябрь 2007

Старуш-ка писал(а):Так что на коне едет, безусловно, Смерть. Ес-сно, нелюбимая!!! Но почему «милая»?.. Да потому что словосочетание «смерть мила» являлось своего рода устойчивым фразеологическим оборотом. Вспомним пословицы «На миру и смерть мила», «Жизнь тяжела – смерть мила».. Или у Пушкина, которого Есенин боготворил: «И смерти мысль мила душе моей…» И т.д.
Кроме того, слово «милая» имело не только привычное нам значение «та, которая приятна, симпатична» - но и просто «нареченная, суженая».

С большим интересом и удовольствием прочитал ваш анализ. Ваша точка зрения заслуживает внимания. Приятно так же, что вы вслед за тем советским критиком, хотя и считаете что на коне едет Смерть, но не делаете того страшного вывода, что стихотворение есть свидительство о склонности Е. к самоубийству. Но не смотря на то, что в ваших рассуждених есть рациональное зерно, все же не могу согласиться со всеми вашими заключениями. На мой взгялд, некоторые ваши выводы требуют уточнения.

"Так что на коне едет, безусловно, Смерть" - нет, не соглашусь. Вот если вы согласитесь, что на коне едет то, что исходит от власти и несет смерть - тогда и я буду с вами. А если вы будете настаивать на этом своем тезисе и дальше, то и я буду резко против :D Но вы сдвинули меня с моей прежней позиции. На коне едет не сама власть, а то что она несет, что навязывает людям. Это может быть или идеологией, или какой либо другой, более практической, идеей, как, например, указ Петра 1 о курении табака и кофе. И Смерть в этом стихотворении имеет двоякий смысл: как прямая, физическая смерть, так и просто разрушение, т.е. метафорический. Очень созвучно - "сначало все до основания разрушим, а уж потом, мы наш, мы новый мир построим." В связи с этим и "Путь-дорога узкая" - для меня имеет не религиозный, как у вас, смысл, а прострая характериситка тех методов, которые испокон веков применяются в России. Т.е. способ с дедовских времен один и тот же - силовое навязывание, воспринимаемое, как привали, большинством населений отрицательно. Так что стихотворение характеризует отношение между властью и народом. А в остальном мне ваш анализ очень понравился. Спасибо.
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Пред.

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 56