Ольга Сергевна писал(а):у Есенина как правило какая-то серьезная идея повторяется и подтверждается в нескольких произведениях)...
Причем не только подтверждается, а порой очень сложно ( и даже невозможно!) понять и раскрыть смысл того или иного образа в стихотворении – не обратившись к другим произведениям поэта. Характерный пример: «метели заводят веселые прялки» (в «Черном человеке»). Глубинный смысл которого становится ясен лишь через призму стихотворения «Метель» («прядите, дни, свою былую пряжу») – т.е.речь идет о нити жизни!
Так и здесь..
Обратим внимание: в стихотворении «Вижу сон..» опять появляется излюбленная есенинская «
синь»! А ведь
синий цвет поэт считал цветом не бытовым, а как бы символическим. С одной стороны, символизирующим
Россию (Рождественский вспоминает, как Есенин ему говорил: «Россия! Какое хорошее слово… И “ роса ”, и “ сила ”, и “
синее ” что-то!»)
А с другой стороны,
синий – означает божественность, устремленность к небу, духовность. Это цветовая символика древнерусской живописи, иконописи. Обучаясь в церковно-учительской школе, поэт несомненно это хорошо знал. Хотя, наверняка даже впитал эту символику (ставшую своего рода обиходной в повседневном русском быту), еще в детстве – в доме бабки Натальи Евтеевны, увешанном иконами..
И действительно, практически во всех стихах, где упоминается синий цвет, имеется некий духовно-религиозный контекст.
Начиная от юношеского полушутливого
«Синь то дремлет, то вздыхает. У лесного аналоя Воробей псалтырь читает» - и кончая одним из самых поразительных (ИМХО) стихотворений поэта, незаконченным «Синий день. День такой синий"». По тексту вроде бы сначала непонятно, почему день «
такой синий». Да потому, что для лирического героя он наполнен устремлением к Богу:
Ты прости, что я в Бога не верую —
Я молюсь ему по ночам.
Так мне нужно. И нужно молиться.
И, желая чужого тепла,
Чтоб душа, как бескрылая птица,
От земли улететь не могла.
Да можно десятками примеры приводить!.. Но среди этого множества «синих» есенинских стихов нас прежде всего должна заинтересовать «
Исповедь хулигана». Ведь Поэт сам, повторяя «
хулиган я, хулиган» - словно настойчиво стремится обратить внимание читателя на ассоциацию с этим стихотворением. Вот она, снова
синь:
Синий свет, свет такой синий!
В эту синь даже умереть не жаль.
И эта же мысль, на мой взгляд, является ключевой и в «Вижу сон..»
Так что на коне едет, безусловно,
Смерть. Ес-сно, нелюбимая!!! Но почему «милая»?.. Да потому что словосочетание «смерть мила» являлось своего рода устойчивым фразеологическим оборотом. Вспомним пословицы «На миру и
смерть мила», «Жизнь тяжела –
смерть мила».. Или у Пушкина, которого Есенин боготворил: «И
смерти мысль
мила душе моей…» И т.д.
Кроме того, слово «милая» имело не только привычное нам значение «та, которая приятна, симпатична» - но и просто «нареченная, суженая».
А «та, в кого влюблен» - это, безусловно,
Родина!
Остается последнее. Кто же эта «Единственная»?.. Я неспроста пишу с заглавной буквы. Это –
Богородица. Та,
«в Которой тот же свет, и Которой в мире нет». Вот когда я это поняла – для меня стал яснее смысл и всего стихотворения!
Собственно, это даже не отдельный образ. А как бы характеристика божественного света, которым освящена для Поэта происходящая мистерия. И свет этот «таинственный» не от слова «тайна», а от слова «таинство». Таинство примирения с мыслю о неизбежной скорой смерти
(«с нелюбимой помирюсь»).
Но Поэт не хочет этой смерти, страшится её – и просит защиты (у березы, как символа родной земли):
«эту милую.. удержи ты ветками». Здесь невольно вспоминается
Защити меня, влага нежная,
Май мой синий, июнь голубой..
Опять та же «синь», та же мольба к родной земле о защите…
И тут возникает еще один, незамеченный ни кем, но важный (ИМХО) образ –
«путь-дорога узкая». Это не просто некая тропинка, столь узкая – что ветви дерева могут на ней преградить путь всаднику.. Это тот «
узкий путь» к Богу, к Благодати - о котором говорит Христос в Евангелии от Матфея (7:13–14). Узкий путь - в отвержении себя, в неприятии греховного, в терпеливом несении всех трудностей и невзгод, а то и злобы и гонений.
Так что, на мой взгляд, главная мысль, которую Есенин выразил в этом стихотворении – о готовности принять смерть за Родину (
«за березовую Русь») как о высшем духовном идеале для поэта.
Фактически, ту же мысль, что выразил примерно в это же время Максимилиан Волошин:
Тёмен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведёт
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
Может быть, такой же жребий выну,
Горькая детоубийца - Русь!
И на дне твоих подвалов сгину,
Иль в кровавой луже поскользнусь,
Но твоей Голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.
Доканает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин