Страница 1 из 1

Просьба оценить(Православие в жизни поэта)

СообщениеДобавлено: 20:18:36, Понедельник 04 Июнь 2007
Алена Л
Я провела небольшую работу по творчеству С.А.Хотела бы, чтобы вы оченили и написали свое мнение по этому поводу.
Православие в жизни Есенина1910-1916 гг.

У церквей пред затворами древними
Поклонялись Пречистому Спасу

Пробирались странники по полю,
Пели стих о сладчайшем Иисусе…

Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
«О мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край…

Я – слуга давнишний Богов-
В Божий терем правлю путь…

Кроют зори райский терем,
У окошка Божья Мать…

На небе темно- голубом
Сам Бог витает над селом…

Закачались лампадки небесные.
Отворили ангелы окно высокое…

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон…

Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу…

Идет возлюбленная Мати
С Пречистым Сыном на руках…

Что в елях – крылья херувима,
А под пеньком – голодный Спас…

Чую Радуницу Божью –
Не напрасно я живу…

Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: «Осанна!»…

Голубиный дух от Бога,
Словно огненный язык…

Я поверил от Рожденья
В Богородичный покров…


«Уж вы, голуби, слуги Боговы,
Солетай-ко в райский терем…

Пропоем мы Богу с ветрами тропарь…

На сердце лампадка,
А в сердце Исус…


В зеленой церкви за горой,
Где вербы четки уронили…


Мир вам, рощи, луг и липы,
Литии медовый ладан!..

Нощь и поле, и крик петухов…
С златной тучки глядит Саваоф…

Шлет им лучистую радость во мглу
Светлая Дева в иконном углу…

1917-1919 практически нет

И пал, сраженный пулей,
Младенец Иисус.
Слушайте:
Больше нет воскресенья!..

Нет, не дашь ты правды в яслях
Твоему сказать Христу!..

И рыжий Иуда
Целует Христа…

Святись Преполовеньем
И Рождеством святись,
Чтоб жаждущие бденья
Извечьем напились…

Или, Или, лама савахфани…

Осанна в вышних!
Холмы поют про рай…

Кто всё живит и зиждит-
Тот знает час и срок.
Вострубят Божьи клики
Огнем и бурей труб…

Но тот, кто мыслил Девой,
Взойдет в корабль звезды…

За горой нехоженой,
В синеве долин,
Снова мне, о Боже мой,
Предстает Твой сын.

Симоне, Петр…
Где вы? Зову!
Шепчется кто-то:
«Кричи в синеву!»

Может быть, к вратам Господним
Сам себя я приведу…

1920-1925

За прощальной стою обедней…

Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя…

Стыдно мне, что я в Бога не верил.
Горько мне, что не верю теперь…

Боже мой!
Неужели пришла пора?
Неужель под душой так же падаешь, как
под ношей?

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать…

Но коль черти в душе гнездились,
Значит, ангелы жили в ней.


Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Или не слышишь – я плачу,
Каюсь в грехах пред Богом.


Прогнали царя…
Так вот…
Посыпались все напасти
На наш неразумный народ…

Я думаю, чтобы доконца понять тему православия в его стихах, нужно также хорошо,как и он, знать все термины, законы православоной жизни (он их знал в совершенстве ИМХО)

СообщениеДобавлено: 23:28:18, Пятница 08 Июнь 2007
ева
Алена Л почитайте еще письма Есенина к Панфилову. Хотя это письма и 1913 года. Но в таком возрасте такие рассуждения!!! Они поистине гениальны!!! Потом все это он перенес в стихи, в ранние стихи. Затем его отношение к религии, к православию можно даже проследит и по его «Инонии», только надо уметь читать между строк и знать Есенина того времени. Хотя потом он и пытался отмежеваться от своих религиозных стихов, но… Эта строчка «Стыдно мне, что я в Бога верил, горько мне, что не верю теперь», по моему мнению и есть ключ к пониманию Есениным Бога именно начиная с периода 1919 года, потом Москвы кабацкой и дальше..

СообщениеДобавлено: 13:05:10, Суббота 09 Июнь 2007
Алена Л
ева писал(а): Алена Л почитайте еще письма Есенина к Панфилову. Хотя это письма и 1913 года. Но в таком возрасте такие рассуждения!!! Они поистине гениальны!!! Потом все это он перенес в стихи, в ранние стихи. Затем его отношение к религии, к православию можно даже проследит и по его «Инонии», только надо уметь читать между строк и знать Есенина того времени. Хотя потом он и пытался отмежеваться от своих религиозных стихов, но… Эта строчка «Стыдно мне, что я в Бога верил, горько мне, что не верю теперь», по моему мнению и есть ключ к пониманию Есениным Бога именно начиная с периода 1919 года, потом Москвы кабацкой и дальше..
Я читала письма Есенина к Панфилову(они действительно гениальны, согласна с вами), Есенина того времени тоже изучила(Но все равно спасибо за совет :D ).На счет "Инонии", это вопрос спорный, каждый читает между строк по-своему. Как вы понимаете смысл этого произведения?

СообщениеДобавлено: 12:54:56, Четверг 14 Июнь 2007
Mick
интересная тема. у меня была идея создать большую тему "Есенин и Пушкин", а в ней раздел "Язычество и христианское православие в творчестве Есенина и Пушкина".

у нас в обществе сейчас возникла тенденция (во многом позитивная, во многом - нет) возвращения к исктокам древней веры. А что это за вера - никто не знает.

А вера - соединение древнего православия (язычества) с византийским (греческим) христианством. Причем соединение методом "меча и огня". Крестили Русь против воли народа, так же как против воли часто распространяли новую веру в Европе (святая инквизиция) и других стран (крестовые походы).

Первый страшный террор восходит ко временам крещения Руси - убиты миллионы людей. Второй ко временам святейшего Синода Петр Великого - истребление староверов - истреблены миллионы людей.

А так ли уж однозначно относился Есенин (а вместе с ним и Пушкин) к христианству?

Ответ: неоднозначно, и скорее критически...

Re: Просьба оценить(Православие в жизни поэта)

СообщениеДобавлено: 13:02:31, Четверг 14 Июнь 2007
Mick
Алена Л писал(а):Я провела небольшую работу по творчеству С.А.Хотела бы, чтобы вы оченили и написали свое мнение по этому поводу.
Православие в жизни Есенина1910-1916 гг.

У церквей пред затворами древними
Поклонялись Пречистому Спасу

Я – слуга давнишний Богов-
В Божий терем правлю путь…

Что в елях – крылья херувима,
А под пеньком – голодный Спас

Чую Радуницу Божью –
Не напрасно я живу…

Голубиный дух от Бога,
Словно огненный язык…

Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя…

Стыдно мне, что я в Бога не верил.
Горько мне, что не верю теперь…



Здесь много языческих образов. Спас в деревнях никто не отождествлял с Иисусом, это был языческий прздник сбора урожая, переодетый в христианские лохмуты.

Голубиный - относится к голубиной книге.

Радуница - языческий праздник поминовения предков - опять же переодетый христианскими попАми.

Я - слуга Богов - языческое многобожие.

и т.д.

стыдно Есенину было петь алиллуи, стыдно.
когда страна вся в полной жостокости пребывает и непроглядном прозябании.

СообщениеДобавлено: 13:03:37, Четверг 14 Июнь 2007
Juliette
Mick писал(а):Ответ: неоднозначно, и скорее критически...


+1 :!:

... Не хочу восприять спасения
Через муки его и крест:

Я иное постиг учение
Прободающих вечность звезд.

Я иное узрел пришествие -
Где не пляшет над правдой смерть...


СообщениеДобавлено: 20:18:41, Вторник 10 Июль 2007
Анхен
Мик, голодный Спас означает Спаситель, а не праздник Спаса
Голубиный означает Духа Святого в образе голубя
Дитя - чье? - Богово, сущ-ное среднего рода, слуга - чей? - Богов, существительное Слуга мужского рода. Многобожие ни при чем

СообщениеДобавлено: 15:48:06, Пятница 13 Июль 2007
Mick
голубиная книга - древнее сказание дохристанских времен, сейчас существуют лишь ее фальсификации и искаженные толкования. Сам Есенин много написал об этом в Ключах Марии.

БОгов - согласен, тут я ошибся...

Спас - воспринимался в селах как чудотворный идол, причем простой люд не отождествлял его с ИИсусом в отличие от церкви, а связывал с языческими традициями сбора урожая:

Яблочный, медовый... Спас.

А что касается Церкви - тут спора нет, но только языческие традицие более живучие и более здравые. До сих пор все самые важные обряды, связанные с рожденем, жизнью (свадьбами) и смертью человека уходят корнями в язычество древних славян. Христианство - лишь маска, надстройка над этим. Это прекрасно понимал Есенин, и не только он. У Высоцкого и Пушкина - множество языческих образов, от Гамаюна до волхвов из Вещего Олега...