Если "деревянных всадников" можно понимать,как деревьев(И деревья,как всадники сьехались в нашем саду),то что же это за такая зловещая ночная птица ?
Потому я и говорила выше, что "ЧЧ" -это целый КОСМОС, что каждый (казалось бы , даже мимолетный) образ в этой поэме - невероятно глубок и многозначен! И все они причудливо взаимосвязаны.
Сколько "копий сломано" было только вокруг одного слова "декабрьский"..)))))
Чем больше над всем этим задумываешься, чем дольше пытаешься разгадать "загадку Есенина" - тем больше поражаешься его ГЕНИЮ!
Да, безусловно, "деревянные всадники" - это деревья. Но (как я уже говорила, но повторюсь) - это не просто неожиданное сравнение, это всадники Апокалипсила, предвещающие Судный день (когда будет
"книга раскрыта, которая есть книга жизни, и судимы мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими" (Откр. 20, 12)) В судный день эта книга прочитывается Всевышним. У Есенина же за судьбой человека следит не только Бог, но и дьявол ("
водит падьцем по мерзкой книге").
А еще - повторная ассоциация с образом "человека-дерева". Сначала она невольно возникает, когда пытаешься осмыслить совершенно непредставимую (на первый взгляд!) "
шею ноги" . А ведь Есенин множество раз в других стихах отождествлял себя с деревьями (ну, хотя бы каноническое "
Сам себе казался я таким же кленом").
А что касаемо ночной птицы - наверное, образ возникает опять как перекличка с "Декабрьской ночью" Мюссе. Но нам важно не это, а его СОДЕРЖАНИЕ.
Что же это за "ночная зловещая птица"?.. Возможно, попросту сова?.. У Есенина в стихах она встречается множество раз ("
По-осеннему кычет сова..." , "
По лесу леший кричит на сову...")
Мы привыкли (видимо, под влиянием "Что? Где? Когда?") - что сова - символ мудрости. Но она таковым является лишь в греческой мифологии, и - ясное дело! - это толкование тут не при чем..))))))
А в старых русских поверьях сова считается
нечистой птицей((((( Бесшумный ночной полет, светящиеся глаза и жуткие крики повлияли на то, что сову связывали со
смертью и потусторонними силами (её появление возле дома предвещает смерть или пожар; в сов могут обращаться ведьмы и злые духи; ей приписывали дар
пророчества - из-за способности видеть в темноте).
Другая версия - что это "
Ворон с кличкой «Nevermore»" - являвшийся в ночи (наподобие есенинского Черного человека) лирическому герою Эдгара По.
А, возможно, это (как и "деревья-всадники") - тоже
апокалиптический символ?.. Зловещие птицы, созванные Ангелом на "великую вечерю Божию" (пожирать трупы пошедших за "зверем и лжепророком", т.е. дьволом)?.. (см. Откр. 19: 17-21)
И еще. Образ "головы, машущей ушами", "шеи ноги", "человека-дерева" у меня невольно вызывают ассоциации с рисунками Босха. Обратите внимание - там тоже везде.. сова!!!
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин