"О Русь, взмахни крылами..."

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Как бы вы оценили это стихотворение с позиции современников Сергея Есенина?

Вызывающее
1
5%
Озорное
2
9%
Озорное с хулиганскими замашками
4
18%
Хулиганское
2
9%
Пророческое
11
50%
Другое
2
9%
 
Всего голосов : 22

"О Русь, взмахни крылами..."

Сообщение GAS » 23:43:17, Суббота 03 Ноябрь 2007

Хорошо бы понять за что Есенина могли не любить некоторые его современники. Мне кажется, что это стихотворение, отчасти, может пролить свет на этот вопрос. И так варианты ответов, они же являются и вопросами, сформулированы в тексте опроса. Кому это интересно, как говорится, милости просим. А вот и само стихотворение:

    О Русь, взмахни крылами,
    Поставь иную крепь!
    С иными именами
    Встает иная степь.

    По голубой долине,
    Меж телок и коров,
    Идет в златой ряднине
    Твой Алексей Кольцов.

    В руках — краюха хлеба,
    Уста — вишневый сок.
    И вызвездило небо
    Пастушеский рожок.

    За ним, с снегов и ветра,
    Из монастырских врат,
    Идет одетый светом
    Его середний брат.

    От Вытегры до Шуи
    Он избраздил весь край
    И выбрал кличку — Клюев,
    Смиренный Миколай.

    Монашьи мудр и ласков,
    Он весь в резьбе молвы,
    И тихо сходит пасха
    С бескудрой головы.

    А там, за взгорьем смолым,
    Иду, тропу тая,
    Кудрявый и веселый,
    Такой разбойный я.

    Долга, крута дорога,
    Несчетны склоны гор;
    Но даже с тайной Бога
    Веду я тайно спор.

    Сшибаю камнем месяц
    И на немую дрожь
    Бросаю, в небо свесясь,
    Из голенища нож.

    За мной незримым роем
    Идет кольцо других,
    И далеко по селам
    Звенит их бойкий стих.

    Из трав мы вяжем книги,
    Слова трясем с двух пол.
    И сродник наш, Чапыгин,
    Певуч, как снег и дол.

    Сокройся, сгинь ты, племя
    Смердящих снов и дум!
    На каменное темя
    Несем мы звездный шум.

    Довольно гнить и ноять,
    И славить взлетом гнусь —
    Уж смыла, стерла деготь
    Воспрянувшая Русь.

    Уж повела крылами
    Ее немая крепь!
    С иными именами
    Встает иная степь.

    1917
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Ольга Сергевна » 12:59:36, Воскресенье 04 Ноябрь 2007

Так... GAS опять что-то надумал... :)

У меня вопрос: а о каких современниках, например, идет речь?..
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение GAS » 14:36:26, Воскресенье 04 Ноябрь 2007

Ольга Сергеевна, ничего я не задумал. Зря вы так думаете. :lol: Просто мне это стихотворение кажется очень интригующим и хочется разобраться, как оно было воспринято современниками. Нетороые из них названы в стихотворении. И Клюеау, и Кольцову, и другитм известным поэтам того времени оно, мне кажется, могло показаться вызывающим. Ведь Есенину было тогда всего 22 года. Молодой юнец и тут такое...

А выражения типа: "Бросаю, в небо свесясь, из голенища нож" - могло ведь очень сильно не понравиться церкви. И опять же, по причине молодости Есенина, а также его происхождения. Пришел не бог весть откуда, крестьянин, и возомнил себя бог знает кем. Это надо же - "в небо свесясь". До неба же обычно тянутся, а тут свешивается. Ну и так далее. Вот меня и интересует, кто и по какой причине, из современников Есенина мог не любить Есенина. Понятно, что для одного человека эта тема неподъемная. Ну а если мы обсудим это, выскажем свои предположения, то постепенно и проясним этот вопрос. Вот и вся моя задумка. :D

Я там исправил ужасные грамматические ошибки
Последний раз редактировалось GAS 00:06:44, Понедельник 05 Ноябрь 2007, всего редактировалось 1 раз.
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Taurus » 19:25:53, Воскресенье 04 Ноябрь 2007

Голосовала за вариант - другое. Думаю основной мотив стихотворения обозначен строками
С иными именами
Встает иная степь.

И Кольцов, и Клюев считались певцами деревни. Но все они писали о ней по-разному. И Есенин говорит в стихотворении именно об этом. И себя Есенин олицетворяет с новыми песнями деревни, с новым временем. Предчувствие перемен, навеянных революционными событиями. Не думаю, что Кольцов и Клюев смогли затаить обиду. Кольцов к тому времени уже опочил, Клюев может и мог обидеться, но в то время они еще были близки, к тому же Есенин называет себя младшим братом, ставя при этом Клюева выше себя. Что касается других современников, то про революцию писали все, и все видели в ней свое. Каждый был занят собой и своим местом в это непростое время. Не думаю, чтобы кто-нибудь возненавидел Есенина за это стихотворение.
Вобщем вот так коротко навскидку, подумаю еще над предложенной темой. Интересно!
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение GAS » 00:15:14, Понедельник 05 Ноябрь 2007

Taurus писал(а):Голосовала за вариант - другое. Думаю основной мотив стихотворения обозначен строками
С иными именами
Встает иная степь.


Ну этот вариант я учел в пункте "Пророческое"

Не думаю, что Кольцов и Клюев смогли затаить обиду. Кольцов к тому времени уже опочил, Клюев может и мог обидеться, но в то время они еще были близки, к тому же Есенин называет себя младшим братом, ставя при этом Клюева выше себя.

Что касается Кольцова, то спасибо за замечание. Оставим его в покое.

Что касается Клюева, то, мне кажется, Есенин боднул его в стихотворении очень и очень сильно. Толи Есенин здесь выражает наметившиеся идеологические разногласия с клюевской поизицией, толи просто насмежается над ним. Не думаю, что Клюев этого не заметил
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Taurus » 07:39:36, Вторник 06 Ноябрь 2007

GAS писал(а): Есенин здесь выражает наметившиеся идеологические разногласия с клюевской поизицией

Думаю, что так оно есть. Но скорей всего это только начало их творческих разногласий, первые попытки Есенина показать, что хоть они оба поют о деревне, но их песни о разном. Клюев мог насторожиться, задуматься, но не обидеться. Обида пришла позже, когда разногласия стали очевидны, с последующими стихотворениями Есенина. Да и то, обида сложная, замешанная не только на идеологических, но и на личных обстоятельствах.
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение Ольга Сергевна » 05:16:44, Среда 07 Ноябрь 2007

У меня вопрос: а каковы были принципиальные различия между идеалогией Клюева и Есенина?.. (я имею ввиду тему деревни)
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Taurus » 11:24:23, Среда 07 Ноябрь 2007

Ольга Сергевна писал(а):У меня вопрос: а каковы были принципиальные различия между идеалогией Клюева и Есенина?.. (я имею ввиду тему деревни)

Не просто деревни, а деревни в водовороте революционных событий. Клюев видел в революции нечто мистическое, будущее страны как "избяную" Русь, Китеж-град, восставший из вод озера. Есенин же принимал революцию как обновление, но дело рук самого народа. Будущее страны - Инония, рай на земле, где все построено заново.
Из письма Иванову-Разумнику:
В моем посвящении Клюеву я назвал его середним братом из чисел 109, 34 и 22. Значение среднего в „Коньке-горбунке“, да и во всех почти русских сказках, — „так и сяк“.
Поэтому я и сказал: „Он весь в резьбе молвы“, — то есть в пересказе сказанных. Только изограф, но не открыватель.
А я „сшибаю камнем месяц“, и черт с ним, с Серафимом Саровским, с которым он так носится, если, кроме себя и камня в колодце небес, он ничего не отражает.
Говорю Вам это не из ущемления „первенством“ Солнценосца и моим „созвучно вторит“, а из истинной обиды за Слово, которое не золотится, а проклевывается из сердца самого себя птенцом...
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение GAS » 18:41:44, Среда 07 Ноябрь 2007

Ольга Сергевна писал(а):У меня вопрос: а каковы были принципиальные различия между идеалогией Клюева и Есенина?.. (я имею ввиду тему деревни)

Я бы охотно ответил на этот вопрос, если бы не одно но. Я не могу, из того, что прочитал у Есенина, назвать ни одного стихотворения о деревни. Вспоминаются, разве только что, строки:
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?

Но назвать все это стихотворение, что оно о деревни ... гы-гы... я никак не могу.
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Ольга Сергевна » 11:28:33, Четверг 08 Ноябрь 2007

GAS, ну как так.. Он же последний поэт деревни :wink: :lol:
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Ольга Сергевна » 11:43:57, Четверг 08 Ноябрь 2007

Taurus писал(а):Не просто деревни, а деревни в водовороте революционных событий. Клюев видел в революции нечто мистическое, будущее страны как "избяную" Русь, Китеж-град, восставший из вод озера.

Ничего не понимаю!)) Китеж-град ведь по легенде увидят только истинные верующие, святые да праведники, кто чист сердцем и душой... Не понимаю, как Клюев мог связывать революцию с Китежом... :roll:


Есенин Иванову-Разумнику писал(а):Поэтому я и сказал: „Он весь в резьбе молвы“, — то есть в пересказе сказанных. Только изограф, но не открыватель.
А я „сшибаю камнем месяц“, и черт с ним, с Серафимом Саровским, с которым он так носится, если, кроме себя и камня в колодце небес, он ничего не отражает.
Говорю Вам это не из ущемления „первенством“ Солнценосца и моим „созвучно вторит“, а из истинной обиды за Слово, которое не золотится, а проклевывается из сердца самого себя птенцом...


Очень интересно... Насть, а как ты понимаешь эти строки? Вроде того, что Клюев только "срисовывает", а сам ничего нового дать миру не могёт?)) Так?..

если, кроме себя и камня в колодце небес, он ничего не отражает - а под камнем что подразумевается?.. :roll:
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение GAS » 01:55:19, Пятница 09 Ноябрь 2007

Ольга Сергевна писал(а):GAS, ну как так.. Он же последний поэт деревни :wink: :lol:

Всем заморочил голову Сергей Александрвич. Всех приворожил своей деревней. А между тем, обратите внимание:
А там, за взгорьем смолым,
Иду, тропу тая,
Кудрявый и веселый,
Такой разбойный я.


Перечитал стихотворение "Я последний поэт деревни...". Ну не вижу я, что оно о деревни. Деревня в нем играет такую же роль, как кошки в стихотворении "Ах, как много на свете кошек...". И первое стихотворение не о деревни, и второе не о кошках.

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

..............................

Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!

Вот какую реакцию, еще в 20-м году, предчувствует Есенин на свои "стихи о деревни". Примечательно еще и то, что упомянутое вами стихотворение посвящено Мариенгофу. :x 8)

Я проголосовал за вариант "Хулиганское". Этот компромисс устраивал после 17-го года все стороны, в том числе и самого Сергея Александровича. Но каждый понимал смысл этого слова по-своему.
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение GAS » 02:29:31, Пятница 09 Ноябрь 2007

Настя (можно я буду называть вас по имени? Меня, кстати, зовут Геннадий) ход ваших мыслей сходен с моими. Революция, революция и еще раз революция - эти троя прочно сидели в душе Есенина. Согласен. Скажите, Настя, а вы не встречали, случайно, где-либо есенинской расшифроки "бескудрой головы" Клюева? Середний брат с бескудрой головой - чтобы это значило? :D
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Ольга Сергевна » 07:18:29, Пятница 09 Ноябрь 2007

Александр ВЕДЕНЕЕВ

ПОВЯЗАЛИ РЯЗАНЬ И ОЛОНЕЦ...

Вот Клюев — ладожский дьячок...
С.Есенин

Даль повыслала отрока вербного,
С голоском слаще девичьих бус...
Н.Клюев

Встреча: благостный старообрядец
И юнец, как шиповничий куст.
Что пригрезилось в золоте прядей,
О бескудрый мудрец-златоуст?
Вы кукушечий голос слыхали
Над затишьем безлюдных болот?
В нем биенье бездомной печали
По живущим
и всем, кто придет.
Откупиться от этого нечем,
Разве бурей сердечных глубин.
Так Есенин учителем встречен,
За природную тайну любим.
Николай Алексеевич Клюев,
Справедливости чувством ведом,
Вывел дерзкого отрока в люди,
И никак не в кабацкий притон.
Величал его. Слабости видел,
Душу крепям избы обучал.
Но печатной насмешкой навылет
Младший брат угодил сгоряча
(Непечатной бы меньше обидел).
Видно, ласковому, избяному
Раю
скоро в пурге полыхнуть.
Остается поэту седому
По досюльному ладу вздохнуть.
Гордый сын Коловратова поля,
Ни к чему со своим враждовать,
Без того по чудовищной воле
Сгибло братство-согласие. С болью,
Тяжко будет оно вызревать
К утишению муки-тревоги,
Не давая надежде пропасть.
Холодеют цветы у дороги,
К сердцу милому чают припасть,
Вразумить, чтоб родимых не пропил,
Дорогих потянулся обнять.
...Вот и все.
Просвещенной Европе
Наших дружб нипочем не понять.
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Taurus » 10:37:21, Пятница 09 Ноябрь 2007

Ольга Сергевна писал(а):Ничего не понимаю!)) Китеж-град ведь по легенде увидят только истинные верующие, святые да праведники, кто чист сердцем и душой... Не понимаю, как Клюев мог связывать революцию с Китежом... :roll:

Клюев ведь был старообрядцем, а в старообрядчестве Китеж-град и есть то место, где еще сохранилась благодать, истинная вера и справедливость. Восприятие революции Клюевым наверняка происходило сквозь призму его религиозных убеждений. Есть у него такие строчки "Уму — республика, а сердцу — Китеж-град". Я думаю это означает: жизнь физическая в республике, жизнь духовная в Китеж-граде. Клюев будто проводит параллель, отождествляет республику с мистическим городом. В грядущем будущем он видет: Китеж-град, ладан Саровских сосен - Вот наш рай вожделенный, родной. И революция для него это та сила, которая приведет в рай, пусть даже не на земле, но в сердце.
Ольга Сергевна писал(а):Очень интересно... Насть, а как ты понимаешь эти строки? Вроде того, что Клюев только "срисовывает", а сам ничего нового дать миру не могёт?)) Так?.. :

Оля, да, именно так. Клюев весь в прошлом, он говорит о новом, как об обновленном старом, то есть он весь в легендах, сказаниях, в уже созданном. И он преподносит уже созданное.
Ольга Сергевна писал(а):если, кроме себя и камня в колодце небес, он ничего не отражает - а под камнем что подразумевается?.. :roll:

Возможно "камень" - это слово. "Сшибаю камнем месяц" - говорю о новом, говорю против прописных истин. "Кроме себя и камня в колодце небес, он ничего не отражает" - то есть Клюев видит только себя и те прописные истины, ничего нового он не несет, не открывает. Об этом же и дальше в письме: "обиды за Слово, которое не золотится, а проклевывается из сердца самого себя птенцом...".
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

След.

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12

cron