"О Русь, взмахни крылами..."

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Как бы вы оценили это стихотворение с позиции современников Сергея Есенина?

Вызывающее
1
5%
Озорное
2
9%
Озорное с хулиганскими замашками
4
18%
Хулиганское
2
9%
Пророческое
11
50%
Другое
2
9%
 
Всего голосов : 22

Сообщение Taurus » 10:57:06, Пятница 09 Ноябрь 2007

GAS писал(а):Скажите, Настя, а вы не встречали, случайно, где-либо есенинской расшифроки "бескудрой головы" Клюева? Середний брат с бескудрой головой - чтобы это значило? :D

Геннадий, очень приятно)))) Конечно давайте по имени, так удобнее.

Я как-то не задумывалась над образом "бескудрой головы". Если понятие "середний брат" Есенин сам расшифровал как "и так, и сяк". То про "бескудрую голову" я нигде не встречала. Мне думалось, что это чистой воды штрих к портрету. Но возможно здесь скрывается какой-то другой смысл.
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение Taurus » 10:59:15, Пятница 09 Ноябрь 2007

Но печатной насмешкой навылет
Младший брат угодил сгоряча
(Непечатной бы меньше обидел).

О какой насмешке речь? Неужели именно об этом стихотворении "О, русь, взмахни крылами"?
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение GAS » 22:14:45, Пятница 09 Ноябрь 2007

Taurus писал(а):Геннадий, очень приятно)))) Конечно давайте по имени, так удобнее.

Договорились. :D

Я как-то не задумывалась над образом "бескудрой головы". Если понятие "середний брат" Есенин сам расшифровал как "и так, и сяк". То про "бескудрую голову" я нигде не встречала. Мне думалось, что это чистой воды штрих к портрету. Но возможно здесь скрывается какой-то другой смысл.

Мне не раз приходиось встречаться с выражением: "кудряво живешь", иногда то же самое в несколько другой редакции: "кучеряво живешь". Вместо живешь иногда я слышал - поешь или говоришь. Неужели эти выражения тоже из Есенина выросли? Вот забавно, если это так!

Мне не верится, что Есенин только для красного словца бескудрую голову вставил. Для штриха к портрету - тоже сомнительно. Зачем этот штрих, когда Клюев назван прямо по имени? Вот, если б Есенин только намекал на Клюева. Тогда другое дело. Тогда штрих полезен. Или если Есенин использовал это слово для характеристики клюевского поэтического стиля. Тогда тоже другое дело. И в этом варианте слово на месте. В противном случае, как-то не по-мужски кучерявиться своими кудрями. Не по есенински это. Нет.
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение GAS » 22:30:50, Пятница 09 Ноябрь 2007

Ольга Сергеевна, а вы, случайно, не отсюда взяли стихотворение Веденеева?
http://www.krasdin.ru/2001-3-4/s018.htm

А то я не могу понять, когда оно было написано?
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Старуш-ка » 22:55:30, Пятница 09 Ноябрь 2007

Мне не раз приходиось встречаться с выражением: "кудряво живешь", иногда то же самое в несколько другой редакции: "кучеряво живешь". Вместо живешь иногда я слышал - поешь или говоришь. Неужели эти выражения тоже из Есенина выросли? Вот забавно, если это так!

Думаю, позабавиться на сей раз не придется..)))
Слово "кудрявый" в значении "изысканный, неуместно украшенный" упоминается еще у Даля. Он как раз приводит примеры "кудрявая речь, слог, кудрявое письмо" :D
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение GAS » 12:58:34, Суббота 10 Ноябрь 2007

Старуш-ка писал(а): Думаю, позабавиться на сей раз не придется..)))
Слово "кудрявый" в значении "изысканный, неуместно украшенный" упоминается еще у Даля. Он как раз приводит примеры "кудрявая речь, слог, кудрявое письмо" :D

Спасибо за ценную справку. Даль, конечно, рулит. Но все-таки, кажется, ко времени Есенина смысл выражения "кудрявая речь" уже не исчерпывается только приведенной вами далевской интерпретацией. Поттому что, если примерить ее к есенинском контексту, то получается, что у Клюева стиль изысканный, а у Есенина - неуместно украшенный. Т.е, Есенин сам себя высек и Клюеву не на что обижаться. Или, этой инверсией, Есенин как раз и насмехается над Клюевым :lol:
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Ольга Сергевна » 13:44:49, Суббота 10 Ноябрь 2007

GAS писал(а):Ольга Сергеевна, а вы, случайно, не отсюда взяли стихотворение Веденеева?
http://www.krasdin.ru/2001-3-4/s018.htm

А то я не могу понять, когда оно было написано?


Да, вроде оттуда..

Дата написания по-моему здесь не играет особой роли.. Веденеев - явно не современник Есенина)
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Ольга Сергевна » 11:01:45, Воскресенье 11 Ноябрь 2007

GAS писал(а): Середний брат с бескудрой головой - чтобы это значило? :D


"Бескудрая голова" мне кажется менее интересной, чем "сходящая с нее пасха".. :)
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Старуш-ка » 16:59:51, Воскресенье 11 Ноябрь 2007

Ольга Сергевна писал(а):"Бескудрая голова" мне кажется менее интересной, чем "сходящая с нее пасха".. :)


А у меня упоминание о "бескудрой голове" Клюева (особливо по контрасту с "кудрявым и веселым" Есениным) вызывает ассоциацию с воспоминаниями Сергея Александровича о том, как бабка Наталья Евтеевна в детстве ему "гарным маслом гофрила голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало.."
"Гарное масло" - это лампадное оливковое масло (от слова "гореть"), т.е. ЕЛЕЙ.
Если, конечно, вороватый поп не подменил каким-нибудь рапсовым, вазелиновым или, пуще того, керосинчиком..)))))))
Бескудрый - "елейный"...
"Елейный Клюев" - да этот эпитет, можно сказать, прирос к имени поэта!.. Подчеркивая фальшивое благообразие его облика и речи..
Вспомним, хотя бы у Миклашевской: "..весь какой-то елейный. Волосы прилизаны.." Да и многие другие современники употребляли такое сравнение..
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение Старуш-ка » 17:23:42, Воскресенье 11 Ноябрь 2007

А что касаемо "пасхи" - обратите внимание, написано с мальнькой буквы!.. Т.е. речь идет не о Празднике, а всего лишь об одном из обрадовых кушаний..
В настоящее время в качестве "пасхи" носят в церковь "светить" обыкновенную сырковую массу с изюмом..
Но если попытаться приготовить по традиционному рецепту (а я готовила) - то из-за обилия вбитого в творог сливочного масла, сахара и яиц масса получается .. полужидкая :lol:
И её необходимо держать сутки под гнетом в устланной марлей форме - чтобы стек весь сироп и сыворотка...
Сергей Александрович в детстве наверняка неоднократно наблюдал проценсс приготовления пасхи, и видел как стекала это вязкая, приторно-сладкая жижа..)))))
Так что, Клюев, получается не токмо "елейный", но еще и "приторно-сладкий".. :lol:
Кста, у Бабенчикова: "..с густо напомаженной головой, сладкой, витиеватой речью и елейным обхождением.." :lol:
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение Ольга Сергевна » 07:30:41, Понедельник 12 Ноябрь 2007

Старуш-ка, про пасху - очень занимательно) так и представляешь себе плешивого Миколая и стекающий с его головы липкий сахарный сироп)))

Ещё интересно, почему из "монастырских врат") Это опять же ирония? До монаха Клюеву..))
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение GAS » 02:33:23, Вторник 13 Ноябрь 2007

Да, очень занимательно. И пасха, которая с маленькой буквы написана, и елей. И кажется, что объект скрытой критики в этом стихотворении - Клюев. Так сильно достал Клюев Есенина что ли? Даже странно как-то. Но есть еще одно стихотворение и, вроде как, оно тесно связано с этим. Оно и написано примерно в то же время, и снова там Клюев фигурирует. И, на первый взгляд, а может, и не только на первый, оно прямо противополжно обсуждаемому. Тут Клюев уже чуть ли не на белом коне представлен. Узнать бы еще, какое из двух стихотворений раньше было написано и с каким из них Клюев раньше познакомился? Вот это стихотворение:

    О муза, друг мой гибкий,
    Ревнивица моя.
    Опять под дождик сыпкий
    Мы вышли на поля.

    Опять весенним гулом
    Приветствует нас дол,
    Младенцем завернула
    Заря луну в подол.

    Теперь бы песню ветра
    И нежное баю
    За то, что ты окрепла,
    За то, что праздник светлый
    Влила ты в грудь мою.

    Теперь бы брызнуть в небо
    Вишневым соком стих
    За отческую щедрость
    Наставников твоих.

    О мед воспоминаний!
    О звон далеких лип!
    Звездой нам пел в тумане
    Разумниковский лик.

    Тогда в веселом шуме
    Игривых дум и сил
    Апостол нежный Клюев
    Нас на руках носил.

    Теперь мы стали зрелей
    И весом тяжелей...
    Но не заглушит трелью
    Тот праздник соловей.

    И этот дождик шалый
    Его не смоет в нас,
    Чтоб звон твоей лампады
    Под ветром не погас.

    1917
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Ольга Сергевна » 05:02:49, Вторник 13 Ноябрь 2007

А вот эти стихотворения когда были написаны - до или после есенинского?.. :roll:

Поэту Сергею Есенину
У тебя, государь, новое ожерельице...
Слова убийц св. Димитрия-царевича

Ёлушка-сестрица,
Верба-голубица,
Я пришел до вас:
Белый цвет Сережа,
С Китоврасом схожий,
Разлюбил мой сказ!

Он пришелец дальний,
Серафим опальный,
Руки-свитки крыл.
Как к причастью звоны,
Мамины иконы,
Я его любил.

И в дали предвечной,
Светлый, трехвенечный,
Мной провиден он.
Пусть я некрасивый,
Хворый и плешивый,
Но душа как сон.

Сон живой, павлиний,
Где перловый иней
Запушил окно,
Где в углу, за печью,
Чародейной речью
Шепчется Оно.

Дух ли это Славы,
Город златоглавый,
Савана ли плеск?
Только шире, шире
Белизна Псалтыри —
Нестерпимый блеск.

Тяжко, светик, тяжко!
Вся в крови рубашка...
Где ты, Углич мой?..
Жертва Годунова,
Я в глуши еловой
Восприму покой.

Буду в хвойной митре,
Убиенный Митрий,
Почивать, забыт...
Грянет час вселенский,
И собор Успенский
Сказку приютит.

1917
2

Бумажный ад поглотит вас
С чернильным черным сатаною,
И бесы: Буки, Веди, Аз
Согнут построчников фитою.

До воскрешающей трубы
На вас падут, как кляксы, беды,
И промокательной судьбы
Не избежат бумагоеды.

Заместо славы будет смерть
Их костяною рифмой тешить,
На клякспапировую жердь
Насалят лавровые плеши.

Построчный пламень во сто крат
Горючей жупела и серы.
Но книжный червь, чернильный ад
Не для певцов любви и веры.

Не для тебя, мой василек,
Смола терцин, устава клещи,
Ржаной колдующий Восток
Тебе открыл земные вещи:

«Заря-котенок моет рот,
На сердце теплится лампадка».
Что мы с тобою не народ —
Одна бумажная нападка?

Мы, как Саул, искать ослиц
Пошли в родные буераки,
И набрели на блеск столиц,
На ад, пылающий во мраке.

И вот, окольною тропой,
Идем с уздой и кличем: сивка!
Поют хрустальною трубой
Во мне хвоя, в тебе наливка —

Тот душегубный варенец,
Что даль рязанская сварила.
Ты — Коловратов кладенец,
Я — бора пасмурная сила.

Таран бумажный нипочем
Для адамантовой кольчуги...
О, только б странствовать вдвоем,
От Соловков и до Калуги,

Через моздокский синь-туман,
На ржанье сивки, скрип косули!..
Но есть полынный, злой дурман
В степном жалеечном Июле.

Он за курганами звенит
И по-русалочьи мурлычет:
«Будь одиноким, как зенит,
Пускай тебя ничто не кличет».

Ты отдалился от меня,
За ковыли, глухие лужи...
По ржанью певчего коня
Душа курганная недужит.

И знаю я, мой горбунок
В сосновой лысине у взморья;
Уж преисподняя из строк
Трепещет хвойного Егорья.

Он возгремит, как Божья рать,
Готовя ворогу расплату,
Чтоб в книжном пламени не дать
Сгореть родному Коловрату.

Между 1916 и 1918


Н. Клюев
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Ольга Сергевна » 05:09:02, Вторник 13 Ноябрь 2007

Олег Лекманов, Михаил Свердлов писал(а):И он перешел в наступление, в полной мере воспользовавшись ресурсами “скифов”. Его стихи атаковали читателей со страниц эсеровских газет, журналов и “скифских” альманахов, звучали со сцены на организованных эсерами литературных вечерах. Свидетельством готовящегося выступления против “питерских литераторов” является известное письмо Ширяевцу от 24 июня 1917 года: “Об отношениях их к нам судить нечего, они совсем с нами разные, и мне кажется, что сидят гораздо мельче нашей крестьянской купницы. Мы ведь скифы, приявшие глазами Андрея Рублева Византию и писания Козьмы Индикоплова с поверием наших бабок, что земля на трех китах стоит, а они все романцы, брат, все западники, им нужна Америка, а нам в Жигулях песня да костер Стеньки Разина.

Тут о “нравится” говорить не приходится, а приходится натягивать свои подлинней голенища да забродить в их пруд поглубже и мутить, мутить до тех пор, пока они, как рыбы, не высунут свои носы и не разглядят тебя, что это “Ты”. Им все нравится подстриженное, ровное и чистое, а тут вот возьмешь им да кинешь с плеч свою вихрастую голову, и боже мой, как их легко взбаламутить.

Конечно, не будь этой игры, весь успех нашего народнического движенья был бы скучен, и мы, пожалуй, легко бы сошлись с ними <…> Да, брат, сближение наше с ними невозможно. Ведь даже самый лучший из них, Белинский, говоря о Кольцове, писал “мы”, “самоучка”, “низший слой” и др., а эти еще дурее <…> С ними нужно не сближаться, а обтесывать, как какую-нибудь плоскую доску, и выводить на ней узоры, какие тебе хочется” (Есенин. Т. 6. С. 95–96).

В этом письме, при всем неприятии “литературных генералов”, еще не идет речь о том, чтобы бросить им прямой вызов; приходится пока что вести окольную “игру” с подкопами: “мутить” “пруд”, “обтесывать” их, как “доску”, и “выводить на ней узоры”. Но уже слышатся в словах поэта угрозы намеком: пока что он бросает в них лишь свою “вихрастую голову”, но не запылал бы от нее “костер Стеньки Разина”. Куда громче звучат эти угрозы в стихотворении “О Русь, взмахни крылами…”, завершающем цикл “Под отчим кровом” во втором выпуске “Скифов”34 . Здесь Есенин провозглашает свой новый поэтический манифест — в ответ на клюевские строки из первых “Скифов” (“Оттого в глазах моих просинь…”, 1916). Клюев вводил образ Есенина полемически — в пику петербургским интеллигентам, напуганным пророчествами о “грядущем хаме”:



Ждали хама, глупца непотребного,

В спинжаке, с кулаками в арбуз, —

Даль повыслала отрока вербного

С голоском слаще девичьих бус.



Он поведал про сумерки карие,

Про стога, про отжиночный сноп;

Зашипели газеты: “Татария!

И Есенин — поэт-юдофоб!”



О, бездушное книжное мелево,

Ворон ты, я же тундровый гусь!

Осеняет Словесное дерево

Избяную, дремучую Русь!



В есенинском же стихотворении “маска” поэта неожиданно оказывается гораздо ближе к физиономии “грядущего хама”, чем к лику сладкого “отрока вербного”. Конечно, в образе, представленном Есениным, нет той карикатурности, что в клюевском стихотворении, зато есть нечто гораздо более пугаю­щее, чем “кулаки в арбуз”. Лирический герой дан по контрасту к смиренному Клюеву — воинственным, таящим угрозу:



Монашьи мудр и ласков,

Он весь в резьбе молвы,

И тихо сходит пасха

С бескудрой головы.



А там, за взгорьем смолым

Иду, тропу тая,

Кудрявый и веселый,

Такой разбойный я.



Долга, крута дорога,

Несчетны склоны гор;

Но даже с тайной Бога

Веду я тайно спор.



Сшибаю камнем месяц

И на немую дрожь

Бросаю, в небо свесясь,

Из голенища нож.



Разумеется, направление этих боевых действий было исключительно литературным, но зато готовились они всерьез. Камень “разбойного” поэта нацелился не столько на месяц, а нож — не столько в небо, сколько в “петербургских литераторов”, монополизировавших месяц, небо и “тайну Бога”. За символами стоят имена, которые Есенин должен “сшибить”, — чтобы заместить “иными именами”:



Сокройся, сгинь ты, племя

Смердящих снов и дум!

На каменное темя

Несем мы звездный шум.



Довольно гнить и ноять,

И славить взлетом гнусь —

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь.



Уж повела крылами

Ее немая крепь!

С иными именами

Встает иная степь.



Заметим резкое расхождение стратегического плана Есенина с симметрическими построениями Иванова-Разумника: в “иной степи” не находится место ни Белому, ни Блоку, да и Клюев оставлен в прошлом, рядом с его “старшим братом” Кольцовым. С самого Есенина, третьего по счету, и должен начаться новый мир “скифов” и “воспрянувшей Руси”, остальные уже пойдут за ним:



За мной незримым роем

Идет кольцо других,

И далеко по селам

Звенит их бойкий стих.



При этом любопытно совпадение метафорических рядов в есенинском стихотворном манифесте и в опоязовских трудах о “литературной эволюции”. “Разбойное” нападение Есенина на “племя смердящих снов и дум” (то есть сгнивший прежний “гегемон”, отжившую свое “старшую школу”35 ) живо напоминает о военных метафорах формалистов, не признававших “мира” ни в литературе, ни в науке. Формалисты не доверяли прямой линии — наследованию и преемственности, приравнивая их к деградации; продуктивным им представлялись только сложные маневры — ходы “вкось”, пути “подземные и боковые”. Есенин также идет к победе непрямой дорогой: “иду, тропу тая”. “Мы подошли, подходим и звякнем кольцом”, — такую надпись делает поэт на экземпляре первых “Скифов”, подаренном Е. Пониковской (Летопись. С. 50). Главное, что поэт “подошел, подходит” по тропе войны: так “младшая линия врывается на место старшей”36 . Ю. Тынянов называл выступления Пушкина против поздних карамзинистов ““гражданской” войной”, а попытку посредничества — попыткой примирить враждующие армии37 . В XVIII веке, согласно Тынянову, ведется “грандиозная и жестокая борьба за формы”, для ХХ века характерна “стремительность смен”, “жестокость борьбы и быстрота падений”38 . Вот и Есенин, жестоко борясь против петербургских литераторов, одновременно готовится к “гражданской войне” в своем, “скифском” лагере.
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение GAS » 23:17:42, Воскресенье 18 Ноябрь 2007

Ольга Сергевна писал(а):А вот эти стихотворения когда были написаны - до или после есенинского?.. :roll:

Очень интересная находка - эти, найденные вами, Ольга Сергеевна, клюевские стихотворения. Я, признаться, Клюева совсем не знаю и особенностей его слога не чувствую. Но, на первый взгяд, оба стихотворения были написаны после есенинского и, скорее всего, в ответ на есенинское. По крайней мере, первое клюевское стихотворение, в котором чувствуется сильнейшее раздражение, переходящее в бешенство, учителя на ученика. Возможно, как мне кажется, это первая эмоциональная реакция на выпад Сергея Есенина. И, кажется, в первой своей реакции Клюев еще не успел осознать всего замысла, срытого в есенинском стихотворении.

Второе клюевское стихотворении считаю ответом Есенину по-существу. И, честно говоря, я еще пока затруднясь сказать - это вражеская угроза или дружеское предупреждение? Как вы, Ольга Сергеевна, сами находите?
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 42