"О Русь, взмахни крылами..."

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Как бы вы оценили это стихотворение с позиции современников Сергея Есенина?

Вызывающее
1
5%
Озорное
2
9%
Озорное с хулиганскими замашками
4
18%
Хулиганское
2
9%
Пророческое
11
50%
Другое
2
9%
 
Всего голосов : 22

Сообщение Taurus » 07:55:21, Среда 28 Ноябрь 2007

GAS писал(а):
Taurus писал(а):А как же тогда письма, Ключи Марии и, например, стихотворение «Теперь любовь моя не та….» По-моему это и есть публичное указание на поэтические недостатки.

Письма - не есть публикация. А если информация из писем становилась достоянием общественности, то не Есенин был виновником. Хотя на счет писем, может , я и ошибаюсь. Что касается "Теперь любовь моя не та..." - Есенин критикует клюевское мировозрение, клюевскую направленность. Это не наезд на личность. Согласитесь, если вам скажут, что вы едете не туда, вы же не сочтете это за личное оскорбление? А с Ключами Марии я на память не помню, надо будет заглянуть. Ачто вас там шокирует?.

Геннадий, письма - это конечно не публикация, но когда личное между двумя доверяется еще кому-то, то думается, что это самое личное и выносится на публику, то есть становится достоянием еще кого-то. Про стихотворение "Теперь любовь моя не та..." я хотела сказать следующее. При чем здесь наезд на личность? Мы с вами говорили о публичном указании на поэтические недостатки, и это стихотворение есть очень яркий пример.
Ты сердце выпеснил избе,
Но в сердце дома не построил.


О друг, кому ж твои ключи
Ты золотил поющим словом?


Тебе о солнце не пропеть,
В окошко не увидеть рая.

Что касается "Ключей Марии", меня ничего в них не шокирует :lol:. Я имела ввиду следующие строчки:
Сердце его не разгадало тайны наполняющих его образов и вместо голоса из-под камня Оптиной пустыни он повеял на нас безжизненным кружевным ветром деревенского Обри Бердслея....
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение GAS » 20:19:41, Среда 28 Ноябрь 2007

Полазил по сайту ФЭБа и нашел интересную информацию. Оказывается Сергей Есенин женился на Зинаиде Райх в середине августа 1917 г. Примерно в это же время он написал "О Русь, взмахни крылами...". Т.е. конфликт между Клюевыми Есениным начал разгораться где-то с середины-конца сенттября 1917г. И тогда "До свиданья..." могло быть написано где-то в период октябрь-ноябрь 1917г.

В этот период Есенин жил вместе с Зинаидой Райх и она могла знать об этом стихотворении. Уж не его ли она имела в виду, когда плакала у гроба Есенина и приговаривала: "Сереженька, ведь они же ничего не знают"?
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение GAS » 20:49:26, Среда 28 Ноябрь 2007

Taurus писал(а):При чем здесь наезд на личность? Мы с вами говорили о публичном указании на поэтические недостатки, и это стихотворение есть очень яркий пример.

Настя, ваши цитаты характеризуют мировозрение Клюева, а не его поэтические недостатки. Все люди имеют право на свое мировозрение, в том числе и Клюев. И Есенин даже не критикует Клюева в "Теперь любовь моя не та..." за его мировозренческую позицию, а отмечает, что она не сопадает по высказанным путнктам с его, есенинской. Т.е. Есенин анализирует со своей точки зрения причины их конфликта. Вот в "До свиданья..." Есенин поддел Клюева именно за поэтические ляпы, за некачественность второго стихотворения. Но то стихотворение Есенин не публиковал. И мы узнали о его существовании только после его смерти.

В Ключи Марии я заглянул, но, оказывается, это проза и ее нужно долго читать. Поэтому ничего говорить сейчас не буду.
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Taurus » 08:10:35, Четверг 29 Ноябрь 2007

GAS писал(а):Настя, ваши цитаты характеризуют мировозрение Клюева, а не его поэтические недостатки. Все люди имеют право на свое мировозрение, в том числе и Клюев. И Есенин даже не критикует Клюева в "Теперь любовь моя не та..." за его мировозренческую позицию, а отмечает, что она не сопадает по высказанным путнктам с его, есенинской. Т.е. Есенин анализирует со своей точки зрения причины их конфликта. .

Геннадий, мы говорим об одном, и в то же время о разном. Вы обобщаете, берете более широко - "мировоззрение". Я же имею ввиду более узкий сектор - творчество. Вы говорите "Есенин анализирует ... причины их конфликта". По моему мнению основные разногласия (корень конфликта) как раз и есть взгляд на поэзию, творчество, "Слово", а не мирорвоззрение вообще и недовольство одним личными качествами другого. И если Есенин анализирует причины конфликта, то значит он и говорит об этих разногласиях.
Теперь о цитатах. Попробую объяснить.
Ты сердце выпеснил избе,
Но в сердце дома не построил.

"Изба" у Клюева - это не просто жилой дом, это некий крестьянский мир, со своими верованиями, обрядами, бытом. Как раз тот Китеж-град, тот мифологический крестьянский рай. И эти строчки Есенина, я думаю, буквально значат следующее: ты столько спел о крестьянском рае, о благодати на земле, но до конца так и не понял истинное значение поэзии, "Слова".
О друг, кому ж твои ключи
Ты золотил поющим словом?

Тут я думаю, намек на самого Есенина. Ведь Клюев видел в Есенине последователя, ученика, пророка, человека, у которого здесь особое предназначение. То есть буквально: Есенин задает вопрос, в ком же ты видел последователя? тем самым намекая, что их взгляды на поэзию различны, что Клюев ошибся.
Тебе о солнце не пропеть,
В окошко не увидеть рая.

Буквально все о том же: не постиг ты, Миколай, истинного предназначения, не прочувствовал "Слово", то есть все о тех же поэтических разногласиях и недостатках.
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение Ольга Сергевна » 10:04:18, Четверг 29 Ноябрь 2007

Из дневника Блока о встрече с Есениным 3 января 1918 года:

"Кольцов - старший брат (его уж очень вымуштровали, Белинский не давал свободы), Клюев - средний - "и так и сяк" (изограф, слова подбирет), а я - младший (слова дороги - только "проткнутые яйца")"

+

"Клюев - черносотенный (как Ремизов). Это не творчество, а подражание (природе, а нужно, чтобы творчество было природой; но слово - не предмет и не дерево; это - другая природа; тут общими силами выяснили)"


И из разговора с Иваном Розановым в 1921 году:

"Клюев не нашел чего-то самого нужного, и поэтому творчество его становится бесплодным... У Клюева в стихах есть только отображение жизни, а не сама жизнь... Я же в основу кладу содержание, поэтическое мироощущение"

Никаких идеологических разногласий. В 1917 г. Есенин просто понимает, что его кумир топчется на месте. Поэзия Клюева направлена вовне, на описание вещи, но не мироздания. Отсюда и "ты сердце выпеснил избе..." Так и представишь себе Миколая, сидящего на сундуке и любовно поглаживающего дверные косяки, а вокруг мамины иконы, половички, горшочки, печи...
Но всё это лишь созерцание, "археологические раскопки" древности. Клюев своим творчеством не вдохнул в литературу новой жизни, не родил новой мысли, его "слово" мертво в этом понимании...
Есенина можно называть крестьянским поэтом. Его можно называть имажинистом. Но как бы он ни назывался в свое время, он всегда был гениален.

Не жалею. Не зову. Не плачу.
Всё пройдет как с белых яблонь дым...


В гениальных стихах красота и мысль всегда стоят рядом. Образы, мысли, философия - всегда стремятся в вечное. Клюев же был, пожалуй, слишком самобытен и настолько "прокис" в своей "избе", что отвык от свежего воздуха.

А с "До свидания" мне все-таки тоже не очень понятно... :) Да, можно при желании подвести его к этой полемике. Но всё это абы да кабы...
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение GAS » 20:07:05, Четверг 29 Ноябрь 2007

Ольга Сергевна писал(а):А с "До свидания" мне все-таки тоже не очень понятно... Да, можно при желании подвести его к этой полемике. Но всё это абы да кабы...

Ольга, честно говоря, мне было бы даже обидно, если бы все всем сразу стало понятно. Я сам уже пару лет размышляю над «До свиданья…». А тут раз… и за 5 минут все понятно. Нетушки… Тоже помучайтесь, хоть немножечко. :lol: Когда вы выложили клюевские стихотворения, я тоже не сразу понял, что «О, Русь…» это только первая серия в многосерийном фильме. :) А через какое-то время что-то у меня сработало. Это, видимо, выкристаллизовались мои 2-х годичные размышления И у вас через некоторое время произойдет то же самое. Уверен. :lol:

Чтобы немного облегчить ваши искания, к тому, что я уже говорил ранее, добавлю:

Конечно, мои интуитивные доводы не есть строгие доказательства. Но попробуйте углубиться в философию «До свиданья…». Задайте себе вопросы: о чем оно? Какая философия заложена в нем? Почему написано в форме записки? Почему написано кровью? Почему не опубликовано? Почему нет ни посвящения, ни имени кому оно предназначено? Когда будете отвечать на эти вопросы, попробуйте учесть, что Есенин и Клюев находились в дружеских отношениях, примите во внимание, что Есенин был обязан Клюеву, который на первых порах хорошо помогал Есенину, в том числе и материально, оцените революционность обстановки летом 1917г и что Есенин буквально грезил революцией, был полон сил, гениальным поэтом и сознавал свой талант. Мог ли он в таких условиях не выступить? А выступив, вот, чисто по-человечески, учитывая реакцию Клюева, мог ли он не делать попыток разъяснить свою позицию и наладить отношения со своим другом Клюевым? Примите еще во внимание, что оба они поэты и выясняли отношения на своем профессиональном языке. Конечно, здесь очень много факторов и чтобы все это учесть придется помучиться. :( :)
В гениальных стихах красота и мысль всегда стоят рядом. Образы, мысли, философия - всегда стремятся в вечное. Клюев же был, пожалуй, слишком самобытен и настолько "прокис" в своей "избе", что отвык от свежего воздуха.

Ольга, вы очень хорошо пишите. Скорее разбирайтесь и напишите. У вас это получится лучше, чем у меня.
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение GAS » 22:03:58, Четверг 29 Ноябрь 2007

Taurus писал(а):Геннадий, мы говорим об одном, и в то же время о разном. Вы обобщаете, берете более широко - "мировоззрение". Я же имею ввиду более узкий сектор - творчество.

Настя, я соглашусь с вами. Действительно я не детализировал свои ощущения, а просто пользовался более общим термином. А еще точнее, писал, как мог. :) Вы делаете правильное уточнение. Чем конкретнее, тем ближе к истине и тем предметнее разговор. Ну как еще поэты могут выражать свое видение и революции и свои мировозрения, кроме как в своем творчестве, в своих произведениях. Все правильно.
Вы говорите "Есенин анализирует ... причины их конфликта". По моему мнению основные разногласия (корень конфликта) как раз и есть взгляд на поэзию, творчество, "Слово", а не мирорвоззрение вообще и недовольство одним личными качествами другого. И если Есенин анализирует причины конфликта, то значит он и говорит об этих разногласиях.

Тоже соглашусь. Но отмечу, что их личные взаимоотношения незримо тоже сказываются в стихах, которые можно отнести к обсуждаемой нами дискуссии. Говорят, спорят, выясняют отношения и уточняют свои позиции и в творчестве, и в революции, они не только как философы и поэты, но и начинают, как друзья, а заканчивают, как враги. Их личные взаимоотношения так тесно вплетены в обсуждаемые стихи, что влияют даже на выбор формы стихотворения. Особенно сильно это заметно по стихам Есенина, который форме придавал огромное значение. И совершенно не случайно «До свиданья…» написано в форме записки. Как говорил Есенин: «А ты сумей в стихе выразить движение…» (пишу по памяти, может, не точно). «До свиданья..» все в движении и озарено их сложными дружеско-вражескими отношениями. С кем еще у Есенина были такие вот сложные отношения, как с Клюевым? По-моему, ни с кем.

Теперь о цитатах. Попробую объяснить.
Ты сердце выпеснил избе,
Но в сердце дома не построил.


"Изба" у Клюева - это не просто жилой дом, это некий крестьянский мир, со своими верованиями, обрядами, бытом. Как раз тот Китеж-град, тот мифологический крестьянский рай. И эти строчки Есенина, я думаю, буквально значат следующее: ты столько спел о крестьянском рае, о благодати на земле, но до конца так и не понял истинное значение поэзии, "Слова".

О друг, кому ж твои ключи
Ты золотил поющим словом?

………
Тебе о солнце не пропеть,
В окошко не увидеть рая.

Вам легче. Вы читали Клюева :lol: А я всего только несколько стихотворений его прочел и глубоких выводов о его творчестве делать, конечно, не могу. С Есениным у меня дела обстоят лучше, хотя и у Есенина я тоже не все стихи еще прочел. А о прозе я вообще молчу. Поэтому мое видение ваших цитат основано исключительно на моем понимании слога Есенина. Им я и поделюсь.

Первая цитата у меня ассоциируется со словами Иисуса Христа: «Делайте так, как они говорят, а не так, как они делают» (тоже по памяти). В соответствии с ними , я вижу тут упрек Есенина на или бездействие Клюева, или на действия, но не в том направлении, за что ратует. Т.е, по мнению Есенина, который весь в революции, Клюев только говорит о ней. Вторая цитата усиливает первую: вот и время пришло, час настал, а где ж все те, кого ты звал? Вопрос Есенина был риторическим – их нет, не будет и не должно быть. Ну типа, из-за того, что неправильно поешь. Это и сказано в третьей цитате.
Буквально все о том же: не постиг ты, Миколай, истинного предназначения, не прочувствовал "Слово", то есть все о тех же поэтических разногласиях и недостатках.

Как видите, я больший упор сделал на революцию. Да, «Слово». Но куда должно быть нацелено это слово? На что? Есенин считает – на перемены. И упрекает Клюева, что его «Слово» к переменам не ведет, не строит того рая, о котором оно поет.
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Taurus » 07:44:37, Пятница 30 Ноябрь 2007

Заглянула на фэб. Из комментариев к стихотворению "Теперь любовь моя не та".
С.И.Субботин: «Примерно в то же время <т.е. во второй половине 1919 г.> Есенин познакомился с клюевским двухтомником „Песнослов“, выпущенным в свет во второй половине 1919 года, и, конечно, прочел посвященный ему цикл из четырех стихотворений во второй книге этого издания. Думается, стихотворение Есенина „Теперь любовь моя не та...“ с посвящением Клюеву, обнародованное в 1920 году, явилось откликом на клюевскую книгу. В этом убеждают явные параллели и переклички строк послания Есенина не только со стихотворениями цикла, посвященного ему, но и с другими стихами второй книги „Песнослова“» (сб. «В мире Есенина», М., 1986, с. 518).
В тексте Есенина отчетливо слышны отзвуки таких стихотворений Клюева, как «Избяные песни» («ты сердце выпеснил избе», «в окошко не увидеть рая»), «Песнь Солнценосца» («тебе о солнце не пропеть»), таких строк из «Подонного псалома», как «Где лежат два ключа золотые» («кому ж твои ключи ты золотил поющим словом»). Образы вестника в ночи («и тот, кого ты ждал в ночи») или падающей звезды («грустя и радуясь звезде») встречаются во многих стихах Н.А.Клюева — см., например, «Ожидание» («Встань, пробудися, душа,— // Светлый ездок у ворот!»), «Святая быль» («Мое платье — заря, венец — радуга, // Перстни — звезды, а песни, что вихори...»), «Февраль» («Он полуночную звезду перековал на сталь») и мн. др. Иными словами, параллели возникают со стихами, которые были опубликованы и стали хорошо известны Есенину задолго до «Песнослова». Единственное, пожалуй: одна рифма в стихотворении Есенина («тужишь — лужи») может восприниматься как в какой-то степени близкая к клюевской рифме из «Песнослова» («лужи — недужит») в стихотворении «Бумажный ад проглотит вас...», обращенном к Есенину. Но вряд ли это сходство можно рассматривать как «явную параллель».

Интересно) Как мастерски Есенин обыгрывает Клюевские строчки. Еще упоминание о четырех стихотворениях, посвященных Есенину в Клюевской книге: это вероятно "Елушка-сестрица", "Бумажный ад...", "Оттого в глазах моих просинь..." и "Падет снег на дорогу". Привожу тексты двух последних, возможно в них тоже найдется много интересного :lol:

Оттого в глазах моих просинь,
Что я сын Великих озер.
Точит сизую киноварь осень
На родной, беломорский простор.

На закате плещут тюлени,
Загляделся в озеро чум...
Златороги мои олени -
Табуны напевов и дум.

Потянуло душу, как гуся,
В голубой, полуденный край;
Тем Микола и Светлый Исусе
Уготовят пшеничный рай!

Прихожу. Вижу избы - горы,
На водах - стальные киты...
Я запел про синие боры,
Про Сосновый Звон и скиты.

Мне ученые люди сказали:
'К. чему святые слова?
Укоротьте поддевку до талии
И обузьте у ней рукава!'

Я заплакал Братскими Песнями,
Порешили: 'В рифме не смел!'
Зажурчал я ручьями полосными
И Лесные Были пропел.

В поучение дали мне Игоря
Северянина пудреный том.
Сердце поняло: заживо выгорят
Те, кто смерти задет крылом.

Лихолетья часы железные
Возвестили войны пожар,
И Мирские Думы болезные
Я принес отчизне как дар.

Рассказал, как еловые куколи
Осеняют солдатскую мать,
И бумажные дятлы загукали:
'Не поэт он, а буквенный тать!

Русь Христа променяла на Платовых.
Рай мужицкий - ребяческий бред...'
Но с рязанских полей Коловратовых
Вдруг забрезжил конопляный свет.

Ждали хама, глупца непотребного,
В спинжаке, с кулаками в арбуз,-
Даль повыслала отрока вербного,
С голоском слаще девичьих бус.

Он поведал про сумерки карие,
Про стога, про отжиночный сноп:
Зашипели газеты: 'Татария!
И Есенин - поэт-юдофоб!'

О бездушное книжное мелево,
Ворон ты, я же тундровый гусь!
Осеняет Словесное дерево
Избяную, дремучую Русь!

Певчим цветом алмазно заиндевел
Надо мной древословный навес,
И страна моя, Белая Индия,
Преисполнена тайн и чудес!

Жизнь-праматерь заутрени росные
Служит птицам и правды сынам;
Книги-трупы, сердца папиросные -
Ненавистный Творцу фимиам!

Изба - святилище земли,
С запечной тайною и раем;
По духу росной конопли
Мы сокровенное узнаем.

На грядке веников ряды -
Душа берез зеленоустых...
От звезд до луковой гряды -
Всё в вещем шепоте и хрустах.

Земля, как старище-рыбак,
Сплетает облачные сети,
Чтоб уловить загробный мрак
Глухонемых тысячелетий.

Провижу я: как в верше сом,
Заплещет мгла в мужицкой длани.
Золотобревный Отчий дом
Засолнцевеет на поляне.
Пшеничный колос-исполин
Двор осенит целящей тенью...
Не ты ль, мой брат, жених и сын,
Укажешь путь к преображенью?

В твоих глазах дымок от хат,
Глубинный сон речного ила,
Рязанский, маковый закат -
Твои певучие чернила.

Изба - питательница слов
Тебя взрастила не напрасно:
Для русских сел и городов
Ты станешь Радуницей красной.

Так не забудь запечный рай,
Где хорошо любить и плакать!
Тебе на путь, на вечный май,
Сплетаю стих - матерый лапоть.


Сергею Есенину...
Падает снег на дорогу -
Белый ромашковый цвет.
Может, дойду понемногу
К окнам, где ласковый свет?
Топчут усталые ноги
Белый ромашковый цвет.

Вижу за окнами прялку,
Песенку мама поет,
С нитью веселой вповалку
Пухлый мурлыкает кот,
Мышку-вдову за мочалку
Замуж сверчок выдает.

Сладко уснуть на лежанке...
Кот - непробудный сосед.
Пусть забубнит впозаранки
Ульем на странника дед,
Сед он, как пень на полянке -
Белый ромашковый цвет.

Только б коснуться покоя,
В сумке огниво и трут,
Яблоней в розовом зное
Щеки мои расцветут
Там, где вплетает левкои
В мамины косы уют.

Жизнь - океан многозвенный
Путнику плещет вослед.
Волгу ли, берег ли Роны -
Все принимает поэт...
Тихо ложится на склоны
Белый ромашковый цвет.

Последний раз редактировалось Taurus 14:08:58, Понедельник 03 Декабрь 2007, всего редактировалось 1 раз.
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение Ольга Сергевна » 12:06:28, Пятница 30 Ноябрь 2007

GAS писал(а):Ольга, вы очень хорошо пишите. Скорее разбирайтесь и напишите. У вас это получится лучше, чем у меня.


Ой, ну спасибо на добром слове! :D Буду ждать, пока и у меня что-нибудь выкрситаллизуется)) и будет нам радость великая)))
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение GAS » 19:37:36, Пятница 30 Ноябрь 2007

Ольга! Давайте, давайте... озаряйтесь. :lol: Мы будем радоваться вместе с вами. :lol:

Настя, а когда и где были опубликованы процитированные вами стихи, вы, случайно, не в курсе? Без дат совсем плохо воспринимать их. Хотя, вроде как, можно предположить, что "Оттого в глазах моих просинь..." было опубликовано еще до есенинского "О Русь...". Ох, и велик же был удар, полученный Клюевым. Но… Даты нет. :roll:
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Taurus » 09:24:19, Понедельник 03 Декабрь 2007

Геннадий, сказать, когда были опубликованы стихотворения я точно сказать не могу. Датировка стоит 1917 г. Но в приведенном мной выше коментарии сказано, что стихотворения были опубликованы в "Песнослове", вышедшем в 1919 г. Первая ли была это публикция? И эти ли стихотворения входили в тот сборник? Я сказать не могу, только предполагаю.
Вот еще одно стихотворение
Сергею Есенину
В степи чумацкая зола —
Твой стих, гордынею остужен;
Из мыловарного котла
Тебе не выловить жемчужин.

И груз «Кобыльих кораблей» —
Обломки рифм, хромые стопы.
Не с Коловратовых полей
В твоем венке гелиотропы, —

Их поливал Мариенгоф
Кофейной гущей с никотином...
От оклеветанных голгоф —
Тропа к иудиным осинам.

Скорбит рязанская земля,
Седея просом и гречихой,
Что, соловьиный сад трепля,
Парит есенинское лихо.

Оно как стая воронят
С нечистым граем, с жадным зобом,
И опадает песни сад
Над материнским строгим гробом.

В гробу пречистые персты,
Лапотцы с посохом железным, —
Имажинистские цветы
Претят очам многоболезным.

Словесный брат, внемли, внемли
Стихам — берестяным оленям:
Олонецкие журавли
Христосуются с «Голубенем».

«Трерядница» и «Песнослов» —
Садко с зеленой водяницей,
Не счесть певучих жемчугов
На нашем детище — странице.

Супруги мы... В живых веках
Заколосится наше семя,
И вспомнит нас младое племя
На песнотворческих пирах.
1920
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение GAS » 13:50:54, Понедельник 03 Декабрь 2007

Настя, я вижу, что в двух клюевских стихотворениях - "Падает снег на дорогу…" и "В степи чумацкая зола…" идет одна и та же прискаска:
Супруги мы... В живых веках
Заколосится наше семя,
И вспомнит нас младое племя
На песнотворческих пирах.

Это случайно не ошибка? Спрашиваю, потому что ну, мало ли. Вдруг, кто-то что-то перепутал.

И еще вопрос, может кто знает. Не могу понять значение слова "Коловратовых". Пишет его Клюев с большой буквы и меня это совершенно сбивает с толку. Ничего понять не могу - образ это какой, фамилия владельца рязанских полей, или еще что-то? :?:
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Ольга Сергевна » 13:55:12, Понедельник 03 Декабрь 2007

В степи чумацкая зола —
Твой стих, гордынею остужен


вот оно) там не только осуждение имажинизма и погони за славой, но и прямое указание на то, что Есенин возгордился, забылся в себе... И отстраняясь против Клюева, он тем самым уходит от настоящего, живого к лживому и искусственному..


Из мыловарного котла
Тебе не выловить жемчужин.


А что за аналогия с мыловаром?.. Откуда этот образ? Мне почему-то сразу вспомнилась песня О. Арефьевой "Мыловар")))

"Я хотела плыть, но ты не был волной,
Я дала тебе нить, но ты шел не за мной,
Я искала дождя, чтобы вызвать пожар,
Я звала короля, а пришел мыловар... "

http://megalyrics.ru/lyric155453.htm

))))))
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Ольга Сергевна » 14:09:41, Понедельник 03 Декабрь 2007

GAS писал(а):И еще вопрос, может кто знает. Не могу понять значение слова "Коловратовых". Пишет его Клюев с большой буквы и меня это совершенно сбивает с толку. Ничего понять не могу - образ это какой, фамилия владельца рязанских полей, или еще что-то? :?:


Малый энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаЕвпатий Коловрат, герой рязанск. народного сказания XIII в., времен нашествия Батыя (изд. во "Временнике Моск. общ. ист. и древн.", книга XV и Срезневским, "Сведения и заметки", 1867). Былинные отклики и параллели к сказанию у Халанского, "Великор. былины киевск. цикла", 1885.



Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»Евпатий Коловрат
полулегендарный богатырь, рязанский боярин. Зимой 1237/38 с “полком” в 1700 человек нанёс поражение монгольским завоевателям. Убит в бою. Его подвиги описаны в “Повести о разорении Рязани Батыем”.


Большая советская энциклопедияЕвпатий Коловрат
, легендарный русский богатырь, боровшийся против татаромонгольских завоевателей в 13 в. О борьбе рязанского "вельможи" Е. К. и его "полка" (численностью в 1700 чел.) после взятия татарами Рязани (1237) рассказывается в древнерусской "Повести о разорении Рязани Батыем" (1-я половина 14 в.), в которую этот сюжет проник, очевидно, из народного эпоса. "Повесть" прославляет силу, отвагу и патриотизм Е. К. и его сподвижников ("храбров"). В некоторых списках "Повести" указывается отчество Е. К. - Львович.


А ещё коловрат - это вот такая "штуковина":
http://slawianie.narod.ru/img/vera/25.jpg

оберег в языческой символике древних славян... обозначает знак рода... его располагали на матице (толстое бревно-балка:
- врубленное поперек здания в верхние венцы сруба; и
- поддерживающее накат из досок или половинок тонких бревен)

наподобие подковы над дверьми... но на матице обозначали только коловрат... : )
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Taurus » 14:11:16, Понедельник 03 Декабрь 2007

GAS писал(а):Это случайно не ошибка? Спрашиваю, потому что ну, мало ли. Вдруг, кто-то что-то перепутал.

Спасибо, это видимо скопировала я неправильно))) Все исправила!
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Пред.След.

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 59