Taurus писал(а):Геннадий, мы говорим об одном, и в то же время о разном. Вы обобщаете, берете более широко - "мировоззрение". Я же имею ввиду более узкий сектор - творчество.
Настя, я соглашусь с вами. Действительно я не детализировал свои ощущения, а просто пользовался более общим термином. А еще точнее, писал, как мог.
Вы делаете правильное уточнение. Чем конкретнее, тем ближе к истине и тем предметнее разговор. Ну как еще поэты могут выражать свое видение и революции и свои мировозрения, кроме как в своем творчестве, в своих произведениях. Все правильно.
Вы говорите "Есенин анализирует ... причины их конфликта". По моему мнению основные разногласия (корень конфликта) как раз и есть взгляд на поэзию, творчество, "Слово", а не мирорвоззрение вообще и недовольство одним личными качествами другого. И если Есенин анализирует причины конфликта, то значит он и говорит об этих разногласиях.
Тоже соглашусь. Но отмечу, что их личные взаимоотношения незримо тоже сказываются в стихах, которые можно отнести к обсуждаемой нами дискуссии. Говорят, спорят, выясняют отношения и уточняют свои позиции и в творчестве, и в революции, они не только как философы и поэты, но и начинают, как друзья, а заканчивают, как враги. Их личные взаимоотношения так тесно вплетены в обсуждаемые стихи, что влияют даже на выбор формы стихотворения. Особенно сильно это заметно по стихам Есенина, который форме придавал огромное значение. И совершенно не случайно «До свиданья…» написано в форме записки. Как говорил Есенин: «А ты сумей в стихе выразить движение…» (пишу по памяти, может, не точно). «До свиданья..» все в движении и озарено их сложными дружеско-вражескими отношениями. С кем еще у Есенина были такие вот сложные отношения, как с Клюевым? По-моему, ни с кем.
Теперь о цитатах. Попробую объяснить.
Ты сердце выпеснил избе,
Но в сердце дома не построил.
"Изба" у Клюева - это не просто жилой дом, это некий крестьянский мир, со своими верованиями, обрядами, бытом. Как раз тот Китеж-град, тот мифологический крестьянский рай. И эти строчки Есенина, я думаю, буквально значат следующее: ты столько спел о крестьянском рае, о благодати на земле, но до конца так и не понял истинное значение поэзии, "Слова".
О друг, кому ж твои ключи
Ты золотил поющим словом?
………
Тебе о солнце не пропеть,
В окошко не увидеть рая.
Вам легче. Вы читали Клюева
А я всего только несколько стихотворений его прочел и глубоких выводов о его творчестве делать, конечно, не могу. С Есениным у меня дела обстоят лучше, хотя и у Есенина я тоже не все стихи еще прочел. А о прозе я вообще молчу. Поэтому мое видение ваших цитат основано исключительно на моем понимании слога Есенина. Им я и поделюсь.
Первая цитата у меня ассоциируется со словами Иисуса Христа: «Делайте так, как они говорят, а не так, как они делают» (тоже по памяти). В соответствии с ними , я вижу тут упрек Есенина на или бездействие Клюева, или на действия, но не в том направлении, за что ратует. Т.е, по мнению Есенина, который весь в революции, Клюев только говорит о ней. Вторая цитата усиливает первую: вот и время пришло, час настал, а где ж все те, кого ты звал? Вопрос Есенина был риторическим – их нет, не будет и не должно быть. Ну типа, из-за того, что неправильно поешь. Это и сказано в третьей цитате.
Буквально все о том же: не постиг ты, Миколай, истинного предназначения, не прочувствовал "Слово", то есть все о тех же поэтических разногласиях и недостатках.
Как видите, я больший упор сделал на революцию. Да, «Слово». Но куда должно быть нацелено это слово? На что? Есенин считает – на перемены. И упрекает Клюева, что его «Слово» к переменам не ведет, не строит того рая, о котором оно поет.