Я не имею в виду, что Есенин, как писал Эрлих, пересчитывал страницы пушкинских сборников и сравнивал с количеством страниц в своих книгах) Дескать, у кого страниц больше, тот и "круче") Нет, я имею в виду, что Есенин, как мне кажется, ценил русских классиков - Пушкина, Гоголя. Считал их мастерами. И это был определённый уровень, к которому он стремился. Вот почему я говорю, что Есенин выбрал Пушкина "в соперники". Ведь кто такой соперник? Это человек, чьи результаты подстёгивают тебя двигаться дальше и искать что-то новое в себе, что бы оставаться "на уровне". В случае с Пушкиным вообще не важно, что он умер. Ведь Есенин хотел соперничества с его музой, если можно так выразиться. Пушкин - это такой внутренний эталон для определения уровня собственной поэзии.
Ну, и раз мы говорим о Пушкине и Есенине, я пожалуй, процитирую анкету о Пушкине, на которую отвечал Есенин:
АНКЕТА ‹ЖУРНАЛА› «КНИГА О КНИГАХ»
К Пушкинскому юбилею
‹Ответы›
1. Как Вы теперь воспринимаете Пушкина?
Пушкин — самый любимый мной поэт. С каждым годом я воспринимаю его все больше и больше как гения страны, в которой я живу. Даже его ошибки, как, например, характеристика Мазепы, мне приятны, потому что это есть общее осознание русской истории.
2. Какую роль Вы отводите Пушкину в судьбах современной и будущей русской литературы?
Влияния Пушкина на поэзию русскую вообще не было. Нельзя указать ни на одного поэта, кроме Лермонтова, который был бы заражен Пушкиным. Постичь Пушкина — это уже нужно иметь талант. Думаю, что только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки.
3. Как дать Пушкина современному русскому читателю?
Я не поклонник отроческих стихов Пушкина. По-моему, их нужно просмотреть и некоторые выкинуть. Из зрелых стихов я считаю ненужным все случайные стихотворные письма и эпиграммы, кроме писем к Языкову и Дельвигу.
1924