Ника, привет тебе! Давненько не виделись.
Nika писал(а): Если бы Есенин вовсю пользовался этим арсеналом, он бы просто перепевал Пушкина! Есенину нужна была своя тематика, свои слова, свои обороты, ни у кого не позаимствованные.
Конечно, ты права. Все это так. Максим Галкин может имитировать голоса многих людей, но ни одного из них он не заменит полностью. Максим Галкин пародист. И его жанр требует узнаваемости пародируемого оригинала, в легком, смешном варианте. Но узнаваемости. Здесь это главное. Если принять твою точку зрения, то в задачу Есенину входило, как раз наоборот, - отличаться от Пушкина. Отличаться в словах и оборотах - вроде как, само собой. А вот насчет тематики, я как раз не уверен. Тематика, по крупному, мне кажется, у них одна. Оба они реалисты и описывали картины российской действительности. Просто в разное время жили. Но если мы будем исходить только из разности времен, то мы никогда не сможем сравнить их, как поэтов. А сравнить хочется. Да, и сам Есенин, кажется, нас приглашает к этому.
Ну, это было сказано в имажинистский период - надо же как-то публику эпатировать и обращать на себя внимание!
Не думаю, что Есенин долгое время жил с таким убеждением.
Да, согласен, он хотел обратить внимание. Но возможны два варианта. Первый ты уже назвала. А второй, он действительно, как поэт, сделал в поэзии что-то такое, чего не было даже у великого Пушкина, на что он и хочет обратить наше внимание. Такой вариант ты не допускаешь? Тем более, что стихи Есенина становятся понятными далеко не с первого чтения. На этом форуме я убеждался в этом на собственной шкуре уже много раз. И только недавно я обратил внимание, что стихи Есенина гораздо компактнее стихов Пушкина, а по информативности нередко даже превосходят.
А зачем эти примеры? Один и тот же, хоть сколько-нибудь оригинальный оборот, не может прийти в голову двум разным людям. Может быть общий смысл, но не одни и те же слова. Правда, сразу же вспоминается случай, когда Шершеневич у Маяковского "штаны украл", но это уже, скорее, исключение!
Ну, я вообще не о воровстве говорю. Оба они гении. А гении такими делами не занимаются. И если используют чье-то выражение или оборот, закавычат его. Вопрос в другом и примеры, все-таки, нужны. Выражение "Я помню чудное мгновенье" (выражение, а не все стихотворение), на мой взгляд, не является большим поэтическим достижением и может прийти в голову не только поэту, но и простому человеку. Ха-ха - скажешь ты - а чем лучше выражение "На рукаве своем повешусь"? Оно тоже общедоступно и, возможно, даже не Есениным придумано. Но разница есть и очень большая. "Я помню чудное мгновенье" - используется в стихотворении Пушкина в одном смысле, а "На рукаве своем повешусь" - в нескольких, совершенно различных смыслах. И получается, в одном тексте как бы несколько простых стихотворений, каждое со своим отдельным смыслом. В одном говорится, что чел повесится, в другом - сомневается, а получится ли задуманное, а в третьем - чуть ли не гамлетовский вопрос решает.
Это я тебе насчет необходимости примеров ответил.
Но мы-то здесь хотим узнать не только это. Нам еще интересен вопрос, мог ли Пушкин, в принципе, использовать выражение "На рукаве своем повешусь" в том же смысле, что и Есенин. Вот этот вопрос, по-моему, характеризует разницу между двумя гениями не только в технике написания стихов, но и … Даже не знаю как это и назвать. Словом, кто-то ругается матом везде и всегда, кто-то при женщинах и детях этого не делает, а кто-то не ругается никогда. Вот об этом я. Были ли у Пушкина и у Есенина свои поэтические заморочки? Типа, вот так, как этот, я написать в принципе могу, но в жизни такого писать не стану.
Хотя жизнь поэта не стоит измерять годами, но все же Пушкин был в литературе примерно 22 года, Есенин - только 10 лет. Есенина убили на пике (имхо) раскрытия его дарования, и он просто не успел полностью реализовать свой потенциал... Ну а так, в общем и целом, у меня такое впечатление, что Пушкина считают первым среди первых, обладающим несоизмеримым с остальными даром, зато Есенина - самым родным, близким и понятным.
Верно. У Пушкина было более чем в 2 раза больше времени. Но, кажется, Есенин нам намекает, что и за 10 лет он сделал что-то такое, чего не было у Пушкина. Вот интересно, а в стихотворении "Пушкину" нет каких-то загогулин хитрых, с помощью которых Есенин нам сам все и показал. Может и в этом стихотворении, не смотря на явное сходство со стилем Пушкина, запрятано еще и есенинское. Только оно не на поверхности лежит. Я уже нагляделся тут на форуме на его стихи и всякое могу предположить.
Ну, а Пушкина, да, мы все считали еще с детства великим и продолжаем так считать. Его авторитет неоспорим. Если сравнить нашу литературу с физикой, то Пушкин - это наш Ньютон. Но в физике после Ньютона, не отрицая его, пришел Эйнштейн. И такого наворотил, что далеко не каждый разберется в чем там дело. А вдруг, Есенин - это Эйнштейн в поэзии?