Возник вопрос...

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Возник вопрос...

Сообщение Мария » 08:11:07, Пятница 31 Март 2006

Привет всем! У меня тут возник один вопрос, может быть, вы мне поможете? Дело в том, что я слышала, что существует какая-то загадка десятой строки "Черного человека"(Ей на шее ноги...) и что ей даже посвящена какая-то научная работа. Вы что-нибудь об этом слышали?
Мария
Мастер
 
Сообщений: 206
Зарегистрирован: 17:18:31, Вторник 28 Март 2006
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Margo » 15:32:00, Пятница 31 Март 2006

Единственное, что я читала - это как не могли точно определить букву - "ч" или "г". И гадали, то ли там "на шее ночи" то ли "на шее ноги". Дело в том, что Есенин писал буквы "ч" и "г" похоже. Провели почерковый анализ и доказали, что там все-таки "ногИ".
Без поэзии чувств и любовный роман - проза ©
Аватар пользователя
Margo
Супер-Профи
 
Сообщений: 4881
Зарегистрирован: 14:56:38, Пятница 25 Ноябрь 2005
Откуда: Рига

Сообщение Мария » 16:05:54, Пятница 31 Март 2006

Спасибо, Margo. Я думаю, что там как раз об этом и шла речь.
Мария
Мастер
 
Сообщений: 206
Зарегистрирован: 17:18:31, Вторник 28 Март 2006
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Леонсия » 18:45:46, Пятница 31 Март 2006

Я где-то читала, что сначала Есенин хотел написать "Ей на шее ночи маячить больше не в мочь", но потом, для придания "сумасшедшинки" в поэму, исправил на "ноги". Не знаю, правда это или нет...
Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу...
Дьяволу служить или Пророку,
Каждый выбирает по себе.
Аватар пользователя
Леонсия
Мастер
 
Сообщений: 542
Зарегистрирован: 23:15:46, Четверг 02 Февраль 2006
Откуда: Москва

Сообщение Margo » 19:01:33, Пятница 31 Март 2006

Кстати, "ночи" лучше звучит.
Голова моя машет ушами,
как крыльями птица,
Ей на шее ночи маячить больше невмочь
Черный человек
Черный черный
Черный человек
На кровать ко мне садится
Черный человек
спать не дает мне всю ночь.
Шипящие придают определенный образ. Слышится таинственный, шепчущий, хрипящий голос Черного человека. Звукописью это в лит-ре называется. Но, мне кажется, Есенин переменил "ночи" на "ноги", из-за ударения. Лучше когда на последний слог падает. И ещё, строфа тоже заканчивается словом "ночь".
Без поэзии чувств и любовный роман - проза ©
Аватар пользователя
Margo
Супер-Профи
 
Сообщений: 4881
Зарегистрирован: 14:56:38, Пятница 25 Ноябрь 2005
Откуда: Рига

Сообщение Данита » 10:34:48, Суббота 01 Апрель 2006

Мария, а что за: """ и что ей даже посвящена какая-то научная работа. Вы что-нибудь об этом слышали? " Я не слышала, а ты что именно слышала, напиши, жду!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Мария » 16:24:18, Вторник 04 Апрель 2006

Данита, это - статья Ю.Прокушева "Всего одна буква", ее можно найти в сборнике "Столетие Есенина". М., 1997. С.375-404. Спасибо тебе за вопрос: я, для того, чтобы на него ответить, просмотрела около 60 библиографических указателей и нашла еще одну книгу, целиком посвященную поэмам Есенина, там есть глава и о "Черном человеке". (Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы С.Есенина. М.:ИМЛИ РАН, 2001.) Там есть разделы, посвященные истории создания поэмы, проблеме 10ой строки - и не только. Я еще сама не читала, но уже успела взять ее в библиотеке. Если что - смогу поделиться информацией :) Кстати, я решила написать зачетную работу по текстологии о "Черном человеке". Может быть, кто-нибудь поможет систематизировать те воспоминания и письма, где говорится о "Черном человеке"? Буду очень благодарна. а то материала много, а времени мало :(
Мария
Мастер
 
Сообщений: 206
Зарегистрирован: 17:18:31, Вторник 28 Март 2006
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Данита » 15:12:45, Четверг 06 Апрель 2006

Мария, спасибо тебе огромное за отклик! Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы С.Есенина. М.:ИМЛИ РАН, 2001 - про эту книгу я очень много хорошего слышала и читала, но сама еще не купила ее. Мария, ты ведь ее уже, наверняка, начала читать - поделись впечатлением!!! уду очень ждать!!!


А про твою зачетную работу по текстологии о "Черном человеке" - я могу помочь, только ты подробней объясни что надо!!! И ты это вообще здорово придумала!!! ЖДУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ :wink: :oops: :lol:
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Мария » 08:43:00, Пятница 07 Апрель 2006

Данита, спешу тебя обрадовать: я сейчас читаю у Шубниковой-Гусевой про "Черного человека", и мне очень нравится. Так что можешь добавить и мой положительный отзыв в свою копилку :)

Ну, а раз эта тема посвящена 10-й строке "Черного человека", то я попробую здесь кратко изложить точку зрения автора на этот вопрос. Может, кто-нибудь ещё заинтересуется...

С.Е. писал поэму с 1923 по 14 ноября 1925. Существует 8 рукописных источников поэмы(фотогафии большинства в книге приведены, правда не всех листов).

1)Черновой автограф С.Е. - одна из редакций заключительной части текста(начиная со слов "Приподняв свой цилиндр...") выполнен карандашом. Получается, что в нем интересующей нас строчки нет.

2) беловой автограф с авторской правкой. Рукой С.А.Толстой сделана помета:"Записано и закончено 12 и 13 ноября 1925г." И здесь строчка 10 есть!

Также известно 6 списков поэмы, выполненных С.А Толстой. Три списка I, II, VI - рабочие, а три других (III, IV, V) предназначались для печати. Проделав огромную работу по анализу этих списков, ученые расположили их в хронологическом порядке.

Список 1) Исправления сделаны по приказанию С.Е., что подтверждает помета С.Толстой. Этот источник текста носит творческий характер.

Список 2) Тоже был проверен С.Е.

Списки 3, 4, 5) предназначались для печати в: газете "Бакинский рабочий", третьем томе "Собрания стихотворений", в журнале "Новый мир". Выполнены вслед за списком 2. Из записей С.Толстой следует, что первые пять списков поэмы были сделаны с участием автора 13 и 14 ноября.

Список 6) последний список поэмы, явля-ся рабочим. Датировка- 13-14 ноября. Скорее всего, потребность в нем возникла в связи с вопросами по тексту поэмы, возникшими у редации "Нового мира". Заметно, что С.Толстая торопилась и невнимательно переписывала текст с одного из первых списков.

В итоге:в первых публикациях поэмы в янв.1926 возникли разночтения("на шее ноги" в "Новом мире" и Собр.соч. и "на шее ночи" в "Бакинском рабочем").

Текстологи прежде всего рассматривали загадочную строку в беловом автографе, но отличить г от ч у С.Е. очень трудно :(

В списках С.Толстой ситуация такая:в первых пяти списках- "на шее ноги". В шестом списке: было написано "на шее-ноге", но ее же рукой дефис зачеркнут и в слове "ноге" е исправлено на и. Воможно, между супругами состоялся разговор об этой строке, и Есенин на стоял на "шее ноги". Но сам факт сомнения поэта или его жены значим - он мог быть толчком к замене причудливого образа к более простому - "шее ночи". Этот список доказывает, что в автографе было "на шее ноги"- ведь другой вариант отверг сам поэт.

Редакторы всех вышеназванных трёх изданий сомневались в написании - сохранились корретуры с вопросами (у С.Толстой все написано четко, но образ-то непонятный!)

В "Красной газете"(ред.Устинов) вообще напечатано: "Ей/ Маячить больше невмочь". Почему Устинов не воспроизвел эту строку по уже опубликованному в "Новом мире" тексту? Может, он слышал, что С.Е. читал "ночи" и засомневался?

Интереснее всего судьба списка Собр.соч. В нерабочей корректуре сделана поправка ручкой(!) - "ночи", хотя все остальные попрвки корректора были сделаны карандашом, и рядом - нет никаких вопрсов. Можно предположить, что такая уверенность возникла у редактора потому, что он спросил об этом у С.Толстой или у самого С.Е. А может, это исправление сделали своей рукой сам поэт или его жена, которые посещали в то время типографию.Но в самом Собр.соч. напечатано все же "ноги"!

Шубникова-Гусева пишет, что даже на последних этапах работы над текстом поэт часто делал "молекулярные" поправки в тексте. Тогда Есенин вполне мог изменить г на ч или вообще убрать это слово, раз оно вызвало столько вопросов у слушателей и читателей. 10-ая строка могла быть вариативной до самого последнего времени.

Пока текст печатается по беловому автографу - "ноги", но ведь пока не выяснено, кто сделал единственную по всемуу тексту наборного экземпляра третьего тома Собр.соч. поправку одной буквы черными чернилами...
Вот такой детектив :) Спасибо за терпение(в книге это все изложено в 100 раз более подробно и интересно). Буду рада, если я кому-нибудь помогла.






Даните
Данита, может быть, ты помнишь, где в письмах С.Е. или в воспоминаниях говорится о работе над поэмой? Если да, то не могла бы ты отправить мне эти отрывки? Особенно мне интересны воспоминания о том, как Есенин сам неск.раз разыгрывал сцену у зеркала и упоминания С.Е. о "Моцарте и Сальери" Пушкина. А вообще я буду рада любым воспоминаниям о "Черном человеке". Спасибо заранее. :D[/u][/b]
Мария
Мастер
 
Сообщений: 206
Зарегистрирован: 17:18:31, Вторник 28 Март 2006
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Данита » 12:56:37, Пятница 07 Апрель 2006

Мария, по памяти помню, что у Наседкина "Последний год Есенина" есть про Ч. Ч и должно быть и то, как Наседкин заставал Е. в цилиндре 2 раза возле зеркала!!! Вот цитата, но здесь возможно с сокращ. и про зеркало не упоминается: """ Осенью Есенин закончил "Черного человека" и сдавал последние стихи в Госиздат для собрания сочинений. Еще раньше, отбирая материал для первого тома, он заметил, что у него мало стихов о зиме.
-- Теперь я буду писать о зиме, -- сказал он. -- Весна, лето, осень как фон у меня есть, не хватает только зимы.
Появились стихи: "Эх вы, сани! А кони, кони!..", "Снежная замять дробится и колется...", "Слышишь -- мчатся сани...", "Снежная замять крутит бойко...", "Синий туман. Снеговое раздолье...", "Свищет ветер, серебряный ветер...", "Мелколесье. Степь и дали...", "Голубая кофта. Синие глаза..." и три стихотворения, не увидевшие света, написанные им в клинике 9.

Над "Черным человеком" Есенин работал два года. Эта жуткая лирическая исповедь требовала от него колоссального напряжения.
То, что вошло в собрание сочинений, -- это один из вариантов. Я слышал от него другой вариант, кажется, сильнее изданного. К сожалению, как и последние три зимних стихотворения, этот вариант "Черного человека" по-видимому, записан не был. И вообще, сочиняя стихи, Есенин чаще заносил на бумагу уже совсем готовое, вполне сложившееся, иногда под давлением необходимости сдавать в журналы. """


------------------


Еще у Устинова Г должно быть "Годы восхода и заката" как раз когда в Питере в Англетере последние дни читал Е. Ч.Ч.


У Эрлиха в "Четыре дня" и "Право на песнь" обязат. должно быть.

У Устиновой Ел пересмотри - у нее очерк короткий "Четыре дня С. А. Е. " называется.

Я потом еще сама пересмотрю и скину тебе!!!

Да, на этом форуме я выкладку делала в теме "Уб-во С. Е." про воспом. Дюранти, который и про Ч. Ч. пишет.

У Толстой должно быть, у Евдокимова, у Гали возможно, у сестер, у тех, кто встречал Е. с 21 по 23 дек. после больницы - он тогда везде его читал!!!


Еще в самих показаниях в деле Е. это есть!!!

------------

Показания Устинова Георгия Феофановича от 28.12.25. «Я, Устинов Г. Ф. [о самоубийстве Есенина могу сказать, что оно для меня ... неожиданным. Я знаю Есенина с 1918 г. За [после]дние 4 года [он му]чился какой-то тяжелой душевной бо[лезнью, ...беск]онечно пил, .... Перед приездом в Ленинград око[ло] ...излечени[и] в Московской психиатриче[ской] ... Приеха[л] Есенин в Ленинград 24 декабря, снял .... [Англет]ере н[омер] ... [о]тыскал меня. Номер мой он знал потому... в нем ... своей предпоследний пр[иезд] в Ленинград приехал он веселый, оживленный, рассказал, что он разошелся с женой С. А. Толстой и порвал со своими родственниками. Впрочем, это было уже не в первый раз, и резкая перемена отношений была у Есенина в характере.

Все дни пребывания в «Англетере» Есенин вел себя смирно, первые дни пил, вставал рано. Мы с женой бывали у него ежедневно, вместе пили чай, завтракали. Есенин читал много своих новых стихов, из которых тягостное впечатление произвело на меня стихотворение «Черный человек», — стихотворение о бреде, о мучительной галлюцинации.

Вчера, 27 декабря, мы с женой, т. т. Эрлих и Ушаков, живущий в этой же гостинице, просидели у Есенина часов с 2-х до 5 — 6 час. Есенин был немного выпивши, но потом почти совсем протрезвился. Вспоминали Москву, когда он жил у меня, вспоминало своей первой жене 3. Райх, с которой он разошелся еще в 1919-20 г., о своих детях, которые остались при Райх, показал матерчатую папку — кажется, подарок ее Есенину, а на папке внизу мелкими буквами карандашом надпись Райх — что-то о долгой любви. Одного из детей Райх Есенин считал не своим и об этом говорил и возмущался ее вероломством и ложью.

Когда мы уходили — уходили вместе все четверо — Есенин обещал ко мне зайти, но не зашел. Вечером я к нему также не сумел зайти: ко мне пришел писатель Сергей Семенов, мы с ним довольно долго поговорили, а потом мы с женой легли спать. Проснувшись я попросил жену поставить самовар. Самовар накануне остался в комнате Есенина. Комната оказалась изнутри запертой. В это время подошел тов. Эрлих. Они позвали коменданта т. Назарова, который открыл дверь отмычкой, в комнате был найден повесившимся поэт Сергей Есенин».

Ниже, тем же почерком проставлена дата — 28.XII — 25 и подпись Георгий Устинов. Далее стоит подпись участкового надзирателя Н. Горбова.

----------------

Вообщем, Мария, мне самой это интересно!!! Я еще поищу, почитаю и тебе сообщу!!


За Шубникову-Гусеву огромное спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!!
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Данита » 13:38:17, Пятница 07 Апрель 2006

""Над «Черным человеком» Есенин работал два года. Эта жуткая лирическая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения. Я дважды заставал его пьяным в цилиндре и с тростью перед большим зеркалом с непередаваемой нечеловеческой усмешкой, разговаривавшим со своим двойником-отражением или молча наблюдавшим за собою и как бы прислушивающимся к самому себе.
То, что вошло в собрание сочинений, — эти один из вариантов. Я слышал от него другой вариант, кажется, сильнее изданного. К сожалению, как и последние три зимние стихотворения, этот вариант «Черного человека», по-видимому, записан не был. И вообще, сочиняя стихи, Есенин чаще заносил на бумагу уже совсем готовое, вполне сложившееся, иногда под давлением необходимости сдавать в журналы.
Нередко диктовал своей жене — Софье Андреевне."""


-----------

Вот у Наседкина нашла все-таки - на нашем сайте отличные воспоминания приведены!!!


http://www.esenin.ru/content/category/13/54/144/


Мария, ищи там тоже!!!
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Данита » 13:50:07, Пятница 07 Апрель 2006

И «Черный человек». Почти моцартовский «Реквием».
Николай Асеев, которому Сергей Есенин читал поэму недели за две до смерти, писал об этом так: «Из-за нее передо мной вставал другой облик Есенина, не тот общеизвестный, с одинаковой для всех ласковой улыбкой, не то лицо «лихача-кудрявича» с русыми кудрями, а живое, правдивое, творческое лицо, умытое холодом отчаяния, внезапно просветлевшее от боли и страха перед вставшим своим отражением...»

В этой ст. прочитала.

http://www.esenin.ru/content/view/457/144/
--------------


Мария, значит в воспом. Асеева тоже есть!!!!
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Мария » 11:23:12, Суббота 08 Апрель 2006

Данита, большое спасибо за помощь! Вдвоем искать все же лучше, чем одной :D
Мария
Мастер
 
Сообщений: 206
Зарегистрирован: 17:18:31, Вторник 28 Март 2006
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Леонсия » 11:25:50, Суббота 08 Апрель 2006

Маш, извини, вопрос был не к тебе, а к Ирине, но она на него уже ответила. Извини, я просто перепутала. :oops:
Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу...
Дьяволу служить или Пророку,
Каждый выбирает по себе.
Аватар пользователя
Леонсия
Мастер
 
Сообщений: 542
Зарегистрирован: 23:15:46, Четверг 02 Февраль 2006
Откуда: Москва

Сообщение Мария » 11:34:57, Суббота 08 Апрель 2006

Леонсия, все нормально, я когда прочитала твой ответ в личке, сразу поняла, что ты случайно перепутала :) А на этот вопрос мне бы очень хотелось ответить "да" или "нет", но я все время "перебегаю" от одной версии к другой. Наверное, это еще и потому, что я пока не очень много прочитала на эту тему. А так хочется знать правду!
Мария
Мастер
 
Сообщений: 206
Зарегистрирован: 17:18:31, Вторник 28 Март 2006
Откуда: Санкт-Петербург

След.

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2