Данита, спешу тебя обрадовать: я сейчас читаю у Шубниковой-Гусевой про "Черного человека", и мне очень нравится. Так что можешь добавить и мой положительный отзыв в свою копилку
Ну, а раз эта тема посвящена 10-й строке "Черного человека", то я попробую здесь кратко изложить точку зрения автора на этот вопрос. Может, кто-нибудь ещё заинтересуется...
С.Е. писал поэму с 1923 по 14 ноября 1925. Существует 8 рукописных источников поэмы(фотогафии большинства в книге приведены, правда не всех листов).
1)Черновой автограф С.Е. - одна из редакций заключительной части текста(начиная со слов "Приподняв свой цилиндр...") выполнен карандашом. Получается, что в нем интересующей нас строчки нет.
2) беловой автограф с авторской правкой. Рукой С.А.Толстой сделана помета:"Записано и закончено 12 и 13 ноября 1925г." И здесь строчка 10 есть!
Также известно 6 списков поэмы, выполненных С.А Толстой. Три списка I, II, VI - рабочие, а три других (III, IV, V) предназначались для печати. Проделав огромную работу по анализу этих списков, ученые расположили их в хронологическом порядке.
Список 1) Исправления сделаны по приказанию С.Е., что подтверждает помета С.Толстой. Этот источник текста носит творческий характер.
Список 2) Тоже был проверен С.Е.
Списки 3, 4, 5) предназначались для печати в: газете "Бакинский рабочий", третьем томе "Собрания стихотворений", в журнале "Новый мир". Выполнены вслед за списком 2. Из записей С.Толстой следует, что первые пять списков поэмы были сделаны с участием автора 13 и 14 ноября.
Список 6) последний список поэмы, явля-ся рабочим. Датировка- 13-14 ноября. Скорее всего, потребность в нем возникла в связи с вопросами по тексту поэмы, возникшими у редации "Нового мира". Заметно, что С.Толстая торопилась и невнимательно переписывала текст с одного из первых списков.
В итоге:в первых публикациях поэмы в янв.1926 возникли разночтения("на шее ноги" в "Новом мире" и Собр.соч. и "на шее ночи" в "Бакинском рабочем").
Текстологи прежде всего рассматривали загадочную строку в беловом автографе, но отличить г от ч у С.Е. очень трудно
В списках С.Толстой ситуация такая:в первых пяти списках- "на шее ноги". В шестом списке: было написано "на шее-ноге", но ее же рукой дефис зачеркнут и в слове "ноге" е исправлено на и. Воможно, между супругами состоялся разговор об этой строке, и Есенин на стоял на "шее ноги". Но сам факт сомнения поэта или его жены значим - он мог быть толчком к замене причудливого образа к более простому - "шее ночи". Этот список доказывает, что в автографе было "на шее ноги"- ведь другой вариант отверг сам поэт.
Редакторы всех вышеназванных трёх изданий сомневались в написании - сохранились корретуры с вопросами (у С.Толстой все написано четко, но образ-то непонятный!)
В "Красной газете"(ред.Устинов) вообще напечатано: "Ей/ Маячить больше невмочь". Почему Устинов не воспроизвел эту строку по уже опубликованному в "Новом мире" тексту? Может, он слышал, что С.Е. читал "ночи" и засомневался?
Интереснее всего судьба списка Собр.соч. В нерабочей корректуре сделана поправка ручкой(!) - "ночи", хотя все остальные попрвки корректора были сделаны карандашом, и рядом - нет никаких вопрсов. Можно предположить, что такая уверенность возникла у редактора потому, что он спросил об этом у С.Толстой или у самого С.Е. А может, это исправление сделали своей рукой сам поэт или его жена, которые посещали в то время типографию.Но в самом Собр.соч. напечатано все же "ноги"!
Шубникова-Гусева пишет, что даже на последних этапах работы над текстом поэт часто делал "молекулярные" поправки в тексте. Тогда Есенин вполне мог изменить г на ч или вообще убрать это слово, раз оно вызвало столько вопросов у слушателей и читателей. 10-ая строка могла быть вариативной до самого последнего времени.
Пока текст печатается по беловому автографу - "ноги", но ведь пока не выяснено, кто сделал единственную по всемуу тексту наборного экземпляра третьего тома Собр.соч. поправку одной буквы черными чернилами...
Вот такой детектив
Спасибо за терпение(в книге это все изложено в 100 раз более подробно и интересно). Буду рада, если я кому-нибудь помогла.
Даните
Данита, может быть, ты помнишь, где в письмах С.Е. или в воспоминаниях говорится о работе над поэмой? Если да, то не могла бы ты отправить мне эти отрывки? Особенно мне интересны воспоминания о том, как Есенин сам неск.раз разыгрывал сцену у зеркала и упоминания С.Е. о "Моцарте и Сальери" Пушкина. А вообще я буду рада любым воспоминаниям о "Черном человеке". Спасибо заранее.
[/u][/b]