Наша вера не погасла

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Наша вера не погасла

Сообщение Mick » 15:56:22, Пятница 25 Апрель 2008

Наша вера не погасла,
Святы песни и псалмы.
Льется солнечное масло
На зеленые холмы.

Верю, родина, и знаю,
Что легка твоя стопа,
Не одна ведет нас к раю
Богомольная тропа.


Все пути твои — в удаче,
Но в одном лишь счастья нет:
Он закован в белом плаче
Разгадавших новый свет.

Там настроены палаты
Из церковных кирпичей;
Те палаты — казематы
Да железный звон цепей.


Не ищи меня ты в Боге,
Не зови любить и жить...
Я пойду по той дороге
Буйну голову сложить.

Очень интересное произведение, полное загадок. О какой вере говорит поэт? Что за «богомольная тропа»? И наконец, что стоит за страшным видением про несчастный путь: «Он закован… …звон цепей»?

Это стихотворение перекликается с еще одним, столь же необычным и загадочным: «Не в моего ты Бога верила…»
Когда-нибудь, когда устанет зло
Насиловать тебя едва живую,
Ты выпрямишь свой перебитый стан
И расцветешь на зависть всем врагам
Несчастная, Великая Россия.. (И.Тальков)

Царь не отрекся от России!
Россия предала Царя.. (А.Мысловский)
Аватар пользователя
Mick
Мастер
 
Сообщений: 986
Зарегистрирован: 20:25:29, Вторник 13 Июнь 2006
Откуда: Moscow City

Сообщение GAS » 23:08:09, Четверг 30 Сентябрь 2010

В первую очередь я всегда смотрю на даты. Вы ее не указали, а жаль. С Есениным без дат лучше не шутить :)

По ФЭБу это стихотоврение датируется 1915 годом, но на самом деле дата может не соответствовать реалиям. Первая публикация стихотворения была в газете "Дело народа" 28 марте 1917г. Так что оно могло правиться Есениным перед самой публикацией. Думать и размышлять над боготворческими проблемами Есенин мог и до того, но опредленную мысль по этому поводу он все же высказал в конце марта 17 года. А что это был за год - нам из истории известно. Время было ужасное. Нужно было знать абсолютно точно, когда можно провозглашать такие лоунги, как "Вся власть советам", а когда этого нельзя было делать. Поэтому стихотворение, мне кажется, нужно рассматривать сквозь призму той ситуации, которая возникла после буржуазной революции. Церковь, видимо, тогда сильно активизирвоалась, а Есенин старался ослабить ее влияние. Вот вкратце мое мнение.

А в чем вы видите загадочность стихотворения?
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Mick » 14:27:27, Пятница 01 Октябрь 2010

Мне кажется что под "нашей верой" Есенин понимает Староверческое Православие. И выступает с критикой официальной Церкви. Видимо, это относится к тому времени, когда Есенин еще верил в "добрую" революцию, которая принесет счастье и дарует крестьянам "мужичьи ясли".
Когда-нибудь, когда устанет зло
Насиловать тебя едва живую,
Ты выпрямишь свой перебитый стан
И расцветешь на зависть всем врагам
Несчастная, Великая Россия.. (И.Тальков)

Царь не отрекся от России!
Россия предала Царя.. (А.Мысловский)
Аватар пользователя
Mick
Мастер
 
Сообщений: 986
Зарегистрирован: 20:25:29, Вторник 13 Июнь 2006
Откуда: Moscow City

Сообщение Татьяна-76 » 15:23:40, Пятница 01 Октябрь 2010

Mick может объединить эту тему с вот этой http://www.esenin.ru/forum/viewtopic.ph ... 55&start=0
Твое прошлое скрывается в твоем молчании,
настоящее – в твоей речи,
а будущее – в твоих ошибочных шагах.
Аватар пользователя
Татьяна-76
Профи
 
Сообщений: 1593
Зарегистрирован: 10:57:19, Суббота 28 Март 2009
Откуда: Волгоградская область.

Сообщение Mick » 17:18:13, Пятница 01 Октябрь 2010

Татьяна-76 писал(а):Mick может объединить эту тему с вот этой http://www.esenin.ru/forum/viewtopic.ph ... 55&start=0

спасибо за Совет :wink: (вам верно слово "Староверы" режет глаз?) :wink: имхо, это две разные темы, одна про Старую веру, другая - про конкретное стихотворение (Наша вера не погасла...)
Когда-нибудь, когда устанет зло
Насиловать тебя едва живую,
Ты выпрямишь свой перебитый стан
И расцветешь на зависть всем врагам
Несчастная, Великая Россия.. (И.Тальков)

Царь не отрекся от России!
Россия предала Царя.. (А.Мысловский)
Аватар пользователя
Mick
Мастер
 
Сообщений: 986
Зарегистрирован: 20:25:29, Вторник 13 Июнь 2006
Откуда: Moscow City

Сообщение GAS » 18:20:33, Пятница 01 Октябрь 2010

Mick писал(а):Мне кажется что под "нашей верой" Есенин понимает Староверческое Православие. И выступает с критикой официальной Церкви. Видимо, это относится к тому времени, когда Есенин еще верил в "добрую" революцию, которая принесет счастье и дарует крестьянам "мужичьи ясли".

Ну, под "нашей верой" можно понимать все, что угодно. Лишь бы эта "наша вера" действовала в то время, когда писалось стихотворение. В более позднее, советское время, "нашу веру" мы, скорее всего, поняли бы как атеизм. Лично я в стихотворении пока ничего не вижу такого, чтобы указывало именно на старообрядство. Вот в "Инонии" есть какой-то намек на старую веру, а здесь, честно говоря, не вижу. И, на первый взгляд, идет чистая критика веры, замешанной на Христе. Чтобы четко определиться в этом вопросе, нужно знать конкретную ситуацию в России в то время. Со старообрядством же, вроде как, было давно уже покончено и верующие уже лет 200, как признали троицу и крестились тремя пальцами, а не двумя? Уточняю, потому что сам не располагаю твердым знанием этого вопроса.
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Татьяна-76 » 20:36:16, Пятница 01 Октябрь 2010

Mick писал(а):
Татьяна-76 писал(а):Mick может объединить эту тему с вот этой http://www.esenin.ru/forum/viewtopic.ph ... 55&start=0

спасибо за Совет :wink: (вам верно слово "Староверы" режет глаз?) :wink: имхо, это две разные темы, одна про Старую веру, другая - про конкретное стихотворение (Наша вера не погасла...)


Ну что вы Mick,ничего мне не режет :) . Я осталась при своем мнении, вы при своем... Просто обсуждения все равно вернутся, к тому о чем говорится в теме "Старая Вера, Старый Обряд, Староверы и Сергей Есенин". Вот и все. Я лишь предложила вам объединить эти темы. Хотите, пусть останется самостоятельной темой...все таки это "Стойло Пегаса", где говорят о всем.
Последний раз редактировалось Татьяна-76 20:54:51, Пятница 01 Октябрь 2010, всего редактировалось 1 раз.
Твое прошлое скрывается в твоем молчании,
настоящее – в твоей речи,
а будущее – в твоих ошибочных шагах.
Аватар пользователя
Татьяна-76
Профи
 
Сообщений: 1593
Зарегистрирован: 10:57:19, Суббота 28 Март 2009
Откуда: Волгоградская область.

Сообщение natico » 20:46:43, Пятница 01 Октябрь 2010

по-моему, это стихотворение перекликается с Инонией:
"Так говорит по Библии пророк Есенин Сергей"
и с "Пришествием":
"Господи, я верую! Но введи в свой рай
Дождевыми стрелами мой пронзенный край"

У меня столько мыслей, коротко написать не получится)
Вот смотрите, я продолжаю думать, что Есенин с восторгом принял Революцию. Не ужасы кровопролитной братской войны, не рухнувший быт, не разорение страны, а именно идею Революции: что человку дается возможность строить жизнь своими руками. Ну я думаю, Есенину нравилась эта идея торжества воли человека. Какое то время, я думаю, он больше обращал внимание на эту сторону событий: что в противовес всему, что было раньше (Церковь, Царь, относительная несвобода людей его сословия) приходит что-то кардинально другое, новое: общее равенство, новая вера и т.п. Подчистую разрушить всё старое, и на пустом месте построть все новое. Есенин в этот период времени, думаю, верил в людей, и верил, что его современникам это под силу.
Вот РПЦ, к примеру, никак не может простить Есенину его "Инонию". Та же Еремина утверждает, что стихотворение богопротивное, потому что не "против Христа", а "вместо Христа", в общем, чуть ли не Антихрист вложил в уста Есенина его знаменитое: "Время моё приспело..."
А я считаю, что Есенин в "Инонии" ведёт себя как человек эпохи Возрождения. Не важно, что эти две эпохи абсолютно разные, мы это видим сейчас, с расстояния времени, а Есенин как раз хорошо вписывается в модель человека поры Ренессанса: из-под тотального контроля (Церкви, например) навстречу открытиям, творческим откровениям и прочее. То есть была такая модель мира, когда в центре мира стоял Бог. Потом на место Бога встала фигура Человека. Это эпоха Возрождения. В пору 1917-1918 года почему Есенин не мог чувствовать себя человеком Эпохи Возрождения? Мне кажется, что вполне мог. Поэтому и противопоставил себя, как человека, той системе, когда воля человека была подчинена Богу.
И вот смотрите он пишет:
"Наша вера не погасла,
Святы песни и псалмы"
это, вроде как, 1915, а может и 1917 год.
И вот "Инония", начало 1918:
"Новый в небосклоне
Вызрел Назарет.
Новый на кобыле
Едет к миру Спас.
Наша вера — в силе.
Наша правда — в нас!»

То есть я считаю, что это вера в человека. Вера в то, что мир вокруг изменится, Россия будет процветать. Что люди все такие хорошие, хорошие сами по себе. Что нет удачи в том пути, что проторен религией. То есть Есенин пишет, что религия - "это звон цепей", и тут вообще возникает парадокс, потому что от чего же всем вдруг стать такими хорошими, если учение с заповедями - это цепи и оковы, мешающие человеку жить?
Я ни в коем случае не являюсь сторонником Революции, но состояние Есенина в период 1917 - 1918 гг. могу охарактеризовать как эйфорию. Он на многое тогда не обращал внимание, он был как человек, которого выпустили на свободу после долгих лет в тюрьме(
Сову разъясняю
Аватар пользователя
natico
Мастер
 
Сообщений: 923
Зарегистрирован: 12:11:41, Суббота 24 Апрель 2010
Откуда: Сургут


Вернуться в Творчество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

cron