Может быть, нижеследующий очерк не совсем по теме - и его следовало бы поместит в тему "Малоизвестные есенинские места".
Потому что прежде это были подмосковные села, но теперь - Москва. Причем именно мой район - и мне отрадно было узнать, что эти места связаны с яркой страничкой биографии Поэта.
Отвечая на вопросы следователя ВЧК 24 октября 1920г, Есенин отметил
«Ст. Кунцево, село Крылатское, — учился», очевидно, имея в виду и свою пропагандистскую работу под руководством социал-демократов из Суриковского литературно-музыкального кружка.
Воспоминания К. Богоявленской:
«
Близость Сергея Есенина с большевистской молодежью проявилась также и в том, что он приезжал в коммуну в селе Крылатское (Кунцево близ Москвы).
Под видом летнего отдыха в 1913 и 1914 годы Георгий Пылаев, Михаил, Богоявленский, Валерьян Наумов снимали комнату в деревенской, избе где жили коммуной. Кроме них здесь жили и другие товарищи, в том числе Петр Цельмин и М.И. Лацис. Таких коммун в Крылатском было несколько.
Там собирались большевики, проводились нелегальные собрания, хранился печатный шрифт, держалась нелегальная литература. Многие профессиональные революционеры, скрывавшиеся от полиции, имели возможность жить в Крылатском.»
В своих воспоминаниях "О работе в Московской группе РСДРП (большевиков) в период 1911–1915 года», Петр Цельмин пишет: "
Крылатское летом стало революционным центром. Сюда по воскресеньям приезжали товарищи и на даче у т. Пылаева часто устраивались собрания… В коммуне в селе Крылатское в 1914 году были – Пылаев Георгий, Богоявленский Михаил, Валерьян Наумов, Лацис М.И., Цельмин Петр и другие. Бывали Сережа Есенин, Николай Богоявленский".
С. А. Есенин, Г. Н. Пылаев и В. Н. Наумов. Январь 1914, Москва.
Г. Д. Деев-Хомяковский. "Правда о Есенине":
«Наша группа конспиративно собиралась часто в Кунцеве, в парке бывшем Солдатенкова, близ села Крылатского, под заветным старым вековым дубом. Там, под видом экскурсий литераторов, мы впервые и ввели Есенина в круг общественной и политической жизни.
Там молодой поэт впервые стал публично выступать со своим творчеством.
Талант его был замечен всеми собиравшимися.»
Фото
того самого дуба (взято из книги К.Тимирязева "Жизнь растений". Издание Сабашниковых, 1908)
По воспоминаниям В.В.Горшкова, сотрудника московской газеты «Светофор» (органа железнодорожных служащих большевистского направления)
«во время «экскурсии» суриковцев в Кунцево, Есенин тоже читал свои стихи. Они всем опять понравились. Старый народник-поэт Кошкаров (С. Заревой) расхвалил мальчишку, предсказал тому несомненную славу… Сережа был особенно весел. Шалил, кричал, разулся, распоясался, играл в горелки… Ведь он почти всего-навсего мальчик от Сытина»
К сожалению, никто из "суриковцев" не оставил в воспоминаниях подробностей тех поездок в Кунцево и Крылатское.
Но зато имеется изумительное описание, которое сделал их современник Алексей Алексеевич Ярцев, известный историк русского театра, критик, библиограф и краевед (и, между прочим, земляк Есенина - уроженец Зарайского уезда Рязанской губернии):
"При входе в рощу вывешены правила, определяющие таксу и предписывающие общее благочиние. Такса здесь невысока. Самовар, например, без чая и сахара стоит 25 коп. Продажа спиртных напитков и водки безусловно запрещена. В рощине разбросано около десятка столиков, которых в праздничные дни не хватает для нахлынувшей из города и дач публики, особенно, если приезжают воспитанники какого-нибудь учебного заведения. Дач здесь около двадцати. Они доступны только людям состоятельным. Дом владельца, постройку которого относят ко второй половине ХVIII столетия, двухэтажный, с высоким бельведером, стоит на каменном основании над рекой, на вершине кручи.
Усадьба Нарышкиных
Против заднего фасада дома - церковь (Иконы Божьей матери "Знамение"), очень простая по архитектуре и не представляющая ничего особенного замечательного. Построена (она) в 1744 г., но после этого возобновлялась.
Церковь Знамения Божией матери в парке бывш. Солдатенкова(современное фото и 1913г.)
К Москве-реке можно спуститься и с левой, и с правой стороны дома. С правой стороны хорошо разделанная дорожка ведет на лужок перед домом на утупе кручи. Здесь поставлена статуя Похищение Прозерпины, увы! изуродованная любопытными путешественниками по кунцевским палестинам. Это - обычная чернота нашей публики делать глупые и неприличные надписи и отшибать руки и носы статуй. вероятно. потому же и Святой колодезь, к которому ведет тропинка с левой стороны дома, находится в очень небрежном состоянии. От кунцевского Святого колодезя береговою дорожкой мы направились к Крылатскому. Теплый летний вечер сменил жаркий день. Прибрежный лес закрывал догоравшие лучи солнца, от реки веяло прохладой, а родники, струившиеся из лесной чащи, манила своею чистою, прозрачною водой. Умыться в одном из таких родников - настоящее наслаждение.
С полверсты надо идти этим путем, а затем тропинка через небольшое ущелье выводит на обрывистый берег реки, лишенный всякой растительности. Это уже земля села Крылатского.
Крылатское тянется длинною линией по берегу Москвы-реки, которая здесь в половодье бурлит немилосердно: рвет берега, затопляет луга и образует целые острова и песчаные мели. Здесь как раз переверт, а на перевертах извилистая Москва-река страшно капризна. Зато на переверты же приходятся и самые красивые места ее берегов. Так и в Крылатском. За плоскою равниной, ограниченною размытыми берегами (на которых раскинулось село), возвышаются гористые холмы. Панорама, которую едва охватывает взор стоящего на крылатском берегу, привлекает своею чудною перспективой, своим разнообразием и поэтическим колоритом, охватывающим всю необозримую картину. Прямо из-под ваших ног по крутому сначала и переходящему постепенно в плоскость скату убегает деревня, делая поворот в плоской своей части. За крутобережьем, к которому подошел конец деревни, змейкой вьется речная лента, обрамленная с другой стороны наносными песками, оттеняющими яркую зелень наливных лугов. За лугами - опять светлая полоса сделавшей поворот реки, а затем - муравчатый берег и кунцевские кручи. Густозеленый лес соседних кунцевских возвышенностей с белыми пятнами барских домов окаймляет горизонт, а за лесом как бы стеной выступает узорчатая изгородь московских златоверхий церквей и каменных громад, обрамляя чудесную десятиверстную панораму.
Тут вас очаруют разбросанные кругом овраги с кустарником и перелесками. Вид с крылатских высот очарователен.
Обратный путь опять идет по берегу до первой тропинки в кунцевском лесу, которая ведет к Проклятому месту. Проклятое место - это предание о чем-то. Было ли здесь городище, было ли здесь татарское кладбище или что другое? Огромный, переживший несколько веков дуб и камни дают воображению, ищущему чего-нибудь ужасного, много пищи.
Отсюда можно идти снова парком, верхнею его частью, и не доходя чайной рощи повернуть по аллее направо. Аллея приводит к пруду, влево от которого лепится дачная деревенька Мазиловао. На пруду есть лодки, отдающиеся для катания за плату. Поезда Смоленской железной дороги отходят со станции "Кунцево" немного раньше 9, 9 1/2, 10 1/2 и 11 часов вечера.
Вокзал в Кунцево (построен в 1913)
Быстро летит поезд, еще быстрее сменяют друг друга воспоминания о пережитом дне, о целой веренице разнообразных впечатлений. Вы так заняты своими мыслями, что не замечаете даже, что поезд идет через мост на Москве-реке, про который в публике всегда идет самый недобрый разговор о его безопасности. Через двадцать минут вы в Москве, но и здесь в вашем воображении долго и неотступно стоят роскошные картины природы, в ваших мыслях мелькают отрывочные факты исторических воспоминаний. Вы освежились и теплом и душой, и с обновленными силами принимайтесь назавтра за свой обычный труд"
Выделила некоторые строки - они, как мне кажется, отражают настроение, которое наверняка испытывал и Есенин, неоднократно посещая эти места.
Сама же готова (до сих пор!!!) подписаться под каждой строчкой этого описания столетней давности (ну, за исключением знамениого дуба - по рассказам старожилов, он был поражен молнией в 40-е годы, и статуи Прозерпины - я её еще помню, окончательно доломали в 1992 г.)
И, если, конечно, не придираться к мелочам касательно стоимости чай и продолжительности поездки на поезде (15 минут, а не 20..)
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин