-M- » 07:30:30, Четверг 12 Июль 2012
У меня только пару недель назад руки дотянулись до "Богемы". Впечатления от сего произведения странные.
И, в отличии от Natico, даже не могу сказать, что оно мне показалось лучше "Романа..." Мариенгофа.
Тот, во всяком случае, поражал, а это творение во многом вызывает недоумение. Объясню свои впечатления...
Во-первых умиляет постоянное желание автора выказать себя талантливее, лучше и чище всех остальных, включая Есенина, успехом которого он как-бы удивляется и не понимает почему и откуда он. Пребывая во всей этой среде, автор постоянно акцентирует "я не такой как они, я тут просто случайно оказался". Какая-то мелкая озлобленность и зависть в этом проглядывает. Причем ко всем - к тем, с кем он проводит время, с кем встречается, куда приходит, за кем наблюдает со стороны. Походя так... незаметными словечками...умаляет, уменьшает, принижает...выдвигая вперед свою драгоценную персону.
Я для полноты картины ознакомилась со всеми стихами автора (прозу его не потяну) - в большей своей части они показались пустяшными, да и сам стиль написания "Богемы" достаточно банален. Нет такого наслаждения филигранностью слова, богатством чувств и образов, как, к примеру, у Рэя Бредбери в "Вине из одуванчиков", которого я только перечитала. Если бы не линия встреч с известными нам персонажами, сама по себе любовная линия Соня-Лукомский могла бы показаться невразумительной, и затерялась бы в множестве подобных малозначимых книжек.
Может Ивнев был хорош как перводчик, не знаю. Нет возможности это проверить прямо сейчас.
А кто-нибудь читал его "Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича". Статьи, 1921 ?
Далее...Обращает на себя внимание то, что автор не обладая значимыми талантами, тем не менее сумел видимо неплохо пристроиться в жизни и дожить до преклонных лет. Наверное, внешняя неконфликтность, крайняя осторожность и высокая степень приспособляемости одержали вверх.
Что касается мыслей Есенина, то тут, конечно, чувствуется сугубо-личное восприятие самого автора.
Но вот сцена с разговором у окна из главы «С тобой когда‑нибудь это бывало?» выглядит достаточно достоверной, как и история с визитом к Троцкому и хвастовство С.Е., что он со всеми "на короткой ноге" и ему легко договориться о чем угодно. Мальчишеская самонадеянность и некоторая наивность очень вписывается в реальный образ С.Е. Даже в отношении с его идеей квартиры для литераторов. Ну необыкновенная наивность, опять же необоснованная самонадеянность в успехе своей идеи и полное отсутствие просчёта ситуации, даже на два шага вперед! Не исключаю, что по жизни С.Е. руководствовался любимой фразой Наполеона: "Главное ввязаться в войну, а там посмотрим!" Это, мне кажется, можно применить ко всем сторонам его жизни - и общественной, и частной.
... Виктория, ну а почему Вас так коробит тема "себялюбия" в С.Е.? Люди талантливые все в разной степени эгоцентричны, и в любой ситуциии, прежде всего, исходят от самих себя: "Насколько МНЕ это нужно и насколько Я этого хочу". Это не противоречит с человечностью, взаимопомощью и широтой души, которая у них тоже имеет место быть. Одно другому не мешает...
"Один не разберет, чем пахнут розы…
Другой из горьких трав добудет мед,
Дай хлеба одному— навек запомнит…
Другому жизнь пожертвуй— не поймет."
Омар Хайям