Апостол нежный Клюев или ладожский дьячок?

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Апостол нежный Клюев или ладожский дьячок?

Сообщение Данита » 11:53:01, Воскресенье 10 Сентябрь 2006

* * *
"О муза, друг мой гибкий…"

О муза, друг мой гибкий,
Ревнивица моя.
Опять под дождик сыпкий
Мы вышли на поля.

Опять весенним гулом
Приветствует нас дол,
Младенцем завернула
Заря луну в подол.

Теперь бы песню ветра
И нежное баю —
За то, что ты окрепла,
За то, что праздник светлый
Влила ты в грудь мою.

Теперь бы брызнуть в небо
Вишневым соком стих
За отческую щедрость
Наставников твоих.

О мед воспоминаний!
О звон далеких лип!
Звездой нам пел в тумане
Разумниковский лик.

Тогда в веселом шуме
Игривых дум и сил
Апостол нежный Клюев
Нас на руках носил.

Теперь мы стали зрелей
И весом тяжелей...
Но не заглушит трелью
Тот праздник соловей.

И этот дождик шалый
Его не смоет в нас,
Чтоб звон твоей лампады
Под ветром не погас.

1917


* * *

"О Русь, взмахни крылами…"

О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.

По голубой долине,
Меж телок и коров,
Идет в златой ряднине
Твой Алексей Кольцов.

В руках — краюха хлеба,
Уста — вишневый сок.
И вызвездило небо
Пастушеский рожок.

За ним, с снегов и ветра,
Из монастырских врат,
Идет, одетый светом,
Его середний брат.

От Вытегры до Шуи
Он избродил весь край
И выбрал кличку — Клюев,
Смиренный Миколай.

Монашьи мудр и ласков,
Он весь в резьбе молвы,
И тихо сходит пасха
С бескудрой головы.

А там, за взгорьем смолым,
Иду, тропу тая,
Кудрявый и веселый,
Такой разбойный я.

Долга, крута дорога,
Несчетны склоны гор;
Но даже с тайной бога
Веду я тайно спор.

Сшибаю камнем месяц
И на немую дрожь
Бросаю, в небо свесясь,
Из голенища нож.

За мной незримым роем
Идет кольцо других,
И далеко по селам
Звенит их бойкий стих.

Из трав мы вяжем книги,
Слова трясем с двух пол.
И сродник наш, Чапыгин,
Певуч, как снег и дол.

Сокройся, сгинь ты, племя
Смердящих снов и дум!
На каменное темя
Несем мы звездный шум.

Довольно гнить и ноять,
И славить взлетом гнусь —
Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.

Уж повела крылами
Ее немая крепь!
С иными именами
Встает иная степь.

<1917


НА КАВКАЗЕ


Издревле русский наш Парнас
Тянуло к незнакомым странам,
И больше всех лишь ты, Кавказ,
Звенел загадочным туманом.

Здесь Пушкин в чувственном огне
Слагал душой своей опальной:
“Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной”.

И Лермонтов, тоску леча,
Нам рассказал про Азамата,
Как он за лошадь Казбича
Давал сестру заместо злата.

За грусть и жёлчь в своем лице
Кипенья желтых рек достоин,
Он, как поэт и офицер,
Был пулей друга успокоен.

И Грибоедов здесь зарыт,
Как наша дань персидской хмари,
В подножии большой горы
Он спит под плач зурны и тари.

А ныне я в твою безгладь
Пришел, не ведая причины:
Родной ли прах здесь обрыдать
Иль подсмотреть свой час кончины!

Мне все равно! Я полон дум
О них, ушедших и великих.
Их исцелял гортанный шум
Твоих долин и речек диких.

Они бежали от врагов
И от друзей сюда бежали,
Чтоб только слышать звон шагов
Да видеть с гор глухие дали.

И я от тех же зол и бед
Бежал, навек простясь с богемой,
Зане созрел во мне поэт
С большой эпическою темой.

Мне мил стихов российский жар.
Есть Маяковский, есть и кроме,
Но он, их главный штабс-маляр,
Поет о пробках в Моссельпроме.

И Клюев, ладожский дьячок,
Его стихи как телогрейка,
Но я их вслух вчера прочел,
И в клетке сдохла канарейка.

Других уж нечего считать,
Они под хладным солнцем зреют,
Бумаги даже замарать
И то, как надо, не умеют.

Прости, Кавказ, что я о них
Тебе промолвил ненароком,
Ты научи мой русский стих
Кизиловым струиться соком,

Чтоб, воротясь опять в Москву,
Я мог прекраснейшей поэмой
Забыть ненужную тоску
И не дружить вовек с богемой.

И чтоб одно в моей стране
Я мог твердить в свой час прощальный:
“Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной”.

Сентябрь 1924

Тифлис

===

Давайте поговорим о Николае Клюеве. Его влиянии на раннего Есенина и что было потом ...

Я давно хотела открыть эту тему, потому как очень важным считаю один вопрос. на который не могу дать сама отевет - все-таки была встреча Есенина и Клюева в Питере в конце декабря 1925 года, когда поэту оставалось жить считанные дни ... Или же это ложь эрлихов??? Ведь все больше и больше фактов (см. тему: "Да! Нет сомнения, что его убилди ...") говорят о том, что Есенин эти 4 дня был в тюрьме ...

Как вы считает? Помогите разобраться!!!
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Данита » 10:15:56, Понедельник 11 Сентябрь 2006

А вот что написал Клюев о есенине. (Это, видимо, после приглашения принять участие в новом журнале в 1923 году ... )

Вы что-нибудь поняли???

"Налаял мне Есенин, что в Москве он княжит, что пир у него беспереводный и что мне в Москву ехать надо.

Чугунка - переправа не паромная, не лодейная; схвачен человек железом, и влачит человека железная сила по 600 верст за ночь.
Путина от Питера до Москвы - ночная, пьяная, лакал Есенин винище до рассветок, бутылок около него за ночь накопилось, битых стаканов, объедков мясных и всякого утробного смрада - помойной яме на зависть. Проезжающих Есенин матерял, грозил им Гепеу, а одному старику, уветливому, благому, из стакана в бороду плеснул; дескать, он, Есенин, знаменитее всех в России, потому может дрызгать, лаять и матерять всякого.

Первая мука минула.

Се вторая мука. В дрожках извочьичьих Есенин по Москве ехал стоймя, за меня, сидячего, одной рукой держась, а другой шляпой проходящим махал и всякие срамные слова орал, покуль не подъехали мы к громадному дому с вырванными из петель деревянными воротами.

На седьмом этаже есенинский рай: темный нужник с грудами винных бутылок, с духом вертепным по боковым покоям. (это квартира Г.Бениславской - прим. мое. )

Встретили нас в нужнике девки, штук пять или шесть, все без лика женского, бессовестные. Одна, в розовых чулках и в зеленом шелковом платье, есенинской насадкой оказалась. В ее комнате страх меня объял от публичной кровати, от резинового круга под кроватью, от развешанных на окне рыбьих чехольчиков, что за ночь накопились и годными на следующую ночь оказались.

Зеленая девка стала угощать, меня - кофеем с колбасой, а Есенина - мадерой.

С дальней путины да переполоха спится крепко. Прикорнул и я, грешный, где-то в углу за ширмами. И снилась мне колокольная смерть. Будто кто-то злющий и головастый чугунным пестом в колокол ухнул (а колокол такой распрекрасный, валдайского литья, одушевленного). Рыкнул колокол от песта, аки лев, край от него в бездну низвергся, и грохот медный всю вселенную всколыбнул.

Вскочил я с постели, в костях моих трус и в ушах рык львиный, под потолком лампа горит полуночным усталым светом, и не колокол громом истекает, а у девок в номерах лютая драка, караул, матерщина и храп. Это мой песенный братец над своей половиной раскуражился. Треснул зеркало об пол, и сам голый, окровавленный, по коридору бегает, в руках по бутылке. А половина его в разодранной и залитой кровью сорочке в черном окне повисла, стекла кулаками бьет и караул ревет. Взяла меня оторопь, за окном еще шесть этажей, низринется девка, одним вонючим гробом на земле станет больше...

Подоспел мужчина, костистый и огромадный; как и Есенин, в чем мать родила, с револьвером в руках. Девку с подоконника за волосы стащил, хряснул об пол, а по Есенину в коридоре стрелять почал.

Сия моя третья мука....

...""Стойло Пегаса" унавожено изрядно. Дух на этом новом Олимпе воистину конский и заместо "Отче наш" - "Копытами в небо" песня ржется. В "Стойле" два круга, верхний и нижний. В верхнем стойка с бутылками, со снедью лошадиной: горошек зеленый, мятные катышки, лук стриженый и все, что пьяной бутылке и человеческому сраму не претит.

На дощатом помосте будка собачья с лаем, писком и верезгом - фортепьяно. По бокам зеркала - мутные лужи, где кишат и полощутся рожи, плеши и загривки - не человечье все, лошадиным паром и мылом сытое.

С полуночи до полуночи полнится верхнее стойло копытною нечистою силой. Гниющие девки с бульваров и при них кавалеры от 13-ти лет и до проседи песьей. Старухи с внучатами, гимназисты с рара. Червонец за внучку, за мальчика два.

В кругу преисподнем, где конские ядра и с мясом прилавки (грудинка девичья, мальченков филей), где череп ослиный на шее крахмальной - владыка подпольный - законы блюдет, как сифилис старый за персики выдать, за розовый куст - гробовую труху, там бедный Есенин гнусавит стихами, рязанское злато за гной продает."
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Катерина » 13:23:55, Понедельник 11 Сентябрь 2006

Ох, этот Клюев, не люблю я его. Он плохому научить может. И мерзкий....Вот не лежит у меня к нему душа...



И Клюев, ладожский дьячок,
Его стихи как телогрейка,
Но я их вслух вчера прочел,
И в клетке сдохла канарейка.


Вот это Сергуня точно подметил) Знает, что сказать....
Катерина
Супер-Профи
 
Сообщений: 2162
Зарегистрирован: 12:10:17, Вторник 18 Апрель 2006
Откуда: Москва

Сообщение Анхен » 13:47:37, Понедельник 11 Сентябрь 2006

Эка его разбодяжило...
Анхен
Профи
 
Сообщений: 1027
Зарегистрирован: 22:19:07, Пятница 21 Июль 2006
Откуда: Башкортостан - цветущий край

Сообщение Margo » 16:07:29, Понедельник 11 Сентябрь 2006

ПСЦ, и ржачь и в то же время я бы Клюева так отметелила, была б моя воля! Мол все вокруг быдло, везде свиньи сплошные, рожи плешивые, матерщиники, смрад, а один Клюев такой распрекрасный, ангел во плоти, самый хороший и недостойны его все эти вонючки-людишки!...
Сам-то какую поганщину написал! Небось, уже после смерти Есенина. По-моему, никто так нагло не об*ирал еще Есенина, как Клюев.
Без поэзии чувств и любовный роман - проза ©
Аватар пользователя
Margo
Супер-Профи
 
Сообщений: 4881
Зарегистрирован: 14:56:38, Пятница 25 Ноябрь 2005
Откуда: Рига

Сообщение Катерина » 16:09:14, Понедельник 11 Сентябрь 2006

Клюев кого угодно плохому научит....ненавижууууу
Катерина
Супер-Профи
 
Сообщений: 2162
Зарегистрирован: 12:10:17, Вторник 18 Апрель 2006
Откуда: Москва

Сообщение Nika » 21:53:08, Понедельник 11 Сентябрь 2006

Данита писал(а):А вот что написал Клюев о есенине. (Это, видимо, после приглашения принять участие в новом журнале в 1923 году ... )

Вы что-нибудь поняли???


Ну у меня просто культурный шок!!!! :shock: :shock: :shock:

ТАКОЕ непотребство написать о своем друге!!! :evil: Зачем??? Кому??? Не понимаю!!! Это на суд тогдашнему поколению или нынешнему???

Данит, а эта бредятина когда впервые публиковалась, не знаешь???

Не, ну я не могу! И ведь как пишет - типа жааааалко ему Есенина, пропадает "песенный братец" - "там бедный Есенин гнусавит стихами"!!!!!

И если раньше у меня еще отношение к Клюеву колебалось, то теперь оно утвердилось окончательно :evil: :evil: :evil:

А вот еще кое-что о Клюеве (из Кузнецова):

"Чтобы установить истину, посмотрим на певца "избяной Руси" не из трагических для него 1934 - 1937 годов, как это обычно делается, а из 1925 года, когда он был весьма далек от "Погорельщины" и других своих антисоветских произведений. В послеоктябрьский период и годы Гражданской войны "угодник" Клюев - ярый пропагандист красного террора, реквизировавший в свою пользу дорогие православные иконы. Ему принадлежат кощунственные строки:

Убийца красный - святей потира,
Убить - воскреснуть, и пасть - ожить...
Браду морскую, волосья мира,
Коммуна-пряха спрядает в нить.

(Потир - литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия)

Не менее жутка и такая его строфа из поэмы "Каин":

Но вот багряным ягуаром
Как лань истрзана страна.
С убийством, миром и пожаром
Меня венчает сатана. "

И это "апостол нежный" так выражается??? И что общего могло быть у Есенина с таким человеком? Есенин Клюева раскусил еще в 1918 году (если даже не раньше), когда написал "Теперь любовь моя не та..." с посвящением Клюеву. К тому же Миклашевская (а ей-то доверять можно и нужно) на дух не переносила Клюева!!!!

А что касается посещения Есенина Клюевым в декабре 25 года, то скорее всего, это очередная ложь. В то время Клюев из-за крайней нищеты был очень зависим от Ильи Ионова (директор Лениздата, шурин Зиновьева). И скорее всего Клюев не мог (это еще вопрос - не мог ли??? Ведь есть честь, совесть...) возразить тем, кто сочинил их встречу с Есениным???

НО: Клюев никогда САМ не говорил и не вспоминал об этой их встрече!!!

Сидорина по этому поводу пишет:

"В. Костылев записал рассказ Николая Архипова, ближайшего друга Клюева, о событиях 27-28 декабря 1925 года.

27 декабря к 8 часам вечера в номере гостиницы Есенин ждал Клюева. "И Клюев пишел в назначенное время. Но его не пустили. и даже пригрозили. И расстроенный Клюев пошел на Большую Морскую к Н.И. Архипову и все ему выложил - свои подозрения, свои ощущения, свой страх за Есенина. Архипов его успокоил, сказал, что все это только кажется и завтра они увидятся в той же гостинице. Взволнованный Клюев не спал всю ночь, рано утром пытался снова пройти к Есенину и снова и снова его не пустили какие-то люди у входа. И только позднее, днем, оба - Архипов и Клюев узнали о трагедии".
Аватар пользователя
Nika
Супер-Профи
 
Сообщений: 4405
Зарегистрирован: 22:35:52, Вторник 25 Июль 2006
Откуда: Москва

Сообщение Анхен » 13:29:13, Вторник 12 Сентябрь 2006

Не был, стал быть, Есенин у Клюева в Питере
Анхен
Профи
 
Сообщений: 1027
Зарегистрирован: 22:19:07, Пятница 21 Июль 2006
Откуда: Башкортостан - цветущий край

Сообщение Данита » 15:49:07, Вторник 12 Сентябрь 2006

Nika писал(а):ТАКОЕ непотребство написать о своем друге!!! :evil: Зачем??? Кому??? Не понимаю!!! Это на суд тогдашнему поколению или нынешнему???

Данит, а эта бредятина когда впервые публиковалась, не знаешь???".


Никуль, а сама как думаешь, какие чувства сподвигли Клюева написать такое???

А вот про поколение - хороший вопрос, кто как думает? Клюев это писал для будущего или для тогдашнего поколения???

А где он это публиковал .. я не знаю, честно!!! Скачала на одном форуме и ни ссылок, ни где это взято - там не было ... :cry:


Nika писал(а):А вот еще кое-что о Клюеве (из Кузнецова):


Ника, я дополню твою цитату:


" ... Поэт Николай Клюев никогда не писал и не говорил о своем декабрьском посещении Есенина. В очевидцы его «пригласили» «Правда» и некоторые другие газеты. В «Памятке» есть особая оговорка о «Миколе» как чуть ли не единственном посетителе дома на проспекте Майорова, 10/24. Такое зыбкое свидетельство и породило позже многочисленные толки. Если верить художнику В.С. Сварогу (в пересказе журналиста И.С. Хейсина), Клюев намеревался навестить своего прежнего друга, но это ему не удалось (см.: Вечерний Ленинград. 1990, 28 дек.).

Однако опять-таки это не более чем слухи, переданные через шестьдесят пять лет.
Чтобы установить истину, посмотрим на певца «избяной Руси» не из трагических для него 1934-1937 годов, как это обычно делается, а из 1925 года, когда он был весьма далек от «Погорельщины» и других своих антисоветских произведений. В послеоктябрьский период и годы Гражданской войны «угодник» Клюев — ярый пропагандист красного террора, активный большевик, реквизировавший в свою пользу дорогие православные иконы. Ему принадлежат кощунственные строки:

Убийца красный — святей потира,
Убить — воскреснуть, и пасть — ожить...
Браду морскую, волосья мира
Коммуна-пряха спрядает в нить.

Не менее жутка и такая его строфа из поэмы «Каин»:
Но вот багряным ягуаром
Как лань истерзана страна.
С убийством, мором и пожаром
Меня венчает сатана.

Вовсе не так прост и благообразен «ладожский дьячок» (выражение Есенина), как представляют его ревнители старообрядчества. В его облике 20-х годов есть нечто жутковато-елейное, глубоко скрытное. Водился за ним и грех, связанный с расстройством, деликатно выражаясь, интимной сферы психики. Причин не возражать использованию своего имени в грязном деле у него было несколько. Самые серьезные — крайняя бедность и болезненность. Ниже приводим по этому поводу (впервые полностью) обнаруженное нами письмо Клюева, которое дает наглядное представление о его незавидном быте.

«В Президиум Ленинградского губернского
Исполнительного комитета от поэта
Николая Клюева.

ЗАЯВЛЕНИЕ

В год великих испытаний-1918-й, Советом Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов издана моя книга под названием «Медный кит» — в ней цена крови и думы земли о грядущих путях.
В 1919-й и 1920-й — время слета воронов на свежие пролетарские раны — Народным просвещением изданы две мои книги, — в них триста произведений где в тысяче образов простерто мужицкое сердце — от костра Аввакума до славных побед Октября.
В 1924 г., когда могилы на Марсовом поле расцвели резедой и геранью, но глухо обрушились ступени лестницы жизни под ногой дорогого вождя, Госиздат напечатал мою книгу под заглавием «Ленин», где на фоне полярной природы, как душа океана, проходит великая тень.

Помимо указанных книг, много моих красных стихов нашли себе место в революционных хрестоматиях, юбилейных сборниках и антологиях. Существуют переводы меня и на другие языки, вместе с музыкой на целый ряд моих произведений.

Я — крестьянин, из дремучей поморской избы, неимоверным трудом вышедший, как говорится, в люди. В настоящее время я болен и уже три месяца прикован к постели.

Основываясь на изложенном, усердно прошу Президиум изыскать справедливую возможность освободить меня от подоходного и квартирного обложения, которыми я обязан, как лицо, отнесенное к свободной профессии, о чем и поставить в известность надлежащие учреждения.

Никаких доходов, а по нездоровью и работы, за мной не водится; питаюсь я случайными грошами, помещение же, в котором я живу, представляет низкую, полутемную комнату, затерянную на заднем дворе огромного дома на бывшей Морской улице. Дом этот до августа настоящего года принадлежал Госиздату, заведующим которого, товарищем Ионовым, и было разрешено пользоваться упомянутым помещением за плату 2 рубля 75 копеек в месяц. За переходом здания в Откомхоз мое жилое обложение выразилось в сумме 41 рубля 50-ти копеек.

За снисхождение к моей невозможности платить подоходность и квартирную плату по свободной профессии мое товарищеское сознание и русская поэзия будут Президиуму благодарны.

Николай Клюев
(подпись).
Ноября 1924 г.
Адрес: улица Герцена, №45, кв. 7».


В связи с заявлением поэта-бедолаги управляющий домом №45 Т. Лукьянов 10 июля 1924 года дал справку, в которой указал площадь комнаты просителя — 6,31 сажени [ 11 ] и сделал примечание: «...гражданин Клюев вряд ли в состоянии платить как лицо свободной профессии. По имеющимся у меня сведениям, он за последнее время ничего не зарабатывает, лежал в больнице (у него нарыв на ноге) и вообще живет очень бедно».

Бюрократическая канитель с рассмотрением просьбы Клюева продолжалась и в 1925 году — это видно из сохранившейся по этому поводу переписки. Возможно, кто-то ему помог. Скорее всего, всесильный директор Лениздата Илья Ионов, шурин еще более всемогущего Г.Е. Зиновьева. В свое время Ионов порадел стихотворцу, выделив ему барской рукой комнату и разрешив платить за нее символическую сумму. Таким образом, постоялец находился у него «в кулаке».

К декабрю 1925 года зависимость жившего Христа ради Клюева от Ионова, вероятно, еще более возросла. Он и пикнуть не мог — иначе его бы выбросили на улицу. Под благовидным предлогом бывший в прошлом соучастник уголовно-политического убийства и каторжник Ионов вполне мог попросить квартиранта помалкивать о «тайне «Англетера». Подвести своего благодетеля Клюев не мог. К тому же противиться было смертельно опасно. Поэтому-то «Микола» и помалкивал.

Заметьте, 28 декабря, в час прощания с телом Есенина в ленинградском Доме литераторов, «...Ионов не отходил от гроба»; еще деталь: «Снимались у гроба — Ионов, Клюев, Садофьев...» (из «Дневника» Ин. Оксенова). Далее мы разовьем сюжет о связи Ионова с «темными силами», здесь же ограничимся одним замечанием: ленинградский издательский магнат по-своему отблагодарил Клюева, опубликовав в отдельной книге (1927) его поэму «Плач о Есенине» (на наш взгляд, сомнительный) вместе со статьей о погибшем поэте критика и сексота ГПУ Павла Медведева (примечательное соседство!).

Автор «Плача», возможно подозревая о тайной службе критика, относился к нему заискивающе. Известен следующий автограф на титуле книги «Сосен перезвон»: «Родимому Павлу Николаевичу Медведеву — целуя и благодаря. Николай Клюев» (без даты).
Ионов мог заставить Клюева лжесвидетельствовать через управляющего домом №45 по улице Герцена (бывшей Малой Морской) Ипполита Павловича Цкирия, того самого Харона из ГПУ, о котором мы уже говорили. Последний, являясь хозяйственным надсмотрщиком соседнего с «Англетером» дома №8/23 по проспекту Майорова, присматривал (с 30 октября 1925 г.) и забывшим госиздатовским зданием, во флигеле которого обитал Клюев. ... "
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Татиана » 21:17:03, Вторник 12 Сентябрь 2006

Ой КЛюев такой противный, хитрый и злобный. Понял он что ученик его Есенин, выше него стал, и намного! выше, вот и бесится и злится. Но такой кошмар написать(( я тоже когда читала, просто глазам не верила. В воспоминаниях многие не раз отмечают его темную сторону.
...Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть...
Аватар пользователя
Татиана
Профи
 
Сообщений: 1770
Зарегистрирован: 21:23:12, Четверг 24 Ноябрь 2005
Откуда: Москва

Сообщение Данита » 11:47:48, Среда 13 Сентябрь 2006

Nika писал(а):К тому же Миклашевская (а ей-то доверять можно и нужно) на дух не переносила Клюева!!!!".



Вот как раз воспоминания Августы Леонидовны:

"Очень не понравился мне самый маститый его друг -- Клюев.

По просьбе Есенина он приехал в Москву. Когда мы пришли в кафе, Клюев уже ждал нас с букетом. Встал навстречу.

Волосы прилизанные. Весь какой-то ряженый, во что-то играющий. Поклонился мне до земли и заговорил елейным голосом. И опять было непонятно, что было общего у них, как непонятна и дружба с Мариенгофом. Такие они оба были не настоящие.

И оба они почему-то покровительственно поучали Сергея, хотя он был неизмеримо глубже, умнее их. Клюев опять говорил, что стихи Есенина сейчас никому не нужны. Это было самым страшным, самым тяжелым для Сергея, и все-таки Клюев продолжал твердить о ненужности его поэзии.

Договорился до того, что, мол, Есенину остается только застрелиться. После встречи со мной Клюев долго уговаривал Есенина вернуться к Дункан. "

===

Ну и как вам друг сердечный смиренный Миколай? Жалит ведь как змея ... ... ... :evil:
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Татиана » 11:54:02, Среда 13 Сентябрь 2006

Данита писал(а):Ну и как вам друг сердечный смиренный Миколай? Жалит ведь как змея ... ... ... :evil:


Вот именно Данит! Исподтишка, вроде бы печется о друге, весь заботливый такой(( а сам.... :evil:
...Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть...
Аватар пользователя
Татиана
Профи
 
Сообщений: 1770
Зарегистрирован: 21:23:12, Четверг 24 Ноябрь 2005
Откуда: Москва

Сообщение Старуш-ка » 02:33:43, Пятница 15 Сентябрь 2006

Ой КЛюев такой противный,


Да не противный, а – ЮРОДИВЫЙ! Безо всякой доли иронии и уничижения, которое порой вкладывают в это слово. А в самом прямом смысле - как о добровольном и сознательном подвиге внешнего безумия ради спасения себя и других.
Ведь все это нелепое (порой до идиотизма) поведение, поступки и высказывания – это может быть позой, чисто внешним и напускным (а в случае с Клюевым, уверена, именно так и было).

А вот ПРОЗРЕНИЕ может быть только искренним, и дано не каждому. Но именно Клюеву дано было предугадать то, что до сих пор многим не под силу понять и постичь. А именно – МЕССИАНСКУЮ, вестническую и жертвенную, судьбу Есенина.

Для Клюева Есенин – Мессия.
Вот лишь несколько цитат:

Пшеничный колос-исполин
Двор осенит целящей тенью...
Не ты ль, мой брат, жених и сын,
Укажешь путь к преображенью?
(“Изба — святилище земли...” из цикла “Поэту Сергею Есенину”, 1916)

Исследователи творчества Клюева отмечают, что “Жених” здесь как и “сын” - сакральные синонимы Христа (вспомним, к примеру, евангельское «се Жених грядет...» из Евангелия от Матфея, 25:6). А уж тем паче в контесте ПРЕОБРАЖЕНИЯ!
Здесь уместен, естественно, вопрос: какое, собственно, “преображение” имел в виду Клюев? Разумеется, “преображение” русской действительности с целью преодолеть свое несовершенство, избежать гибельного пути — и придти к своей спасительной просветленности, гармонии и красоте.

"Камень драгоценный душа твоя, выкуп за красоту и правду родимого народа... Страшная клятва на тебе, смертный зарок! Ты обреченный на заклание за Россию, за Ерусалим, сошедший с неба". (в письме от 28 января 1922 года из Вытегры в Москву)

В январе 1923 года Клюеву снится, будто идут они с Есениным лесом: «Под ногами кукуший лен да богородицина травка. Ветерок легкий можжевеловый лица нам обдувает; а Сереженька без шапки, в своих медовых кудрях, кафтанец на нем в синюю стать впадает, из аглицкого тонкого сукна, и рубаха белого белозерского шитья. И весь он, как березка на пожне, легкий да сквозной. Беспокоюсь я в душе о нем — если валежина или пень ощерый попадет, указую ему, чтобы не ободрался он. Сереженька же в чащу побежал прямо медведице в лапы... Только в лесном пролежне белая белозерская рубаха всплеснула и красной стала... Гляжу я: потянулись в стволинах сосновых соки так видимо, до самых макушек... И не соки это, а кровь, Сереженькина медовая кровь...”
При этом Клюев поясняет, что “этот же сон нерушимым под Рождество вдругоряд видел я. К чему бы это?..”
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение Старуш-ка » 14:43:12, Пятница 15 Сентябрь 2006

Вот, даже не знаю, в какую тему написать – в «Мистику», или сюда?..
Вчера, подбирая цитаты из Клюева, хотела выписать еще одну:
"Обернулась душа в хризопраз-камень,
А несу я потеряшку на родину
Под окошечко материнское.
Прорастет хризопраз березынькой,
Кучерявой, росной, как Сергеюшко
".(“Плач о Сергее Есенине” , 1927)

Но не стала – она мне показалась не столь значимой, по сравнению с остальными. А зря!
Сейчас перечитывала Откровение Иоанна Богослова, и обратила внимание на такой стих:
«Один из ангелов… перенес меня в духе на большую и высокую гору. Оттуда он показал мне святой город Иерусалим, спускающийся с небес от Бога… Основания стен города были украшены всевозможными драгоценными камнями: первое основание было из яшмы, второе - из сапфира, третье - из халцедона, четвертое - из изумруда, пятое - из агата, шестое - из сердолика, седьмое - из хризолита, восьмое - из берилла, девятое - из топаза, десятое - из хризопраза..."

Т.е. десятая (одна из самых высших) ступеней основания Небесного Иерусалима - из хризопраза. Значит, вот какой смысл вкладывал Клюев, сравнивая душу Есенина с этим камнем («христопраз» - называли его сектанты-духоборы, к которым был близок Клюев).

И вспомнила еще одно совпадение.
В этом году в Константиново мне посчастливилось наконец-то побывать в фондах музея (на 2-м этаже Кашинского дома). Давно мечтала увидеть эти экспонаты: средь них прядь волос Есенина, икону его небесного покровителя Сергия Радонежского – подарок вел.кн. Елизаветы Федоровны, перстень – подарок Императрицы...
Подробно про перстень можно прочитать здесь: http://esenin-museum.narod.ru/persten.html
Долгое время считалось, что перстень с изумрудом. И вот в Константиново мне сказали, что недавно эксперты выяснили – с хризопразом!
Мистика, да и только…
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение Татиана » 21:38:40, Пятница 15 Сентябрь 2006

Старушка, оч.интересная информация про хризоправ. Да, Клюев глубже всех понял предназначение Сергея.
...Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть...
Аватар пользователя
Татиана
Профи
 
Сообщений: 1770
Зарегистрирован: 21:23:12, Четверг 24 Ноябрь 2005
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Жизнь и Любовь

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

cron