S.Fateeff » 13:20:38, Пятница 10 Январь 2014
Дорогие дамы ! Я честно прочел эту ветку целиком и по мере чтения не мог избавиться от чувства раздражения и возмущения. Охотно верю, что многие из вас стали бы очередными «Сафо» и радостно позволили вытирать об себя ноги Сергею Александровичу – и сей факт я зачисляю в несомненный плюс к образу Есенина – уж очень мне нравится, что девчонки любили его до самозабвения.
Но даже тех строк Клюева, которые были здесь приведены, вполне достаточно, чтоб понять, что Николай Алексеевич Клюев – гениальный русский поэт эпического размаха. И этой мощи, шири этого размаха в ХХ в не достиг более никто. Да, Клюеву было отпущено больше жизни, чем Есенину. Да, невозможно судить о том, как бы развивался есенинский гений, проживи он хоть на 10 – 15 лет дольше. Но если сравнивать крупные произведения Есенина эпического склада, созданные после «Пугачёва», с клюевскими поэмами – возьмите хоть гениальнейшую, глубочайшую по мысли и виртуозную по стиху «Мать Субботу», то даже «Анна Снегина» выглядит слабее клюевских эпических поэм, несмотря на несколько красивых строф и эффектную концовку. А такую муть, как песнь о великом походе или балладу о 26 бакинских преступниках, можно воспринимать всерьёз только во временнОм контексте или как скрытую издёвку Есенина над советами ( в чём я не уверен).
Я постараюсь постепенно высказаться по поводу имевших здесь место нападок на личность и жизнь Николая Алексеевича, но быстро не выйдет – потерпите, влюбленные в Есенина настолько, что готовы развенчать и назвать бездарями и подлецами всех, кто был рядом.
Кстати, женитьба Яр-Кравченко и отход его от Клюева не стала причиной их внутреннего человеческого разрыва. Не отрёкся и Анатолий от осужденного Клюева. Написанные им письма к опальному поэту не найдены, но о его отношении к нему в эти годы с полной определенностью свидетельствуют следующие признания в письмах к родителям: «Н<иколаю> А<лексеевичу> не пишу по некоторым соображениям... Напишите ему самые лучшие и дорогие слова. Он благословил мой жизненный путь великим светом красоты и прекрасного. Имя его самое высокое для меня» (18 февраля 1935 г.) А вот исполненное особой признательности письмо 5 мая того же года с Кавказа: «Я среди этих каменных гор и этого гордого молчания природы много думаю о дедушке, который прошел через всю <мою> жизнь, показал мне диковинную птицу и ушел. А я стою зачарованный, стою, боюсь дышать, чтоб не отпугнуть паву. Но она неудержима, обнимает протянутые к ней руки и расправляет крылья, чтобы улететь. Я плачу».Такие слова просто так не напишешь...
Эти строки самородного русского гения написаны тогда, когда Есенин ещё в школе учился :
***
На песню, на сказку рассудок молчит,
Но сердцу так странно правдиво, —
И плачет оно, непонятно грустит,
О чем? — знают ветры да ивы.
О том ли, что юность бесследно прошла,
Что поле заплаканно-нище?
Вон серые избы родного села,
Луга, перелески, кладбище.
Вглядись в листопадную странничью даль,
В болот и оврагов пологость,
И сердцу-дитяти утешной едва ль
Почуется правды суровость.
Потянет к загадке, свирельной мечте,
Вздохнуть, улыбнуться украдкой
Задумчиво-нежной небес высоте
И ивам, лепечущим сладко.
Примнится чертогом — покров шалаша,
Колдуньей лесной — незабудка,
И горько в себе посмеется душа
Над правдой слепого рассудка.
<1911>
***
В златотканные дни сентября
Мнится папертью бора опушка.
Сосны молятся, ладан куря,
Над твоей опустелой избушкой.
Ветер-сторож следы старины
Заметает листвой шелестящей,
Распахни узорочье сосны,
Промелькни за берёзовой чащей!
Я узнаю косынки кайму,
Голосок с легковейной походкой...
Сосны шепчут про мрак и тюрьму,
Про мерцание звезд за решеткой,
Про бубенчик в жестоком пути,
Про седые бурятские дали...
Мир вам, сосны, вы думы мои,
Как родимая мать, разгадали!
В поминальные дни сентября
Вы сыновнюю тайну узнайте
И о той, что погибла любя,
Небесам и земле передайте.
<1911>
"Торопитесь же девушки, женщины,
Влюбляйтесь в певцов чудес.
Мы пока последние трещины,
Что не залил в мире прогресс!"
Гениальный Шершеневич