Зинаида Райх

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Зинаида Райх

Сообщение Ольга Сергевна » 16:57:31, Воскресенье 17 Сентябрь 2006

Знаю, что эта женщина и ее отношения с Есениным частично здесь уже обсуждались. Но мне кажется, что она заслужила отдельную Тему. В судьбе Есенина она - не случайный человек, пусть и здесь разговор о ней будет не случайным...
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Ольга Сергевна » 17:04:36, Воскресенье 17 Сентябрь 2006

Изображение
С Таней.
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Ольга Сергевна » 17:30:45, Воскресенье 17 Сентябрь 2006

Не знаю, насколько это биографично.. Хотя очень похоже на правду. Кто-нибудь читал сию книгу?
Когда в первый раз читаешь этот отрывок, уши встречаются с уголками рта :)

Сергей КОШЕЧКИН
БОРЩ С ГРЕЧНЕВОЙ КАШЕЙ
(Этюд из цикла "Золотое руно поэта. Есенин на Кавказе")
Простите мне..
С.Есенин. Письмо к женщине.
Уже третий день Есенин жил в семье Тициана Табидзе. По утрам он вместе с Тицианом уходил на час-другой в редакцию "Зари Востока", где у него появилось немало друзей - от редактора до машинисток. Потом с Вержбицким, выпускающим, или с тем же Тицианом прогуливался по проспекту Руставели, наблюдая за размеренной городской жизнью. Иногда заходили на базар - шумный, крикливый, переливающийся всеми цветами радуги. К обеду возвращались к Тициану, где их уже ждали.
В тот день Тициан, оставив Есенина в редакции с Паоло Яшвили, поспешил домой пораньше: надо было помочь жене и теще приготовиться к приходу гостей: на обед были приглашены друзья-поэты. Нина с матерью были на кухне. Тициан занялся винами. На стол были поставлены "Твиши", "Напареули" и любимое Есенина - кахетинское.
Зайдя на кухню, Тициан всплеснул руками:
- Ну, госпожи, вы у меня молодцы! Не успел я оглянуться - уже все
готово!
- Да уж, у вашей жены в руках все горит, - добавила, любуясь дочерью, ее неутомимая помощница.
- Смотрите, захвалите, улыбнулась Нина и, помолчав, продолжала:
- Кстати, Тициан, что ты знаешь о первой жене Сережи? Ведь он при мне о ней никогда не говорил. Тициан замялся.
- Да я и немногое знаю. Что мне известно? Познакомились они в
Петрограде, в самый канун революции. Она работала, кажется, в редакции одной газеты... Венчались где-то на Севере... Она родила ему дочь и сына.
Потом между ними пробежала какая-то черная кошка, и они разошлись. Зовут ее Зиной. Вержбицкий говорил мне, что она очень женственная, классической красоты...
- И он оставил красавицу! - укоризненно произнесла Нина.
- Видно, не любил, потому и оставил. Впрочем, он, пожалуй, и к Айседоре Дункан не питал особой страсти...
У двери позвонили.
- Наверное, Сережа, - заторопился Тициан. _ Пойду открою.
Нина тоже пошла встречать гостя.
Есенин вбежал возбужденный, раскрасневшийся с большим букетом белых и желтых хризантем. Тут же, у двери, осыпал цветами растерявшуюся от неожиданности Нину и с возгласом: "Виват, "Заря Востока"! повел друзей в зал. Оказалось, он получил гонорар в редакции газеты, перевел деньги сестрам в Москву и был счастлив.
На радостях Тициан открыл бутылку кахетинского и разлил по бокалам. До прихода приглашенных на обед поэтов оставалось не менее часа, и все направились в комнату Тициана - он обещал показать только что купленные книги.
Среди новых приобретений Тициана оказалась поваренная книга на грузинском языке.
- Тициан у нас гурман, любит вкусно поесть, - пояснила Нина, видя, как Есенин рассматривает цветные иллюстрации в книге. - Он, например, любит по-особому рецепту приготовленный суп харчо. А что из кушаний вы любите, Сережа?
Есенин улыбнулся и, закрыв книгу, сказал:
- Я люблю русский красный борщ с гречневой кашей. Вот мама, - он обратился к вошедшей в комнату матери Нины, - очень вкусно угощает, а такое блюдо, наверное, не умеет делать...
Мать Нины засмеялась, заметив, что и такое блюдо немудрено сготовить - завтра к обеду оно будет подано...
- Вот спасибо, - оживился Есенин. - А у меня в деревне на такое блюдо бабушка была мастерица. А особенно бесподобный борщ делала жена моя Зинаида...
Нина и Тициан переглянулись.
- Расскажите подробнее, Сережа, - попросила Нина, усаживаясь на диван рядом с Тицианом и матерью.
- Мы тогда жили в Петро­граде, на Литейном, - началЕсенин. - Зина оказалась женщиной хозяйственной, энергичной. С продуктами
тогда было туговато, но и при всем их скромном наборе она
придумывала необыкновенно вкусные вещи. Тут-то я и закинул удочку насчет борща. Она научилась его готовить сразу, но с особым блеском ее умение проявилось после того, как она посоветова­лась со своей матерью Анной Ивановной
- А ее мама жила с вами? - спросила Нина.
- Нет, - продолжал Есенин,
- Зинины родители жили в Орле. Слушали о таком русском городе? Находится он в средней России, интересный город... Тургенев там жил и родился... Леонид Андреев... Жил Лесков... Жил и похоронен генерал Ермолов, что под Бородино лично водил войска
в атаку...
- Это - Алексей Петрович?- поинтересовался Тициан.
- Да,да, - подтвердил Есенин,- самый он, командир отдельного
Грузинского корпуса, глава военной и гражданской власти на Кавказе.
- Так, вот, - рассказывал Есенин, - в этом Орле мы с Зиной и
погостили несколько дней. И здесь-то она и показала, на что способна.
- Вы знаете, с каким искусством она делала этот борщ? Я думаю, если бы она пошла по поварской линии, из нее получился бы мастер своего дела. Я не раз наблюдал, как она священнодействовала. Сначала готовила мясной бульон. Чаще бралась говяжья лопатка, варилась часа два. А в это время Зина нарезала в мелкую соломку свеклу, морковь, лук. К ним добавлялись помидоры, немного сахару, немного масла. Потом все тушилось, время от времени перемешивалось, чтоб не пригорало...
- А капусты не было? - спросила Нинина мать, с интересом
слушавшая Есенина. Она всегда с особым уважением относилась к людям, понимавшим толк в еде и знающим способы ее приготовления.
- Как же без капусты, была! Есенин прошелся по комнате. Она ее аккуратно шинковала и спустя какое-то время клала в кастрюлю. А потом - немного выждав - вынимала мясо и заливала бульоном овощи. Вари­ла, -пробуя и добавляя по вкусу соль, перец лаврушку... Нет, мама, это было, ей богу, священнодействие...
Тициан смотрел на друга и удивлялся: вроде, гурманом Есенин не был, к еде всегда относился если не равнодушно, то весьма спокойно, а тут такие познания в кулинарии вплоть до того, как надо нарезать овощи для какого-то борща. И откуда эта восторженность?
Не меньшее удивление у Тициана вызывал рассказ Есенина о том, как Зина готовила рассыпчатую гречневую кашу. Тут были такие тонкости, что их мог знать только знаток кулинарного дела. Скажем, крупу в подсоленной воде надо варить до тех пор, пока не впитается вся вода. А когда каша загустеет, кастрюлю надо плотно закрыть крышкой - каша должна упреть.
Слово, "упреть" Есенин произнес, растягивая слоги, как бы подчеркивая его редкость.
Нина, как и Тициан, дивилась подробному рассказу Есенина и недоумевала: чего это Сережа до мелочей запомнил женское занятие на кухне?
Вскоре стали собираться на обед поэты. Первым явился Паоло Яшвили, веселый, озорно сверкая глазами, в своей непременной с узким козырьком синей кепи. Затем в двери щумной компанией ввалились Георгий Леонидзе, Сандро Шаншиашвили, Валериан Гаприндашвили. Замыкал группу Шалва Апхаидзе с красной розой в руках. Из приветственных возгласов выделялся бас Шаншиашвили: "Сережа, здравствуй!"
- Ну, вот и милая семейка в сборе, - шутила Нинина мама. - Теперь можно за стол.
Во время обеда няня привела с прогулки Ниту, дочь Табидзе. Та, едва увидев Есенина, помахала ему рукой:
- Золотая монета!
Есенин, до того улыбавшийся, шутивший, вдруг загрустил, на обращения друзей стал отмалчиваться. Гости, видя такое настроение поэта, долго засиживаться не стали и разошлись...
Наутро Есенин что-то долго не выходил к завтраку. Нина постучала в дверь комнаты, где он спал. Войдя, она увидела его в слезах.
- Что с вами, Сережа? - обеспокоенно спросила она. - Чем вы
расстроены?
Есенин грустно усмехнулся и тихо ответил:
- Да так... Вспомнил борщ с гречневой кашей...
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Катерина » 17:38:30, Воскресенье 17 Сентябрь 2006

Хорошая тема. Правда этот отравок я пока не осилила прочитать, но на досуге прочту и отпишусь тут.
Катерина
Супер-Профи
 
Сообщений: 2162
Зарегистрирован: 12:10:17, Вторник 18 Апрель 2006
Откуда: Москва

Сообщение Данита » 17:41:23, Воскресенье 17 Сентябрь 2006

Жена Сергея Есенина, жена Всеволода Мейерхольда и актриса его театра. 3инаиду Райх называли роковой женщиной, прожившей две разные жизни: в одной - бедность и личная драма, в другой достаток, преданная любовь, профессиональный успех. И - душераздирающий крик под занавес...

Зинаида родилась в 1894-м в семье обрусевшего немца Николая Райха и бедной дворянки Анны Викторовой. Дочь разделяла убеждения отца, одного из первых социал-демократов, за что и поплатилась исключением из гимназии. В 1917-м - год встречи с Есениным - она жила в Петрограде и служила машинисткой в редакции левоэсеровской газеты "Дело народа", была председателем Общества по распространению пропагандистской литературы. Там же была и художественная библиотека, куда часто заглядывал Сергей Есенин, - книги выдавала эсерка Мина Свирская, и все думали, что Сергей ей симпатизирует. А Зина уже собиралась замуж за его приятеля, начинающего поэта Алексея Ганина. Перед помолвкой решили съездить вместе на Соловки и дальше на север.
Подруга не смогла, а Зинаида поехала.
ПОД ВЕНЕЦ КАК НА ПОЖАР
...Черноволосая красавица прекрасно смотрится на палубе белого парохода. Ганин отошел в сторону, любуясь невестой, он не слышит, о чем говорят Зинаида и Сергей:
- Зина, это очень серьезно. Поймите же, я люблю вас... с первого взгляда. Давайте обвенчаемся! Немедленно! Если откажете, покончу с собой... Скоро берег... церковь... Решайтесь! Да или нет?!
-Да...
По дороге Сергей нарвал полевых цветов. Не помня себя, забыв про Ганина, молодые обвенчались в маленькой церкви под Вологдой.
...Теперь уже о дальнейшем путешествии не могло быть и речи. Они вернулись в Петроград, поселились в квартирке на Литейном и зажили вполне нормальной семейной жизнью - Есенин даже отговаривался от холостяцких попоек, мол, жену люблю, мы, брат, взрослые люди. А когда началась борьба за выживание - время было смутное и голодное, - стал хандрить... Ближе к родам Зина уехала к родителям в Орел, а Сергей - в Москву, чтобы примкнуть к поэтам-имажинистам. В семейных распрях всплыл и тот самый пунктик, который не давал покоя Есенину, - он ведь по-мужицки не смог простить того, что на супружеском доже оказался не первым. Когда плакался другу Анатолию Мариенгофу, лицо сводила судорога, глаза багровели, руки сжимались в кулаки: "Зачем соврала, гадина?!" Однако это не мешало ему хвастаться "донжуанскими победами" тех лет: "Не 400, но 40, наверное, уже было".
РАЗВЕ ЭТО ЖИЗНЬ?
Жену не навещал, не звал и не ждал. Тогда она взяла годовалую Танечку и сама к нему приехала в комнату на Богословском, где он жил вместе с Мариенгофом. Сергей особой радости не высказал, но к дочке потянулся всем сердцем. Вот только детская душенька почувствовала что-то неладное... "живулечка" не сидела на месте, забиралась на колени к маме, няне и чужим мужчинам, но отца обходила стороной. "И на хитрость пускались, писал в своих воспоминаниях Мариенгоф, - и на лесть, и на подкуп, и на строгость - все попусту". Зинаида кусала губы, чтобы не заплакать, а Есенин сильно разозлился, решив, что это ее "козни". Вскоре он велел ей уехать, сказав, что все чувства прошли, что его вполне устраивает та жизнь, которую он ведет. Зинаида не хотела верить: "Любишь ты меня, Сергун, я это знаю и другого знать не хочу..."
И тогда Есенин...подключил Мариенгофа. Вывел в коридор, нежно обнял за плечи, заглянул в глаза:
- Любишь ли ты меня, Анатолий? Друг ты мне взаправдашний или не друг?
- Чего болтаешь!
- А вот чего... не могу я с Зинаидой жить... Скажи ты ей, Толя (уж так прошу, как просить больше нельзя!), что есть у меня другая женщина.
- Что ты, Сережа... Как можно?
- Друг ты мне или не друг?.. Петля мне ее любовь... Толюк, милый, я похожу... пойду по бульварам к Москве-реке... а ты скажи (она непременно спросит), что я у женщины... мол, путаюсь и влюблен накрепко… Дай я тебя поцелую...
НЕ ПРИЗНАЛ РОДНОГО СЫНА
...На следующий день Зинаида уехала. Через некоторое время поняла, что ждет ребенка, подумала, может, это и к лучшему, дети привяжут... По телефону обсудила с мужем имя - договорились, если будет мальчик, то назвать Константином. И опять никаких вестей...
Через год с небольшим, направляясь с сыном в Кисловодск, она встретила на платформе ростовского вокзала Мариенгофа. Узнав, что Есенин ходит где-то рядом, попросила: "Скажите Сереже, что я еду Костей. Он его не видал. Пусть зайдет взглянет... Если не хочет со мной встречаться, могу выйти из купе".
Поэт нехотя, но зашел, посмотрел на сына и сказал: "Фу... Черный… Есенины черные не бывают». Бедная женщина отвернулась к окну, плечи ее вздрагивали, а Есенин повернулся на каблуках и вышел… легкой, танцующей походкой.
Очень скоро на смену неизвестной орловской жене придет популярная американская танцовщица Айседора Дункан. Но не так далеко и то время, когда Сергей Есенин будет дежурить возле чужого дома, умирая от тоски по своим детям, стучаться в дверь и жалобно просить, чтобы впустили на одну минуту, только посмотреть... Уснули? Пусть их вынесут... спящих... он хочет их видеть. И Зину... свою жену... известную актрису, супругу Всеволода Мейерхольда. Как поведет себя Зинаида? Об этом чуть позже. А пока вернемся к Есенину и Мариенгофу. Татьяна Есенина напишет в своих воспоминаниях, что отец оставил мать из-за растущей близости с Мариенгофом.
СЕРГЕЙ+АНАТОЛИЙ=?
Действительно, знак вопроса. Оба ездили с лекциями по России, считая, что создают новую поэзию, - отсюда их партнерство и определенный фанатизм. Но то, что они много чудили, было заметно.
Зимой в их комнате стояла минусовая температура, так они постелили в ванну матрас и спали вдвоем, подкидывая старые книги в колонку для согревания воды. Это была их "ванна обетованная". До тех пор, пока жильцы коммуналки не выдворили их оттуда - идея понравилась всем, и всем хотелось погреться. В комнате они тоже спали вдвоем на одной кровати, укрываясь несколькими одеялами и шубами. Потом придумали игру: по четным дням Мариенгоф, а по нечетным Есенин корчился на холодной простыне, чтобы согреть ее своим телом. Когда одна поэтесса попросила Есенина помочь ей устроиться на работу, он предложил ей жалованье машинистки только за то, чтобы она приходила к ним в час ночи на 15 минут. Условие было такое - они отворачиваются, не смотрят, а она раздевается, греет постель, потом одевается и уходит. Через три дня поэтесса не выдержала:
- Я не намерена продолжать свою службу!
- В чем дело?.. Мы свято блюли условия.
- Именно!.. Но я не нанималась греть простыни у святых.
-А!..
Друзья имели общие деньги, вместе ели и пили, одинаково одевались, обычно в белые пиджаки, синие брюки и белые парусиновые туфли, носили одинаковые шляпы. Но Есенин не переносил одиночества. Когда А. Мариенгоф всерьез увлекся актрисой Никритиной и как-то пришел в 10 утра, Сергей поднял на него тяжелые красные веки:
- Да. Пил. И каждый день буду... ежели по ночам шляться станешь... С кем хочешь там хороводься, а чтобы ночевать дома.
Спали ли они "крепко обнявшись"?. Кто ж в этом признается? Мариенгоф в "Романе без вранья" хвалится тем, что Сергей называл его "ягодкой", что был настолько привязан к нему, что ревновал к женщинам, вернее, страдал от недостатка внимания к себе. Никритина, жена Мариенгофа, впоследствии была возмущена предположениями литераторов о бисексуальности друзей, отвергала эти домыслы напрочь. А Набоков... писал в своих поздних мемуарах о возникающей время от времени гомосексуальности Есенина и внезапном отвращении к ней, объясняя этим причину его пьянства и жестокого обращения с женщинами. О привычке Есенина делить кровать с мужчинами близкого окружения знали многие современники, но никто не утверждал однозначно, скрывается ли за этим нечто большее, чем ночевки из-за поздних посиделок. Возможно, сам факт тоже образ... Но "милые дружки" совсем не по-мужски посмеивались над Зинаидой. Мариенгоф называл ее "дебелой еврейской дамой" с кривоватыми ногами, с "чувственными губами на лице круглом, как тарелка". Шершеневич острил: "Ах, как мне надоело смотреть на ра(й)хитичные ноги!" Зато Всеволод Мейерхольд считал, что нет женщины красивее и стройнее, чем Зинаида Райх.
ОНА ЗАСТАВИТ СЕБЯ УВАЖАТЬ
Мейерхольд, кстати, давно присматривался к Зинаиде Райх. Как-то на одной из вечеринок спросил у Есенина:
- Знаешь, Сережа, я ведь в твою жену влюблен... Если поженимся, сердиться на меня не будешь?
Поэт шутливо поклонился режиссеру в ноги:
- Возьми ее, сделай милость… По гроб тебе благодарен буду.
Долго ли, коротко ли, но жизнь, страшная своей неопределенностью и страданиями, потерей идеалов как революционных, так и семейных, наполненная унижениями и тяжестям быта, полным отсутствием любви и милосердия, дошла до той черты, за которой либо полное забвение и крах, либо... должно же что-то произойти, иначе... просто невыносимо.
И все-таки Сергей не оценил жену, она докажет ему, на что способна… она станет актрисой. И Зинаида поступила на режиссерские курсы.
«…А ДЕТЕЙ УСЫНОВЛЮ»
Осенью 1921 года она пришла в студию к 48-летнему Всеволоду Мейерхольду, а тот сразу же предложил ей руку и сердце. Зинаида долго не могла решиться, мол, разведена, двое детей, никому не верю... на что известный режиссер просто и внятно ответил: "Я люблю вас, Зиночка. А детей усыновлю". До этого Всеволод прожил четверть века со своей первой женой Ольгой, которую знал с детства, родил с ней трех дочерей. Законная супруга чуть с ума не сошла, когда вернулась из поездки и увидела Зинаиду - что он нашел в этой хмурой женщине, как посмел привести ее в их дом? А потом взяла да прокляла их обоих перед образом: "Господи, покарай их!" Сделала это от отчаяния, но взяла на себя страшный грех - сама осталась ни с чем, а годы спустя гибель Всеволода и Зинаиды была зверской, чудовищной... Но это потом, а сейчас Мейерхольд счастлив, он и не знал, что можно так любить... Однако Есенина это задело: "Втерся ко мне в семью, изображал непризнанного гения... Жену увел..."
ВСЕ РОЛИ - ЗИНОЧКЕ
Райх казалась режиссеру живым воплощением стихии, разрушительницей и созидательницей, с ней можно делать революционный театр. Неважно, что многие считали ее посредственной актрисой, зато муж - боготворил и готов был отдать ей все роли - и женские, и мужские. Когда зашел разговор о постановке "Гамлета" и Мейерхольда спросили, кто же будет играть главного героя, он ответил: "Конечно же, Зиночка". Тогда Охлопков сказал, что сыграет Офелию, и даже написал письменную заявку на эту роль, после чего вылетел из театра.
Про Зину говорили, что она передвигается по сцене, как "корова". Прослышав сплетню, Всеволод Эмильевич увольняет из театра любимицу публики Марию Бабанову - тонкую, гибкую, с хрустальным голосом (ей больше хлопают). Из театра уходит любимый ученик Эраст Гарин - Зиночка с ним поссорилась. Мейерхольд специально для нее придумывает такие мизансцены, что и двигаться не нужно - действие разворачивается вокруг героини. Свет падает на ее прекрасное лицо и белые плечи, зрители наблюдают внезапные вспышки бешеного гнева - это то, чем актриса владела в совершенстве.
Рядом с Мейерхольдом Зина по-настоящему расцвела. Она почувствовала любовь и заботу. Муж даже взял ее фамилию в качестве второй, так и подписывался - Мейерхольд-Райх. Родители перебрались из Орла в Москву, у детей есть все необходимое: лучшие доктора, учителя, дорогие игрушки, отдельные комнаты. Вскоре семья переехала в стометровую квартиру. Зинаида - одна из первых дам Москвы, она бывает на дипломатических и правительственных приемах, принимает в своем доме самых именитых гостей.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ
Сразу после свадьбы Всеволод Эмильевич спросил у Мариенгофа, будет ли Зинаида великой актрисой, на что "злой гений" не без ехидства ответил: "А почему не изобретателем электрической лампочки!?" То есть никто не верил в ее успех на сцене, актеры ненавидели, критики писали, что "хуже всех играла Зинаида Райх", имажинисты из окружения Есенина злорадствовали... Но любовь и талант великого режиссера сотворили чудо - Зинаида Райх стада большой актрисой. Она прекрасно играла Аксюшу ("Лес" Островского), Варьку ("Мандат" Эрдмана), Анну Андреевну ("Ревизор" Гоголя), Фосфорическую женщину ("Баня" Маяковского), Маргариту ("Дама с камелиями" А. Дюма-сына) и др. Как раз спектакль "Дама с камелиями" был последним, сыгранным Зинаидой Райх на сцене Театра им. Мейерхольда 7 января 1938 г. Отыграв финальную сцену - смерть Маргариты Готье, - актриса потеряла сознание, за кулисы ее отнесли на руках. Этому способствовало и то, что Комитет по делам искусств принял постановление о ликвидации театра... Просто однажды в зале оказался зритель, который не только оценил красоту французского аристократического двора, но и "понял" идею спектакля - стремление к обеспеченной жизни, свободной от идеологии и классовых предрассудков. Это был Сталин. Мейерхольда обвинили в том, что он переключился на мелкобуржуазность - в советской жизни нет места тому, о чем рассказывает Дюма-сын. А люди валили на спектакль гурьбой, истосковавшись по истинным человеческим чувствам. Шли на Зинаиду Райх. Из тишины зала доносились всхлипывания и сморкания. Критики отмечали, что "на сцене была необыкновенно элегантная, утонченная французская красавица". Она разрывалась между чувством и моралью, между страстью и нравственностью. И даже прекрасный Арман (актер Михаил Царев) "был простоват" рядом с этой "абсолютной женственностью". Ему не хватало естественной раскованности истинного аристократа.
И лишь Мейерхольд знал, что он прав. Несмотря на суровое время, он должен был поставить Дюма, чтобы дать возможность Зинаиде пережить и отпустить на волю свою прежнюю страсть к Есенину...
ТАЙНЫЕ СВИДАНИЯ
После Америки, после разрыва с Айседорой Дункан, после того, как Зинаида стала актрисой самого авангардного театра, красивой и благополучной супругой популярного режиссера, - Есенин снова влюбился в свою бывшую жену...
Зинаида Райх тайно встречалась с ним в комнате своей подруги Зинаиды Гейман. Но Гейман не сказала ей, что Мейерхольду все известно, что однажды вечером он брезгливо смотрел в глаза своднице: «Я знаю, что Вы помогаете Зинаиде встречаться с Есениным. Прошу, прекратите это: если они снова сойдутся, то она будет несчастна...»Подруга спрятала глаза, пожала плечами, мол, это ревность... фантазии воспаленного воображения...
А Сергей Есенин страдал без детей, ревновал и желал Зинаиду, чей успех в Москве и Петербурге затмил успех Айседоры Дункан. Но... на одном из свиданий Райх сказала бывшему мужу, что "параллели не скрещиваются", все, хватит, она не бросит Всеволода. Хотя кое-кто и злословил о ее патологической зависимости от Есенина, что, если позовет, так она и зимой босая побежит. С этой зависимостью бороться было сложно... После смерти поэта Райх подарила Гейман фотографию с надписью: "Тебе, Зинушка, как воспоминание о самом главном и самом страшном в моей жизни - о Сергее..."
ДУША СТРАДАЛА ПО-СВОЕМУ
У Мейерхольда были основания для беспокойства. Зинаида даже на сцене не контролировала себя. Играя городничиху, так щипала дочку, что та вскрикивала по-настоящему. На приеме в Кремле разъяренно набросилась на самого Калинина: "Все знают, что ты бабник!" Любой насмешливый взгляд в свою сторону воспринимала в штыки, могла тут же закатить истерику... Поэтому здоровье жены волновало Мейерхольда больше, чем связь с Есениным - тот ведь после Америки тоже сам не свой, говорят, у него участились приступы эпилепсии...
…О смерти Есенина Мейерхольдам сообщили по телефону. Зинаида с искаженным лицом кинулась в прихожую:
- Я еду к нему!
- Зиночка, подумай...
- Я еду к нему!
- Я еду с тобой...
Всеволод Эмильевич поддерживал Зину около гроба Есенина, когда она кричала: "Сказка моя, куда ты уходишь?", закрыл спиной от бывшей свекрови, когда та заявила при людях: "Ты во всем виновата!" Сопровождал повсюду, не спускал глаз - только бы не было срыва, только бы все обошлось...
ПЕРЕД ГРОЗОЙ
В 30-е годы дом Мейерхольдов считали одним из самых благополучных и гостеприимных в Москве.
Говорили, что Зинаида опять накормила всякими вкусностями, а уж сама-то как хороша: известная актриса, красивая женщина, муж просто боготворит ее. Правда, сын Костя заставил немного поволноваться - организовал в школе "Лигу справедливости", написал "Устав", "Программу", выпустил газету "Альянс" - чтобы не было любимчиков, чтобы учителя заслуженно ставили отметки, чтобы родители своим положением не влияли на оценки детей... В общем, Мейерхольд с трудом, но все-таки отстоял своего пасынка, уладил "бунт против партии..." Но товарищи с Лубянки решили не рисковать и взяли режиссера на заметку.
ПАРАЛЛЕЛИ НЕ СКРЕЩИВАЮТСЯ
Наступало время, когда кругом были одни "враги". В 1938-м появились статьи о "мейерхольдовщине". Под этим подразумевалось тайное пристрастие режиссера к буржуазному искусству. Мейерхольду не дали звания Народного артиста СССР, театр закрыли. А город давно уже содрогался по ночам от резкого звука подъезжающих автомобилей - проводились нескончаемые аресты. Всеволод Эмильевич сильно поседел и постарел.
Его пока не трогали, но удручало другое... В 1939-м болезнь жены обострилась. Зина кричала через окно милиционеру-охраннику, что любит советскую власть, что зря закрыли театр, потом написала яростное письмо Сталину. Кидалась на детей и мужа, говорила, что не знает их, пусть идут вон. Пришлось привязать ее веревками к кровати. Но Мейерхольд не отдал жену в сумасшедший дом: кормил с ложечки, умывал, разговаривал с ней, держал ее за руку, пока не уснет.
Спустя несколько недель она спокойно проснулась, посмотрела на свои руки и удивленно сказала:
"Какая грязь, какая грязь..." Зинаида снова вернулась к нормальной жизни - муж снова спас ее... Но до трагической развязки оставалось несколько недель...
Мейерхольда взяли в Питере. В это же время в московской квартире проводился обыск. Зинаида понимает, что мир рухнул, что мужа - единственно верного и настоящего друга жизни - она больше не увидит, но еще не знает, что впереди ночь, которая станет для нее роковой. С 14 на 15 июля 1939 года. ...Тело актрисы с многочисленными ножевыми ранами нашли в кабинете, а в коридоре с разбитой головой лежала домработница, спешившая на крик хозяйки.
Всеволода Мейерхольда расстреляли как "шпиона английской и японской разведок", продержав несколько месяцев в тюрьмах и забив до неузнаваемости. Где лежит его тело, неизвестно до сих пор, но судьбе было угодно, чтобы Есенин, Райх и Мейерхольд и в другой жизни были вместе. Зинаиду похоронили на Ваганьковском кладбище, недалеко от могилы Есенина. Через некоторое время на памятнике Райх появилась еще одна надпись - Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Душа Всеволода отыскала свою Любовь, а душа Зинаиды сделала свой выбор.

Тамара Шаманкова.

(ссылка: http://esenin-museum.narod.ru/dve_sudby.html )
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Ольга Сергевна » 18:17:35, Воскресенье 17 Сентябрь 2006

В Бендерах вышла книга местного краеведа Виктора Кучеренко об истории родного города. Материалы о знаменитых еврейских фамилиях некогда самого густонаселенного "местечкового" города занимают в ней большое место. Но одно исследование писателя тянет на маленькую сенсацию. Они посвящены малоизвестному периоду жизни – юности первой жены и матери детей Сергея Есенина Зинаиды Райх, ставшей, как известно, впоследствии женой Всеволода Мейерхольда и разделившей его трагическую участь. Как уверяет исследователь, многочисленное семейство Райхов оставило в истории города заметный след.
Отец Зинаиды Николай Райх, слесарь Бендерских железнодорожных мастерских, был в Бендерах хорошо известен как личность необыкновенная. Он был человеком самых передовых взглядов – был дважды осужден за агитацию и побывал в ссылке, как "политический" еще до женитьбы. Ссылка и стала его университетами. В Бендерах его уже знали, как эрудита и мастера "золотые руки". Отец Зинаиды Райх мечтал дать детям самое лучшее образование. И это ему удалось. Здесь в Бендерах Зинаида Райх с успехом закончила гимназию, хотя и получила многозначительное примечание в характеристике: "политически неблагонадежна".
Любопытно, что дополнительные сведения об этом малоизученном периоде жизни Зинаиды Райх автор книги получил уже после ее выхода в свет.
Как рассказал АЕН Виктор Кучеренко, неожиданный отзыв на книгу пришел из…Канады. "Откликнулся большим письмом с интересными подробностями 93-летний Игорь Сенкевич, - поделился с АЕН автор исследования,- В свое время он эмигрировал вместе с семьей за океан.
Воспоминания Игоря Леонидовича бесценны. Ведь он рассказал то, что мало кто из современников может вспомнить. Например, как его сестра училась вместе с Зинаидой Райх в гимназии, и как эта необыкновенная яркая девушка выделялась среди подруг не только красотой, необычной живостью, но и своими передовыми, как бы тогда сказали, левыми взглядами…". Оказывается, в Бендерах е жила и многочисленная родня Зинаиды Райх. Многие из них как сегодня сказали бы, были "сильными мира сего". Может быть, этим объясняется, почему семейство Зинаиды Райх в свое время переехало в Бендеры из Одессы. Одному из Райхов принадлежал местный пивоваренный завод и самый богатый дом в городе. На его двери был укреплен электрический звонок – дорогое и редкое новшество. Мальчишки города любили позвонить в него и … убежать. Автор заметил, что к счастью, на бендерском кладбище, несмотря на бурные события XX века - войны и прочие пертурбации, осталось немало уцелевших, до сих пор поражающих богатством черного мрамора массивных памятников на могилах, где похоронены родственники необычного яркого семейства Райхов. А значит исследование – продолжается….

Источник:
http://www.aen.ru/ru/story.php?id=tape&article=7367
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Данита » 19:27:28, Воскресенье 17 Сентябрь 2006

Из автобиографии Сергея Есенина от 20 июня 1924: "1917 году произошла моя первая женитьба на З. Н. Райх.
1918 году я с ней расстался, и после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918—21. "


З. Н. РАЙХ
[Райх Зинаида Николаевна (1894—1939), жена Есенина в 1917—1920 гг., впоследствии жена В. Э. Мейерхольда, актриса. Венчание состоялось 30 июля 1917 г. В 1918 г. родилась дочь Татьяна, в 1920 г. сын Константин. Известно 2 письма Есенина Райх ]

18 июня 1919 г. Москва
Зина! Я послал тебе вчера 2000 руб. Как получишь, приезжай в Москву.
Сергей Есенин.
Типография заработала. Денег у меня пока для тебя 10000 руб.
На конверте:
Орел.
Кромская 58
кв. Данцигер
Зинаиде Николаевне
Есениной

Конец 1923 г. — 1924 г. Москва
Зинаида Николаевна, мне очень неудобно писать Вам, но я должен.
Дело в том, что мне были переданы Ваши слова о том, что я компрометирую своей фамилией Ваших детей и что вы намерены переменить ее.
Фамилия моя принадлежит не мне одному. Есть люди, которых Ваши заявления немного беспокоят и шокируют, поэтому я прошу Вас снять фамилию с Тани, если это ей так удобней, и никогда вообще не касаться моего имени в Ваших соображениях и суждениях.
Пишу я Вам это, потому что увидел: правда, у нас есть какое-то застрявшее звено, которое заставляет нас иногда сталкиваться. Это и есть фамилия.
Совершенно не думая изменять линии своего поведения, которая компрометирует Ваших детей, я прошу Вас переменить мое имя на более удобное для Вас, ибо повторяю, что у меня есть сёстры и братья, которые носят фамилию, одинаковую со мной, и всякие Ваши заявления, подобные тому, которое Вы сделали Сахарову, в семье вызывают недовольство на меня и обиду в том, что я доставляю им огорчение тем, что даю их имя оскорблять такими заявлениями, как Ваше. Прошу Вас, чтоб между нами не было никакого звена, которое бы давало Вам повод судить меня, а мне обижаться на Вас: перемените фамилию Тани без всяких реплик в мой адрес, тем более потому, что я не намерен на Вас возмущаться и говорить о Вас что-нибудь неприятное Вам.
С. Есенин
На конверте:
З. Н. Райх-Мейерхольд


===
КСТАТИ,

Сергей КОШЕЧКИН
БОРЩ С ГРЕЧНЕВОЙ КАШЕЙ


Прочла! Очень понравилось!!!

Вообще-то мне тоже Зинаида Райх очень по душе!

И, кстати, встречала о ней воспоминания, что она была очень хозяйственная, хотела иметь настоящий дом и крепкую семью!!!

И видно только один Мариенгоф неблагонадежно отзывался о ней ... :shock:

" На этот раз на афишах стояло: "Мы — ЕГО!" (то есть Мейерхольда).
Мелкой рысцой на доисторическом извозчике подъехал мастер к зданию на Никитской. Рядом с ним гордо сидела Зинаида Райх. Брошенная Есениным, она стала женой вождя "Левого фронта", который в спешном порядке делал из этой скромной совслужащей знаменитую актрису.
— А где же свистуны? — удивленно спросил я у нашего администратора.
— Где левая армия под красными штанами?
— Сегодня у него в театре идет спектакль. Занята почти вся труппа — со счастливым видом отвечал степенный администратор.
— Нам повезло, Анатолий Борисович.
— Великолепно!
Бедный Мейерхольд левой рукой прикрывал от ветра перевязанную щеку, а правой отстегивал облезлую полость.
— У Всеволода Эмильевича флюс. Очень болят зубы — грустно сообщил мне угодливо-вертлявый рецензентик из мейерхольдовского лагеря.
— Вот так камуфлет! Ну как же его драконить? Такого несчастного с флюсом?
Шершеневич, как Анатэма в МХАТе, вскинул правую бровь:
— Очередной балаган, Толя. Головой ручаюсь, никакого флюса у него нет. А вот актер он все-таки замечательный!
Администратор кивнул:
— На жалость берет. Не столько вас, друзья мои, сколько публику. Расчет тонкий, психологический.
Купив билеты у перекупщика, Мейерхольд расслабленной походкой больного старика вошел в зал, тяжело опираясь на руку Зинаиды Райх.
— А ну-ка, Боря — сказал я своему приятелю Глубоковскому — сорви ненароком черную тряпицу с его физиономии.
— Есть!
И через несколько минут он уже победоносно ею помахивал.
Само собой, никакого флюса у Мейерхольда и в помине не было.
— Можно начинать? — осведомился степенный администратор.
— Всеволоду Эмильевичу "фокус не удалей".
— Начинайте.
Заложив руки за спину, администратор вышел на сцену и с профессорской важностью произнес:
— Слово принадлежит Анатолию Мариенгофу, члену ЦК Имажинистского ордена: "Мейерхольд — опиум для народа".
На одном из театральных диспутов Маяковский сказал с трибуны, обтянутой красным коленкором:
— У нас шипят о Зинаиде Райх: она, мол, жена Мейерхольда и потому играет у него главные роли. Это не тот разговор. Райх не потому играет главные роли, что она жена Мейерхольда, а Мейерхольд женился на ней потому, что она хорошая актриса.
Отчаянная чепуха!
Райх актрисой не была — ни плохой, ни хорошей. Ее прошлое — советские канцелярии. В Петрограде — канцелярия, в Москве — канцелярия, у себя на родине в Орле — военная канцелярия. И опять — московская. А в канун романа с Мейерхольдом она уже заведовала каким-то внушительным отделом в каком-то всесоюзном департаменте.
И не без гордости передвигалась по городу на паре гнедых.
Зима. Большую Никитскую, словно кровать, застелил снег. Застелил будто простыней, отлично выстиранной. Тротуары, как накрахмаленные, похрустывали под ногами.
Из окна нашей книжной лавки Есенин с лирической грустцой поглядывал на улицу.
Вдруг:
— Ух, извини-подвинься... Зинаида!
И, проводив насмешливым взглядом ее крылатые сани, он запел, как старая цыганка:
Пара гнедых, запряженных с зарею Тощих, голодных и жалких на вид Тихо плететесь вы мелкой рысцою
И возбуждаете смех у иных.
Не любя Зинаиду Райх (что необходимо принять во внимание), я обычно говорил о ней:
— Эта дебелая еврейская дама.
Щедрая природа одарила ее чувственными губами на лице круглом, как тарелка. Одарила задом величиной с громадный ресторанный поднос при подаче на компанию. Кривоватые ноги ее ходили по земле, а потом и по сцене, как по палубе корабля, плывущего в качку. Вадим Шершеневич в одной из своих рецензий после очередной мейерхольдовской премьеры нагло скаламбурил: "Ах, как мне надоело смотреть на райхитичные ноги!" Эпоха, к счастью, была не чересчур деликатной.
Во второй рецензии он написал еще наглей: "Конечно очень плохо играла Зинаида Райх. Это было ясно всем. Кроме Мейерхольда. Муж, как известно, всегда узнает последним".
На следующий день после неотпразднованной свадьбы Мейерхольд спросил меня (мы снова стали приятелями):
— Как ты думаешь, Анатолий, она будет знаменитой актрисой?
— Кто?
— Зиночка.
Я вытаращил глаза:
— Почему актрисой, а не изобретателем электрической лампочки?
Тогда, по наивности, я еще воображал: для того чтобы стать знаменитой актрисой, надо иметь талант, страсть к сцене, где-то чему-то учиться. А потом лет пять говорить на сцене: "Кушать подано! ".
Мейерхольд вздернул свой сиранодебержераковский нос:
— Талант? Ха! Ерунда!
И ткнул себя пальцем в грудь, что означало: "Надо иметь мужем Всеволода Мейерхольда! Вот что надо иметь. Понял? И все!"
Мастер оказался прав. Я бы добавил: "Еще полезно иметь дуру-публику".
Примерно так же Мейерхольд относился, по крайней мере на словах, и к драматической литературе:
— При чем тут пьеса? Что такое пьеса? Дай мне справочник "Вся Москва" или телефонную книжку, и я сделаю гениальный спектакль.
Хорошей актрисой Зинаида Райх, разумеется, не стала, но знаменитой — бесспорно. Свое черное дело быстро сделали: во-первых, гений Мейерхольда; во-вторых, ее собственный алчный зад; в-третьих, искусная портниха, резко разделившая этот зад на две могучие половинки; и наконец, многочисленные ругательные статейки. Ведь славу-то не хвалебные создают! Кому они интересны? Это бы давно надо понять нашим незадачливым критикам.
Про "Всю Москву" и телефонную книжку Мейерхольд охотно говорил, а ставил "Маскарад", "Ревизор", "Лес", "Доходное место", "Смерть Тарелкина".
Наконец, как и следовало ожидать, он задумал "Гамлета".
Одним из первых Мейерхольд рассказал об этом Есенину и мне.
— Чертовски интересно! — сказал я.
— Думается, Всеволод, даже поинтересней, чем ставить телефонную книжку.
А Есенин перекрестил члена партии:
— Валяй, Всеволод! Благословляю.
Вскорости Мейерхольд собрал главных актеров и кратко поделился с ними замыслом постановки.
Главный администратор спросил:
— А кто у нас будет играть Гамлета?
Не моргнув глазом, мастер ответил:
— Зинаида Николаевна.
Актеры и актрисы переглянулись.
— На все другие роли — заключил он — прошу подавать заявки. Предупреждаю: они меня ни к чему не обязывают. Но может случиться, что некоторые подскажут то, что не приходило мне в голову. То есть: ад абсурдум. В нашем искусстве, как и во всех остальных, это великая вещь.
Если Станиславский был богом театра, то Мейерхольд его сатаной. Но ведь сатана — это тот же бог, только с черным ликом. Не правда ли?
Как мы знаем по истории прекрасного, в предшествующую эпоху некоторые стоящие служители муз и граций даже предпочитали иметь дело с ним, с сатаной, считая его умней, дерзновенней, справедливей, а потому и выше Бога.
Один из лучших артистов мейерхольдовской труппы, к тому же и самый смелый, неожиданно спросил мэтра:
— Зинаида Николаевна, значит, получает роль Гамлета по вашему принципу — ад абсурдум?
Собрание полугениев затаило дыхание. А Мейерхольд сделал вид, что не слышит вопроса этого артиста с лицом сатира, сбрившего свою козлиную бородку.
В полном согласии с богом, то есть с Константином Сергеевичем Станиславским, я совершенно не переношу йа сцене кривляющихся актеров (под видом гротеска) и ставлю на высшую ступень тех, которые могут довести острейший характер до абсолютной правды. Редчайший случай!
Артист, спросивший мастера о Зинаиде Николаевне, нередко бывал очень смешным в сценах трагических и горестным до слез, подступающих к горлу — в смешных.
Редчайшее дарованье!
Не получив ответа, этот артист поспешно вынул из кармана вечное перо и написал заявку на роль... Офелии.
Результат?
Ну, конечно, Мейерхольд выгнал его из театра.
Этот артист впоследствии везде ругательски ругал Мейерхольда. Но всегда делал это с сияющими глазами. Потому что подтекст неизменно был один и тот же: "А все-таки я его боготворю!"
Однажды Всеволод Эмильевич с Зинаидой Николаевной приехали в Рим.
Вечный город был напоен истомой.
В каком-то чрезвычайно античном месте они стали целоваться слишком горячо для таких близких знакомых.
И вот вышла неприятность с полицией, которая даже в Италии представляется любящей целомудрие и добрые нравы.
Русские артисты не говорили по-итальянски, а полицейские-итальянцы — по-русски. Не слишком молодой женщине и почти старику пришлось документально доказывать в участке, что они супруги.
— Совершенно законные! — засвидетельствовал переводчик-эмигрант.
Пораженные полицейские долго и крепко пожимали руки супругам-любовникам:
— Муж целуется с женой! На камнях! Со своей собственной женой! Жена целуется с мужем! Со своим собственным мужем!.. Нет — заверяли блюстители добрых нравов — у нас, у итальянцев, этого не бывает. Ах, русские, русские!..
Растроганные полицейские отвезли в отель на своей машине Всеволода Эмильевича и Зинаиду Николаевну. ..."
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Margo » 22:02:59, Воскресенье 17 Сентябрь 2006

Ольга Сергевна, спасибо вам за воспоминания о борще!!! Этого я нигде ранее не читала! И за фотографию отдельное мерси! Я в восторге! У девчушки глаза... папина дочька, точно.=)) Я в умиленьи! И растрогана до глубины души словами Сергея: "Да так... Вспомнил борщ с гречневой кашей."...
Почему ж, почему у них не сложилось!... Так жаль.
Без поэзии чувств и любовный роман - проза ©
Аватар пользователя
Margo
Супер-Профи
 
Сообщений: 4881
Зарегистрирован: 14:56:38, Пятница 25 Ноябрь 2005
Откуда: Рига

Сообщение Margo » 14:10:06, Понедельник 18 Сентябрь 2006

Еще раз о еде и супружеской верности.
Мужика надо кормить, а особенно русского! Если хочешь удержать - настряпай обеду, супа с пирожками - и он у тебя в кармане! Зинке вОООттакущий респект, знала ведь, что мужику надо-то! =))) :wink:
А теперь вспомним Галю... кхе-кхе. Однажды она заболела и попросила Есенина принести ей паек из Стойла, а то она весь день бедняжка голодная! Серега исправно получил ужин в Стойле для Гали, но по причине нетрезвости и частых падений на пути домой, он его где-то потерял... Появившись у Гали с пустыми руками и виновато пряча глаза Сергей обнаружил, что в кваритире девишник! Галины подружки уложили Сережу спать и проверяли, холодный ли у него нос, не простудился ли? Короче, ни Галя не поела, ни Есенин. И, спрашивается, разьве такая вот женщина, как Галя, может мужика удержать? Не знала чтоли, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок?... :roll:

А Зина была предательницей.
Она изменяла мужу!!!... Со своим бывшим мужем... Ужас! И Есенин согласился быть на правах тайного любовника?... Это на него не похоже... Раз она изменяла Мейерхольду, то это значит, что и когда Есенин был ее мужем, она тоже могла с легкостью ему изменять!!! Короче, Сережа, любовь зла, правда?...
"И утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку."
Без поэзии чувств и любовный роман - проза ©
Аватар пользователя
Margo
Супер-Профи
 
Сообщений: 4881
Зарегистрирован: 14:56:38, Пятница 25 Ноябрь 2005
Откуда: Рига

Сообщение Милица А. Покобатько » 15:19:52, Понедельник 18 Сентябрь 2006

Галины подружки уложили Сережу спать и проверяли, холодный ли у него нос, не простудился ли?


Вот мерзавки, повод придумали:) лишь бы похватать Есенина за разные части тела:)

И, спрашивается, разьве такая вот женщина, как Галя, может мужика удержать?


Что-то я смеюсь так от этих слов:)))) Представила себе Марго, как лекторша, стоит на кафедре и взывает в зал: Я СПРАШИВАЮ, РАЗВЕ ТАКАЯ ЖЕНЩИНА КАК ГАЛЯ, МОЖЕТ МУЖИКА УДЕРЖАТЬ?:)))))))))))))


ЗЫ: Спасиб, Маргош, отличный пост, ты подняла мне оч настроение:)
Аватар пользователя
Милица А. Покобатько
Мастер
 
Сообщений: 309
Зарегистрирован: 14:03:28, Среда 23 Август 2006
Откуда: Москва

Сообщение Данита » 17:08:10, Понедельник 18 Сентябрь 2006

Margo писал(а):[color=darkred][size=12]Еще раз о еде и супружеской верности.
Мужика надо кормить, а особенно русского! Если хочешь удержать - настряпай обеду, супа с пирожками - и он у тебя в кармане! Зинке вОООттакущий респект, знала ведь, что мужику надо-то! =))) :wink:]



Маргошкин, но ведь и пирожками с супом Зинаида не смогла удержать ... получается, что все же не в еде дело-то ... :wink: :wink: И к тому же Сергей Александрович сам и сказал ответ: "Вы мне никогда не нравились, как женщина" ... это Гале!
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Margo » 17:12:33, Понедельник 18 Сентябрь 2006

Но за то Зину было за что любить! Она хоть суп варила вкусный :lol:

Милица, да не за что!=)))
Без поэзии чувств и любовный роман - проза ©
Аватар пользователя
Margo
Супер-Профи
 
Сообщений: 4881
Зарегистрирован: 14:56:38, Пятница 25 Ноябрь 2005
Откуда: Рига

Сообщение Margo » 17:50:16, Вторник 19 Сентябрь 2006

У Ройзмана столько всго интересного в воспоминаниях! Сегодня продолжила их читать и помимо следуйщего отрывка у него есть повествования об очень юморных историях в котрых участие принимал главной персоной Есенин.(Например про буфетчицу и уху из стерляди: "Наловите! Я подожду")

И еще раз о пирожках....

"В тот осенний день я снова поднялся наверх «Стойла», опять прошел было мимо пишущего Сергея, но на этот раз он окликнул меня. Я подошел к нему. Переписанное стихотворение лежало на столе, он сложил лист, сунул в карман, а скомканные бумажки бросил в большую пе­пельницу. Я увидел, как он осунулся, глаза потускнели. Я спросил, здоров ли он?

— Скучаю по моим детям! — ответил он, тяжело вздохнув.
(Он говорил о трехлетней Тане и полуторагодовалом Косте — его детях от Зинаиды Николаевны Paйx. Мемуа­ристы писали о любви Есенина к лошадям, коровам, жи­вотным. Но ни в какое сравнение не идет это чувство с его любовью к детям вообще, а к своим в особенности!)
— А по Зинаиде Николаевне скучаешь?
— Дурень! Я же с ней встречаюсь!
(Я понял, что, навещая детей, он встречается с Райх.)
— Извини, Сережа! Не понимаю, почему ты расстал­ся с Зинаидой Николаевной и с детьми?
В глазах его вспыхнули синие огоньки, он откинулся на спинку стула и объяснил, что Мариенгоф невзлюбил Зинаиду, а она его: он, Сергей, был между двух огней. Вспыхнула ссора, и Зинаида ушла от него.

Правильно ли говорил Есенин об отношении Мариен­гофа к Зинаиде Райх? В своих неопубликованных воспо­минаниях «Мой век, моя молодость, мои друзья и недру­ги» Анатолий, спустя чуть ли не полвека очень резко отзывается о Зинаиде Николаевне как о женщине и акт­рисе (Библиотека им. В. И. Ленина, отдел рукописей, ф. 218, кар­тон 686, ед. хр. 10.).
— Неужели, Сережа, дело только в отношениях Ма­риенгофа к Зинаиде Николаевне?
— Еще меня задирала «святая троица» («Мужиковствующие» — А. Ганин, П. Орешин, С. Клычков.).
— Они же не знали Зинаиды Николаевны?
— Говорили, как это я, знаменитый русский поэт, же­нат на инородке.
— Я слыхал, у Зинаиды Николаевны мать русская, а отец — Николай Андреевич Райх.
— А им не все равно! Эх, да что говорить. Жизнь назад не попятишь!.. — Он заметил, что в кафе вошли посети­тели и садятся за стол неподалеку от нас, и, нагнувшись, очень тихо закончил: — Я женюсь на такой артистке, что все рот разинут!
(Это было сказано за несколько месяцев до встречи с Айседорой Дункан.)
— Почему обязательно на артистке? — спросил я.
— Хочу, чтобы мой сын был знаменитей меня.
Второй разговор с Есениным на ту же тему состоялся позднее — в конце зимы 1923 года. Он уже побывал за границей, расстался с Айседорой Дункан и был под впе­чатлением общественного суда над 4 поэтами (А. Ганиным, С. Есениным, С. Клычковым, П. Орешиным), кото­рый разбирал дело о случае в московской пивной.
Как только я вошел в «Стойло», швейцар сказал, что Сергей Александрович сидит внизу и просил, если кто-ни­будь из имажинистов придет, зайти к нему. Зная, что Есе­нин, избегает одиночества, я спустился вниз.

Сидел он в распахнутой шубе, шапка лежала на кресле, перед ним стояла бутылка белого кислого вина. На этот раз беседа носила еще более откровенный характер, чем в первый раз. Есенин сказал, что не любит стихов Па­стернака, Мандельштама, потому что они часто поют о со­борах, о церквах. В поэте он, Сергей, ценит свою рубашку (свое лицо), а не взятую напрокат. В стихах важна своя походка, своя кровь (слово «кровь» повторил), быт.

— Вот ты не стесняешься, поешь о своем!
В этот момент официантка принесла мне завтрак. Есе­нин попросил то же самое дать ему. Она быстро выполнила его просьбу и вдобавок положила перед ним небольшую шоколадку в обертке.
— От тети Шуры!
Помощница повара Александра Яковлевна была влюб­лена в Сергея, в его стихи и всегда что-нибудь присылала ему сверх положенной порции. С обертки шоколадки гля­дел чудесный мальчишка. Есенин посмотрел на него:
— На Костю похож! — И, покачивая головой, доба­вил: — Понимаешь! Третьего дня встал передо мной, такой маленький, такой светлый, и говорит: «Я — Константин Есенин!..»
На его глазах выступили слезы, он смахнул их паль­цами.

Все это я писал еще в 1926 году (Памяти Есенина. Изд. Всерос. союза поэтов, 1926, стр., 116-117), но, по вполне понят­ным причинам, не упоминал разговора Есенина о Зинаиде Николаевне, которая в то время была женой В. Э. Мейер­хольда.
Сергей стал говорить о своем детстве, о родителях, о сестрах. Затем о своем деде Федоре Андреевиче Титове, который читал ему библию, книгу пророков. Как он, Сер­гей, любил ее пафос, образы. Прочел по памяти отрывки
из «Экклезиаста».

— Прекрасный язык философа,— сказал он,— и отри­цание божьего промысла.
Есенин откинулся на спинку дивана, зажмурил глаза и с наслаждением прочитал великолепные места из «Песни песней».
— Какие образы! Какой ритм! Настоящая лирическая поэма! — заявил он, и я увидел прозрачно-голубой свет в его глазах.
Я объяснил, что толкователи считают «Песнь песней» драмой, составленной из народных песен.
— Из народных песен? — переспросил Сергей. Я подтвердил. Он подумал и проронил:
— То-то она так за душу хватает!
Есенин посмотрел на стенные часы (шел первый час) и спросил:
— Разве ты теперь нигде не служишь?
Я ответил, что уже второй год заведую литературной студией клуба Реввоенсовета республики (Удостоверение управления делами Реввоенсовета от 11 ян­варя 1921 года № 7016/В).

Теперь работа расширилась: не только выпускаю устный литературный сборник, составленный из произведений сотрудников, но они выступают и в других военных клубах. Организую вечера поэтов, писателей, режиссеров. Все охотно согла­шаются: гонорар выдается небольшим продуктовым пай­ком. Я предложил Сергею почитать стихи в клубе Рев­военсовета и пообещал выдать ему пшеничной муки.

— Сейчас я целый вечер не выдержу! — признался он.
— Я могу для компании пригласить того, кого назо­вешь.
— Зинаида жаловалась: хочет испечь детям пироги,
а муки трудно достать. Пригласил бы ты Всеволода! А ме­ня потом.
— Во-первых, согласится ли Мейерхольд?
— Я поговорю с ним."
<...>
Без поэзии чувств и любовный роман - проза ©
Аватар пользователя
Margo
Супер-Профи
 
Сообщений: 4881
Зарегистрирован: 14:56:38, Пятница 25 Ноябрь 2005
Откуда: Рига

Сообщение Ольга Сергевна » 13:10:26, Среда 20 Сентябрь 2006

Данит, а мне тоже Райх больше всех нравится... Даже не знаю почему :) Ведь ни одну из его женщин вживую не видела, но вот она как-то более всех мне импонирует.
Да, судя по тому, как отзывался о ней сам Есенин, Зинаида и вправду была хорошей хозяйкой :lol: У меня мама очень вкусный борщ готовит, поэтому я его понимаааю...))))

Марго, незаштооо! :) Я сама, когда это нашла, была в диком восторге. Мне кажется, это самое лучшее воспоминание, котрое я вообще когда-либо читала о нем!
Я вот тоже думаю: все-таки, чем она его "взяла"?.. Хозяйственностью, воплощением мечты о настоящей крепкой семье, домашне уюте..
А еще физическая привлекательность. Райх ведь у нас считалась "секс-дивой эпохи пролеткульта"?)) Была в ней, наверное, такая энергетика и женственность, что притягивала к себе мужчин. Даже Мариенгоф как-то чересчур уж аппетитно описывал ее "две могучие половинки" :oops:

Я поняла, почему она мне так еще нравится. Потому что Сережа ее любил. Ведь сам в этом признался! ;) И не за ее фамилию, известность и т.д.
То, что Райх его не забыла - это уж точно ("Прощай, моя сказка!").
Вот еще, сравните. Это из воспоминаний Екатерины (то, что зачеркнуто):
«Услышав о том, что Сергей сошелся с Дункан, жена его, Зинаида Николаевна, бросилась к нему, чтобы добиться приема у Дункан. Она пошла с Мейерхольдом, который был тогда ее мужем. Оставив Дункан с ним, она с Сергеем удалилась и Зинаида Николаевна на коленях, обливаясь слезами, просила его вернуться к детям и не оставлять ее со старым нелюбимым мужем. Но Сергей был непреклонен».)
Ну конечно! У него тогда только-только завязывался роман с Айседорой, самый разгар богемной жизни, известность... А тут Зина под ногами путается...
А после - уже гордость вернуться наверное не позволяла. Ведь у Райх тогда как раз начинался самый пик популярности, а он наоборот начинал катиться вниз... :(

"Письмо женщине" написано в 24 г. Это уже после Дункан. Мне кажется, что страсти у него к ней, может быть, уже такой тогда и не было.. Но тянуло: несбывшаяся мечта о полноценной семье, доме, опять же дети... И, наверное, если бы можно было вернуть время назад, он бы поступил иначе: не слушал бы Мариенгофа, сохранил семью...
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Ольга Сергевна » 13:19:14, Среда 20 Сентябрь 2006

Вот еше из воспоминаний Екатерины:
Пользуясь правами уборщицы, я имела право трогать все вещи Сергея, находящиеся на его столе.
Однажды я увидела у него на столе чудную маленькую коробочку. В коробочке лежали два золотых кольца, одно было тяжелое большое — это венчальное, решила я, другое было маленькое, на тонком ободочке. К кольцу была прикреплена чудесная веточ­ка из изумруда. Это кольцо пришлось мне как раз на средний палец.
— Ма, — обратилась я к матери. — Сергей наш женился.
Мать всегда говорила со мной как со взрослой.
— Ты почему так думаешь? — спросила она.
— Ну, это ничего не значит, — махнула она рукой на кольца, — мало ли за ним бегают. Какая-нибудь умница на память навязала ему. Я не согласилась, кольцо большое с его руки, ты помнишь, нам семена огурцов Сергей прислал, обратный адрес на посылке был женский — Зинаида Николаевна Райх — это его жена.
— Не знаю, мало ли Райхов этих у него.
Вскоре к нам зашла монашка Фима безносая (нос у нее провалился, и только две дырочки торчали на месте носа, у нее дурная болезнь, не бери у нее ничего и не давай ей пить из кружки, лучше дай стакан и разбей его, как она уйдет, говорила мне мать).
Фима, толстая, как печка, как ясный месяц вкатилась к нам. Крестики, иконки, ленточки и разный товар божественный находился у нее в огромной корзине, которую она носила на руке. Матери не было дома и я не выдержала, накупила всех святых, какие относились к нашему дому: Татьяну-мученицу, Сергея преподобного и т. д. Не забыла я купить и Зинаиду-мученицу. Когда пришел Сергей, я немедленно разложила свои покупки и заявила ему, что преподобного Сергия и мученицу Зинаиду он, если хочет, может взять в Москву с собой. Сергей расхохотался, а зачем Зинаиду купила?
— Я знаю, что у нас в семье есть Зинаида, вот и купила.
Он ничего не ответил.
— Ну, иди, не мешай мне, — ласково сказал он и отвернулся к окну.
С венчальным кольцом случилось несчастье, Сергей взял его с собой на рыбную ловлю. Ловить рыбу он ходил на шлюз, там почему-то водится всегда крупная рыба, и ловить ее надо с блесной. В этот раз у него рыба сорвала две блесны, и он, на счастье, вместо блесны привязал кольцо свое венчальное, и кольцо проглотила рыба и оборвала леску. Об этом мне доложили мальчишки, наши соседи, они бегали с ним на шлюз.
Маленькое кольцо Сергей подарил мне.


Получается, что любовь Есенина и Райх съела рыба щука :roll:
А что за маленькое колечко интересно было? Как вы думаете?
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

След.

Вернуться в Жизнь и Любовь

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14

cron