Ида Наппельбаум

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Сообщение perpetum » 13:11:55, Четверг 13 Сентябрь 2007

Второй наверху - это Вагинов. Третий - вершина айсберга - это Браун! А Эрлих - конечно, он как всегда набычился и сидит.
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение Taurus » 13:37:05, Четверг 13 Сентябрь 2007

perpetum писал(а):Насть, откуда цитируешь?.. Это из Иды Данита выкладывала или где?..

Я цитирую из дневника Лукницкого, который приводится в книге В.Лукницкой "Перед тобой земля". Но вот во "Встречах с Анной Ахматовой" Лукницкий несколько по-другому пишет:
Эрлих сейчас же позвонил Фроману и тот сразу же явился. Позже об этом узнали и еще несколько человек - Лавренев в том числе - и также пришли туда.

И еще в дневнике П.Л. пишет, что это он отправил телеграмму сестре Е. А во "Встречах с АА":
Кажется, Эрлих послал телеграмму в Москву, сестре Есенина.
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение perpetum » 14:14:20, Четверг 13 Сентябрь 2007

Второй вариант Лукницкого косвенно подтверждается в рассказе Брауна: когда они пришли в Англетер, в номере были ЭРЛИХ и ФРОМАН!!! То есть вся остальная братия пришла либо параллельно с ними (Брауном, Лавреневым), либо после.

Расхождений с Лукницким быть особо не должно, потому что Лукницкий дожил до наших времен, и Николай Николаевич Браун сам лично с ним говорил и задавал всякие вопросы. То есть их версии должны как-то коррелироваться между собой.
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение Ольга Сергевна » 08:34:12, Пятница 14 Сентябрь 2007

Ида писал(а):Этот листок Есенин вручил Эрлиху, раставаясь с ним вечером со словами: « Прочтешь только завтра»


Как игра в сломанный телефон... Сначала "останешься один - прочитаешь", потом уже "завтра прочитаешь..." :twisted:


Фроман писал(а):И мне бессмертия дороже
Улыбка наглая лжеца,
И этот смуглый холод кожи
До боли милого лица.

Здесь, на земле, в тоске острожной
И петь, и плакать, и дышать,
И только здесь так сладко можно
С любовью ненависть смешать.


Кто знает, что конкретно Фроман хотел сказать... Но упоминание о лжи, "любви и ненависти" в стихотворении на смерть Есенина - довольно красноречиво. Если бы всё было так просто, как они писали в своих воспоминаниях, если бы Есенин был самоубийцей - стихотворение выглядело бы довольно странным и нелепым в своей неуместности.
Ещё интересно, о чьей "любви и ненависти" он говорит: о своей к Эрлиху (дружба переплетается с осознанием убийства) или Эрлиха к Есенину (восхищение Есениным - это видно из воспоминаний Вольфа и одновременно какая-то личная/ классовая неприязнь к нему)


Данита писал(а):Изображение

А Эрлих на фотографиях получается ужас до чего разный. Вот, например, на фото с Есениным 1924 г. и на аватаре perpetum - такой светлый возвышенный образ, одним словом - душка.. :roll: А вот на этой фотке и на той, где он с Галей и Катей в 1926 г. - один демонический взгляд, даже язык не поворачивается назвать его "тихим скромным мальчиком"... :twisted:
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение perpetum » 11:34:31, Пятница 14 Сентябрь 2007

еще такой же демонический взгляд на фотографии у гроба Есенина...

То, что на моей аватаре - жто как будто специально для советской партийной печати. Специально куда-то кудри ему прилизали.

Здесь, на земле, в тоске острожной
И петь, и плакать, и дышать,
И только здесь так сладко можно
С любовью ненависть смешать.


Мне кажется автор пишет отсраненно от себя. Как будто комментарий видимого и наблюдаемого. А смотрит на некоего лжеца и его деяния... :arrow: :arrow: :arrow:
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение Taurus » 12:11:52, Пятница 14 Сентябрь 2007

Кажется уже говорили, но по поиску не нашла. Скажите пожалуйста, Лассаль из стихотворения, это кто? Немецкий политический деятель?? То есть памятник ему (вроде в России ему нет памятников)??? Или кто другой?
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение Ольга Сергевна » 12:34:51, Пятница 14 Сентябрь 2007

ИСКУССТВ ПЛОЩАДЬ [в 1834-1918 Михайловская пл., в 1918-40 - пл. Лассаля, в память герм. социалиста Ф. Лассаля (1825-64)], между Инженерной и Итальянской улицами, создана в связи с постройкой Михайловского дворца, составляет единый ансамбль с Михайловской улицей. Прямоугольная в плане И. п. застроена зданиями, фасады к-рых разработаны арх. К. И. Росси в ансамбле с Михайловским дворцом. Д. 1 - Михайловский театр (1831-33, арх. А. П. Брюллов, ныне Театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского). Д. 3 построен в 1820-х гг. для П. В. Голенищева-Кутузова, д. 5 - собств. доходный дом арх. П. П. Жако (1831, в 1863 надстроен, арх. И. Д. Корсини, в 1990-91 полностью перестроен с сохранением фасадов). Здесь в 1912-15 находилось кабаре "Бродячая собака" (воссоздано в 2001). В д. 2 в 1820-30-х гг. жил П. П. Свиньин, в 1840-х гг. - О. И. Сенковский. В 1903 этот дом снесен в связи с предполагавшимся стр-вом нового здания Гор. думы или Гос. банка (проекты не осуществлены). В 1937 построена школа (арх. Н. А. Троцкий; в 1947 ее фасад стилизован под ансамбль площади, арх. А. А. Кедринский) - ныне гимназия при Рус. музее. В д. 4 (1830-32, арх. А. М. Болотов), принадлежавшем графу Матв. Ю. Виельгорскому (см. Виельгорские), устраивались муз.-лит. салоны. На И. п. выходит фасадом дом Лазаревых (Итальянская ул., 13; 1799-1802, арх. Е. Т. Соколов; перестроен в 1892-96, арх. А. С. Хренов, и в 1910, арх. А. А. Максимов), к-рый в нач. 20 в. принадлежал вел. князю Николаю Николаевичу (Младшему). С 1910 в нем помещался "Палас-театр", в 1929-34 - Мюзик-холл под рук. И. О. Дунаевского, с 1938 - Театр музыкальной комедии. Итальянская ул., 9 - дом Дворянского собрания (1834-39, арх. Жако; надстроен в 1899-1901, арх. А. П. Максимов) с белоколонным залом, где проходили симф. концерты (с 1921 Большой зал Филармонии). В центре И. п. в 1827-28 разбит сквер (перепланирован во 2-й пол. 19 в. и в 1949, арх. Е. И. Катонин, В. Д. Кирхоглани). В 1957 открыт пам. А. С. Пушкину (скульп. М. К. Аникушин, арх. В. А. Петров). В 1999-2001 И. п. замощена гранитными плитами (арх. Ф. К. Романовский). Ю. М. Пирютко.
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Ольга Сергевна » 12:37:24, Пятница 14 Сентябрь 2007

14 октября 1918 г. на Невском проспекте Петрограда был открыт памятник Ф. Лассалю (убран в середине 1930-х гг.), выполненный в гипсе молодым скульптором В.А. Синайским. Революционный пафос образа отражал тенденции нового искусства, тяготеющего к романтической символике. В трактовке замысла доминировало идеально-возвышенное начало, определившее монументальность, мощь пластических форм произведения.


Я как-то плохо разбираюсь в топографии СПб)) Не знаю, связаны ли как-то пл. Лассаля с памятником Лассаля... :roll:
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Ольга Сергевна » 12:39:51, Пятница 14 Сентябрь 2007

perpetum писал(а):еще такой же демонический взгляд на фотографии у гроба Есенина...

То, что на моей аватаре - жто как будто специально для советской партийной печати. Специально куда-то кудри ему прилизали.

Здесь, на земле, в тоске острожной
И петь, и плакать, и дышать,
И только здесь так сладко можно
С любовью ненависть смешать.


Мне кажется автор пишет отсраненно от себя. Как будто комментарий видимого и наблюдаемого. А смотрит на некоего лжеца и его деяния... :arrow: :arrow: :arrow:


Возле гроба он вообще какой-то отрешенный... Такое ощущение, что что-то увидел за объективом фотоаппарата... Не столько гроб с Есениным бросается в глаза, сколько его лицо.

:arrow: Ну что "любил" - я в этом не сомневаюсь. Всё-таки "Право на песнь" подкупает ощущением особенного отношения автора к Есенину. А вот что за "ненависть"... Это как-то сразу увеличивает значимость эрлиховской фигуры во всей этой истории. Интересно, как долго он эту свою "ненависть" вынашивал... :twisted: Вообще Эрлих вроде оборотня какого-то... При дневном свете - ангел, а ровно в полночь превращается в волка (или свинью)...
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Taurus » 13:30:08, Пятница 14 Сентябрь 2007

Оля, спасибо большое)))) Я к чему про Лассаля спросила... Я уже полчаса сижу перечитываю стихотворение, и никак не пойму с чего и откуда в нем появляется этот "лжец" с "наглой улыбкой". Мне уже стало казаться, что эти эпитеты относятся к Лассалю... Вот и подумала, может этот Лассаль совсем не Лассаль, а кто-то другой, просто названный так автором, ну и оттуда у меня еще много мыслей.... Но раз все-таки был памятник Лассалю, значит это тот самый Лассаль))))))(сумбур какой-то)))). В общем хотелось бы стихотворение подробней разобрать:
Из желтого пивного зала
Через стеклянный турникет,
Как с бестолкового вокзала
Иду в ночной и снежный свет.
Холодный ветер. Задыхаясь,
Приподымаю воротник,
Скольжу, на палку опираясь,
Покашливая, как старик.
Летит автомобиль, швыряя
На снег голубоватый дым,
С охриплым лаем догоняя
Лучи, бегущие пред ним.

Здесь вроде все ясно, описание то ли вечера, то ли раннего утра... Скорее всего вечера, потому как далее есть упоминание про афиши с "бессмыслицей самоубийства", которых утром быть не могло.
На повороте, скрипом жаля,
Трамвай, крепясь, замедлил 6eг,-
А на гранитном лбу Лассаля
Все та же мысль и тот же снег.
И средь полночного витийства
Зимы, проспекта, облаков -
Бессмыслица самоубийства
Глядит с афиши на него.

Появляется образ Есенина, я думаю, здесь некая заявка на философские думы, о которых писал Кузнецов. Еще это несколько напоминает стихотворение Маяковского "Сергею Есенину" и его слова о том, что было отдано распоряжение писателям и журналистам написать так, чтобы сгладить последние строчки поэта "В этой жизни умирать не ново, но и жить конечно не новей":
Маяковский писал(а):После этих строк смерть Есенина стала литературным фактом.
Сразу стало ясно, сколько колеблющихся этот сильный стих, именно – стих, подведет под петлю и револьвер.
И никакими, никакими газетными анализами и статьями этот стих не аннулируешь. С этим стихом можно и надо бороться стихом, и только стихом.
Так поэтам СССР был дан социальный заказ написать стихи об Есенине. Заказ исключительный, важный и срочный, так как есенинские строки начали действовать быстро и без промаха. Заказ приняли многие.

У Маяковского получилось "В этой жизни помирать не трудно, Сделать жизнь значительно трудней.", Фроман ту же мысль выразил по-иному. Образ Лассаля с "той же мыслью и тем же снегом" означает то, что по большому счету ничего не меняется, все в жизни возвращается на круги своя. И вот именно в этом контексте появляется "бесмыслица самоубийства". Факт свершившегося бесмысленен, поэта больше нет, а вокруг ничего не изменилось, тот же снег, те же мысли... То есть полагаю ,что Фроман выполнял тот самый правительственный заказ, показать несостоятельность строчек Есенина. Об этом же и дальше:
Что ж, может быть, за этим белым,
Покрытым инеем листом,
Таится мир с простым и целым,
Невероятным бытием, -
Нечеловеческие звуки,
Немыслимая красота,
Где песней не клянут разлуки
Косноязычные уста,
Где крылья белые сверкают
За каждой юною спиной,
Где каждый друга озаряет,
Своей улыбкой неземной...

Фроман будто задается вопросом, а может действительно там, за чертой лучше..... И сам себе (а в общем аудитории) отвечает:
[i]Нет, не хочу, не променяю
Я дикий рай моей земли!
Здесь все мое, и здесь, я знаю,
Крылами плечи проросли. [/i]

Для него рай на земле, и все остальные, кто колеблется, должны в этом удостовериться. И вот потом откуда не возьмись появляется этот самый "лжец"......
И мне бессмертия дороже
Улыбка наглая лжеца,
И этот смуглый холод кожи
До боли милого лица.
Здесь, на земле, в тоске острожной
И петь, и плакать и дышать,
И только здесь так сладко можно
С любовью ненависть смешать.

Вот здесь я вообще сбиваюсь с толку. Но думаю, что если это об отношениях Эрлиха, то не с Есениным, а именно с Фроманом. Это Фроман к Эрлиху чувствует сладостную мешанину любви и ненависти...
Ну и конец, после которого кажется, что предыдущие две строфы были каким-то лирическим отступлением, а потом Фроман одумался и выдал:
А там, вверху, за облаками,
Я - в мною выдуманной мгле -
Заплачу теми же слезами,
Какими плачут на земле.
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение Минчанка » 14:49:19, Пятница 14 Сентябрь 2007

Что ж, может быть, за этим белым,
Покрытым инеем листом,
Таится мир с простым и целым,
Невероятным бытием, -
Нечеловеческие звуки,
Немыслимая красота,
Где песней не клянут разлуки
Косноязычные уста,

Где крылья белые сверкают
За каждой юною спиной,
Где каждый друга озаряет,
Своей улыбкой неземной...

Чьи это уста в виду имеются? И что значит - "песней не клянут разлуки"? Все остальное понятно - это своеобразное вступление к развенчанию мифа о романтичности самоубийства и о том, что на том свете лучше, чем на этом. Но как вообще можно "клясть песней" и кто это делал? :roll:

Насчет лжеца. Я чего-то не уловила: а почему мы решили, что это вообще - Эрлих?

Я сейчас имхо свое выдам. :)

И мне бессмертия дороже
Улыбка наглая лжеца

Имеется в виду - даже самое противное и плохое на земле лучше, чем смерть.

И этот смуглый холод кожи
До боли милого лица.

А это - про Иду (например). Т.е. первые строфы не связаны со второй частью четверостишия - просто идёт перечисление плохого и хорошего.

Здесь, на земле, в тоске острожной
И петь, и плакать и дышать,
И только здесь так сладко можно
С любовью ненависть смешать.

А это - апофеоз и вывод из предыдущих мыслей.
Аватар пользователя
Минчанка
Профи
 
Сообщений: 1297
Зарегистрирован: 13:45:59, Четверг 14 Декабрь 2006
Откуда: Беларусь, г.Минск

Сообщение Ольга Сергевна » 15:02:15, Пятница 14 Сентябрь 2007

Да, я как-то раньше не полностью его читала... Всё целиком оно производит несколько иное впечатление...

Но "смуглый холод кожи"... Про Иду?? Я бы не обрадовалась такой метафоре в свой адрес))
Ольга Сергевна
Супер-Профи
 
Сообщений: 2574
Зарегистрирован: 11:27:11, Среда 30 Август 2006

Сообщение Минчанка » 15:29:11, Пятница 14 Сентябрь 2007

Ольга Сергевна писал(а):Но "смуглый холод кожи"... Про Иду?? Я бы не обрадовалась такой метафоре в свой адрес))

Да уж, сомнительное выражение. Тем более что к слову "смуглый" больше слово "тепло" подходит...
Аватар пользователя
Минчанка
Профи
 
Сообщений: 1297
Зарегистрирован: 13:45:59, Четверг 14 Декабрь 2006
Откуда: Беларусь, г.Минск

Сообщение Taurus » 16:15:35, Пятница 14 Сентябрь 2007

Минчанка писал(а):Где песней не клянут разлуки
Косноязычные уста,

Чьи это уста в виду имеются? И что значит - "песней не клянут разлуки"?

Я думаю, что это означает примерно следующее: где люди ("косноязычные уста") не говорят о разлуке, не пишут о ней стихов и песен, потому как просто не знают что это такое, нет там этой самой разлуки.
Минчанка писал(а):Насчет лжеца. Я чего-то не уловила: а почему мы решили, что это вообще - Эрлих?
Имеется в виду - даже самое противное и плохое на земле лучше, чем смерть.

Согласна. То, что стихотворение посвящено Эрлиху еще не означает, что образ Вольфа в нем присутствует. Скорее действительно "имеется в виду - даже самое противное и плохое на земле лучше, чем смерть."
Минчанка писал(а):И этот смуглый холод кожи
До боли милого лица.
А это - про Иду (например). Т.е. первые строфы не связаны со второй частью четверостишия - просто идёт перечисление плохого и хорошего
.
А может это про того самого Лассаля.... Смуглый холод кожи - гранит памятника. До боли милого лица - ну... может Фроману Лассаль был очень дорог, как один из теоретиков и ярых политиков социализма)))))))
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение perpetum » 16:16:11, Пятница 14 Сентябрь 2007

смуглый холод - может имеется в виду кто-то не очень живой?..
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Жизнь и Любовь

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 53