Ида Наппельбаум

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Ида Наппельбаум

Сообщение Данита » 13:44:14, Среда 12 Сентябрь 2007

Для общей информации.

Ида Моисеевна Наппельбаум родилась в 1900 году. Умерла в 1992. Вообще Ида первая в семье, а всего было 5 детей: Ида, Фредерика, Лев, Ольга и Рахиль.

Мне интересно вот что – по поводу фотографировал ли Моисей Наппельбаум тело Есенина С. А., в 5 номере …

Чуковский пишет следующие строки в своих воспоминаниях:
«Свои стихи каждый понедельник читали все присутствующие, - по кругу, начиная от двери. Этот обычай оставался неизменен в течение всего времени, пока существовал наппельбаумовский салон – с 1921-го по 1925 год»

Это про салон в Питере!!!!! По 1925 год!!!

Девочки, так как Моисей Наппельбаум все же попал в Питер в самом конце 1925 года? Был ли он там? Фотографировал он??? И почему его третья дочь Ольга пишет иначе????
/////

Из книги Иды Наппельбаум «Угол отражения» то, что о Есенине!!!

« Однажды появился проездом из Москвы Сергей Есенин. С ним приехал молодой московский поэт Иван Приблудный. Есенина привели друзья, молодые петроградские поэты – «имажинисты», как они себя называли. Это были: Семен Полоцкий, Владимир Ричиотти, Григорий Шмерельсон и Вольф Эрлих, которому Есенин потом посвятил свое прощальное стихотворение.
В тот день Есенин был спокоен, сдержан. Мне захотелось сфотографировать всю эту группу, и я повела их в стеклянный павильон, где в одной стороне, отделенной серым сукном, проводилась съемка. Когда я сняла уже одну композицию и рассадила группу вторично, неожиданно появился мой отец. В тот период он только наезжал в Петроград, а жил в Москве, где по заданию Я. М. Свердлова организовал фотоателье при ВЦИКе, во втором Доме Советов. Застав меня за работой, он сразу же подошел и буквально несколькими штрихами – изменив наклон головы, положения трости в руках Есенина – придал композиции равновесие и живописность. Затем он предложил Есенину сделать его отдельный портрет. Тот успел уже надеть шубу, не захотел снимать, а отец и не настаивал: так и снял поэта в шубе, стоявшим у портьеры, с папиросой в руке. На фотографии Есенин рассеянно задумчив, кажется, что он погружен в себя. Это был последний снимок поэта.




В тот вечер 29 декабря 1925 года мы шли втроем. Мы шли прощаться с прахом поэта Сергея Есенина. Со мной были два ленинградских поэта – Михаил Фроман и Вольф Эрлих. У Вольфа в кармане лежала записка, которую мы только сейчас рассматривали, читали. Перечитывали. Это было последнее предсмертное стихотворение Есенина. Оно было написано в тот роковой вечер в номере гостиницы «Англетер». Написано не чернилами, а кровью поэта. Этот листок Есенин вручил Эрлиху, раставаясь с ним вечером со словами: « Прочтешь только завтра» И Вольф прочел его назавтра после трагической вести:

«До свиданья, друг мой, до свиданья,
Милый мой, ты у меня в груди …»

Гроб с телом Есенина был установлен в Союзе писателей. Тогда Союз помещался не в прекрасных дворцовых залах на берегу Невы, а на берегу Фонтанки, возле Аничкова моста, в длинном здании, занимавшем почти половину квартала. Гроб стоял в маленьком зале у рояля, накрытого знаменитым чехлом с вышитыми на нем автографами писателей.
Трагическая весть уже облетела город, и возле гроба собрались друзья. У изголовья – Николай Клюев, Вольф Эрлих, Софья Андреевна толстая Есенина. Позже приехала мать поэта и его сестра. И москвичи – Всеволод Мейерхольд с Зинаидой Райх и поэт В. Наседкин. Кто-то траурными звуками рояля наполнил комнату. Прощальное слово сказал представитель Госиздата И. Ионов и от Союза писателей – Илья Садофьев.
В зале стоялда тишина, гнетущая тишина, люди переговаривались, все были потрясены, подавлены. Позже поэт Михаил Фроман напишет стихотворение на смерть Есенина: «28 декабря 1925». Оно вошло в книгу его стихов «Память». В нем, как в зеркале, отражен этот зимний, горестный день. Очень зримо, точно, детально даны в нем и Невский проспект того времени – со звонами трамваев, гудками автомашин, с развешанными на стенах листами, извещающими в траурной рамке «о трагической кончине Сергея Есенина». И столь же верно отражает оно то, что переполняло сердца людей, собравшихся в зале Союза писателей:

«Бессмыслица самоубийства
Глядит с афиши на него …»

И далее:

« Нет, не хочу, не променяю
Я дикий рай моей земли,
Здесь все мое, и здесь, я знаю,
Крылами плечи проросло …»

На другой день гроб поэта перевезен в Москву и похоронен торжественно и скорбно.

НАКАНУНЕ.

В тот день я долго колдовала,
Из одиночек группу создавала
По всем законам вечного искусства
И своего пропорций чувства.
Здесь все в расцвете сил и лета
И каждый мнит себя поэтом,
И все надменны, все речисты –
Друзья имажинисты.
Вот сельский паренек вчерашний,
Постигший славу сгоряча,
Сидит как денди в экипаже,
И снисходителен, и важен,
И туфлей лаковой качает,
А белой трости набалдашник
Повис у правого плеча.
Портрет прекрасно скомпанован,
Не придерешься ни к чему…
Но почему так тих русоволосый,
Так отрешен и грустен, почему?

1985

/////

Усе …

Вопросов, правда, больше (как всегда), чем ответов …
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Данита » 13:51:27, Среда 12 Сентябрь 2007

1. "Тот успел уже надеть шубу, не захотел снимать, а отец и не настаивал: так и снял поэта в шубе, стоявшим у портьеры, с папиросой в руке. На фотографии Есенин рассеянно задумчив, кажется, что он погружен в себя. Это был последний снимок поэта."

Последний снимок поэта ... и ни слова о фотографировании тела поэта ее же отцом в номере Англетера ... 28 дек. 1925 г.

2. "В тот вечер 29 декабря 1925 года мы шли втроем. Мы шли прощаться с прахом поэта Сергея Есенина. Со мной были два ленинградских поэта – Михаил Фроман и Вольф Эрлих. У Вольфа в кармане лежала записка, которую мы только сейчас рассматривали, читали. Перечитывали. Это было последнее предсмертное стихотворение Есенина. Оно было написано в тот роковой вечер в номере гостиницы «Англетер». Написано не чернилами, а кровью поэта. Этот листок Есенин вручил Эрлиху, раставаясь с ним вечером со словами: « Прочтешь только завтра» И Вольф прочел его назавтра после трагической вести... "

Эти строки потрясают еще больше ... То ли автор скрывает что-то, то ли ... я даже не знаю .... Она видела как Эрлих доставал этот листок? Рассматривала???? :shock:

А Фроман - который выдавал для получения денег по почте ДОВЕРЕННОСТЬ :shock: Фроман - ее муж к тому же и именно у них провел ТО самое время (алиби) Эрлих



3. " Позже поэт Михаил Фроман напишет стихотворение на смерть Есенина: «28 декабря 1925». Оно вошло в книгу его стихов «Память». В нем, как в зеркале, отражен этот зимний, горестный день. Очень зримо, точно, детально даны в нем и Невский проспект того времени – со звонами трамваев, гудками автомашин, с развешанными на стенах листами, извещающими в траурной рамке «о трагической кончине Сергея Есенина». И столь же верно отражает оно то, что переполняло сердца людей, собравшихся в зале Союза писателей:

«Бессмыслица самоубийства
Глядит с афиши на него …»

И далее:

« Нет, не хочу, не променяю
Я дикий рай моей земли,
Здесь все мое, и здесь, я знаю,
Крылами плечи проросло …»


Ну а если вспомнить полный текст стихотворения ... это же просто открытые обвинения Эрлиха!!!!
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Данита » 13:53:32, Среда 12 Сентябрь 2007

Позже постараюсь разместить фотографии из книги Иды. Качество плохое - кто нибудь сможет потом переделать? А фотографии архиинтересные!!!! :wink:
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Данита » 14:00:04, Среда 12 Сентябрь 2007

Из Кузнецова:

" " Есениноведы не обратили внимания на стихотворение Фромана «28 декабря 1925 г.», посвященное Вольфу Эрлиху. И роковая дата, и сомнительный адресат заставляют внимательнее вчитаться в это произведение. Оно меланхолично-созерцательно, с претензией на философское проникновение в суть жизни и смерти. Внешне лирический сюжет развивается на фоне дум героя в снежную холодную ночь. Обратим внимание только на четыре строфы из двенадцати (выделено нами):

На повороте, скрипом жаля,
Трамвай, кренясь, замедлил бег, —
А на гранитном лбу Лассаля
Все та же мысль и тот же снег.

И средь полночного витийства
Зимы, проспекта, облаков —
Бессмыслица самоубийства
Глядит с афиши на него.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

И мне бессмертия дороже
Улыбка наглая лжеца,
И этот смуглый холод кожи
До боли милого лица.

Здесь, на земле, в тоске острожной
И петь, и плакать, и дышать,
И только здесь так сладко можно
С любовью ненависть смешать.

На наш взгляд, в напряженной психологической атмосфере стихотворения незримо присутствует Есенин («Бессмыслица самоубийства...»). Но вещь лишена внешних атрибутов и примет случившейся накануне трагедии, она о глубоко спрятанном духовном ощущении автора, которое никак не назовешь светлым. Чего только стоит «Улыбка наглая лжеца...», — конечно же это об Эрлихе — и не только потому, что ему посвящены строки, а потому что он угадывается в эскизе внутреннего облика. Современник так рисовал его портрет: «У Вольфа Эрлиха тихий голос, робкие жесты, на губах — готовая улыбка. Он худ и черен».

Спустя сутки после кровавой драмы в «Англетере», после подписания лживого милицейского протокола, Фромана привлекает не образ усопшего поэта, а «Улыбка наглая лжеца...» (кстати, заметьте, ни Фроман, ни Эрлих, в отличие от многих стихотворцев, не посвятили ни одной лирической строки Есенину). Автору «28 декабря...» представляется не лик ушедшего из жизни человека, а физиономия приятеля-сексота, чем-то ему милого и дорогого. Рискнем сказать, близкого по сложившемуся взгляду на мир. Крайне осторожный Фроман все-таки проговаривается о своем понимании соседства добра и зла, он готов «сладко» «С любовью ненависть смешать».
Страшноватое, на наш взгляд, стихотворение. Ида Наппельбаум, бывшая жена Фромана, вспоминая «28 декабря...», напишет, что это «стихотворение на смерть Есенина», и добавит: «В нем, как в зеркале, отражен этот зимний горестный день» (Угол отражения... Спб., 1995). Ложь, подслащенная сентиментальностью."
_________________
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение perpetum » 14:04:40, Среда 12 Сентябрь 2007

Девочки, так как Моисей Наппельбаум все же попал в Питер в самом конце 1925 года? Был ли он там? Фотографировал он??? И почему его третья дочь Ольга пишет иначе????


В этой семье все пишут разноречивые вещи.

Ида - одно. Ольга - другое. Лев третье.

Лев из них троих дает самые "продвинутые" сведения. Он не только "помогал" отцу, но и сам снимал Есенина из петли. Об этом он рассказал при своей жизни по крайней мере двум ныне здравствующим людям - Льву Рейну и Николаю Брауну.

Со мной были два ленинградских поэта – Михаил Фроман и Вольф Эрлих.

Такое впечатление, что она хочет ввести в заблуждение читателя. Что значит "со мной были". Она говорит о своем муже! Такое впечатление,что это какая-то случайная компания с ней.

Так как книга выпущена у нас и в 1991 году (или каком-там?) я почти уверена, что ее отредактировали. Надо искать парижский экземпляр, где все так, как она и сдавала в типографию...

Почти везде цитируется этот кусок про "это была его последняя фотография". Кстати, тот же литератор, который это цитирует и сообщает в своей статье, что Ида пишет об отказе отца фотографировать Англетер.
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение perpetum » 14:08:23, Среда 12 Сентябрь 2007

БРАУН вполне четко и по-русски говорит следующие вещи:

1. Наппельбаума пригласили из Москвы.
2. Он отказался снимать.
3. Лев присутствовал в номере, но помогал не отцу, а Горбову - вынимать тело из петли.
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение Данита » 14:13:08, Среда 12 Сентябрь 2007

perpetum писал(а):Об этом он рассказал при своей жизни по крайней мере двум ныне здравствующим людям - Льву Рейну и Николаю Брауну.


Светик!!! Ну теперь - это дело чести - встретиться с этими людьми!!!! и ЕСТЕСТВЕННО - этоа ответственность на тебе)))) :D


Такое впечатление, что она хочет ввести в заблуждение читателя. Что значит "со мной были". Она говорит о своем муже! Такое впечатление,что это какая-то случайная компания с ней..


Вот именно - это странно-то)))))))))) :?: :!: :idea:


Почти везде цитируется этот кусок про "это была его последняя фотография". Кстати, тот же литератор, который это цитирует и сообщает в своей статье, что Ида пишет об отказе отца фотографировать Англетер.


так в чем фишка??? Светлан???
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Данита » 14:14:09, Среда 12 Сентябрь 2007

perpetum писал(а):1. Наппельбаума пригласили из Москвы.
2. Он отказался снимать.


а сразу он не мог отказаться??? зачем ехать столько???
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Данита » 14:15:28, Среда 12 Сентябрь 2007

perpetum писал(а):3. Лев присутствовал в номере, но помогал не отцу, а Горбову - вынимать тело из петли.[/b][/color]


а Лев из УГРО???
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Данита » 14:32:04, Среда 12 Сентябрь 2007

Изображение

1929 год. Лев Наппельбаум с отцом. Фотографировал отец.
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Данита » 14:37:45, Среда 12 Сентябрь 2007

Изображение

Семья Наппельбаум. Фото М. Наппельбаум. 1922 г.
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Margo » 14:39:46, Среда 12 Сентябрь 2007

Данита писал(а):1. "Тот успел уже надеть шубу, не захотел снимать, а отец и не настаивал: так и снял поэта в шубе, стоявшим у портьеры, с папиросой в руке. На фотографии Есенин рассеянно задумчив, кажется, что он погружен в себя. Это был последний снимок поэта."

Последний снимок поэта ... и ни слова о фотографировании тела поэта ее же отцом в номере Англетера ... 28 дек. 1925 г.

Это не последний снимок! Зачем Ида врет нахально? :shock: :x Все эти фотки - в шапке с папиросой, с Эрлихом, Приблудным и т.д были сняты в Ленинграде в 1924 году, и причем, в апреле! На сайте нашем есть эти фотки в комментариях это написано. Гы-гы, последний снимок :twisted: Типа, Есенин в 25 году вообще не фоткался. Ида просто ударила в грязь лицом.
Без поэзии чувств и любовный роман - проза ©
Аватар пользователя
Margo
Супер-Профи
 
Сообщений: 4881
Зарегистрирован: 14:56:38, Пятница 25 Ноябрь 2005
Откуда: Рига

Сообщение perpetum » 14:44:44, Среда 12 Сентябрь 2007

а сразу он не мог отказаться??? зачем ехать столько???


А потому что - см. Брауна - он приехал и увидел, что в номере произошло убийство, грязное преступление, и он отказался участвовать в этом.

А какой отец фотографировал, если он рядом сидит?..
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение perpetum » 14:46:33, Среда 12 Сентябрь 2007

Он видимо не дописала)))) Последний снимок поэта, сделанный Наппельбаумом. :lol:
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение Данита » 14:47:56, Среда 12 Сентябрь 2007

perpetum писал(а):А какой отец фотографировал, если он рядом сидит?..


Так в книге написано черным по белому .... Хе-хе .... понапишут же!!!

Может в замедленном действии? Были тогда уже такие фотоаппараты??? :lol:
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

След.

Вернуться в Жизнь и Любовь

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 44