Татьяна-76 » 19:15:13, Четверг 06 Май 2010
Май, 7 В «Книжной лавке художников слова» на Б. Никитской Есенин делает на своих книгах дарственные надписи Ф. Э. Дзержинскому.
Отдает их М. Д. Ройзману для передачи адресату.
Датируется по воспоминаниям М. Ройзмана, с учетом сроков пребывания Есенина в Москве в мае-июле 1920.
М. Д. Ройзман утверждал, что он выполнил просьбу Есенина, отнеся книги на дачу Дзержинского, бывшего в это время на Юго-Западном фронте <Дзержинский был начальником тыла армии в мае-июле 1920 года>. По словам М. Д. Ройзмана, он познакомился с Дзержинским, организуя концерты для красноармейцев, и знал от Демьяна Бедного, что семья его проживает на одной даче с семьей Дзержинского.
Ройзман, 67, 62.
Книги Есенина с надписями Ф. Э. Дзержинскому ныне неизвестны.
Май, 7 ... Ноябрь (?). По инициативе Наркомпроса зарегистрированные литературные работники включаются в перечень под названием «Московские анкеты», где под № 25 значится Есенин.
ГАРФ, ф. А2306, оп. 22, ед. хр. 89, л. 4—9; 12—23. Перечень содержит фамилию, имя, отчество литератора и адрес его местожительства.
Границы события определяются с учетом названного Есениным адреса: «Б. Никитская, 15. Кн. маг. „Худ. слова“», что соответствует времени (май — ноябрь) до его поселения с Мариенгофом в Богословском пер., 3, кв. 48.
Май, 8. Есенин присутствует на вечере в клубе Всероссийского союза поэтов.
Неадекватно реагирует на замечания И. В. Соколова о его стихах.
Дата события указана в заявлении И. Соколова в Литературный отдел Дворца искусств (см.: 11 июля 1920). Описание этого эпизода см.: 18 мая 1920.
В. Г. Шершеневич позднее вспомнит:
«Не дав Соколову договорить, Есенин молодцевато выскочил на эстраду и громко заявил:
— Сейчас вы услышите мой ответ Ипполиту Соколову!
И, неожиданно развернувшись, дал оппоненту по физиономии.
Соколов замер от неожиданности. Аудитория загудела. Сочувствие было, как всегда, на стороне более слабого. Кстати сказать, пощечины никогда не возвращаются. Не вернул ее и Соколов, продолжая стоять растерянно и неподвижно.
Сергей сначала развязно добавил:
— Слыхали мой ответ? Если я тихо сказал, то могу повторить громче!
Но так как аудитория затаила недоброжелательство, то Есенин почел за благо ретироваться и ушел в комнату правления. <...>
Выступали с речами поэты, потрясая кулаками. Выступали матросы, многозначительно положив руку на кобуру револьвера. Атмосфера разрядилась.
Когда всё кончилось, Есенин снова вышел и заявил уже под дружный смех:
— Вы думаете, я обидел Соколова? Ничуть! Теперь он войдет в русскую поэзию навсегда!»
Май, 9. Московские поэты обсуждают с И. В. Соколовым ситуацию, сложившуюся после инцидента с Есениным.
Г. А. Сидоров-Окский вспомнит об этом:
«На другой день некоторые поэты утешали оскорбленного теоретика тем, что в этом прискорбном случае есть своя положительная сторона: как-никак пощечину получил он не от кого-нибудь, а от самого Сергея Есенина — реклама! Кроме того, он, теоретик, пострадал за истину, как до него страдали многие великие люди — опять реклама! Затем, произошло это в публичном месте, при большом стечении народа — еще раз реклама! Оскорбленный поэт все эти доводы принял всерьез».
Май,9. Петроградский журнал «Вестник литературы» (№ 4—5; апрель-май) в хроникальной заметке «Среди книг и авторов» сообщает о готовящемся к изданию сборнике стихов Дворца искусств с участием Есенина (не выходил).
Время выхода журнала устанавливается по анонсу в газ. «Жизнь искусства» (Пг., 1920, 8—9 мая).
«Следующей книжкой <после пьесы А. В. Луначарского „Иван в Раю“> выйдет „Первый сборник стихов Дворца Искусств“. Сюда войдут стихотворения следующих поэтов: С. Абрамова, К. Бальмонта, Андрея Белого, Сергея Боброва, К. Большакова, С. Буданцева, Екатерины Волчанецкой, Сергея Есенина, Вячеслава Иванова, Рюрика Ивнева, Веры Ильиной, Василия Ка<з>ина, В. Каменского, Пимена Карпова, Николая Колоколова, Любови Копыловой, М. Марьяновой, Веры Меркурьевой, В. Милиоти <так!>, Н. Минаева, Ольги Мочаловой, Надежды Павлович, Анны Присмановой,
А. Ремизова, А. Решетова, И. Рукавишникова, Сергея Спасского, Д. Туманного, В. Хлебникова, Марианны <так!> Цветаевой, Георгия Чулкова».
В этом же номере журнала — рецензия Н. Н. Фатова на книгу В. Л. Львова-Рогачевского «Поэзия новой России. Поэты полей и городских окраин».
В рецензии, в частности, отмечается:
«В. Л. Львов-Рогачевский предостерегает молодых поэтов от увлечения футуризмом, имажинизмом, „мариенгофщиной“ и тому подобными современными течениями, не имеющими ничего общего ни с пролетарской, рабоче-крестьянской, поэзией, ни с поэзией вообще, но которые, однако, уже успели соблазнить некоторых молодых поэтов, в том числе такого многообещающего, как С. Есенин».
Твое прошлое скрывается в твоем молчании,
настоящее – в твоей речи,
а будущее – в твоих ошибочных шагах.