Есенин и масонство

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Есенин и масонство

Сообщение Данита » 12:30:13, Среда 13 Февраль 2008

ПОЭМА-ЗАГАДКА.
Масоны в жизни и творчестве Сергея Есенина.
Наталья Шубникова-Гусева.
БОЛЕЕ семидесяти лет ученые пытаются разгадать поэму Есенина "Черный
человек". И большинство склоняется к тому, что это автобиография, болезнь и
предчувствие смерти, своего рода реквием.
Если так, то непонятно, почему Есенин мучительно и долго вынашивал эту
вещь, в которой всего 158 строк? Ведь ее ранний вариант был написан еще в
1923 г. А окончательная отделка закончена только 14 ноября 1925-го.
Почему же еще раньше, до отъезда за рубеж, поэт рисовал трещинки на
огромном зеркале в особняке Айседоры Дункан и наблюдал, испугает ли это
"Изадору"? Почему же почти четыре года, надев черный цилиндр, взяв перчатки
и трость, репетировал перед зеркалом жуткие сцены визита "прескверного
гостя" из этой поэмы? Почти как в "Моцарте и Сальери" Пушкина, которого
постоянно поминал при разговоре о своем "Черном человеке":
Мне день и ночь покоя не дает.
Мой черный человек. За мною всюду.
Как тень он гонится.
Основной мотив "Черного человека" - чисто есенинский. У него весь
окружающий мир отражается в зеркале вод: "..Отражаясь, березы ломались в
пруду.."; "Выткался на озере алый свет зари.."; "В черной луже продрогший
фонарь. // Отражает безгубую голову" и т.д. В революционной поэме "Инония"
в синих затонах озер отражается иная страна, преображенная голубая Русь.
Даже солнце поэт видит отраженным в воде озер, в оконном стекле.
Но в "Черном человеке", где речь идет о поэте и смысле искусства, этот
мотив становится как бы материально осязаемым, приобретает трагическую
окраску.
Каждая строка поэмы - загадка. Каждое слово - "сплошной образ".
Трагический поединок разных смыслов, зеркальный поворот. И в этом поединке
можно услышать даже диалог с масонством. Тайный язык жестов, сопоставление
белого с черным, зеркало, выступающее в различных обликах: как правдивое -
в старой иконологии - символ Богородицы и как лживое - древнейший
магический предмет общения с нечистой силой.. Зеркало - традиционный образ
русской национальной жизни. Оно же - символ самопознания в масонстве.
Известное литературное произведение русских масонов рубежа ХVIII-ХIХ вв.
сочинение Ивана Лопухина называлось оно "Истинное человеческое зерцало, в
котором ясно видеть можно подлинное качество человека". Недаром еще в 1923
г. Есенин среди написанных им вещей назвал произведение "Человек в черной
перчатке". Его заглавие явно соотносится с пьесой "Дама в черной перчатке"
Вадима Шершеневича, изданной журналом "Театральная Москва" в начале 1922 г.
А сюжет "американской мелодрамы" Шершеневича с масонским заговором,
любовью, убийством и героиней, имеющей двойника, был прекрасно знаком
Есенину. Он даже хлопотал о постановке этой пьесы в Нью-Йорке, выступая
доверенным лицом своего друга.
Уже тогда Есенин "нашел" своего героя - "человека" и выбрал его основную
черную мету: "черная перчатка" - "черный человек". Любопытно, что и
перчатки и зеркало имеют множество совпадающих значений: разбить зеркало,
потерять перчатку - плохая примета; перевернутое изображение в зеркале - и
фраза, которую, по словам Ивана Грузинова, повторял Есенин в 1919 г.: я
выворачиваю мир, как перчатку и др. Наконец, связь зеркала и перчаток с
масонской символикой..
В заглавии "Человек в черной перчатке" масонские ассоциации явно
преобладали, ведь перчатки - главная примета масона. Пару белых перчаток
получает каждый при посвящении в масонское братство. Их белизна
символизирует чистоту побуждений. У Есенина, наоборот, изображение
перевернуто, черная перчатка, да еще в единственном числе, становится
воплощением зла.
Есенин задумал свое произведение как полемическое и противопоставлял
свою точку зрения масонской религии и философии. Ему чужда не только идея
заговора и насилия, но и попытка уединения, ухода в себя, желание масонов
усовершенствовать или исправить природу человека "по циркулю разума" и
подчинить чувства правилам и моральному долгу. Недаром "черный человек" с
такой иронией говорит о "дохлой и томной лирике" поэта. Поэт из Рязани не
может принять и забвение национальных основ жизни, свойственное масонству,
в том числе и русскому.
Собственному отражению, одетому в наряд масона, Есенин дает определение
"черный". "Черный человек" - традиционный мифологический образ в мировой
литературе. Один из обликов, который принимает черт - персонаж русской
народной демонологии.
Формула "черный человек" пришла к Есенину от Пушкина.
Есенин знал, что и Пушкин, и Моцарт были масонами. Известная опера
Моцарта "Волшебная флейта" является апофеозом масонства в его идеальном
смысле египетских мистерий. За разглашение тайн масон карается смертью.
Согласно преданию, на котором основана маленькая трагедия Пушкина "Моцарт и
Сальери", композитор Сальери отравил Моцарта. Полагают также, что это дело
рук масонов.
В настойчивой перекличке "Черного человека" Есенина с "Декабрьской
ночью" Альфреда де Мюссе также слышится диалог с масонством. Ведь в лирике
французского поэта явно отразились масонские легенды и символы. Сравнивали
же Есенина с Мюссе и Юрий Тынянов, и Георгий Адамович!.
В костюме "прескверного гостя" Есенин опять соединяет свое и чужое. И
одновременно как бы сближает и разводит Поэта и "черного человека". Есенин
носил цилиндр, но не одевал сюртук. В то же время цилиндр, сюртук, перчатки
и трость - приметы масона ХIХ века. Критик Николай Захаров-Мэнский услышал
в предсмертном стихотворении "До свиданья, друг мой, до свиданья.."
розенкрейцерство. По мнению литературоведа Омри Ронена, первая строка этого
стихотворения перекликается с немецкой масонской похоронной песней в
переводе Аполлона Григорьева "Тихо спи, измученный борьбою.." Любопытно
сравнить также "черного человека" с гротескным образом "последнего русского
розенкрейцера" Бориса Зубакина, с которым Есенин крепко подружился в 1923
г. Режиссер Сергей Эйзенштейн так обрисовал его портрет: "Весь в черном
вплоть до черных нитяных перчаток, с черной же книжицей в руках".
Ассоциации с масонскими обрядами, символами и маскарадной атрибутикой
масонства, получившие отражение в поэтическом шедевре Есенина, помогают
глубже понять мрачную образность и философский смысл этой трагической вещи.
Свист ветра, о котором идет речь уже в первых строках "Черного человека", в
славянской мифологии выступает как характерный атрибут нечистой силы. В
масонских ложах новичку имитировали жуть - вой ветра, бурю, гром.
В то же время сильный ветер (ураган, буря) является вестником
божественного откровения - Бог отвечает Иову из бури; в грозе и буре
получает откровение Иоанн Богослов. Ветер рисуется как обиталище множества
духов, среди которых помещают и души умерших людей. По ветру прилетают
крылатые божественные вестники - ангелы. Тот же ветер служит в
иудео-христианстве местом пребывания и демонизированных крылатых существ,
ср. представление о Люцифере как "князе воздушном". Не потому ли и голова
героя поэмы "машет ушами, как крыльями птица"?!
Случайны ли все эти совпадения? Нет. Не случайны.
Есенин был очень любопытен и чуток к современным общественным и
культурным явлениям. А масонство, которое расцвело в те годы во Франции,
было очень популярно и в России первой четверти ХХ в. Борис Пильняк в
романе "Голый год" (1920), который особенно ценил Есенин, отразил масонство
как знак времени.
Нина Берберова в книге "Люди и ложи: Русские масоны ХХ столетия",
отметила, что по документам, правда, "не внушающим полного доверия", в ложу
"Люцифер", "возникшую около 1910 г. и просуществовавшую очень недолго",
"входили некоторые поэты-символисты: Вяч. Иванов, Брюсов, Белый и друг
Белого А.Петровский. Перед самой войной ее решили "усыпить" (т.е.
закрыть).. Нет сомнения, что блоковский замысел пьесы "Роза и Крест"
связан с этим моментом его жизни".
Есенин писал в "Предисловии" к неосуществленному изданию своих
произведений (1 января 1924 г.), полемизируя с Блоком: "Я вовсе не
религиозный человек и не мистик. Я реалист, и если есть что-нибудь туманное
во мне для реалиста, то это романтика, но романтика не старого нежного и
дамообожаемого уклада, а самая настоящая земная, которая скорей преследует
авантюристические цели в сюжете, чем потухшие настроения о Розах, Крестах и
всякой прочей дребедени. Поклонникам Блока не следует принимать это за то,
что я кощунственно бросаю камень на его могилу. Я очень люблю и ценю Блока,
но на наших полях он часто глядит, как голландец. Все же другие мистики мне
напоминают иезуитов".
Тем не менее в воспоминаниях поэта и критика Николая Захарова-Мэнского
(написаны в 1926 г.) сказано, что Есенин "будто бы" интересовался
розенкрейцерством, которое в середине ХVIII в. представляло собою одну из
высших степеней франкмасонства.
Знакомство с литературой мистического содержания Есенин показал еще в
письмах к Григорию Панфилову и Марии Бальзамовой в 1913-1914 гг., а также в
работе "Ключи Марии" (1918) (см. об эффекте отражения "зеркала", который
является основополагающим в учении легендарного Гермеса Трисмегиста: "Что
вверху, то внизу, что внизу, то вверху. Звезды на небе и звезды на
земле".). Судя по этой цитате из "Изумрудной таблицы" или "Изумрудной
скрижали" Гермеса Трисмегиста, Есенин мог ознакомиться с его сочинением по
нескольким изданиям, посвященным оккультизму.
В личной библиотеке Есенина имелись книги Рудольфа Штейнера "Мистерии
древности и христианство" (М., 1912), Андрея Белого "Рудольф Штейнер и Гете
в мировоззрении современности" (М.,1917) и Николая Бердяева "Смысл
творчества: Опыт оправдания человека" (М., 1916) с изложением идей
крупнейших ученых-мистиков Якоба Беме, Иоганна Экхардта и др. с подробными
цитатами (список книг, принадлежавших Есенину, составлен сестрами и
хранится в музее-заповеднике Есенина в Константинове).
В период с 1918 по 1922 г. поэт пользовался уникальной коллекцией книг
по масонству, принадлежавшей Александру Мелентьевичу Кожебаткину
(1884-1942) - его другу, известному библиофилу, издателю, основателю и
владельцу издательства "Альциона", одному из совладельцев книжной лавки
"Магазин Трудовой Артели Художников Слова" (была открыта осенью 1919 г. по
Б.Никитской, д. 15, Есениным и Анатолием Мариенгофом). Недаром Есенин
вспоминал о Кожебаткине за рубежом, когда писал "Черного человека", и в
письме к Мариенгофу посылал ему "тысячу приветов".
Совершенно очевидно, что вообще вся компания имажинистов интересовалась
масонством. В быту имажинисты обыгрывали не только костюмы, но и другие
символы и обычаи масонов. Свое объединение называли по аналогии с масонским
- "Ассоциация вольнодумцев" и "Орден имажинистов" и учредили Верховный
совет Ордена имажинистов, члены которого, в том числе Есенин, именовались
Верховными мастерами Ордена имажинистов. Причем вместе с масонскими
аналогиями имелись в виду и "большевистские". Во главе имажинистов был ЦК -
Центральный комитет, рядовые члены Ордена имажинистов назывались
"цекистами". Угловой диванчик в кафе "Стойло Пегаса", по словам Галины
Бениславской, называли "ложей". Масоны же подразумевают под ложей отдел
Ордена (юридически) или (материально) помещение, в котором собираются
братья, и (ритуально) само заседание. Для "застольных лож" весьма охочие до
еды и выпивки братья избирают отдельные кабинеты первоклассных лож
ресторанов.
В отделе рукописей Института мировой литературы хранится групповая
фотография, на которой Есенин снят вместе с имажинистами Иваном Грузиновым,
Анатолием Мариенгофом, Вадимом Шершеневичем. Фотография наклеена на бумагу,
где имеются надписи снявшихся шутливого характера: наверху листа печатными
буквами: "имажинисты", ниже: "М ордэн имажоров". Под этой надписью имеется
рисунок гроба с крестом, внутри рукой Есенина вписано:
под сим крестом.
С. Есенин.
фамильный.
Датировано: "Успе 921. 14 окт." Речь идет об Успении - "Засыпании" в
день Покрова - Пресвятой Богородицы и скорее всего пародирует одновременно
обряд посвящения в масоны и закрытия, "усыпление" масонской ложи (при
посвящении в масоны вступающего кладут в гроб, нарисованный на ковре).
Имелась у Есенина и изящная чернильница с масонским символом - черепом
Адама (хранится в Гос. лит. музее, Москва).
Есть свидетельства современников о посещении Есениным после поездки за
рубеж в 1923 г. масонского клуба, так называемой "ложи вольных каменщиков"
для "избранных", открытой в квартире актера Николая Ходотова. "Попасть в
"ложу" можно было только по рекомендации кого-либо из "каменщиков". Эта
ложа прекратилась в связи с тяжелым и неприятным инцидентом с Есениным,
которому, по-видимому, пришлась не по душе ее "изысканная атмосфера"
(Филиппов Б.М. Записки "домового", М., 1978, с. 115; Ходотов Н.Н.
Близкое-далекое, Л.-М., 1962, с. 273-274, см. также воспоминания Вольфа
Эрлиха "Право на песнь", М., 1930).
Что это было для Есенина? Увлечение маскарадной атрибутикой масонства,
игра, пародия, театрализация, отталкивание от чуждого, серого, обыденного?
Или интерес к философским идеям, которые выдвигали масоны: искание добра и
истины, тайна творческого труда, высокого искусства или нравственное
совершенствование человека и проникновение в великие тайны природы, которые
поэт решал на иной - русской национальной основе? Несомненно одно: Есенин
был знаком с масонством и явно полемизировал с ним в "Черном человеке".
И если эта поэма - исповедь, то исповедь о муках творчества, в которых
рождается непостижимое искусство. Искусство, за которое поэт отдает свою
жизнь. И гармония, которую невозможно проверить ни алгеброй, ни геометрией.



--------------------------------------------------------------------------------
http://www.allrus.info/APL.php?h=/data/ ... 842062.txt
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Данита » 12:33:15, Среда 13 Февраль 2008

Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Данита » 12:34:25, Среда 13 Февраль 2008

Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Данита » 12:41:08, Среда 13 Февраль 2008

Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Данита » 12:42:34, Среда 13 Февраль 2008

Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение perpetum » 16:07:03, Пятница 15 Февраль 2008

Есть еще интересные вещи. Это то, что на беглый взгляд можно найти.

А вот например, мне нравится отрывок из речи Сталина:

"Там, в России, под руководством Ленина я стал одним из мастеров от революции...
От звания ученика (Тифлис), через звание подмастерья (Баку), к званию одного
из мастеров нашей революции (Ленинград) - вот какова, товарищи, школа моего революционного ученичества. Такова, товарищи, подлинная картина того, чем я был и чем я стал, если говорить без преувеличения, по совести
(Аплодисменты, переходящие в бурную овацию)".

Речь И.В. Сталина, Речь от 8 июня.
Напечатана в Заре Востока. Тифлис №1197 , 10 июня 1926 года
.
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение perpetum » 16:10:27, Пятница 15 Февраль 2008

http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/denlit/133/31.html

Здесь выложена сокращенная версия доклада "Масонский подтекст обращений Б.Л. Пастернака к И.В. Сталину", зачитанного пятигорским литературоведом Сергеем Буровым на неданей филологической конференции в Армавире.

Отрывок этого обращения из доклада Бурова:

"Так, письмо от конца декабря 1935 года полно намёков на таинственное знание чего-то, что известно им обоим и неизвестно окружающему миру. Это та же вера "в знанье друг о друге предельно крайних двух начал", которая в масонском ключе может истолковываться как надежда ученика на то, что о нём известно
Великому Мастеру или, более того, Великому Архитектору Вселенной: "Я сперва написал Вам по-своему, с отступлениями, повинуясь чему-то тайному, что помимо
всем понятного и всеми разделяемого, привязывает меня к Вам. Но мне посоветовали
сократить и упростить письмо, и я остался с ужасным чувством, будто послал Вам
что-то не своё, чужое. […] во мне стали подозревать серьёзную художественную силу. Теперь, после того, как Вы поставили Маяковского на первое место, с меня это подозрение
снято, и я с лёгким сердцем могу жить и работать по-прежнему, в скромной тишине, с неожиданностями и таинственностями, без которых я бы не любил жизни. Именем этой таинственности горячо Вас любящий и преданный Вам Б.Пастернак
".


В письме от июля 1940 года, написанном от имени вдовы Тициана Табидзе Нины Александровны, а значит, без сдерживающей оглядки на себя, содержится и вовсе экстремальное определение адресата, наделяемого качествами Бога: "Вам открыты все тайны, Вы знаете всё. В Вашей воле и власти […]. Верю Вам и всею силою своей правды умоляю Вас услышать меня".
****************************************
Люди, имена которых очень встречаются рядом с именем Есенина в
последние годы его жизни. Чета Табидзе - масоны? И Пастернак тоже?.. В этом смысле даже по-другому звучит его фраза из письма Устинову о том, что только ОНИ (Устинов и свидетели) знают, ЧТО произошло в Англетере.
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение Esenia » 20:06:59, Суббота 21 Март 2009

Интересная тема... Как вы думаете мог ли Есенин быть масоном? Вернее принять посвящение в масонство... По каким то одному ему известным причинам?

И ангел вострубил. Секреты масонских лож россии.

http://rutube.ru/tracks/738847.html
Esenia
Читатель
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 20:02:04, Суббота 21 Март 2009

Сообщение Данита » 16:32:09, Воскресенье 22 Март 2009



Свет, у меня ссылка не открывается ....помоги!!!
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Старуш-ка » 16:36:38, Воскресенье 22 Март 2009

http://www.zavtra.ru/denlit/133/31.html

Они, видимо, перенесли статью в архив.. "за давностию"..)))
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение Данита » 16:38:32, Воскресенье 22 Март 2009

Спасибо, Наташ!
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Esenia » 01:19:47, Понедельник 23 Март 2009

так был или не был? белые перчатки..
или масоны очень хотели чтоб он был... травмы с которыми он был обнаружен соответстуют ритуалам масонов... Петля на шее при первом посвящении... Удар в лоб - так был убит первый масон - Хирам, строитель храма Соломона... При посвящении в мастер- масона имитируют удар в лоб...Совпадения?
Esenia
Читатель
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 20:02:04, Суббота 21 Март 2009

Сообщение SASHA » 11:59:31, Пятница 27 Март 2009

Esenia писал(а):так был или не был? белые перчатки..
или масоны очень хотели чтоб он был... травмы с которыми он был обнаружен соответстуют ритуалам масонов... Петля на шее при первом посвящении... Удар в лоб - так был убит первый масон - Хирам, строитель храма Соломона... При посвящении в мастер- масона имитируют удар в лоб...Совпадения?


Для завершения "картины" не хватает укола в сердце. Хотя, если считать Акт Гиляревского - фальшивым, кто знает?...Возможно, хотели, чтобы это выглядело, как ритуальное убийство. Не думаю, чтобы С.А., в здравом уме, имел какое-то отношение к ложе.
Аватар пользователя
SASHA
Мастер
 
Сообщений: 383
Зарегистрирован: 00:43:21, Вторник 15 Июль 2008
Откуда: Россия

Сообщение Helga » 16:12:05, Пятница 27 Март 2009

SASHA писал(а): Для завершения "картины" не хватает укола в сердце. Хотя, если считать Акт Гиляревского - фальшивым, кто знает?...Возможно, хотели, чтобы это выглядело, как ритуальное убийство. Не думаю, чтобы С.А., в здравом уме, имел какое-то отношение к ложе.


Да уж, действительно... :lol:

Я тоже думаю, что врядли С.А. в здравом уме имел какое-то отношение к масонам. Да и к тому же, хоть где-то, как-то, но об этом должно было промелькнуть.
А так, все это в основном догадки и предположения. Фактов нет.
В принципе в статье Шубниковой-Гусевой это понятно, на мой взгляд.
Жизнь не стоит на месте - она постоянно проваливается в прошлое.
Аватар пользователя
Helga
Профи
 
Сообщений: 1783
Зарегистрирован: 14:13:09, Воскресенье 11 Январь 2009
Откуда: Россия

Сообщение НОТЬКА » 22:56:09, Пятница 27 Март 2009

Очень интересная тема. Есть повод для размышления...Хотя лично я не думаю, чтобы Есенин принадлежал к масонам... Просто много совпадений. Нужны более верные факты, а не догадки...
Свищет ветер, серебрянный ветер...
Аватар пользователя
НОТЬКА
Читатель
 
Сообщений: 21
Зарегистрирован: 21:17:35, Воскресенье 22 Март 2009
Откуда: Волгоград

След.

Вернуться в Жизнь и Любовь

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14

cron