Опять 25
http://www.ogoniok.com/4925/33/
Татьяна Ромашенкова, Санкт-Петербург.
Один из ведущих судмедэкспертов страны Евгений Мишин опроверг версию Безруковых об убийстве Есенина
- Евгений Степанович, эксгумация останков Есенина поможет установить точную причину его гибели?
- Люди, которые настаивают на эксгумации, думают найти в могиле череп с дыркой или остатки кожи, на которых видно несколько борозд от удушения. Но в могиле давно кроме останков костей ничего нет. Дело в том, что Ваганьковское кладбище расположено на возвышенности, в сухом месте. Вот если бы Есенина хоронили в низине, в заболоченном месте, труп поэта мог бы «законсервироваться» и по результатам его исследования можно было бы дать заключение по некоторым вопросам.
- Выходит, убили Есенина или нет, навсегда останется тайной?
- Почему тайной? Причиной смерти Есенина было самоубийство через повешение.
- Многие говорят об убийстве.
- Это полный бред! Когда в конце 80-х годов появились первые статьи, утверждающие, что Есенин был убит ГПУ, я разобрал все три версии убийства поэта, которые обсуждались в печати: смерть от перелома черепа, полученного в результате удара рукояткой револьвера или утюга, смерть от удушения подушкой или рукавом и смерть от огнестрельного ранения в голову. Многие даже на посмертных фотографиях умудрились увидеть пробоину от пули и 20 граммов мозгового вещества на его лице.
- А вы?
- Версий может быть сколько угодно, но правда одна. В начале 90-х годов было выполнено несколько судебно-медицинских экспертиз экспертами высокой квалификации и доказано, что имело место самоубийство. Поэтому дознание было прекращено.
- Может быть, медики не захотели афишировать ошибку коллеги, эксперта Гиляревского, проводившего вскрытие?
- Я абсолютно согласен с заключением судебного медика Гиляревского, который проводил исследование трупа поэта в Обуховской больнице и причиной смерти назвал асфиксию — смерть в результате сдавления шеи петлей при повешении. Я сделал то же заключение исходя из изучения фотографий мертвого поэта, посмертной маски и акта исследования трупа. По борозде на шее поэта мне удалось реконструировать повешение. У поэта с большей силой производилось сдавление передней справа и правой боковой областей шеи. То есть натяжение петли шло спереди назад и справа налево и вверх. А теперь реконструируем. При таком натяжении петли голова отклоняется в противоположную сторону, то есть к паровой трубе отопления гостиницы «Англетер», от которой в переносье трупа образовалась «вмятина», которую многие приняли за проломленный череп. При таком положении головы эта «вмятина» приобретает вертикальное направление.
- А почему «вмятина» не может быть следом от удара?
- Если был бы нанесен прижизненный удар утюгом или рукояткой револьвера, то мог образоваться кровоподтек или рана с переломом. Вследствие этого возникли бы отек и припухлость, а не вдавление, как на фото.
- Считается, что накануне смерти поэта сильно ударили в живот.
- Это заключение было сделано некомпетентными людьми в результате чтения акта Гиляревского. В нем сказано, что петли кишечника поэта были красноватого цвета. На это могу ответить одно: изучайте судебную медицину. Если труп долгое время находится в вертикальном положении, вся кровь спускается в нижележащие части тела и органы. Отсюда их красноватый цвет.
- Гиляревский в легких поэта нашел еще и кровоподтеки. Разве это не доказывает, что перед смертью Есенина били?
- Гиляревский действительно зафиксировал точечные кровоподтеки не только на легочной оболочке, но и на наружной оболочке сердца. Это одни из признаков смерти от удушения, которые в медицине называют не кровоподтеками, а точечными кровоизлияниями. Проще говоря, в момент смерти у поэта повысилось давление, развилась одышка, вот сосуды и не выдержали.
- Одним из доказательств насильственной смерти поэта считают отсутствие характерного для повешенных синюшного цвета лица и высунутого языка.
- Этими «доказательствами» оперировал не специалист, а следователь Эдуард Хлысталов, которого вывел на страницах своего романа Виталий Безруков. Любой эксперт сказал бы, что, если труп долго находится в петле, кровь успевает спуститься вниз — отсюда и бледность. Что касается языка, то он выступает не во всех случаях, чаще при нахождении петли в верхней части шеи и натяжении ее спереди назад. В есенинском случае, когда было боковое положение петли, язык не высовывается никогда.
- Есенин умирал долго?
- До восьми минут, в течение которых его можно было спасти. Обычно смерть наступает в течение 5 — 6 минут, но в случае присутствия алкогольного опьянения может и чуть позже. Как следует из акта Гиляревского, от содержимого желудка Есенина пахло вином.
- Можно точно установить, сколько времени поэт провел в петле, прежде чем его нашли?
- К сожалению, нет. В то время было принято определять время смерти лишь по трупным пятнам, а этого недостаточно. Сегодня можно было бы определить время наступления смерти и по содержимому желудка. Доподлинно известно, что накануне гибели Есенин ел утку, к сожалению, не ясно, какую именно, жареную или тушеную. Если бы это уточнение присутствовало, можно было бы точно определить, через какое время после приема пищи наступила смерть.
- Еще одно доказательство в пользу убийства — поднятая вверх рука поэта, словно он от кого-то пытался защититься.
- С этим все ясно — рука зафиксировалась в таком положении в момент трупного окоченения. Поэт висел, прижавшись лицом к трубе и взявшись за нее рукой. В практике мы нередко находим повешенных с поднятой к петле рукой.
Говорят, на руке Есенина были глубокие порезы, словно накануне смерти его пытали.
- Раны действительно присутствовали, но они были поверхностными. Скорее всего поэт их сделал, чтобы написать прощальный стих. На нижней трети левого предплечья имелась одна рана, идущая горизонтально, и три вертикальные. Эти раны длиной около 3 см не проникают в толщу кожи.
- Если судмедэксперты уверены, что было самоубийство, почему каждый год появляются все новые статьи, утверждающие обратное?
- Потому что оценки делают литераторы и режиссеры, которые не разбираются в судебной медицине. Они не понимают, что любить поэта и говорить о том, что его убили, — вовсе не одно и то же.