Вот. Кусочек из реферата:
“Черный человек” – последняя, самая маленькая и самая емкая из больших поэм Есенина, была опубликована после смерти поэта (журнал “Новый мир”, М.,1926, кн.1; “Красная газета”, вечерний выпуск, Л.,1926, 26 янв., № 23, ст.1-26, 103-110, 127-128; “Бакинский рабочий”. 1926, 29 янв., № 25; Есенин С. “Собрание стихотворений в IV-х томах”, М., Л., 1926-1927).
Говоря об этой вещи, Есенин не раз подчеркивал, что работал над ней два года. В ноябре 1925 г. поэт сказал об этом Н.Н.Асееву. Во время последней встречи с писателем А.И. Тарасовым-Родионовым 23 декабря 1925 г. перед отъездом в Ленинград Есенин в ответ на упрек: “Смотри, до чего себя довел, до лечебницы, до “Черного человека”, ответил: “Черного человека” я давно уже написал. Я после него еще много других вещей написал, и не в этом дело”. В 1940 г. С.А.Толстая-Есенина отмечала: “По словам Есенина, он писал поэму за границей в 1922 или 1923 г.” Спустя почти пятнадцать лет в беседе с Ю.Л.Прокушевым она говорила: “Замысел поэмы возник у Сергея в Америке. Его потряс цинизм, бесчеловечность увиденного, незащищенность Человека от черных сил зла. “Ты знаешь, Соня, это ужасно. Все эти биржевые дельцы, это не люди, это какие-то могильные черви. Это – “черные человеки”. Ср. зарубежные письма Есенина, в которых поэт дал отрицательную оценку современному западному обществу. В письме к А.Б. Мариенгофу (Нью-Йорк, 12 ноября 1922 г.): “…Молю бога не умереть душой и любовью к моему искусству. Никому оно не нужно... И правда, на кой черт людям нужна эта душа, которую у нас в России на пуды меряют. Совершенно лишняя штука эта душа, всегда в валенках, с грязными волосами... С грустью, с испугом, но я уже начинаю учиться говорить себе: застегни, Есенин, свою душу, это так же неприятно, как расстегнутые брюки… В голове у меня одна Москва и Москва. Даже стыдно, что так по-чеховски”.
Точными сведениями о времени создания “Черного человека” мы не располагаем, но косвенные подтверждения тому, что Есенин работал над поэмой за рубежом в 1923 г., имеются. В апреле 1923 г. журнал “Россия” (№
, информируя читателей о возвращении Есенина из Нью-Йорка в Европу (февраль 1923 г.), сообщал о написанных поэтом произведениях: цикле лирических стихотворений, “Стране Негодяев” и “Человеке в черной перчатке”. Текст последнего произведения неизвестен, и других прямых свидетельств об этой вещи нет. В пользу того, что упомянутое заглавие непосредственно связано с замыслом поэмы “Черный человек”, говорят общий герой – человек, совпадение основной вынесенной в заглавие “меты” героя (черная перчатка – черный человек), а также общность многозначной семантики зеркала и перчатки (разбить зеркало – потерять перчатку – плохая примета; связь перчатки (плакальщики в черных перчатках) и зеркала с миром смерти, символикой оккультизма; “выворачиваю мир, как перчатку” (слова Есенина в изложении И.В.Грузинова) – перевернутое изображение в зеркале и т.д.) По наблюдениям Т.К.Савченко, черный цвет, встречающийся относительно редко в поэзии Есенина, для него всегда концентрировал в себе все мрачное, уродливое, злое (“Я последний поэт деревни”, “Хулиган”, “Мне осталась одна забава…”, “Мир таинственнный, мир мой древний…” и др.)
В “Черном человеке” Есенин обратился прежде всего к национальной традиции и задумал свое произведение как полемическое по отношению к своим “собратьям” по имажинизму, у которых “нет чувства родины во всем широком смысле этого слова”. Заглавие “Человек в черной перчатке” также восходило к образу, популярному среди имажинистов. Одним из его источников могла быть пьеса В.Г.Шершеневича “Дама в черной перчатке. Американская мелодрама в 4-х действиях” (1921 г.) Пьеса Шершеневича посвящена популярной в те годы масонской тематике и мотивам двойников и двойничества.
Перчатка как основная примета героя, вероятно, не удовлетворила Есенина потому, что для его современников она прочитывалась прежде всего в связи с популярной атрибутикой масонства. А Есенин противопоставлял свою точку зрения масонской религии и философии. Ему чужда не только идея заговора и насилия, но и попытка ухода в себя, желание масонов усовершенствовать природу человека “по циркулю разума” и подчинить чувства правилам и моральному долгу (недаром черный человек с такой иронией говорит о “дохлой и томной лирике”). Поэт не принимает забвение национальных основ жизни, свойственное масонству. В известном тексте поэмы “Черный человек” Есенин уделил особое внимание славянской мифологии и русской классике, прежде всего “Моцарту и Сальери” А.С.Пушкина, и противопоставил себя черному человеку, одетому в костюм масона (цилиндр, сюртук, перчатки, трость – приметы масона; известно, что сюртук Есенин не носил, а предпочитал пушкинскую крылатку.)
В пользу того, что первый вариант “Черного человека” был создан за рубежом, говорят также свидетельства современников. А.Б.Мариенгоф, В.Г.Шершеневич, И.В. Грузинов слышали поэму в исполнении автора осенью 1923 г. по его возвращении из-за рубежа. В.Ф.Наседкин в книге воспоминаний “Последний год Есенина” писал: “Над “Черным человеком” Есенин работал два года… То, что вошло в собрание сочинений, - это один из вариантов. Я слышал от него другой вариант, кажется, сильнее изданного. К сожалению, этот вариант, по-видимому, записан не был. И вообще, сочиняя стихи, Есенин чаще заносил на бумагу уже совсем готовое, вполне сложившееся, иногда под давлением необходимости сдавать в журналы”. С.А. Толстая-Есенина отмечала в дневнике, что поэт сказал ей 14 ноября 1925 г. после чтения завершенной поэмы: “Он (“Черный человек”) вышел не такой, какой был прежде, не такой страшный, потому что ему так хорошо со мной было в эти дни”. Автограф раннего варианта поэмы неизвестен.
Воспоминания современников говорят о том, что замысел поэмы сложился задолго до ее написания. Например, сцена с зеркалом “проигрывалась” поэтом в различных вариантах еще в 1922г. и в последние годы, вплоть до последних дней жизни. В.Ф.Наседкин вспоминал о работе Есенина над поэмой в последний год его жизни: “Эта жуткая лирическая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения. Я дважды заставал его пьяным в цилиндре и с тростью перед большим зеркалом с непередаваемой нечеловеческой усмешкой, разговаривавшим со своим двойником-отражением или молча наблюдавшим за собою и как бы прислушивающимся к самому себе”. Н.Н.Асееву Есенин говорил, что напечатать поэму “нигде не может, что редактора от нее отказываются”. “В ноябре 1925 г., - писала С.А.Толстая-Есенина, - редакция журнала “Новый мир” обратилась к Есенину с просьбой дать новую большую вещь. Новых вещей не было, и Есенин решил напечатать “Черного человека”. Он работал над поэмой в течение двух вечеров 12 и 13 ноября. Рукопись испещрена многочисленными поправками”. 14 ноября поэма была сдана в печать.
В тексте у меня почему-то вместо: журнал "Россия", номер 8 - появляется смайлик - и никак не поддается исправлениям