Августа Леонидовна), ну конечно он любил только вашу тезку
, правда любви той в отличии от "нелюбви" к Изадоре, длящейся почти 2 года, хватило на несколько месяцев, а по настроению - на написание одного сборкника стихов, в конце которого он сам говорит о том, что все прошло и закончилось.
Теперь же не стебаясь скажу следующее - Изадору он любил мучительной любовь, когда горит синим пламенем, но согреть не может, когда отношения идеально подходят под русскую поговорку "не вижу - душа мрет, увижу - с души прет"
И в возникновении такого рода чувства он не был виноват, она тоже. просто так было угодно Богу - столкнуть этих людей вместе. И поездка за гарницу многое ему дала с точки зрения возможности воочию сравнить Россию с окружающим миром, чтобы в своем творчестве не быть голословным, как многие футуристы того времени. недаром потом родились строки "Черт возьми, так ведь наша Сибирь богаче, чем желтая калифорния...." Поездка дала ему многое как поэту, но причинила много боли в тоже время, отняла последние отстатки юности, навсегда затонувшей как Титаник в синих глазах его немолодой возлюбленной. Но ведь он прежде всего поэт!!! и в его мученичестве надо расматривать жертву прекрасному, а уж потом говорить о плохом влиянии и алкоголизме. Не для этого он жил - "чтобы себя растрачивать в скандалах", но это порой рождалось под влиянием того - для чего и от чего он жил - "лиры милой" - ведь это именно ей - "той в которой тот же свет и которой в мире нет" - нет как существа материализованного, которое могло бы быть подстать самому СЕ. в этом для меня ответ на все вопросы кого из своих возлюбленных он любил и насколько глубоко. Никого он не любил так как хотел бы, потому что всю его любовь Бог предопределил позии и Родине через поэзию или наоборот - но в неразрывном союзе Р. и П. А если бы был способен любить так женщину, то вполне вероятно - на 98 %, что гением не был бы - не бывает совсем уж все дано человеку от рождения, как это не печально. Чем-то всегда надо расплачиваться за такой дар как талант гения. И как правило расплата идет через мирские блага, точнее их отсутствия - домамне было, здоровье расшаталось, любовь не обрел и семью, да и умер рано. Но!!! он знал все это еще в 16-17 летнем возрасте, знал, на что он идет и что он - избранный, это было нечто вроде осознания фатализма, в котором смешались жгучее желание быть поэтом и одновременно уверенность, что иного пути ему нет, ни разу не подвергнутая сомнению. И он был рад этому, хотя и трудно ему было, но вряд ли он бы отказался от всего этого ради покоя простого обывателя или невзрачной жизни маленького поэтика, который при встрече с гениями краснеет ипрячет бумажку со своими стихами за спину. Мне даже кажется, что в своем мученичестве Се находил удовольствие - некая садистская нотка в нем была по отношению к себе - самоотреченность даже - взять хоят бы примеры порезания руки с целью написания стихов 9я не про англетер), тело для него, а значит и все мирское - только способ передачи информации, идущей свыши, если говорить новомодными терминами. И вот теперь,я уверена, сидит он себе на какой-нибудь тучке, побалтывает ногами и заливисто по детски беззлобно смеется над нашими пересудами - что и как, да почем. И я уверенна, он счастлив) - потому что помнят. Так не будем же помнить всякую чепуху и нести "тягостную бредь", ведь "не такой уж горький он пропойца", гораздо менее горький чем миллионы русских мужиков, да и не только русских. Но зато такой поэт, какие родятся раз в 100 лет.
И знаете, снявши голову, по волосам не тужат - я возвращаюсь к теме потерь от заграничной поездки и жертвам во имя прекрасного.
Без боли не родится красоты, без страдания - сострадания и острого ощущения мира. И еще на счет того - был ли не был ли Есенин пьяницей - помне так и говорить об этом не пристало - потому что подобными обсуждениями мы только сами себя ставим ниже любого подзаборного алкоголика - пропитого, от которого исходит вонь, сквозь которую сквозит аромат причины появления первой - боль. И не важно за что.
Воможно кто-то со мной не согласится.