Старуш-ка » 11:38:28, Вторник 12 Сентябрь 2006
А что каксаемо сериала "Есенин"..
Позволю себе скопировать сюда то, что я писала осенью как говорится, по горячим следам)))
Все же первое впечатление - основанное больше на эмоциях, чем на рассудке.
По истечении некоторого времени так уже не напишешь...)))))
Догадываюсь, что меня ежели и не будут бить ногами - то подвергнут остракизму. Но, посмотрев 3 серии, могу сказать - фильм мне НЕ НРАВИТСЯ.
Нет, Сергей играет великолепно! Причина, полагаю, в другом - он играет не моё ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о Есенине. И даже, как мне кажется, не своё собственное((((( А какое-то совершенно дикое, чужеродное -видимо, навязанное беспомощным сценарием. Хотя изначально сценарная задумка (показать события жизни поэта через призму современного расследования) - хорошая, просто замечательная. И очень "кинематографична" - ибо позволяет показать оные события не в хронологической последовательности (а в какой угодно иной), и при этом особо не заботиться о мотивировке подобных "передвижек". Согласитесь, было бы просто нелепо - ежели б следователь находил все свидетельства и документы исклюЩительно в хронологическом порядке)))))
Но совсем иное дело - КАК показать. А получается: сильно пьющий человек, считающий себя неотразимым во всех отношениях (благо он еще и весельчак-симпатяга), испытывает время от времени определенные трудности, ввязываясь от скуки и по пьяни в разборки со своими почитателями. Да еще и сволочи-чекисты за что-то (а за что?..) уже его тихо ненавидят и клеят ярлык контрреволюционера.
А в первой серии он и вовсе глуповат, самонадеян и нагловат. И совершенно непонятно, КАК такой человек мог писать проникновеннейшие строки, в одночасье сразившие наповал пол-Петербурга (включая Блока и "Ея Августейшее Величество").
Есенин был очень чувствителен, у него была масса комплексов (наравне с желанием быть первым). Отсюда перепады настроения, от поразительной скромности до взвинченности и крайней агрессивности. Истоки его гениальности в крайней романтичности и внутреннем одиночестве, чувственности и стеснительности. Есенин - ТРАГЕДИЯ. Скоморошество было МАСКОЙ, а не СУЩНОСТЬЮ поэта. А вот этого Сергей как раз и не показал. И, полагаю, не потому, что таланта не хватило - не позволил сценарий, вдобавок усугубленный слабой режиссурой.
Многие сцены (ИМХО) просто неправильно выстроены (в т.ч. психологически)
Сцена чайпития с царевнами (Есенин встает и, читая стихи, поворачивается к царственным особам, простите, задом - бред!)
Очень размыто показали мотив скандала в кафе "Домино". Вскользь замечено, что Есенин "очень переживает из-за развода с Райх". А основной повод для дебоша - возмутительное поведение жующей публики в мехах ("Я вышел затем, чтоб послать вас к..! Спекулянты и шарлатаны!!") - показан весьма невнятно.
Сцена с Блюмкиным в "Савое" - просто мрак! Вот её-то как раз и не мешало бы урезать раза в три. Показать это воплощенное ЗЛО можно было лаконичней - и оттого сильней. А от затянутости весь ужас пропадает, превращается в нелепейший фарс - и только безумно жалко Гошу Куценко с его тяжкими потугами как-то мотивировать затянувшееся фиглярство.
Конфликт Есенина с Пастернаком и Мандельштамом слабо обоснован. Между тем известно, что Есенин считал, что Мандельштам мастерски владеет русским языком. А Пастернака он поэтом не считал. Просто необходимо было конфликт сделать если не жестче, то более внятным.
Драка с бутафорскими цыганами и последующий выход вместе с ними к поезду - словно сведено под копирку с "Жестокого романса"))))))) Ну и т.д. Продолжать можно долго(((((
Сергей (ИМХО) - актер с колоссальным потенциалом, но ему необходим хороший режиссер, даже - жесткая режиссерская рука))) А тут не нашлось никого, кто сказал бы ему "Сережа, не сметь!" (как сказал, к примеру, тот же Бортко - а в одном из последних своих интервью отметил: "..и превосходно сыграл!") Не хватило у Зайцева - ну не знаю! - опыта, смелости, или попросту художественного вкуса и здравого смысла((((((
Почему практически уверена, что нынешняя трактовка навязана Сергею? - да потому что видела его сценические воплощения образа Есенина. В спектакле "Жизнь моя.." (при всех огрехах драматургии) был совсем другой Есенин.
А "небольшой коллаж из своей былой роли", который Сергей пару раз сыграл на концертной площадке, когда спектакль уже давно сошел с репертуара - это было ПОТРЯСЕНИЕ! Абсолютно не соответствующий по внешности (худущий, как в "Участке", и отнюдь не златокудрый) - но это был живой ЕСЕНИН! Живой - а не суетливый живчик. Чувственный - но не пошлый. Ранимый, мятущийся, с чувством какого-то внутреннего трагизма. Какие-то 20 минут - и на секунду не отпускало ощущение натянутой струны, готовой в любой момент лопнуть. Недавно, пересматривая видеозапись, я под впечатлением написала длинню-учий стихотворный опус, где охарактеризовала своё впечатление как "горестный восторг".
Ес-сно, рассчитывала и в фильме увидеть и ощутить нечто подобное. Но - увы и ах(((((((
Может, потому негатива в моем восприятии сериала будет поболе, чем у тех, кто однозначно был настроен к нему скептически. Хотя, хотя.. Были в 3-й серии моменты, заставившие одновременно содрогнуться - и восхититься игрой Сергея. МогЁт Сережа, могЁт! Эх, таких бы моментов да еще хотя бы несколько - уже можно будет считать, что не зря смотрела фильм.
Как говорится, надежда умирает последней!"
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин