Страница 1 из 3

Театр и Есенин

СообщениеДобавлено: 16:21:31, Четверг 25 Май 2006
Anna Mask
Кажется, создатели форума совсем забыли, что существует много театральных постановок, посвященных или просто связанных с Есениным.
29 апреля я была в театре на Литейном на спектакле "Любовь и смерть Зинаиды Райх".
Документальность. Художественность. Рассуждение.
О жизни Зинаиды Райх.
Если честно, это просто шикарная задумка. Идея большая, ее можно развивать и дополнять. Порой в спектакле встречаются просто замечательные мысли.
Тихо тяфкну насчет художественной постановки – Капелююююш….
Но артисты…
В общем, тут можно долго спорить.
Пожалуй, моменты моей неприязни к происходящему на сцене связаны далеко не с не очень хорошей игрой артистов. Игра всегда хороша…
Я так полагаю, что тут каждый человек рассматривается с разных точек зрения. На Зинаиду Райх смотрят двое – опирающиеся на «то ли факты, то ли слухи» историки и любящая дочь Райх и Есенина. Потому она кажется то марионеткой и вечно наигрывающей артисткой, а то сильной, отчаянной, любящей женщиной…
Про Мариенгофа, Маяковского и пр. и др. и брррр. говорить особо не хочется.
С Мейерхольдом та же ситуация, что и с Зинаидой Николаевной…
Но на кого я не могу не обратить внимание, так это на Есенина. По-моему, артист его совершенно не понимает. Нелепые попытки станцевать «озорное и русское», прочтение стихотворение о "милом, смешном дуралее..." (Сорокоуст, как вы догадались), надрывы, знакомство с Райх… Закрыть глаза и заткнуть уши, только бы не видеть и не слышать.
Конец… Драматизм, тяжелая психология. Но мне кажется, что это недоделано. Можно была дать больше надрыву и тяжести, скрываясь под некой тишиной…
Немного иронического:
Товарищ Ленин не забудется! Он был несколько секунд, но это «Товарисчи! Кто не выключит свои мобильные телефоны – будет немедленно расстрелян!» врезалось в память)))
Вообще хорошая вещь. Но есть, что нужно изменить… Это, наверное, мои режиссерские замашки свое дело сделали)

Это я писала в тот же день, 28 апреля. и у меня была температура 38 градусов, так что особо вразумительное прочитать тут вряд ли можно. Летом я схожу на этот спектакль еще раз, и напишу побольше и понятнее.

СообщениеДобавлено: 21:35:22, Суббота 27 Май 2006
Anna Mask
«Лес», на который я пыталась попасть последние месяца три, был благополучно отменен. Как мне сообщили, артистка заболела. А может, Девотченко решил отметить день города… И, как всегда, допраздновался. Ладно, так или иначе, вместо «Леса» я во второй раз увидела «Любовь и смерть Зинаиды Райх». Выбору замены я лично была рада. В оличие от очень противных бабушек, которые тут же начали наезжать на билетерш и называть малй зал сараем. Их ж Баргмана лишили. :)
Пожалуй, я напишу свой отзыв по-новой. Итак,

Театр на Литейном
«Любовь и смерть Зинаиды Райх»
Задумка просто шикарная. Человеку, которому принадлежала идея, явно была небезразлична жизнь Райх. И вообще вся эта история, которая произошла в те годы… Только вот Есенин ему явно душу окончательно не пробил – иначе бы он не выпустил на сцену того артиста, который играет Сергея Александровича. Нет, последнее можно принять за условность театра, которая помогает восстановить какую-то картину… Но «Сорокоуста» так читать просто нельзя. Ну нельзя и все. Либо режиссер был к Есенину более равнодушен, либо артист его так и не понял. И тогда его оставили в покое и запустили так.
Про некоторые действующие лица. Помимо Есенина.
На Зинаиду Райх смотрят двое – опирающиеся на «то ли факты, то ли слухи» историки и любящая дочь Райх и Есенина. Потому она кажется то марионеткой и вечно наигрывающей артисткой, а то сильной, отчаянной, любящей женщиной… Хотя с последним трудно быть объективным. Немзер сотворила женщину-загадку, у которой нет точного ответа. Чему она была верна? Кому была верна? Она предана или доверяет только себе? Много вопросов, для которых можно долго лепить ответы. А в какую-то секунду замолкнуть и спросить уже себя: «Вот что ты сейчас сказал?»…
Смотрят двое, а в конце концов получается третий персонаж: ты сам. Татьяна Сергеевна и историки так и не пришли к окончательному выводу. Они дают сделать что-то в голове тебе.
Мне понравился артист, играющий Мейерхольда. Опять же, две дороги: талантливейший человек или безумец, который смешивает что-то с чем-то? То же самое, что и с Райх.
Понравился товарищ Ленин! «Товарищи, кто не выключит мобильные телефоны, будет немедленно расстрелян…» и далее про сексуальную распущенность, которую навязывает Мейерхольд, и прочее. Насчет телефонов он предупреждал в мой первый поход. Сегодня в начале его речи было: «Товарищи, поздравляю вас с днем рождения Ленинграда, Ленинграда и только Ленинграда!»
Хорошо, что там было не так много артистов. Почти все, а в основном историки, принимали на себя разных людей. Составляю ту картину вместе…
А в конце просто напросто страшно: рассказ Татьяны Сергеевны о том, как убили Зинаиду Николаевну. То роковое письмо Сталину…
Просто страшно.

СообщениеДобавлено: 12:56:00, Воскресенье 28 Май 2006
Anna Mask
Черт. Кажется, тему "Спектакли" я благополучно не заметила.

СообщениеДобавлено: 15:47:10, Суббота 03 Июнь 2006
Леонсия
Здесь интервью Веры Сотниковой, которая играла Айседору Дункан в спектакле у Виктюка, в котором она говорит в том числе и о Есенине - http://www.atv.ru/video3/1205/0612-3.asf.

СообщениеДобавлено: 19:45:05, Воскресенье 04 Июнь 2006
Катерина
Леонсия, как всегда угодила)) :lol:

СообщениеДобавлено: 20:01:55, Воскресенье 04 Июнь 2006
Леонсия
:)

СообщениеДобавлено: 21:09:51, Воскресенье 20 Август 2006
Анхен
В фильме Паршикова "Дорогие мои..." Есенин упоминается как прозаик и драматург. Кроме Пугачева что есть у него для постановок??

СообщениеДобавлено: 14:28:29, Понедельник 21 Август 2006
Anna Mask
Был (и, возможно, существует до сих пор) спектакль "Анна Снегина".

СообщениеДобавлено: 09:40:15, Вторник 22 Август 2006
Анхен
А! А пьесы он не писал?

СообщениеДобавлено: 00:49:14, Среда 23 Август 2006
Anna Mask
Насколько мне известно, напрямую к драматургии Есенин не обращался, но еще в его время были попытки поставить "Пугачева". К чему это все привело - понятия не имею.

СообщениеДобавлено: 11:04:24, Суббота 02 Сентябрь 2006
Данита
Анхен писал(а):А! А пьесы он не писал?


Нашла в книге Шубниковой-Гусевой Н. И. "С. А. Есенин в жизни и творчестве":

" Во второй половине 1916 г. поэт готовит к печати свой второй сборник стихов "Голубень"и одновременно работает над пьесой "Крестьянский пир" (рукопись утрачена)."
==

Вот, более пока нет никаких сведений. Поищу еще в "Летописи ... " может что и есть именно о том, что это за пьеса и откуда сведения о ней!
==

А было бы здорово ее прочесть!!!!!! :idea: :idea:

Театр и Есенин

СообщениеДобавлено: 20:31:39, Вторник 12 Сентябрь 2006
Ксю
Ехала в маршрутке и случайно наткнулась на тумбу с афишей "Театр Романа Виктюка "Сергей и Айседора"".
Завтра посмотрю повнимательней, наверняка афиш много, может удастся сходить?

СообщениеДобавлено: 21:21:40, Вторник 12 Сентябрь 2006
Старуш-ка
Был еще спектакль "Черный человек".
Вот, рецензия (сразу на 2 разных спектакля о Есенине - паотому такое название)
Два Есенина на Тверской
На каждого Моцарта — свой Сальери.

Поставленный к 100-летию Сергея Есенина спектакль Театра им. М. Н. Ермоловой «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..» (пьеса Нонны Голиковой, режиссер Фаина Веригина) одарил московскую публику незабываемым впечатлением от игры Сергея Безрукова в роли Есенина. Хотя вряд ли слово «игра» соответствует истинной сути обреченного пересечения этих двух Сергеев. Вернее было бы признать, что нам выпала удача лицезреть обыкновенное чудо природного таинства. (Вот уж благодатный случай для апологетов реинкарнации!) Несклонным же верить в чудо переселения душ, однако, здесь не откреститься от наличия чуда столь виртуозного актерского перевоплощения, которое непроизвольно отрицает возможность иного истолкования образа Сергея Есенина. Таковым действенным обаянием наделил его Безруков. И даже если бы в текст спектакля не вкралась расхожая фраза о том, что «у каждого Моцарта есть свой Сальери», то и без нее зрительское подсознание неминуемо подверглось бы моцартовскому «облучению».
Неслучайность соседства имен Есенина и Моцарта подтверждается и новым спектаклем в Зеркальном зале Театра им. К. С. Станиславского «Черный человек». Прочтение этой есенинской поэмы режиссер Виталий Ланской осуществил «в жанре театрального клипа». Не только «вмонтировав» в ее ткань другие поэтические тексты Есенина и отрывки из его писем, но и наметив литературный генезис «черного человека» от шекспировской Тени отца Гамлета, пушкинского Сальери, чеховского черного монаха, Ланской обна?жил болезненность психики как критерий поэтического сознания. Сознания «единого прекрасного жрецов», говоря словами пушкинского Моцарта, или же «служителей высшему началу», к кому причисляет черный монах Коврина, внушая ему: «Друг мой, здоровы и нормальны только заурядные стадные люди». И этот же отклик в спектакле Ланского находит есенинский рефрен: «Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен». Да и моцартовское «Но я нынче нездоров» в данном контексте обретает понимание хронического диагноза. А проживающий здесь судьбу Поэта артист Сергей Земцов (вновь тезка) предстает то Ковриным, то Моцартом, то Гамлетом. Но при всем, казалось бы, многоличии ему удается создать цельный есенинский образ даже не заботясь о портретном сходстве и не преследуя цель воспроизвести мелодику собственно авторского чтения стихов (чем отличается Есенин С. Безрукова). Цельность же этого образа — в его стремлении преодолеть внутреннюю раздвоенность, а порой и «растроенность» от терзающих преследований черного человека (Владимир Сажин), облик которо?го в спектакле вызывающе облачен в белые одежды.
P. S. Когда статья готовилась к печати, пришла горькая весть о кончине Виталия Викторовича Ланскогo, не дожившего меньше двух месяцев до своего 70-летия. Внезапная смерть застигла режиссера в разгар работы над двумя новыми постановками. По мистической иронии, «Черный человек» стал последним его спектаклем. Неужто и впрямь эта тема не проходит художнику"даром"?!!

Лариса Давтян
1997
Новое время

СообщениеДобавлено: 21:30:23, Вторник 12 Сентябрь 2006
Старуш-ка
Anna Mask писал(а):Насколько мне известно, напрямую к драматургии Есенин не обращался, но еще в его время были попытки поставить "Пугачева". К чему это все привело - понятия не имею.

В свое время нашла вот эту информацию (она уже была на форуме, но копирую и сюда)
" Есенин очень болезненно переживал неудачу с постановкой «Пугачева» в Театре Мейерхольда, и еще по меньшей мере дважды пытался добиться сценического воплощения своей поэмы – в студии знаменитого режиссера Гайдебурова и в Калужском театре. Но всякий раз, как дело доходило до утверждения списка предполагаемых постановок в коллегии Наркомпроса и Главполитпросвета, «Пугачев» исключался из репертуара. Видимо, не просто так."
Маленькое уточнение: правильное наименование театрального коллектива П.Гайдебурова - "Первый Передвижной драматический театр".

Театр и Есенин

СообщениеДобавлено: 17:24:53, Пятница 22 Сентябрь 2006
Ксю
Ребят, у нас скоро будет Виктюк "Сергей и Айседора!. А стоит ли идти? Кто был? И как оно вам?