Астра » 18:34:05, Пятница 17 Март 2006
Для меня особой роли не играет хронология событий. Важна суть происходящего. Фильм во многих пробудил огромный интерес к личности Сергея Есенина (у меня в том числе). Сколько бы ни насчитали ляпов критики фильма, создателям памятник поставить надо за огромный труд, за то, что никто из зрителей не остался равнодушным. Многим не понравилось, но все смотрели, как ни странно. Это уже говорит о том, что фильм не проходной, что он стал событием нашей жизни, надолго запомнится, и много раз мы еще будем его пересматривать в своих видеотеках.
Кому интересно, предлагаю для прочтения ответы С.Безрукова на вопросы о фильме «Есенин» (с форума прошедшего 19.01.06г. на его сайте). Простите, что слишком большой текст. Но, как говорится, лучше услышать из первых уст о непростой истории создания фильма и об отношении ко всему этому самого актера.
СБ отвечает на заранее присланные на форум вопросы:
Что касается прессы, откровенные оскорбления переносятся тяжело, это правда. В обвинениях порой мало объективности, есть откровенная неприязнь как к самому Есенину, так и ко мне лично. Приятного в этом мало. Но и особой трагедии в этом я не вижу. Всем нравиться невозможно, это абсурд, дорогие мои! Словом, конечно, можно уничтожить, чего собственно, наверное, и добивались «желтки» и др., и Ко, раздувая и без того слишком яркий скандал. Чтобы выжить, я старался закаляться сердцем. К великому сожалению, сам Есенин многим не нравился ни при жизни, ни в наше время. «Доброжелателей» у него хватало с лихвой, так что помимо признания и упоения счастьем сыгранной роли пришлось немножко «одеть терновый венец», без этого, оказывается, нельзя. Приятно было бы конечно почить на лаврах: какой Есенин душка, какая лапочка, какой он милый, какой пупсик, и тебя все за это любят и целуют… Видать, нужно хлебануть по полной, коли взялся играть Есенина, и пережить хотя бы часть той боли, которую испытывал этот человек при жизни. А муки и страдания душевные были ой-ой какие, и злобы, и ненависти, и непонимания хватало, будь здоров. Да и сейчас Есенина любят в народе, а что касается элиты и интеллигенции — они, конечно же, знают Есенина, могут процитировать, но свои предпочтения отдадут другим поэтам «серебряного века», так сказать, «с родословной». Для них он навсегда останется «мужиком». Открытые страсти, шекспировские эмоции, компот из крови и плоти — порой не для них, им бы надобно чего-нибудь потоньше, поизящнее, помудренее и потише!
Не все меня устраивает самого в фильме: и количество сокращений, и погоня за темпом, за «экшеном», за порой немыслимыми купюрами. Нельзя также забывать, что жанр истории — детектив, расследование, посему поэтому выбирали самые яркие, самые громкие эпизоды жизни поэта. Важно было затронуть и заронить сомнение в лживой, на мой взгляд, официальной версии самоубийства, тогда как я мечтал о фильме «Есенин», в котором был бы только Есенин, его жизнь — и ничего больше. А уж что касается трагической гибели, — версия убийства стала бы в таком случае более неожиданной и повергла бы в шок. Фильм носил бы характер историко-биографического кино. На Первом канале существует мнение, что историко-биографическое кино — это скучно. Что касается детектива — это наиболее приемлемый сейчас жанр для телевидения, и автоматически — для зрителя, составляющего пресловутые рейтинги. Из-за желания добиться своей цели и во имя свершения главной идеи — появления на экране поэта всеми правдами и неправдами, сделать его героем, заронить интерес к нашей истории и, самое главное, — поэзии, — пришлось пойти на уступки. Сработал жесткий и для меня не совсем приемлемый закон — цель оправдывает средства. «Есенин» все равно есть, его любовь к родине, его мятежный дух, его пугачевский характер, его боль, его страдания, его нелегкая, полная драматизма из-за бытовых проблем и неурядиц жизнь — в фильме есть. Несмотря на жесткие сокращения, стихи тоже остались. Все стихи вырезать не удалось, да и не посмели бы. Зерно сомнения в официальной версии его гибели заронили, а здесь — выбирать зрителю. Фильм задал огромное количество вопросов, дав ответ только на один: Есенин не был слабым, это личность, с которой приходилось считаться всем. Его можно не любить за слишком «русский» характер, порой ненавидеть, но подчинить его и обратить в свою веру — нельзя. Гения можно только уничтожить. «Нет человека — нет проблемы»! Но в данном случае — не просто человека.
Что касается самой роли — если на мгновение забыть, что я играл поэта Есенина, работа была очень сложной и эмоционально, и физически. Держать постоянно нерв стоградусного кипения, делать мгновенные переходы от «юной дурашливости» до состояния разрыва сердца — поверьте, очень-очень непросто. К великому сожалению, практически никто из солидных «ругателей» этого не отметил. Порой даже обидно не за себя — ну, не любят меня, ну и ладно! — но как же не заметить актерские работы моих партнеров? Уникальные актерские работы. Всех перечислять не буду, форума не хватит, но как не обратить внимания на потрясающее исполнение роли Ксенией Раппопорт????? Екатерины Гусевой??? Опасность в повторении «бригадского» дуэта была, но ведь Катя абсолютно другая в «Есенине», она абсолютно не похожа на себя! Это ли не событие?! Можно долго спорить, что Мариенгоф и Троцкий были другими, но перед Дмитрием Щербиной стояла задача сыграть Сальери — и он блестяще это сделал! Ни разу не сфальшивив! Костя Хабенский!!!!!!!!!! Костю я таким еще не видел в кино! Он не повторил себя, он изменился в кадре, сыграв тонкого, умного политика, преданного делу революции, который в любой момент может быть и иезуитски хладнокровным, и беспощадным. Да, может быть, Троцкий был сильнее, гораздо циничнее, намного лет старше, более умудренным опытом «трибуном революции» — ну и что? Да и… с ним, с Троцким-то:). Актерская работа-то куда делась при этом? И так я могу сказать практически про каждого из персонажей. Остается надежда, что фильм, разбередив зрительские чувства, надолго останется в памяти, и сохранит интерес уже не хрестоматийный и школьный, а подлинный интерес к личности Сергея Есенина и его трагической гибели. Что касается до меня — сыграть поэта невозможно. По моей части — «жизнь человеческого духа» Я не играл картинку, я играл человека. Что поделаешь, если характер у него был не из легких, и не из простых. Я МХАТовской школы, и всегда и во всем отвечал за правду чувств и переживаний — другое дело, что правда не всегда бывает приятна. Но в то же время — без этой правды до конца понять и разобраться в творчестве гениального поэта — невозможно. Мне самому не хватило спокойного, лиричного Есенина, — на это в детективе просто не хватило сценарного места, а если что и было — то во многом пропало под ножницами. Я надеюсь, что при повторном показе, если таковой случится, я сумею убедить руководство Первого канала многое вернуть, но это только лишь моя мечта. Это касается также и DVD-версии.
Говоря о стихах, имеется в виду сборник «Серебряный ветер» — его уже действительно нигде не найдешь. Только если у кого-то переписать. Я, к сожалению, правами на него не обладаю. Есть у меня мысль создать свой, уже новый диск, где бы я спел свои песни на стихи Сергея Есенина (таковых немало, в том числе и в фильме они есть), и просто почитал. Тем более что дефицит в стихах есть и в фильме.
Сцена на вокзале важна была только лишь потому, чтобы показать контраст между молодым начинающим поэтом — и признанным мэтром, каковым он стал в конце фильма. В сцене на вокзале есть дурашливость: «Милый, милый, смешной дуралей»… Убыстренной кинопленки поначалу не было, и, как вы сами понимаете, чаплинского хода — тоже. Эта оригинальная идея возникла у режиссера, дабы спасти отснятый материал. Ведь под те пресловутые ножницы подпадал и приезд, и встреча с Блоком, с Клюевым, салон Гиппиус, вплоть до разгрузки раненных в 1916. Без этого важного этапа в жизни Есенина мы не представляли себе начала картины, — а формат диктовал 52 минуты. Как хотите, ребята, так и крутитесь! Многое пришлось вырезать, но не все: придумка с кинохроникой стала просто чудесным спасением в создавшейся для творческих людей страшной ситуации. А куда деваться:)…