А.Жутаев. Константиновские встречи.

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

А.Жутаев. Константиновские встречи.

Сообщение Старуш-ка » 21:48:45, Среда 01 Октябрь 2008

Книжку приобрела в Константиново.
Совсем новая, 2008 год.. Издана в Рыбном..
Много интересного: прежде всего, записанные автором рассказы людей, лично знавших С.А.Есенина, и рисунки автора.

Буду выкладывать потихоньку..))
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение Старуш-ка » 21:50:30, Среда 01 Октябрь 2008

Сергей Тимофеевич Коненков
Изображение

В Рыбновском отделе культуры была суета. Предстояла встреча с прославленным скульптором Коненковым, ждали его с минуты на минуту. Он должен был подъехать к 10 утра. Проходит час, многие уже оставили надежду, что встретят его, и начали расходиться: мало ли что бывает в дороге. Я тоже вышел на улицу и встал на шоссе Рыбное-Консттиново: авось, поймаю попутку на Константиново. Ждать пришлось недолго. Вижу, едет "Победа", я поднимаю руку, машина останавливается, я подхожу к машине, и тут, к моему удивлению, вижу... гостя, которого с таким нетерпением ожидали.
- Здравствуйте, Сергей Тимофеевич, - радостно творю я.
- Сережа, Сережа, тебя и тут знают, - сказала с удивлением его жена Маргарита.
- А как же! - сказал я, - его весь мир знает.
- Какая радость! - сказала Маргарита.

- Как тебя зовут-то? - обращается ко мне Сергей Тимофеевич.
- Анатолий.
- Анатолий, ты нам не подскажешь, где здесь райком?
- Тут недалеко, метров двести.
~ Ну ты нам покажи.
- Я буду идти, а вы следуйте за мной.
Таким образом, мы подъехали к зданию райкома. Я с радостью объявляю, что гость наш, Сергей Тимофеевич, здесь. Была дана команда райкомовскому шоферу, чтобы он подал машину к подъезду, Я объяснил Сергею Тимофеевичу и его шоферу, что мы поедем впереди, а они за нами. И вот наш кортеж отравился в путь. Стояла туманная погода и была легкая изморозь. Райкомовскии шофер спешил. Проехали д. Сидоровку, и я оглядываюсь назад; успевают ли за нами гости Но их не было видно. Я сказал водителю, чтобы он остановился. Только через минуту они подъехали к нам. Я вышел из машины и спросил у шофера Сергея Тимофеевича: "Что у вас случилось, почему от нас отстали?" Жена скульптора ответила: "Мы от самой Москвы едем не спеша, сорок километров в час, любуясь пейзажами". Я теперь знал причину их отставания, и мы стали ехать с меньшей скоростью.
Вот и Константинове! Сергей Тимофеевич вышел из машины. Он был одет в серый плащ. Седые волосы спадали из-под шляпы на плечи. Он вежливо поздоровался со всеми, огляделся вокруг:
- Ну что же, показывайте мне Сережин дом.
Мы подошли к дому Сергея Есенина, красиво окруженному плетеной изгородью. Я открыл калитку. Сергей Тимофеевич подошел с женой ближе к дому, снял шляпу и, поясно поклонившись, сказал: "Здравствуй, Сережа!".
Изображение
Затем мы подошли к бюсту С. Есенина, выполненному скульптором Онищенко. Немного посмотрев на скульптуру, Коненков спросил.: "Кто это?". Ему ответили, что это скульптура Сергея Есенина...
- Что-то непонятно, что это С. Есенин Как можно так изображать! Я видел своего друга наяву, я лепил его с натуры, я помню все его движения, все черточки его лица. При каждом слове лицо его изменялось: то радовалось, то грустило, то вдруг удивлялось. Казалось, он был олицетворением всей природы, которая постоянно изменяется, но остается сама собой.
- А это что? - показывая на скульптуру, сказал он.
Все молчали, не зная что сказать...
"Ну да ладно! Пойдемте, покажете мне сени", - сказал он примирительно.
Мы осторожно взяли его под руки и повели на крыльцо. Но так как крыльцо было не очень ровное, мы поддерживали его. Была пасмурная серая погода, поэтому в сенях горел свет. Но когда вошли в сени, свет почему-то погас. Сергей Тимофеевич сокрушался:
- Как же так, я хотел посмотреть сени Сережины, а тут темно. Зажгите же свет!
Смотрители дома засуетились: как же быть? Директор музея Владимир Исаевич Астахов нашел выход: он предложил Сергею Тимофеевичу пройти в горницу и посмотреть на лампу с зеленым абажуром, под которой любил писать свои стихи С. Есенин." Пойдемте скорее в горницу", - Сергей Тимофеевич сразу же согласился.
Перед горницей его окружили журналисты, стали задавать вопросы.
- Скажите, пожалуйста, как Вы смотрите на современный мир и во что Вы верите? - спрашивает Сергея Тимофеевича один из них.
Все они, конечно, рассчитывали, что Сергей Тимофеевич расскажет им о светлом будущем, но он "шокировал" их своим ответом:
- Я верю в апостола Петра, у него ключи от рая и нам нужно веровать в Иисуса Христа, чтобы жить на земле достойно и обрести жизнь вечную... Молодежь должна знать это и стать разумнее в этом мире. Не веруя, мы можем лишиться всего дорогого и будущего.
Корреспонденты все замерли, воцарилась тишина, некоторые даже убрали микрофоны, чтобы не записывать эти слова.
- Что же вы молчите? - обратился он к корреспондентам, - чего вы испугались? - Ну, ладно, задавайте следующий вопрос.
Те ободрились и задали второй вопрос.
- Расскажите, пожалуйста, о вашем пребывании в Америке.
- Я могу рассказывать долго об этом, но скажу вам одно: насмотревшись в Америке на их уклад жизни, я сделал один вывод: на искусство там смотрят как на источник больших денег. Их не интересует, кто ты есть - писатель или художник, знаменитый ты или незнаменитый. Как Маяковский писал, это "город желтого дьявола". И когда Сережа собирался ехать в Америку со своей "Дуней" (так называла Дункан мать поэта), я ему говорил, что не следует делать этого, чтобы избежать всяких затруднений и огорчений, которые там можно встретить. Но молодость есть молодость.
- Теперь немножко о наших встречах с Сергеем Есениным, - продолжил рассказ Сергей Тимофеевич. - Встретились мы впервые с ним на моей выставке в Москве. Он читал там свои стихи, после чего я пригласил его к себе в мастерскую. С тех пор у нас началась теплая дружба. Он хорошо пел, а я хорошо играл на домре.
Вот Сергей Александрович однажды предложил мне:
- Бери свою домру и пошли со мной.
Я спрашиваю его:
- Что ты опять придумал?
- Так мы постоим на углу, недалеко от нашего дома. Ты, конечно, знаешь эту печальную песню о пьяном мужике и бедной бабе.
Пришли на место, встали, Сережа снимает шляпу и кладет около наших ног. Мы начинаем представление. Так как пели мы жалобно и красиво, к нам подходили люди, все с умилением слушали наши проникновенные песни. Послышался звон монет. Когда денег становилось прилично, Сергей поднимал шляпу и раздавал их ребятишкам. Все удивлялись и переглядывались друг с другом. Опустошив шляпу, Сергей осторожно опускал к ногам. Народ, видя это, спешил послушать "бессеребренных музыкантов".

Изображение

- Помню, как в дождливый день кто-то к нам постучался, - вспоминает Сергей Тимофеевич. - Я попросил жену Маргариту открыть гостю дверь. Но прошло минут пять, а жена не возвращается. Выхожу, слышу, как дождь барабанит по крыше. Жена прислонясь к двери, что- то слушает. Я ей говорю:
- Кто к нам пришел?
Она отвечает:
- Не знаю, вот доскажет до конца, тогда и узнаем.
Оказывается, постучал Сергей Есенин. Маргарита спросила его:
- Кто ты есть?
- Сергей Есенин.
- Если ты Сергей Есенин, то прочти мне "Анну Снегину".
- А что же ты не открываешь, ведь идет дождь? - говорю я ей.
И сама ждет, когда он прочтет эту поэму. Я быстро открыл дверь и впустил промокшего гостя.
-Ты уж извини нас, - сказал я Сергею. - Видно, Маргарите дороже твоя поэма, чем ты сам.
Я пожурил Маргариту за такое отношение к поэту Сергею Есенину. Она улыбнулась:
-Сейчас мы все исправим...
Быстренько накрыв стол, Маргарита подала горячего чаю и кое-что другое, чтобы согреть Сергея Александровича.
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение perpetum » 09:56:58, Четверг 02 Октябрь 2008

ыстренько накрыв стол, Маргарита подала горячего чаю и кое-что другое, чтобы согреть Сергея Александровича.


никак обогреватель?..

Кто ж "что-то другео" с чаем пьет?.. Или они про пироги?..
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение perpetum » 10:03:13, Четверг 02 Октябрь 2008

- Ну что же, показывайте мне Сережин дом.
Мы подошли к дому Сергея Есенина, красиво окруженному плетеной изгородью. Я открыл калитку. Сергей Тимофеевич подошел с женой ближе к дому, снял шляпу и, поясно поклонившись, сказал: "Здравствуй, Сережа!".


Мне кажется, это очень сильный момент. Серьезно. АТкое одухотворение всего, что связано с его именем, как будто Есенин здесь везде и сейчас всё видит.

Затем мы подошли к бюсту С. Есенина, выполненному скульптором Онищенко. Немного посмотрев на скульптуру, Коненков спросил.: "Кто это?". Ему ответили, что это скульптура Сергея Есенина...
- Что-то непонятно, что это С. Есенин Как можно так изображать! Я видел своего друга наяву, я лепил его с натуры, я помню все его движения, все черточки его лица. При каждом слове лицо его изменялось: то радовалось, то грустило, то вдруг удивлялось. Казалось, он был олицетворением всей природы, которая постоянно изменяется, но остается сама собой.
- А это что? - показывая на скульптуру, сказал он.


Неужели настолько не соответствовал бюст?... Ну похож был немного на Костолевского... Конечно, вопрос: КТо это немного от лукавый. Он же понимал, кто может стоять за изгородью. Конечно, он имел право считать, что здесь должна стоять его работа. Кстати, почему бы действительно не поставить в доме или музее бюст Коненковский????
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение Старуш-ка » 13:27:08, Четверг 02 Октябрь 2008

Кто ж "что-то другео" с чаем пьет?.. Или они про пироги?..

Коньячок - очень даже вполне..)) и к чаю, и к кофею..))))
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение алена » 13:28:56, Четверг 02 Октябрь 2008

Есенин вроде любил именно коньяк...
алена
Мастер
 
Сообщений: 951
Зарегистрирован: 03:58:13, Воскресенье 23 Март 2008

Сообщение Taurus » 13:42:54, Четверг 02 Октябрь 2008

Она отвечает:
- Не знаю, вот доскажет до конца, тогда и узнаем.
Оказывается, постучал Сергей Есенин. Маргарита спросила его:
- Кто ты есть?
- Сергей Есенин.
- Если ты Сергей Есенин, то прочти мне "Анну Снегину".
- А что же ты не открываешь, ведь идет дождь? - говорю я ей.


Забавная вообще ситуация))) Человек там мокнет, практически заболеть может... Представляю, пришел бы в гости например Толстой, а ему из-за дверей: "Войну и мир" почитайте, а там посмотрим.."))))))))
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение perpetum » 13:46:30, Четверг 02 Октябрь 2008

Я тоже об этом подумала)))))))) Видимо, Маргарита уже долго "грелась" перед этим.

Чай с коньяком?..

Так вот оно что значит "из самовара"?))))))))
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение Старуш-ка » 19:38:09, Воскресенье 02 Ноябрь 2008

Крестины Сережи
(Из воспоминаний Татьяны Федоровны Есениной, записанных А. П. Жутаевым)

Летом 1953 года я приехал в Рязань поступать в художественное училище. Дело было в июле. Остановился я у родственников Пантелюшкиных. Дмитрий, студент медицинского института и любитель поэзии, предложил послушать его игру на гитаре. Мы разместились в беседке. Дмитрий начал играть и подпевать. А я рисовал его. Мне понравились его мелодии и слова песен. Я сказал Дмитрию: "Хорошие получаются у тебя стихотворения". "Это стихи нашего земляка Сергея Есенина, сказал он. - Если хочешь, поедем завтра в село Константинове". Потом он спросил у меня: "Ну-ка, покажи, что у тебя вышло". Посмотрев рисунок, он остался доволен: "Хорошо получилось. Завтра обязательно едем в Константиново. Твоя задача - нарисовать мать поэта, как сможешь". "Постараюсь", - согласился я.
Утром следующего дня на рабочем поезде отправились из Рязани. На станции Дивово, куда мы вскоре приехали, отыскали попутную грузовую машину, на которой доехали до Федякино, а дальше пошли Пешком. День выдался солнечный, неугомонно звенели жаворонки, ласточки, резвясь, то низко опускались до самой земли, то взмывали Мерх, высоко в небо. Направо и налево от дороги колосились колхозные хлеба. Неожиданно впереди заблестела Ока, и за поворотом показалось село Константиново. Мимо нас промчалась Наряженная в тарантас лошадь, подняв клубы густой дорожной пыли. Красота, да и только! При встрече с нами здоровались ребятишки и Ирослые, вежливо приподнимая картузы. Вот и Казанская церковь. Хотя и без колокольни, она хорошо смотрелась на синеватом фоне дальнего леса. Но вокруг церкви все заросло бурьяном, чувствовалось запустение. Церковь была приспособлена под склад, где хранилось колхозное зерно.
А вот и дом Есениных. Старые, потемневшие от времени морщинистые бревна могли рассказать о многом. Сюда возвращался после долгих отъездов из родного дома Сергей Есенин и лобызал его стены. "С тех пор, - говорит Татьяна Федоровна, - дом, кажется, теплее стал". Потом она рассказывает о крестинах Сергея.
В нашей церкви всегда стояла тишина и во время службы и после. Народу всегда было много. Тишина нарушалась только тогда, когда были крестины. Вот и на этот раз.
В церкви народу прибавляется: подъезжают из деревень. Из задней, удаленной части храма, доносится детский плач; там гремят ведрами и льют воду. "Крестины там", - коротко докладывает Егор.
После заутрени батюшка направляется в алтарь, за ним - Егор, неся крестильный ящик и тетрадь для записи. Около купели у окна, на котором разложено что-то белое, уже хлопочет высокая старуха Арина, которая с незапамятных времен "ходит" в повивальных бабках. У нее веселое лицо, потому что новорожденный - мальчик.
"О имени Твоем, Господи Боже истины, - читает батюшка молитву, возложивши руку на голову младенца, который копошится где-то там, в груде пеленок и одеяла, - и Единородного Твоего Сына, и Святаго Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба Твоего...". "Как звать?", - громко спрашивает он. - "Сергеем, батюшка, Сергеем, кормилец, Сергеем", - подбегает и радостно подсказывает Арина. "...Сергия", -продолжает батюшка, - сподобившагося прибегнуть ко святому имени Твоему".
...Ребенок, закутанный сверх одеяла шубой держащей его крестной матери, слабо и глухо покрикивает. - "Запрещает тебе Господь, Диаволе, пришедший в мир и вселившийся в человецех, да разрушит твое мучительство и человеки измет, — Иже на древе сопротивленыя силы победи, солнцу померкшу, и земли поколебавшейся, и гробом отверзающимся, и телесем святых восстающим... Изыди и отступи от создания сего, и да не возвратишися, ниже утаишися в нем... Но отыди в свой тартар, даже до уготованного великаго дне суднаго. Убойся Бога, седящего на Херувимах и презирающаго бездны. Его же трепещут Ангели, Архангели, Престоли, Господства, Начала, Власти, Сиды, многочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, Его же трепещет небо и земля, море, и вся, яже в них...".
Батюшка увлекается и как будто грозит кому-то пальцами правой руки, которую он потрясал над требником. Крестная мать с озабоченным и напряженным лицом раскачивается взад и вперед, похлопывая рукой по ребенку и шубе. Крестный отец, высокий простоватый малый, твердо стоит на своем месте, изредка косясь на свою куму и новорожденного и как будто недоумевая: зачем же он тут стоит и что ему дальше делать?
Егор, пользуясь тем, что батюшка занят чтением молитв, спешит сделать запись. Удалившись к окну, он отбирает сведения от Арины и, постоянно макая перо в жидкие, водянистые чернила, нетвердою рукой выводит буквы и слова. Оттуда слышно "А мать как звать?" - "Какую: родную аль крестную?" - "Родную, а то какую же?" - "Коли родную, так Татианой", - "А по батюшке?" — "Кого?.." - "Аминь! Господи помилуй!" - спешно возглашает Петрович, не отрываясь от письма: одним ухом он прислушивается к тому; что происходит там, у дедушки. "Вва-а-а! вва-а-а! вва-а-а!", - отчаянно кричит младенец, которого батюшка быстро и умело погружает в воду и потом кладет его, красного, мокрого
и дрожащего на холстину, разостланную на руках крестного отца. Тот, выставив вперед руки, неловко и испуганно держит младенца, не зная, что с ним делать, пока опытная и проворная Арина не препровождает младенца к крестной матери, в пеленки, одеяло и шубу. Егор, скороговоркой читая низким басом: "Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси!", - звучно льет из ведра воду батюшке на руки. "Е-елицы во Христа крестистеся-а-а", - запевает батюшка дрожащим голосом и знаками приглашает кума с кумой следовать за собою, вокруг купели. Арина шепчет обоим на ухо, наставительно и выразительно жестикулируя и толкая их сзади. Те нерешительно идут, осторожно и неловко ступая по мокрому около купели полу. Арина, сложивши руки, с улыбкой смотрит на все это, довольная и счастливая тем, что все делается, как нужно.
После крещения батюшка, снимая облачение, говорит куму и куме: "Теперь, миленькие, вынесите-ка воду и вылейте в ограде, к сторонке, на чистенькое местечко". Арина берет новорожденного, и кум с кумой, взявши купель за ручки, несут ее, стараясь не расплескать воду.
После крещения Сережи Татьяна Федоровна приглашает батюшку Иоанна Смирнова и всех на застолье. Как же, такое счастье надо отметить!
Шум стоял на всю улицу. Пекли хлеб, пироги да всякие снадобья готовили. Дедушка Никита и дедушка Федор приглашали гостей к сто¬лу, среди них было много знакомых и незнакомых, нищих и калек. Батюшка Иоанн перед трапезой перекрестился на образа, прочитал молитву. Никита Осипович наполнял рюмочки из графинчика со смирновкой. "С крестинами тебя, Сережа, дай Бог тебе, Татьяна Федоров¬на, и дитяти твоему доброго здоровья. Воспитывайте его во славу Божию. Да будет Божия благодать всем вашим родным и сродникам! Будьте здоровы!" - сказал отец Иоанн. Он пьет тихо, продолжительно, потом нюхает черный хлеб, закусывает заливной рыбой, обмакивая ее в горчице. "Кушайте, дорогие гости, милости просим", - говорит бабушка Наталья. Егор, который делал запись в книге, пьет, громко крякает, закусывает, потом вынимает синий платок из кармана, вытирает им лоб, глаза, шею, руки. Поданный ему чай он наливает в блюдечко, осторожно проводит дном чашечки по краю блюдечка, чтобы не капнуть на скатерть. Он щипцами раскалывает сахар в ладони на мелкие кусочки, осторожно стряхивает кусочки сахара в чай. Дедушка Федор тем временем разделывает золотистого, поджаристого поросеночка на части и раздает гостям. Гости сразу оживились, пошла задушевная беседа. Бабушка Аграфена накладывает в туесок пирожков, прихватывает смирновочку с рюмочкой и идет угощать собравшихся у крыльца. Пришедшие на крестины низко кланяются, крестятся, поют псалмы в честь младенца Сергея.
"Когда это было?" - вздыхает Татьяна Федоровна, сидя за столом, покрытым узорчатой скатертью, перед ней лежала толстая книга, очевидно, Библия. Полуденный свет падал на ее полупрофиль, перед окном виднелись синие дали и церковь. Дмитрий обратился к матери поэта с просьбой: "Татьяна Федоровна, вот мой родственник - Анатолий, начинающий художник, желает сделать с вас рисунок". "Если может, пусть рисует", - сказала она. Я очень обрадовался, альбом был у меня наготове. "Вот так и сидите", - сказал я Татьяне Федоровне. И начал рисовать. "Анатолий, помни, кого ты рисуешь!". Образ матери поэта напоминал мне крестьянские образы художника Венецианова.
Я, упоенный воспоминаниями матери поэта, еще внимательнее всматриваюсь в лицо Татьяны Федоровны, на котором были видны радостные и скорбные морщинки. Насколько умею, неопытной еще рукой вожу карандашом по бумаге, стараясь хоть как-то запечатлеть эти натруженные руки, такие милые черты матери великого русского поэта. При нас заходили к Татьяне Федоровне местные мужики, вежливо здоровались с нами, а потом стеснительно просили у неё бумажки для курева. Она показала им на старый сундук, где лежали Сережины рукописи. Один из них сказал: "Тут что-то написано," - Татьяна Федоровна сказала им: "Берите, берите, его стихи теперь никому не нужны, а вы хоть покурите". Забегали в дом и ребятишки, тоже просили листочки и мастерили из них бумажных змей, с которыми бегали по буграм и косогорам. Почему мать поэта так щедро раздавала творение сына? Об этом Татьяна Федоровна рассказала нам следующее:
"Помнится мне 1943 год. Жить было тяжеловато. Я хотела хоть как-то помочь своим дочерям Александре и Кате. Думаю, ведь когда-то стихи Сережины любили, печатали. Может, и сейчас напечатают? Взяв несколько стихов сыночка, я поехала в Рязань. Люди мне помогли отыскать газету "Сталинское знамя". Приняли меня хорошо. Редактор подал стул: "Пожалуйста, присядьте". Обращаясь ко мне, сказал: "Ну, рассказывайте, откуда вы, что вас привело к нам?". "Я из Константиново Рыбновского района". "Это очень хорошо, какие там у вас новости?". "Михаил Иванович", - крикнул он корреспонденту. - "Сейчас гражданка будет рассказывать о своем селе, а вы записывайте". "Да, как вас зовут?". "Татьяна Федоровна Есенина". "Есенина?", - переспросил он и как-то особенно посмотрел на меня. "Ну, хорошо, что вы принесли нам для газеты?". Я подаю ему несколько стихов. Он прочитал, как-то неестественно улыбнулся, потом подал стихи Михаилу Ивановичу. Тот прочитал и, молча подавая стихи редактору, тихо и спокойно сказал: "Татьяна Федоровна, мы такие стихи не печатаем". "Может быть, "Письмо к матери " - дадим?" - сказал Михаил Иванович. "Ты что, на передовую захотел?"- повысил голос редактор. Очень горько мне было слышать такие слова. Не помню, как я вышла из этого страшного здания, и обратно в путь. Мы сочувственно молчали.
Затем Дмитрий смотрит на мой рисунок: "Ну вот, - я думаю, - есть что-то похожее", - он берет рисунок и показывает Татьяне Федоровне. "Я понимаю, - говорит она несколько удивленно, - что на бумаге можно писать слова, складывать их в стихи, как мой Сережа, а как рисовать кого-нибудь и переносить черточками и линиями его лицо на бумагу - не могу себе представить".
- Татьяна Федоровна, если можно, поставьте свою подпись на рисунке, - обращаюсь я к ней.
- Если нужно, так что же и не поставить, - охотно соглашаетсяона.
И потом сказала нам: "Недавно приезжали ко мне два молодых человека из Москвы, смотрели стихи Сережи, восхищались ими, обещали что-то предпринять к напечатанию их.
- Если можно, берите и печатайте, сказала я им, но они что-то не появляются".
Потом Татьяна Федоровна позвала Настю:
- Теперь, моя помощница, угости молодых людей парным молочком, а то им предстоит дальний путь.
Девушка охотно выполнила просьбу Татьяны Федоровны. Мы душевно поблагодарили мать Сергея Есенина за столь сердечный прием и интересную беседу.
Лето 1953 г., с. Константиново

Изображение Изображение Изображение Изображение
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение Старуш-ка » 19:59:43, Воскресенье 02 Ноябрь 2008

Дорога в родной дом
Татьяна Федоровна Есенина и Мария Федоровна Русакова были хорошими подружками или, как раньше говорили, товарками. В трудное время Татьяна Федоровна всегда могла обращаться за помощью к мужу Марии, Ивану Михайловичу. "Мы жили в то время, - вспоминает Мария Федоровна, - в селе Раменское. Мой муж был уполномоченным по нашему колхозу. В его распоряжении была вся тягловая сила. Вот и на этот раз пришла к нам с просьбой Татьяна Федоровна дать ей лошадь, чтобы встретить Сергея. Был сентябрь 1924 года. Всегда опрятная, скромная, в пуховом платке, она часто приносила в подарок петуха. Почему? Не знаю.
- Так вот, - говорит она, - приезжает Сережа, и просил встретить его. А еще готовлюсь к его встрече дома.
- О чем разговор? - сказал Иван Михайлович.
- Мария, - обратился он к жене, - крикни сюда Никиту!
Вскоре появился парень с розовыми щеками.
- Что прикажете, Иван Михайлович?
- Запрягай Резвого, жеребца, в тарантас и срочно до станции Рыбное встречать Сергея Есенина! Помнишь такого?
- Как же не знать!
- Вон Татьяна Федоровна что-то хочет тебе сказать.
- Никита, - обратилась она к парню, - вот тебе шапка из волчьего меха. Когда встретишь Сергея, сними с него московскую шляпу и надень ему шапку. Пусть он не возмущается, так-де велела ему мать, а то уже на дворе мороз.
Подъезжая к вокзалу, Резвый заржал. Тут на конепривязях стояли кобылки, мирно похрустывая душистое сено. Не успел Никита привязать коня, как показался товарный поезд. От стука колес и шипения пара Резвый начал шарахаться из стороны в сторону. Конюх едва
удерживал коня. Никита понял, что оставлять жеребца одного нельзя, порвет удила и улетит обратно домой без хозяина. Что делать? Ребятишки обступили Резвого и решение сразу нашлось.
- Ребята, - обратился Никита к ним, - сейчас приедет "малашка", рабочий поезд, вы мне помогите встретить одного человека.
- А как мы его будем встречать, ведь мы его не знаем...
- А вы обращайтесь к пассажирам, которые будут выходить из вагона, спрашивайте, кто из вас Есенин? А когда найдете, ведите его ко мне. А я вам за работу дам на леденцы.
Ребята бросились исполнять поручение.
Вскоре послышался гудок паровоза, из его длинной трубы охапками вылетал темный дым. Раздался звон станционного колокола, заскрипели тормоза, усталые вагоны замерли. Вскоре из них стали вываливаться пассажиры с деревянными чемоданами, корзинами, мешками.
- Кто тут будет Есенин? - послышалось по всему поезду.
И вот выходит человек с кожаным чемоданом, в блестящих ботинках, осеннем темном пальто, с белым кашне на шее, в шляпе. Он аккуратно поставил чемодан на платформу, поправил шляпу и кашне.
- Вы не знаете Есенина? - продолжал обращаться к пассажирам мальчик.
Тогда этот прилично одетый человек спросил мальчика:
- А зачем тебе Есенин?
- Его ждет дяденька с лошадью. Если это Вы, я вас провожу к нему.
- Ты обрадовал меня, малый, - и похлопал его по плечу.
Подхватив свой чемодан, Есенин за мальчишкой поспешил к извозчику. Издали заметив Сергея, кучер заулыбался.
- Вот матушка Ваша изволила...
Сергей Александрович поздоровался с Никитой, осмотрел жеребца, который косил на него глазом и нервно перебирал ногами.
- Да, вот еще, - сказал Никита, - Татьяна Федоровна велела твою шляпу снять, а надеть вот эту шапку, а то конь-то у нас Резвый, того и гляди шляпа-то слетит, да и холодно.
Есенин послушно снял шляпу, Никита подал ему шапку.
- Вот так по-нашему, по-деревенски!
Извозчик отблагодарил ребят, дал им на леденцы. Оба ловко уселись в тарантас. Нетерпеливый конь сразу же рванул с места. Ребята бежали за тарантасом до реки Вожи. Потом тарантас по берегу быстро спустился на бревенчатый мост. Колеса музыкально запели по его ребрам. Выскочив на противоположный берег и оставив за собой вихрь снежной пороши, он вскоре скрылся из вида...

Изображение ИзображениеИзображениеИзображение
Последний раз редактировалось Старуш-ка 15:58:15, Понедельник 03 Ноябрь 2008, всего редактировалось 2 раз(а).
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение алена » 12:46:17, Понедельник 03 Ноябрь 2008

Старушка, спасибо, очень интересные рассказы! Почему то рисунки ко второму не увеличиваются...
Я как прочитала, как мужики использовали рукописи Есенина для курева - мне стало плохо... Надеюсь что Т.Ф. просто преувеличивала, наверно всё таки давала что то действительно ненужное, не рукописи Сергея, а их собственные исписанные бумажки, может внуки что в школе писали там...
алена
Мастер
 
Сообщений: 951
Зарегистрирован: 03:58:13, Воскресенье 23 Март 2008

Сообщение Юлия М. » 18:02:58, Вторник 11 Ноябрь 2008

А продолжение будет? Это так интересно!
Аватар пользователя
Юлия М.
Супер-Профи
 
Сообщений: 2421
Зарегистрирован: 04:37:13, Воскресенье 02 Сентябрь 2007
Откуда: Москва

Сообщение Serg » 21:58:25, Воскресенье 15 Март 2009

Admin
Serg
Admin
 
Сообщений: 219
Зарегистрирован: 23:48:46, Среда 23 Ноябрь 2005
Откуда: Moscow


Вернуться в Печатные издания

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron