Mr.Andrew » 16:15:29, Суббота 12 Март 2011
"СЕРГЕЙ ЕСЕНИН И ПРАВОСЛАВИЕ"
http://esenin.ru/stati/sergey-esenin-i-pravoslavie.html
Ольга Воронова, доктор филологических наук, профессор
С.А.Есенин
Глубокое изучение биографии того или иного писателя или поэта предполагает взаимосвязанное исследование как минимум трёх основных составляющих: жизненной, творческой и духовной биографии.
В есениноведении до сих пор не ставился вопрос об отражении в творчестве С. А. Есенина образа его небесного покровителя — великого православного святого Сергия Радонежского, в честь которого поэт был наречён по святцам именем Сергей.
Причина, видимо, в том, что духовное «свечение» этого образа сокрыто в глубинах есенинского подтекста. Такт истинного художника и православного человека не позволял Есенину прямо соотносить свой духовный путь с жизнью выдающегося подвижника.
Молитва преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу
"О преподобне и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас (имена) милостивно и, к земли приверженных, возведи к высоте небесней. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем и коемуждо благопотребен и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь."
Тем значимее, думается, был для него драгоценный дар великой княгини Елизаветы Фёдоровны, настоятельницы Mapфо-Мариинской обители, икона Сергия Радонежского, преподнесённая поэту в благодарность за выступление, состоявшееся 8 октября 1916 года. Святыня бережно хранилась в семье Есениных; ныне она находится в экспозиции Государственного музея-заповедника С. А. Есенина в селе Константинове.
Тем самым «Божий слуга — Дамаскин», как и другой «слуга давнишний Богов» (Николай-угодник из поэмы «Микола»), как и святитель Руси Сергий Радонежский, вошёл в словесный «иконостас» раннего Есенина символом добротворческой миссии и духовного подвижничества всякого истинного поэта.
Таким образом, автобиографический миф Есенина содержит в себе скрытый агиографический код, уподобляющий его поэтическое жизнеописание биографиям православных подвижников.
Жизнь поэта, явленная в метатексте его творчества как житие, во многом объясняет скрытые пружины его автобиографического мифа как поэта, «посвящённого от народа», выявляя духовно-эстетические основания феномена «народной канонизации» Есенина — наиболее яркого, наряду с Пушкиным, выразителя русской ментальности, русского национального сознания.
* * *
Интересно,что такой неожиданный поворот с тайно-подвижничеством,граничащим с юродивостью
("Я нарошно иду нечесанным") подходом в проповеди,жизнедеятельности - отражает великого русского поэта с неожиданной,глубокодуховной стороны.
"Чую радуницу божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву..."
С.А.ЕСЕНИН