Олег Лекманов о Есенине.

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Сообщение Старуш-ка » 11:03:25, Вторник 20 Ноябрь 2007

ИЗ ЧЕГО СДЕЛАН ЕСЕНИН Р КНИГЕ Р. КАТАЕВА «АЛМАЗНЫЙ МОЙ ВЕНЕЦ"
О.А. Лекманов (Москва)

1. Из ходовых есенинских стихотворных цитат. которыми щедро нашпигованы в «Венце» рассказ о поэте и воспроизводимая Катаевым речь Есенина: «Моя старушка примет вас как родных. Драчен напечет»1 — ср. в стихотворении Есенина «В хате» (1914): «Пахнет рыхлыми драченами»; «...и королевич, забыв свою старушку маму в ветхом шушу¬не...» (63) — ср. с финальной строкой есенинского «Письма к матери» (1924): «В старомодном ветхом шушуне»; «...ко мне зашел королевич, трезвый, тихий, я бы даже сказал благостный — инок, послушник. Только скуфейки на нем не было» — ср. с начальной строкой стихотворения Есенина 1914 г.: «Пойду в скуфье смиренным иноком»; «— Ты знаешь, — негромко сказал он, — не такой уж я пропащий...» — ср. с есенинской строкой из «Письма к матери»: «Не такой уж горький я пропойца»...
2. Из описания (в портретных характеристиках) широко известных фотографий Есенина и стихотворцев из его окружения. Ср., например, катаевское изображение внешности автора «Анны Снегиной» с той фотографией Есенина 1925 года, где он запечатлен одетым утрированно по-европейски и в шляпе — горшком2: «...я увидел: молодого мужчину, я бы даже сказал господина, одетого по последней парижской моде, в габардиновый светлый костюм — пиджак в талию, — брюки с хорошо выглаженной складкой, новые заграничные ботинки, весь с иголочки, только новая фетровая шляпа с широкой муаровой лентой была без обычной вмятины и сидела на голове аккуратно и выпукло, как горшок».
3. Из штампов необъятной мемуарной литературы о Есенине. Ср., например, катаевский портрет Есенина — «...на меня смотрело лицо русского херувима с пасхально-румяными щечками и по-девичьи нежными голубыми глазами» — со следующим отрывком из воспоминаний А.Р. Изрядновой о поэте: «...окружающие по первому впечатлению окрестили его вербочным херувимом».3
Само прозвище «королевич», которое дано Есенину в произведении Катаева, синонимично метафорическим определениям из мемуаров есенинских современников, «...я мог бы назвать моего нового знакомого как угодно: инок, мизгирь, лель, царевич... — прикидывает Катаев. — Но почему-то мне казалось, что ему больше всего, несмотря на парижскую шляпу и лайковые перчатки, подходит слово «королевич»... Может быть, даже королевич Елисей... Но буду его называть просто королевич, с маленькой буквы». Ср. о «златокудром Леле — Есенине» в мемуарах Пимена Карпова,4 а о Есенине-царевиче — в автобиографическом очерке Бориса Пастернака «Люди и положения»: «Есенин к жизни своей отнесся как к сказке. Он Иван-царевичем на сером волке перелетел океан и, как жар-птицу, поймал за хвост Айседору Дункан»5.
В скобках обратим внимание на то обстоятельство, что «пастернаковская» подсветка сопровождает образ Есенина на многих страницах «Венца», что, в свою очередь, восходит к популярной в советской критике антитезе: интеллигентский поэт Пастернак — крестьянский поэт Есенин. Ср., например, катаевскую реплику о пропавших у него автографах Есенина и Багрицкого: «Я вообще никогда не придавал значения документам» со строками из хрестоматийно-известного стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво...» (1956): «Не надо заводить архива,// Над рукописями трястись», а катаевскую оценку есенинского «Черного человека»: «Успех был небывалый. Второе рождение поэта» с загла¬вием пастернаковского поэтического цикла «Второе рождение» (1930-31). Завязка ключевого эпизода «есенинского» сюжета «Венца» — Есенин просит Катаева отвести его к Маяковскому — по всей видимости, позаимствована из все тех же пастернаковских «Людей и положений»: «Есенин в период недовольства имажинизмом просил меня помирить и свести его с Маяковским, полагая, что я наиболее подхожу для этой цели»6. Ср. у Катаева: «...королевич <...> загнал меня в угол и вдруг неожиданно стал просить помирить его с Командором» (= Маяковским).
4. Из присваивания-пересказа и расцвечивания собственными деталями фрагментов не очень известных воспоминаний о Есенине. Приведем здесь только один, но весьма выразительный пример. В своей книге Катаев так изображает посещение им самим, Есениным и Багрицким привокзальной пивной: «Половой <...> подал нам три бутылки пива завода Карнеева и Горшанова и поставил на столик несколько маленьких стеклянных блюдечек-розеток с традиционными закусками: виртуозно нарезанными тончайшими ломтиками тараньки цвета красного дерева, моченым сырым горохом, крошечными кубиками густо посоленных ржаных сухариков, такими же крошечными мятными пряничками и прочим в том же духе доброй старой, дореволюционной Москвы. От одного вида этих закусочек сама собой возникала дьявольская жажда».
Этот катаевский узор, без сомнения, вышит по канве воспоминаний Семена Гехта о посещении московской пивной им, Есениным и Исааком Бабелем: «Пил Есенин мало, и только пиво марки Карнеева и Горшанова, поданное на стол в обрамлении семи розеток с возбуждающими жажду закусками — сушеной воблой, кружочками копченой колбасы, ломтиками сыра, недоваренным горошком, сухариками черными, белыми и мятными»7 .
5. Из подлинных воспоминаний и впечатлений Катаева, которые, впрочем, всегда сверялись им с другими мемуарными источниками. В тех случаях, когда в этих источниках сам Катаев изображался не совсем так, как бы ему хотелось, автор «Венца» корректировал собственные воспоминания таким образом, чтобы «исправить» дискредитирующие его мемуары.
Красноречивым примером может послужить катаевское описание своего и хмельного Есенина визита в квартиру поэта Николая Асеева (выведенного в «Венце» под прозвищем «соратник»):
— Какими судьбами! — воскликнула хозяйка и назвала королевича уменьшительным именем. Он не без галантности поцеловал ее ручку и назвал ее на «ты».
Я был неприятно удивлен.
Оказывается, они были уже давным-давно знакомы и принадлежали еще к дореволюционной элите, к одному и тому же клану тогда начинающих, но уже известных столичных поэтов.
В таком случае при чем здесь я, приезжий провинциал, и для какого дьявола королевичу понадобилось, чтобы я ввел его в дом, куда он мог в любое время прийти сам по себе?<...>
— А где же Коля? — спросил королевич.
— Его нет дома, но он скоро должен вернуться. Я его жду к чаю.
Королевич нахмурился: ему нужен был соратник сию же минуту.
<...>
Лицо королевича делалось все нежнее и нежнее. Его глаза стали светиться опасной, слишком опасной синевой. На щечках вспыхнул девичий румянец. Зубы стиснулись. Он томно вздохнул, потянув носом, и капризно сказал:
— Беда хочется вытереть нос, да забыл дома носовой платок.
— Ах, дорогой, возьми мой.
Лада [Оксана Асеева. — О.Л.] взяла из стопки стиранного белья и подала королевичу с обаятельнейшей улыбкой воздушный, кружевной платочек <...>
— О нет! — почти пропел он ненатурально восторженным голосом. — Таким платочком достойны вытирать носики только русалки, а для простых смертных он не подходит.
Его голубые глаза остановились на белоснежной скатерти, и я понял, что сейчас произойдет нечто непоправимое. К сожалению, оно произошло.
Я взорвался.
— Послушай, — сказал я, — я тебя привел в этот дом, и я должен ответить за твое свинское поведение. Сию минуту изви¬нись перед хозяйкой — и мы уходим,
— Я? — с непередаваемым презрением воскликнул он. — Что бы я извинялся?
— Тогда я тебе набью морду, — сказал я.
— Ты? Мне? Набьешь? — с еще большим презрением уже не сказал, а как-то гнусно пропел, провыл с иностранным акцентом королевич.
Я бросился на него, и, разбрасывая все вокруг, мы стали драться к мальчишки<...> Мы с королевичем вцепились друг в друга и покатились вниз по лестнице.

Сопоставим этот отрывок из «Венца» с мемуарной новеллой Николая Асеева «Три встречи с Есениным» 1926 года. Согласно новелле Асеева, «соратник» и его жена познакомились с Есениным зимой 1924 года в имажинистском кафе «Стойло Пегаса».8 «Затем я увидел Есенина в редакции «Красной нови». Он сидел в кабинете А.К. Воронского совершенно пьяный, опухший и опустившийся», — вспоминает Асеев.
Далее у него следует рассказ о том событии, которое описано в «Венце»:
Однажды в последних числах октября 1925 г. мне пришлось вернуться домой довольно поздно. Живу я на девятом этаже, ход ко мне по неосвещенной лестнице. Здоровье жены, долго перед тем лечившейся, которое за последнее время пошло на поправку, явно ухудшилось. Она рассказала мне. Днем, в мое отсутствие, забрались ко мне наверх двое посетителей: С.А. Есенин и один беллетрист. Пришел Есенин ко мне в первый раз в жизни. Стали ждать меня. Есенин забыл о знакомстве с женой в «Стойле Пегаса». Сидел теперь тихий, даже немного застенчивый, по словам жены <...> Сидел он, ожидая меня, часа четыре. И, переговорив все, о чем можно придумать при малом знакомстве с человеком, попросил раз¬решения сбегать за бутылкой вина. Вино было белое, некрепкое. И только Есенин выпил — начался кавардак. Поводом послужил но¬совой платок. У Есенина не оказалось, он попросил одолжить ему. Жена предложила ему свой маленький шелковый платок. Есенин поглядел на него с возмущением, положил в боковой карман и начал сморкаться в скатерть. Тогда «за честь скатерти» нашел нужным вступиться пришедший с ним беллетрист. Он сказал ему:
— Сережа! Я тебя привел в этот дом, а ты так позорно ве¬дешь себя перед хозяйкой. Я должен дать тебе пощечину.
Есенин принял это, как программу-минимум. Он снял пиджак и встал в позу боксера. Но беллетрист был сильнее его и меньше захмелел. Он сшиб Есенина с ног и они клубком покатились по комнате. Злополучная скатерть, задетая ими, слетела на пол со всей посудой. Испуганная женщина, не зная, чем это кончится, так как дрались с ожесточением, подняла крик и полу-надорвавшись, заставила их все-таки прекратить катанье по полу. Есенин даже успокаивал ее, говоря:
— Это ничего! Это мы боксом дрались честно! Жена была испугана и возмущена; она потребовала, чтобы они сейчас же ушли. Они и ушли, сказав, что будут дожидаться на лестнице


Наиболее существенное различие между этими двумя версиями лючается в том, что «катаевский» Есенин явственно ведет двойную игру. Он глумится не столько над Оксаной Асеевой, сколько над «приезжим провинциалом», доверчиво приведшим своего друга знакомиться с и без того знакомыми ему людьми. В асеевской новелле Есенин и Катаев действуют заодно — поведение беллетриста, вступившегося честь скатерти», столь же нелепо и оно также негативно отражается здоровье жены Асеева, как и хамская выходка Есенина.
Однако еще резче в изображении Катаева и Асеева различаются следствия визита поэта и беллетриста в квартиру «соратника». У Катаева история примирения всех троих литераторов описана умильно идиллически - «...через два дня ко мне в комнату вошел тихий, ласковый и трезвый королевич. Он обнял меня, поцеловал и грустно сказал:
— А меня еще потом били маляры. <...>
В этот миг раздался звонок и в дверях появился соратник <...> Оказывается, королевич уже успел где-то встретиться с соратником, извиниться за скандал, учиненный на седьмом этаже11 , и назначил ему свидание у меня, с тем чтобы прочитать нам еще никому не читанную новую поэму, только что законченную».
У Асеева история примирения двух поэтов (безо всякого участия беллетриста) изложена куда более реалистично. Есенин просит в телефонном разговоре: «— Я должен к тебе приехать извиниться. Я так опозорил себя перед твоей женой»12 . «Я ответил ему, что лучше бы не приезжать извиняться, так как дело ведь кончится опять скандалом».
Упоминаются в воспоминаниях Асеева и маляры, но совершенно в ином, чем у Катаева, контексте. Здесь пьяный Есенин, затащивший Асеева в пивную, жалуется ему на Катаева: «...маляры. Они подговорены. Их Н. [Катаев — О.Л.] подговорил меня побить. Ты не знаешь. Как мы вышли от тебя — жена твоя осердилась, ну, а нам же нужно было докончить: мы же ведь честно дрались — боксом. Вот мы и зашли туда, где был ремонт. Я бы его побил, но он подговорил маляров, они на меня навалились, все пальто в краску испортили, новое пальто, заграничное»14.
Отметим, в заключение, что, создавая «Алмазный мой венец», многоопытный Катаев постарался предохранить себя от упреков в неточностях, передержках и лукавых коррективах. Он писал: «Умоляю читателей не воспринимать мою работу как мемуары. Терпеть не могу мемуаров <...> Это свободный полет моей фантазии, основанный на истинных происшествиях, быть может, и не совсем точно сохранившихся в моей памяти».
Тем не менее, у филолога вряд ли есть право и возможность внять этой требовательной мольбе. И не только потому, что в другом мест автор «Венца» совершенно иначе высказался о степени соответствия описанных им событий реальным фактам: «...всё — правда <...> Всё, что написал, за каждое слово я могу отвечать».15
Куда важнее, не отвлекаясь на частности, сформулировать общее правило, с которым не может не считаться комментатор и интерпретатор любого текста: если в рамках своего произведения автор оказывается «соседом» исторически существовавшего лица, комментатор арriori обязан перевести все произведение в разряд биографических источников сведений об этом лице.
И уже только второй напрашивающийся шаг — это «литературоведческое расследование» (Б.Я. Бухштаб),16 итогом которого должен стать вывод о достоверности или недостоверности выявленного источника17.
Эта наша заметка как раз и представляет собой фрагмент такого обширного «литературоведческого расследования».

Примечания
1 Здесь и далее «Алмазный мой венец» цитируется по изд.: Катаев В. Трава забвения. М., 2000.
2 См. воспроизведение этой фотографии, например, в изд.: Есенин С. Собр. соч. в 5-ти тт. М., 1962. Т.З. Между С.112 и 113.
3 С.А.Есенин в воспоминаниях современников: в 2-х тт. М., 1986. Т.1. С.144.
4 Карпов П. Пламень. Русский ковчег. Из глубины. М., 1991. С.323.
5 См.: Пастернак Б. Воздушные пути. Проза разных лет. М., 1982. С.455-456.
6 Там же. С.457. Ср. с дневниковой записью композитора-националиста Г. Свиридова 1978 года: очерк «Пастернака является конспектов несравненно более талантливым и несравнимым в художественном отношении с романом Катаева «Алмазный мой венец». В этой последней книге, как выясняется, нет ни одной собственной мысли. Все оценки взяты из статьи Пастернака» (Свиридов Г. Музыка как судьба. М., 2002. С.308). За указание на этот источник благодарю С.И. Субботина.
7 Бабель И. Воспоминания современников. М., 1972. С.66.
8 Асеев Н. Три встречи с Есениным // Сергей Александрович Есенин. Воспоминания. М.-Л., 1926. С.184.
9 Там же. С.186.
10 Там же. С.189-190.
Не седьмого, а девятого. Бессознательная (или сознательная) ошибка К. возможно восходит к шутке Н. Асеева, запомнившейся, например, П. Железнову: «Я знал корпус, где на «верхотурье», как он сам говорил: «на седьмом небе», жил Асеев» (Воспоминания о Н.Асееве. М., 1980. С.95). Ср. в «Венце» о квартире Асеева: «с поднебесной высоты седьмого этажа» (С.120).
12 Асеев Н. Три встречи с Есениным. С.190.
13 Там же. С.190-191.
14 Там же. С.192.
14 См.: Земскова Т.С. Писатель в нашем доме. Заметки тележурналиста. М.,
1985. С.231.
16 Формула Б.Я. Бухштаба. См.: Бухштаб Б.Я. Литературоведческие расследования. М., 1982.
17 См. классическую статью Ю.М. Лотмана, которая (может быть — неслучайно) была впервые напечатана через год после первой публикации произведения Катаева: Лотман Ю.М. К проблеме работы с недостоверными источниками // Временник Пушкинской комиссии, 1975. Л., 1979. С.93-98.
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение perpetum » 10:49:25, Четверг 22 Ноябрь 2007

Старуш, это Лекманов анализирует книгу Катаева и изображение Есенина в нем?.. Пункты - это выделено Лекмановым?..
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение Старуш-ка » 11:23:34, Четверг 22 Ноябрь 2007

Угу, он анализирует, им же и выделено.. :)
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение Старуш-ка » 15:13:28, Среда 30 Сентябрь 2009

Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение Алена К. » 10:56:37, Суббота 10 Октябрь 2009

Я смотрела эту передачу. Какое-то гадкое ощущение после нее осталось :roll:
Аватар пользователя
Алена К.
Профи
 
Сообщений: 1684
Зарегистрирован: 18:21:43, Вторник 10 Февраль 2009
Откуда: Город N

Сообщение natico » 14:50:21, Понедельник 19 Июль 2010

книга Лекманова просто ужасная! И, что самое важное, изобилуя цитатами и историческими датами, она и вправду может показаться кому-то вдумчивой и грамотной. Права была Шубникова-Гусева, когда писала, что великого ума (труда, знаний) не надо, что бы "Летопись жизни Есенина" перелицевать вот в такой вот опус под видом "нового откровения" о поэте.
Не скрою, мне тоже весьма любопытно, как Есенин стал великим поэтом. Как менялась его точка зрения на жизнь и происходил творческий рост. Но, прочитав книженцию Свердлова-Лекманова, я ответа на этот вопрос не получила. По мнению авторов этой биографии, у Есенина отсутствовал "нравственный стержень", и так, сменяя маскарадные костюмы и цепляясь за громкие имена современников, он въехал в литературу и завоевал известность среди читателей.
Я вообще заметила, что многие воспоминания и заметки о Есенине изобилуют фактами, которые "принижают" его как человека и поэта. Я даже говорю не о "пьянстве" и скандалах, а о таких, например, заявлениях, что Есенин "ничего не понимал в политике", "плохо умел выразить свою мысль словами вне стихотворной формы", "написал Пугачова, отталкиваясь от комментариев к "Капитанской дочке", "страдал в Америке от того, что не знал языка, и ему всюду чудилась насмешка". Вот так соединишь воедино все эти описания, и становится не понятно, кто же, тогда, вместо Есенина, писал его гениальные стихи? :?:
Потому что косноязычный, имеющий проблемы с вербализацией, ограниченный и не далёкий человек - это явно не Есенин! :!:
Сову разъясняю
Аватар пользователя
natico
Мастер
 
Сообщений: 923
Зарегистрирован: 12:11:41, Суббота 24 Апрель 2010
Откуда: Сургут

Сообщение Юлия М. » 20:58:43, Понедельник 19 Июль 2010

Я так и не удосужилась прочитать книгу Лекманова в соавторстве со Свердловым...
Не лежит у меня душа...
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Аватар пользователя
Юлия М.
Супер-Профи
 
Сообщений: 2421
Зарегистрирован: 04:37:13, Воскресенье 02 Сентябрь 2007
Откуда: Москва

Сообщение natico » 21:23:30, Понедельник 19 Июль 2010

Юлия, это плохая книга - ничего нового из неё не узнать (тем более, что на ФЭБе есть летопись жизни Е., и в ней собраны все биографические факты, а сделать выводы из этих фактов каждый может сам). Кстати, "послевкусие" от этой книги лично у меня было, как после "Романа без вранья" Мариенгофа. И вроде складно написано, и с умом, но... бесчеловечно как-то. Авторы утверждают, что в их "биографии " Есенина затронуты четыре основные темы:
сила есенинской поэзиии, обаяние его личности, отсутсвие у него нравственного стержня и трагедия поэта.
Лично меня больше всего убило это "отсутствие нравственного стержня"! Если оно так, то у авторов в таком случае налицо "присутствие безнравственного стержня"!
Сову разъясняю
Аватар пользователя
natico
Мастер
 
Сообщений: 923
Зарегистрирован: 12:11:41, Суббота 24 Апрель 2010
Откуда: Сургут

Сообщение лена » 23:11:57, Понедельник 19 Июль 2010

А я послушав его в школе злословия , честно сказать-больше подходит не злословия , а словоблудия..... даже притрагиваться не буду к этой книге .. мне хватило Маслова .
да не им судить Есенина!
вы слышали? Есенин Пушкинского типа поэт , а Клюев - Лермонтовского
чушь! кто этим людям вообще эфир дал?
лена
Мастер
 
Сообщений: 631
Зарегистрирован: 22:11:36, Понедельник 07 Июнь 2010

Сообщение natico » 23:52:49, Понедельник 19 Июль 2010

лена, школу злословия - нет, не смотрела. Но Лекманов в своём желании сделать из Есенина безнравственного приспособленца капает на мозги всем. Например, он выдвинул версию, что в рассказе Набокова "Весна в Фиальте",1938 г. (почитать можно здесь http://lib.ru/NABOKOW/rassk16.txt) прототипами Нины и Фердинанда
были Дункан и Есенин. Поразительно в этом сравнении не то, насколько оно натянуто, а тот факт, насколько облик Фердинанда у Набокова совпадает с обликом Есенина у Лекманова в его "биографии". То есть, о каком научном, исследовательском подходе может идти речь, если Лекманов изначально характеризует Есенина, как Набоков - к Фердинанда? Лекманов, очевидно, пришёл к мнению относительно личности Есенина через свои прежние изыскания. Он, напомню, дотошный биограф и знаток творчества и жизни Мандельштама. Вот кого он любит. Есенин для него - пустой звук, или вернее, раздражающее культурное явление. Вот, смотрите, есть ссылка на его мнение о М. Наппельбауме: http://www.lechaim.ru/ARHIV/206/mamedov.htm. Лекманов живо вступает в дискуссии, если ему мнится, что задета "тема еврейства". То есть, что бы не писал Лекманов в ответ на рецензии к его "биографии" - его национальные вопросы очень волнуют. Он во всех интервью делает акцент на том, что сторонники версии убийства поэта - это люди, попавшие на крючок "антисемитизма". При этом он делает нечто, похуже убийства - уничтожает Есенина как человека и отказывает ему в личности.
Сову разъясняю
Аватар пользователя
natico
Мастер
 
Сообщений: 923
Зарегистрирован: 12:11:41, Суббота 24 Апрель 2010
Откуда: Сургут

Сообщение лена » 00:24:50, Вторник 20 Июль 2010

Наташа, но он не первый и к сожалению не последний человек , который пытается растоптать Есенина .
Он повторяет Мериенгофа
вот напишет , что- нибудь про Есенина гадкое и в историю войдёт, но как они не понимают - что сам Есенин их всех опередил в своём чёрном человеке ..
правильно Сергей сказал - моя биография в моих стихах.
А дело бухарина живёт и продолжает жить.
лена
Мастер
 
Сообщений: 631
Зарегистрирован: 22:11:36, Понедельник 07 Июнь 2010

Сообщение лена » 23:40:05, Среда 28 Июль 2010

Мне бы ещё хотелось понять почему Лекманов считает , что у Сергея Есенина отсутствовал нравственный стержень?в чём он его видит?
я думаю , что если он имел в виду отношение его к женщинам , то ведь и у Пушкина тоже не было этого нравственного стержня , все знают каким ловеласом был поэт .Конечно глупо доказывать, что Есенин был идеальным , некоторые его поступки с женщинами можно даже назвать некрасивыми для любого нормального человека , но для меня важно то , что все его женщины сохранили любовь к нему многие годы и прощали ему всё , значит хорошего было больше!
Вообще разобраться - какой -же он был на самом деле не просто , а Лекманову это не по зубам , потому-что Есенина надо любить , и я думаю , что он всегда останется загадкой , но в этом его очарование
разве не так ?.
лена
Мастер
 
Сообщений: 631
Зарегистрирован: 22:11:36, Понедельник 07 Июнь 2010

Сообщение natico » 08:16:04, Четверг 29 Июль 2010

я для интереса начала читать биографию Мандельштама, написанную Лекмановым - о, небо и земля! Во-первых, никакого желания разобрать Мандельштама "по косточкам" , но вместе с тем вдумчивый такой поиск ответа на вопрос: "Как Осип Мандельштам стал поэтом?" Кто он был, кем он рос, чем дышал и прочее. А в случае с Есениным категорично: нет, не было поэтического роста, а была постоянная гонка за "ситуацией", умение изловчиться и написать в угоду сложившимся обстоятельствам. Лекманов свёл на нет все свидельства деревенских знакомых Есенина о том, что С.А. ещё в детстве сочинял стихи. Более того, весь процесс становления Есенина как поэта он охарактеризовал как непрекращающееся кривляние. Приводит строки из есенинского письма того времени, что "весь изолгался" - но это, простите, Сергей Александрович в юношеском возрасте написал, это раз, а во-вторых, что Есенин писал своим знакомым барышням - это вообще отдельная "песня", преувеличений там больше даже, чем в стихах).
Наглое утверждение Лекманова о том, что Есенин сочинил множество прекрасных своих стихов в 1925 году, и выдал их за ранние - одна из самых идиотских фантазий Лекманова в книге.
Сову разъясняю
Аватар пользователя
natico
Мастер
 
Сообщений: 923
Зарегистрирован: 12:11:41, Суббота 24 Апрель 2010
Откуда: Сургут

Сообщение лена » 23:05:33, Четверг 29 Июль 2010

Наташа , прочитаю я всё-таки этого Лекманова , мне уже интересно стало.
А то сужу о том чего не знаю .
Просто он в интервью говорит , что пытался посмотреть на Есенина обективно
в общем , как говорится , благими намерениями уложена дорога в ад .
лена
Мастер
 
Сообщений: 631
Зарегистрирован: 22:11:36, Понедельник 07 Июнь 2010

Сообщение perpetum » 10:15:14, Пятница 30 Июль 2010

Лучше сразу почитать Летопись ИМЛИ. Там все сведения все равно оттуда переписаны.
Книга надергана из разных источников. Основным была Летопись. Это компиляция.
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Печатные издания

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

cron