Вышла новая книга!!! (размещайте новинки сюда)

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Сообщение Юлия М. » 22:28:40, Пятница 09 Июль 2010

Думаю, что правильно написано. Так как издание 2010 года... У меня издание 2005 года. На книге написано... Издание третье, исправленное и дополненное...
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Аватар пользователя
Юлия М.
Супер-Профи
 
Сообщений: 2421
Зарегистрирован: 04:37:13, Воскресенье 02 Сентябрь 2007
Откуда: Москва

Сообщение Старуш-ка » 21:27:55, Воскресенье 22 Август 2010

Margo писал(а):Изображение


Прошу прощения, что возвращаюсь к столь старой теме..
Очень любопытная рецензия на эту книгу.. И весьма нелицеприятная!

В.Е.Кузнецова.
ПРАВДА И ЛОЖЬ ОБ АВГУСТЕ МИКЛАШЕВСКОЙ


Аркадий Ваксберг в книге «Театральный детектив Коварство и любовь» (2007 г.) пишет: «За фактическую достоверность того, что не оговорено, как версия, автор этой книги не ручается».
Я не берусь оценивать литературные достоинства книги Аркадия Ваксберга. Но если автор пытался писать о реальном, а не о вымышленном человеке, то надо это делать, основываясь на документах, свидетельствах очевидцев, а не огульно облипать грязью людей, светлое имя которых народу известно.
В книге столько неточностей и откровенной неправды, что приходится удивляться, как писатель, старейший литгазетовец не захотел считаться с достоверными фактами, не захотел их выверить у родственников героев ею « Театрального детектива». Они ведь живы. И как же больно им 6ыло это читать!
Августа Леонидовна Миклашевская. Это имя актрисы Камерного театра и позднее театра имени Пушкина известно, попреки утверждению автора «Театрального детектива», каждому школьнику, та к как стихи Сергея Есенина цикла «Любовь хулигана» с посвящением Августе Миклашевской включены в школьную программу (или автор желал унизить и школьных учителей в их необразованности?). А. Ваксберг приводит воспоминания современников об актрисе. Предлагаю и я ряд воспоминаний:
Галина Серебрякова: «В начале 20-х годов, к ранней юности впервые я услыхала Ваше имя. Вас знали в Москве как одну из ведущих актрис Камерного театра. Помню: главный редактор большою общественно-политического журнала "Красная новь" – Воронский рассказывал у нас дома о топ очищающей светлой любви, которую внушили Вы Сергею Есенину. Поэт бросил под Вашим светлым воздействием пить и буянить.
Появление стихов, посвященных Августе Миклашевской, явилось большим литературным событием».
(РГАЛИ, Фонд Г. Серебряковой, ф.2594, ед. хр. 65, письмо Августе Миклашевской).
Оскар Литовский: «Я работал редактором газеты и Иваново-Вознесенске, куда был направлен ЦК партии. Жена была больна и оставалась в Москве. Ежедневно ее навещал Павел Радимов – поэт, художник, а осенними вечерами – Есенин и его последняя светлая любовь – Августа Миклашевская, артистка Камерного театра. В это время я на несколько дней приехал в Москву.
Теплая, тихая даже в городе золотистая ранняя осень. Очень скромно одетый, какой-то умиротворенный, непривычно спокойный Есенин и Миклашевская под тонкой синеватой вуалью – зрелище блоковское. Они приходили почти каждый день. Миклашевская беседовала с женой, а Есенин сидел тихо, молча, следя глазами за каждым движением Миклашевской.
Как назвать такое молчание? Это была томительная, неподвижная тишина, когда вдруг казалось, что нет комнаты, улицы, города, а кругом только поле, закат и легкий ветер.
Счастливы друзья, видевшие Есенина в эту пору ею последней осенней любви. бросает отсвет па всю последующую лирику Есенина».
(Оскар Литовский. Книга «Так и было»(1958), О. Литовский «Из записок старого журналиста». Журнал «Москва», № 2, 1958 г.).
Таким же запомнился Есенин в пору дружбы-любви Есенпна к Августе Миклашевской и актеру театра «Нерыдай» Марку Соломоновичу Местечкину: «Я работал в "Нерыдай вместе с Тусузовым.... Была такая Августа Миклашевская, мы с ней вместе работали и "Нерыдае", а она была актрисой Камерною театра до и после. Очень умная, сланная и хорошая актриса и по тем временам совершенно необычайной красоты женщина, надо честно это сказать. Красива была необыкновенно. У нас в театре было много народу влюбленных в нее. Видимо, эту точку зрения разделял и Есенин, который довольно часто у нее бывал, и однажды я тоже видел его там, когда он там ночью читал Пушкина. Это прелестно совершенно, совершенно изумительно. В такие минуты, которые не были связаны ни с каким вином, пи с каким окружением, это был совершенно лучезарный, с моей точки зрения, немыслимого обаяния и теплоты человек, человек совершенно грандиознейшей скромности, которую трудно себе представить, судя даже но его некоторым произведениям, необычайно скромный, теплый, хороший какой-то, бывает такое сочетание таланта с какой-то очень хорошей человечностью...»
(Воспоминания М.С. Местечкина хранятся в фондах Музея-заповедника С. А. Есенина в селе Константинове Рязанской области).
Рассказывая о «невыдуманной жизни» А. Л. Миклашевской, автор «Театрального детектива» сводит ее жизнь к «стремительному падению».
Так ли?
Вот она к 60-е годы. Августа Леонидовна, прочитав к журнале «Москва» статью «Из записок старого журналиста» Оскара Литовского, чутко отзывается: «Прочитав, я очень обрадовалась, значит, я Есенина не выдумала тихим и скромным, значит, он действительно был таким, каким я его знала. [Августу Леонидовну упрекали, что она Есенина скромным выдумала. – В. К.]
Я не знала, жив ли Литовский и где он. Через несколько дней я прочитала в "Литературной газете": редакция поздравляла его с 70-летием.
Я узнала в справочном киоске его адрес, поздравила и написала, что обрадовалась, прочитав его строки о Есенине. Получила от него ответ: "Вот с самого начала не знаю, как написать: дорогая? Но это как-то не звучит. Уважаемая? Еще больше по звучит... Но ведь знаем-то Вас мы, то есть я и жена. Поэтому очень хорошо, пусть так будет. Наша дорогая Августа Леонидовна, Ваше письмо взволновало и тронуло нас беспредельно. Спасибо за него, дорогая! Но я ведь все же писатель, и никуда от итого не денешься. Поэтому – первое, как, где, и почему? Ото важно не только для Вас и для меня – это важно для Есенинской биографии...
С приветом и дружбой Е. и О. Литовские. Москва. 30 июня 1962 г."
Ни с кем из старых друзей и знакомых тех далеких лет я не встречалась и ничего о них не знала. Поэтому с большим волнением осенью я шла к Литовским. Встреча была очень приятной. Многое вспомнилось, сидя у них. Хотелось встретиться еще, да не получилось. Они оба часто болеют, да и я не отстаю от них. Но осталась тревога о них. Мне показа¬лось, что они одиноки».
(Архип Музея С. А. Есенина, г. Мурманск, ОДЮБ)
Лариса Васильева встретила Августу Леонидовну Миклашевскую в селе Константинове в годы, когда, по Ваксбергу, «унылое переползание из одного дня в другой угнетало ее». Но вот какой ее увидела в те дни Лариса Васильева: «За праздничным столом я оказалась рядом с женщиной удивительной красоты. Она была немолода, но старухой ее невозможно было назвать, величественная, молчаливая, высокая, с топким профилем, она сидела за столом, приковывая к себе всеобщее внимание. "Кто это?" – спрашивали люди. Наконец, сестра Есенина Александра Александровна встала и попросила всех присутствующих поднять бокал за нее, друга Сергея Есенина. Августу Миклашевскую»…
Аркадий Ваксберг считает, что «Августа сама нуждалась и помощи, а навязывать свою человеку, который так быстро к ней остыл, от нее отстранился, – вряд ли она могла решиться па это. Да и как помочь тому, кто не дает к себе подступиться?..»
Лариса Васильева думает иначе: «...Эти двое друг другу очень по¬могли. Подумайте. Она пониманием помогла ему почувствовать свою силу в минуту острой слабости. Он написал под ее влиянием, может быть, самые совершенные лирические стихи ''Заметался пожар голубой...", "Ты такая простая, как все...", "Пускай ты выпита другим...'', "Дорогая, сядем рядом...", "Мне грустно на тебя смотреть...", "Вечер черные брови насопиил..." Эти стихи пришли к нам сквозь время. Как они помогают нам!..
Для меня, например. слова из стихотворения "Мне грустно на тебя смотреть...»:
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок

своего рода импульс к действию. Голос совести...».
(Лариса Васильева. «Понять – помочь», – газета «Советская Россия» – 1982 г. – 5 декабря. – № 280(8031)
Самой светлой звездой есенинского небосклона считают нес почитатели есенинских стихов Августу Леонидовну Миклашевскую.
С А. Л. Миклашевской нас познакомил в 1970 году сначала заочно, перепиской, Иван Андреевич Синеокий, создатель музея Сергея Есенина в Ялте. В лето 1971 года я была гостьей в доме Миклашевских на улице Качалова в Москве. А в марте 1972 года мы с ребятами – школьниками-есенятами с Севера были гостями в московской квартире на улице Качалова, дом 21, кв. 8, где жили Августа Леонидовна и ее сестра Тамара Леонидовна. Конечно, мы уже прочитали главы воспоминаний А. Л. Миклашевской, опубликованные 4 октября 1960 года в «Учительской газете» (в ту пору самой востребованной среди учительства газете: в нашей школе весь педагогический коллектив подписывался на эту газету), в журнале «Дон», № 2 .за 196'3 год, в книге «Воспоминания о Сергее Есенине»(1965 т.)
Августа Леонидовна светло и добро принимала есентят, отвечала на их многочисленные вопросы… Это был рассказ и о встречах с Есениным, и о семье Спировых (ее родителях, братьях, сестрах), и о театральной ее жизни.
Так началась наша дружба. Тогда Августа Леонидовна подарила нам свою автобиографию, написанную на 4-х страницах тетради большого формата. Писала в последние годы войны. Листы потрепанные, пожелтевшие. Концовка утеряна. Новее равно выпросили этот подарок и просили, чтобы Август Леонидовна полнее написала свою биографию. Каждый раз при встречах сообщалось, что работа над воспоминаниями идет, что уже написано, как в октябре 1943 года она вернулась в Москву по приглашению Таирова телеграммой, что снопа работает в Камерном театре.... Как 28 января 1945 года ей было присвоено звание заслуженной актрисы республики, как 7 января 1946 года (была награждена медалью «За доблестный труд».. После разгрома Камерного театра работала в театре им. А. С. Пушкина...
О семье писала немного.. но писала. Доработать свои воспоминания Августа Леонидовна не успела: 30 июня 1977 года ее не стало. А 12 января 1978 года урна с прахом Августы Миклашевской были захоронена в секции № 2 только открытого колумбария, что находится неподалеку от могилы Сергея Есенина на Ваганьковском кладбище.
Перед захоронением урны процессия прошла к могиле Сергея Есенина. Были прочитаны все стихи, что Есенин посвятил Миклашевской. Но стихи прочитали не мы, те, кто готовился к этому. Стихи причитали люди, присоединившиеся к процессии на кладбище. Чуть опустились носилки с урной па землю у могилы поэта, из толпы вышла старушка, укутанная серым вязаным платком, и дрожащим голосом прочитала: «Заметался пожар голубой...», Комок подкатил к горлу, на глазах слезы... А мне читать следующее: «Ты такая ж простая, как все...». Но как только замолчала старушка, к носилкам шагнул дедуля в валенках, в пальто старомодного покроя, и прочитал то, что думала читать я. За ним прямо из толпы зазвучал высокий голос молодого человека: «Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу...». Так и прочитали все стихи, посвященные Есениным Миклашевской, люди, присоединившиеся к траурной процессии. Жизнь внесла свои коррективы в написанный нами заранее сценарий прощания.
Права была Августа Леонидовна, когда говорила моим североморским есенятам: «Мне Есенин сделал огромный и щедрый подарок: бессмертие подарил».
Аркадий Ваксберг же заверяет читателей, что имя Миклашевской забыто.
Читая книгу этого автора «Театральный детектив. Любовь и коварство», удивлялась и определению жанра книги (скорее это не детектив, а пасквиль), и тону, который пронизывает ее. – желчной иронии.
И снова не раз, и не два, вспоминался наказ и совет Августы Леонидовны есенятам: «Учите, читайте стихи поэта. Не копайтесь в постельном белье личной жизни Есенина».
А уж автор «Театрального детектива» с явным наслаждением роется в постельном белье личной жизни актрисы. Зачем? Кому это нужно?
И последние шесть лет жизни Августы Леонидовны я часто бывала в и доме и одна, и на каникулах с ребятами. А в отпускное время и жила неделями. Мне довелось закрыть ее прекрасные глаза: в мой час дежурства у ее постели она ушла из жизни. Разбирали архив вместе с сестрами Тамарой и Александрой и с сыном Игорем. Много лет спустя вместе с Александрой Леонидовной Спировой отбирали из архива трех сестер материал и приглашали представителей и архива ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ), и архива Бахрушинского музея для отбора и передачи им отобранного материала,
Я не литературовед, не писатель, просто рядовой читатель, учительница (бывшая), создатель музея Сергея Есенина в г. Мурманске. И если я заметила в книге Аркадия Ваксберга массу неточностей, ошибок и явной лжи, то сколько же их найдет специалист?! Во-первых, цитируемые на странице 66 «Театрального детектива» воспоминания Миклашевской ни для кого из есенистов не секрет. Они, по-моему, есть в любом есенинском музее (а их более 20). Я их читала и 1972 году в Ялте в музее Есенина у Ивана Андреевича Синеокого. Августа Леонидовна не искала случая опубликовать свои воспоминания. Когда ее просили – она что-то давала. А уж издатели сами решали, что вырезать, а что опубликовать.
Да и две фотографии в книге вызвали недоумение: 1963 г. Подписано: «К. С. Есенин и А. Л. Миклашевская». А это Надежда Давидовна Вольнин.
Групповая фотография 1971 года – 80-летие Августы Леонидовны. Автор «Театрального детектива» на стр. 376 перечисляет тех, кто был на юбилее в тот день. Ошибается автор. Если перечислить всех, кто был в тот день, перечень будет велик. Назову, хотя бы частично, тех, кто запечатлен на фотографии, помещенной в «Театральном детективе»; слева направо сидят сестра Александра Спирова, двоюродная сестра Евгения Будзинская, за ними стоит брат Августы Георгий, далее сидит сестра Нина Самойлова, сама Августа, рядом сын Игорь, за ними стоит есенинец Саша Костромин, рядом с Игорем Варвара Беленькая, С. И. Идашкин, К. Скопина. Сестра Тамара... Стоят (справа налево) есенинцы Вдовина. Людмила, Долгов, сын поэта К. С. Есенин,...
Аркадий Ваксберг Сашу Костромина принял за племянника Сережу Миклашевского, сына Тамары Леонидовны. Сергей Миклашевский не мог присутствовать на юбилее своей тетушки. Год-то 1971-й, а Сережа Миклашевский погиб в 1942-м году на Невской Дубровке. О судьбе Сергея Миклашевского был напечатан материал «Крестник Есенина» в журнале «Слово» № 9–10 за 1995 г. Тогда жива была еще сестра Александра Леонидовна Спирова. Она-то и проверила каждое слово этою материала и удивилась лишь названию, что дали в редакции: Сергей не был крестником Есенина. Но в редакции объяснили, что слово крестник взято в переносом смысле. В том материале были опубликованы и письма, и стихи Сергея Миклашевского. Если бы Аркадий Вакс6ерг познакомился с этим материалом, то не допустил и такой нелепости и ерничания о том, что Тамара Леонидовна родила от Ивана Миклашевского сына Сережу, Да, она стала женой Ивана Миклашевского. Но от Ивана детей не могло быть. Потому-то так и рад он был Игорю, так заботился о сыне Августы. Об этом мне говорила сама Тамара Леонидовна. А Сережу им подбросили на крыльцо дома. И они усыновили его.
В нашем музее хранится школьный портфельчик Сережи Миклашевского, туго набитый письмами, черновиками стихов и поэм Сережи, разными справками и документами этой семьи. Этот портфельчик не взяли ни в РГАЛИ, ни в Бахрушинский музей, и Александра Леонидовна подарила его нам в музей Сергея Есенина в Мурманск. Там-то и хранится «Постановление» – Дело № 8 об усыновлении Миклашевским Иваном Сергеевичем и Миклашевской Тамарой Леонидовной Миклашевского Сергея Ивановича, рожденного в феврале 1924 года, принимая во внимание, что родители усыновляемого неизвестны… О предоставлении усыновляемому фамилии Миклашевский, отчества Иванович.
Неправду поведал автор «Театрального детектива» и об отношениях повзрослевшего сына Игоря с матерью. Автор ёрничает о том, что Августе Леонидовне не досталось и этого – заботы о внуках и правнуках.
В музее Сергея Есенина в Воронеже хранится документ, который опровергает и эту ложь:
ПРОПУСК № А.
Разрешается ф. Миклашевской Августе Леонидовне.
Год рождения 1896.
Работающей: Камерный театр въезд во временное проживание в г. Борисоглебск Воронежской области и обратно в Москву. С ней вместе следует ребенок Андрей – 7 лет.
И обратно вдвоем.
Цель поездки – отпуск.
Паспорт ГБК №693185.
Действителен до 28 августа 1945 г.
[Августа в годы войны «омолодила» себя. Год рождения – 1891 г. – В. К.]
Андрей – это внук Августы Леонидовны, первенец ее сына Игоря. Да и квартира на проезде Даиилайтеса после смерти Августы Была завещана внучке ее Татьяне. Есть у нас в музее и фотография Августы Леони¬довны с. правнуком Алешей. Счастливые такие, прижались друг к другу. Смеются...
Вольно было читать, где автор «Театрального детектива» на странице 165 обвиняет во лжи Августу Леонидовну за то, что при заполнении анкет она не пишет, что отец репрессирован, а пишет – умер. Больно потому, что я знаю, что это такое. Я тоже ни разу не написала в анкете репрессирован. Потому что знала: мой отец не враг народа, что обвинили ею напрасно, оболгали, он невиновный. А написать так, как хочет Аркадий Ваксберг, в то время означало признать приговор. Я его не признавала и упрямо писала: умер. Рисковала? Да, я знала об этом. Но написать по-другому не могла. Значит, волей Божию сбережены были мы с Августой Леонидовной за эту, по определению А. Ваксберга, ложь. И понимаю Августу Леонидовну. Очень понимаю. Рассуждать о репрессированных – это одно, а пожить в «шкуре» врага народа – это другое.
И как только поднялась рука у автора «Театрального детектива» написать такое? Слава Богу, что не хлебнул он этого лиха.
Вторая часть книги – о сыне Августы Леонидовне Игоре Львовиче Миклашевском тоже не без огрехов. Трудно мне судить о секретном. Говорить буду о том. что твердо знаю вне секретов.
С Игорем Львовичем встречалась не однажды и при жизни Августы Леонидовны у нее дома, и после ее смерти. Похоронные документы на Августу Леонидовну мы вместе с Игорем Львовичем ходили оформлять. И похороны, и поминки вместе проводили. А потом за многие годы встречались уже на похоронах родственников Спировых.
Аркадий Ваксберг уверяет, что о «деяниях Игоря Миклашевского, да и вообще о его существовании. никто в сущности тогда и не знал». А вот ребята северного поселка, да и вся Москва, уже в 70-х годах знала про Игоря Миклашевского, читала в газете «Московский комсомолец» главы книги Георгия Свиридова «Стоять до последнего». А тут вскоре и книга вышла. И мигом разошлась. Видимо, и она миновала Аркадия Ваксберга. Нам тогда книгу помогли достать аж в Прибалтике! Даровали. А позднее, как сказал при встрече в 2006-м году Георгий Иванович Свиридов, книга эта переиздавалась. Так что знали о сыне Августы Леонидовны немало людей.
Ну и совсем непонятно, зачем надо было автору «детектива» похоронить Игоря в Санкт-Петербурге? Москве он жил, в Москве и умер. И похоронен в .Москве на Перловском кладбище. Умер он 24 сентября 1994 года. Уточнить можно было у детей и внуков Игоря Львовича, они тоже в Москве живут. Из Парижа это сделать непросто, но ведь автор работал в Москве в архивах, узнал бы адреса. Но, видимо, автору хотелось побольнее ущипнуть раз не саму А. Л. Миклашевскую, то хотя бы ее потомков.
Многие в книге вызывает недоумение. В «Литературной России» № 47 от 25 ноября 1994 года Александра Леонидовна Спирова перечислила всех детей, семьи Спировых, всех-братьев и сестер Августы: «Семья наша была большая. Первые трое мальчиков умерли, и Августу, родившуюся в1891 году, родители особенно берегли. А дети затем пошли один за другим. Их разделяли полтора–два года.
1891 гол– Августа, затем Леня.
1895 г. – Тамара, затем Настя.
1899 т. – Женя, она была старше меня на полтора года.
В мае 1901 года – я, Аля (Александра. – В. К.)
1902 год – Катя.
1905 г. – Нина.
1910 г. – Георгий.
В тот год, когда родился Георгий, Гутя вышла замуж за Ивана Миклашевского».
В семье Спировых было 12 детей, трое умерло сразу один за другим. Девяять жили, и среди них не было Николая, да еще с четко названной автором «Театральною детектива» профессией – шофер. Насколько я знаю, шофером был Георгий, по-семейному Орка, Орлик...
Аркадий Ваксберг сообщает об Игоре Миклашевском: «Нет никаких сведений о том, что именно, что конкретно рассказывал он на этих лекциях о своих подвигах. Видимо, о том, что выполнял какие-то спепиальные задания. Я знаю, что он рассказывал, слышала в Измайловском парке Москвы у бюста Наташи Качуевской. О своих подвигах не рассказывал. Рассказывал о подвигах других. Он был скромным человеком. Наверное, и в других местах тоже о «специальных заданиях» не рассказывал, суля по газетной заметке в Горьковской газете «Начеку». Вот о подвиге Наташи Качуевской, об участии в боях под Ленинградом, где он командовал зенитной батареей, о боях в Карелии, о том, как стояли насмерть, защищая Родину, бойцы нашей армии, о подвигах друзей, какою ценой досталась победа – об этом рассказывал.
И еще пару замечаний:
1. Черновик стихотворения «Заметался пожар голубой...» со словами «Что-то жуткое в сердце врезалось от пожатья твоей руки...» Августа Леонидовна видела.. При мне его принес и читал с фотокопии Николай Ванников, Это было еще на улице Качалова. Автор книги ошибается, утверждая, что «об этом Августа никогда не узнает». Ома просто сказала Н. Ванникову: «Сергей мне об этой строке говорил..». И все. Дальше ни вопросов Н. Ванникова, ни пояснений А. Миклашевской не было.
2. «Анна Борисовна Никритина пережила мужа на 20 лет. Никогда больше их пути с густой не пересеклись – ни лично, ни письменно, ни через посредство печатного слова. Нигде» – (стр. 370).
Анна Борисовна Никритина прислала мне в июне 1977 года на адрес Миклашевской Тамары Леонидовны письмо: «Как странно – последние дни все думала, где Гутя? Что с ней? Ничего не слышно. И вот услышала...
Ну что сказать... все мы смертны... Гуте – 85, а мне тоже уже 77. Вот-вот и "здравствуйте, Константин Сергеевич!" – как говорят во МХАТе. – "Жизнь человека недолговременна и полна печали". Вот это уж точно. Конечно, я помяну Гутеньку. Но я ее и не забываю. Передайте, пожалуйста, Тамаре мой привет, мои сочувствия». Это был ответ на мое письмо с известием о смерти Августы Леонидовны. На предыдущие письма А. Б. Никритина не отвечала. А после этого письма стала отвечать и на мои письма, и па письма моих школьнмков-есенят.
Августа Леонидовна Миклашевская отвечала на все вопросы ребят, а если сама не могла ответить на какой-то вопрос, то советовали, к кому обратиться или и каких книгах поискать ответ. Чаше это были советы – адреса людей, могущих нам в чем-то помочь. Сколько друзей мы заимели!
Анна Борисович отвечала иначе. Вот ответ па письмо Лены Пестовской с вопросом о северной поездке С. Есенина: «Милые есенинцы! К сожалению, ничем не мечу вам помочь. Я НИЧЕГО не знаю о такой поездке. Все, что могу Вам сказать». Еще несколько писем Лены остались без ответа. А вскоре на имя Лены пришло такое письмо: «Дорогая Лена! Отвечаю на твое письмо и поздравительную открытку. Анна Борисовна Никритина-Мариенгоф скончалась 16 октября 1982 года. Она похоронена на Богословском кладбище в могиле поэта Анатолия Борисовича Мариенгофа, ее мужа. С уважением. А. Родионова. 16 ноября 1982 г.». Видимо через месяц после ухода из жизни А. Б. Никритиной, когда разбирали архив ее, обнаружились письмо и открытка Лены. Мы благодарны, что нам известие о том прислали.
Неприятно было читать, когда автор «Театрального детектива» дает оценку театральной деятельности трех сестер: Августы, Тамары и Александры. Л. Ваксберг подыскивает уничижительные эпитеты. По мнению его, место в истории «Августы не как актрисы, не как личности, не как матери Игоря Миклашевского, а как музы Есенина» – таков вердикт Л. Ваксберга.
Что – муза Есенина – это не почетно? Это унижает человека, актрису?
Да и пренебрежение к артистам провинциальных городов пронизывает книгу от начала до конца, дескать, московские артисты – это первый сорт, а работа в провинции – это «стремительное падение вниз». Я, работая в столичных и провинциальных архивах, нашли немало откликов на театральную работу актрисы Миклашевской А. Л. Судя по газетно-журнальным отзывам тех лет, ВЕЗДЕ, и в столицах, и в провинциальных городах, Августа Миклашевская отмечена как ведущая яркая актриса. Это отмечено и рязанской, и московской, и кировской, и питерской, и брянской, и красноярской прессой... Видимо, мы с Аркадием Ваксбергом, работая в одних и тех же архивах, читая одни и те же газеты, смотрели разными глазами: он видел лишь темное, я в тех же публикациях – светлое. Везде чаще восторг от игры актрисы А. Миклашевской. И к провинции... И это «падение»?
И о Лащилине тот же тон свысока, снисходительно, с желчной иронией: «лысеющий танцор», «как балетмейстер он и Большом театре, так и продолжал эту деятельность без особых свершений. Даже получил еще один орден» (стр. 341). Это что же в Большом театре ордена давали ни за что? И далее автор сообщает: «Его похороны прошли совсем незаметно в присутствии Августы и сына. Никаких письменных следов, никакого устного свидетельства это событие не оставило». И опять ложь. Не одни Августа с сыном пронзались с Л. А. Лащилиным. Были и друзья актеры. Как вижу, еще одна интересная книга прошла мимо Аркадия Ваксберга Это книга воспоминаний актрисы Софьи Гиацинтовой «С памятью наедине» (М: «Искусство», 1985). Вот эти строки, которые обличают автора «Театрального детектива» в очередной лжи: «Вспоминая о танцах в театре, я обязана сказать доброе слово и о талантливом балетмейстере Льве Александровиче Лащилине — зеленоглазом красавце, добром, порядочном, ленивом и влюбчивом. Он ставил танцы в "Гадибуке", "Яблочко" в балете "Красный мак", занимался с молодыми артистами Художественного театра. На занятиях с нами был профессионально строг, резок, повелителен. Импровизируя и подчиняя себе партнершу, требовал мгновенного отклика Я покорялась ему с рабским вдохновением. Помню, как в "Вальсе" Шопена я, но замыслу танца, вырывалась. в его объятий, а он властно притягивал меня снова и снова – дух захватывало от его силы, ловкости, грации.
Нам правилось, что при несказанной красоте в Лащилине отсутствовала балетная женственность. Он был само мужество — любил природу, охоту, хорошие ружья и собак. Мужественность была и в его танцах. Друзья, провожавшие Лащилина в последний путь, с изумлением увидели на нем военный мундир. Оказалось, в больнице перепутали костюмы, когда одевали его. И я подумала, что в чужом военном костюме он сыграл спою последнюю героическую роль и похоронен не принцем, а воином, — почему-то эта мысль утешала» (стр. 90).
У Аркадия Ваксберга не нашлось добрых слов ни для кого из окружения Миклашевской А. Л, кроме Анатолия Мариенгофа. По-моему, и стиль «Театрального детектива» заимствован тоже у Анатолия Мариенгофа
Помню, как мы с Августой Леонидовной не раз говорили об Анатолии Мариенгофе. Я не могла простить ему «Романа без вранья». Миклашевская говорила, что книга написана талантливо, что нельзя его творчество принимать только в черном цвете, что он талантливый поэт, драматург, писатель... Я взрывалась: «Даже Маяковский называл "Роман без вранья" "Романом вранья". Даже Маяковский!!»
Прошло много лет. Теперь я понимаю, что в книге Мариенгофа даны действительные факты из жизни Есенина, смещен лишь угол осветления фактов: все, что касается Есенина, дано в черных топах, все, что касается Мариенгофа, – в светлых. Особенно остро я это осознала, когда получила в дар книгу Петра Радечко «Троянский конь репутации Есенина» (Брест: «Раритет». – 2005 г.) о роли в жизни поэта его «лучшего друга» Анатолия Мариенгофа
Вот такой мариенгофовский угол освещения фактов жизни семьи Миклашевской и ее ближайшего окружения и был выбран Аркадием Ваксбергом.
А Августа Леонидовна умела быть скромной, а вот для других не жалела жара души своей. Вот как она писала о Галине Бениславской в письме Гарегену Бебутову: «Уважаемые товарищи (Письмо было послано в редакцию журнала «Литературная Грузил». – В. К.), я с большим удовольствием прочитала статью Г. Бебутова о С Есенине "Четыре эскиза".
Главным образом меня обрадовало то, что написано о Гале Бениславской, Я еще до знакомства с Есениным узнала о Гале Бениславской от Мариенгофа, который, усмехаясь, говорил, что она "спасает русскую литературу".
Галя... Она была красивая, умная.
Я ничего не знала о ее ''родословном дереве, о грузинской ветви", но в своих воспоминаниях, которые находятся в ЦГАЛИ и в Есенинском музее, я писала: "Когда читаешь у Есенина: "Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, на тебя она страшно похожа, может, думает обо мне..." – я вижу Галю. (Портрет Шаганэ тогда еще не публиковался. – В.К.)
Темные две косы, смотрит внимательными глазами, немного исподлобья, почти всегда сдержанная улыбка. Сколько у нее было любви, силы, умения казаться спокойной. Она находила в себе силу устранить себя и сейчас же появлялась, если с Есениным стряслась какая-нибудь беда. Когда он пропадал, она умела находить его. Каждый раз, встречаясь с Галей, я восхищалась ее внутренней силой, душевной красотой, поражала ее огромная любовь к Есенину, которая могла так много вынести, если это было нужно ему.
Как только появлялось его новое стихотворение, она приходила и спрашивала: "Читали?". Когда было напечатано "Письмо к женщине", опять спросила: "Читали? Как хорошо!"
И только когда Есенин женился на Толстой, Галя устранилась совсем и куда-то уехала. В самые страшные минуты возле Есенина не оказалось Гали, и он погиб.
Очень прошу показать мое письмо Г. Бебутову. Августа Миклашевская. 9 декабря 1968 г.». (Цитирую по книге Г. Бебутов. «Вез срока давности» – Тбилиси: «Мерани – 1979 г. – стр. 140–141).
«Какое благородство мыслей и чувства в этом письме, какая сила самоотрешенности в постижении и признании духовного мира Галины Бениславской»,— так отреагировал на это письмо Гареген Вебутов.
А кот в книге Аркадия Вакеберга ни благородства мысли но отношению к женщине, ни высокого чувства но оценку роли этой женщины не найдешь. Да и фактическая достоверность еще многою, мной не названною, нуждается в проверке документами.
Публикуется впервые.
Последний раз редактировалось Старуш-ка 23:26:56, Воскресенье 22 Август 2010, всего редактировалось 1 раз.
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение Старуш-ка » 21:42:16, Воскресенье 22 Август 2010

К слову, эта статья - из книги
Кузнецова В.Е. С думой о Есенине: сборник статей. - Мурманск: Кн.изд-во, 2009. - 320 с.: ил.
Несколько статей из неё я в свое время уже выкладывала.


К сожалению, не нашла этой чудесной книги в "Библиографии"..((
Изображение
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение Юлия М. » 23:24:22, Воскресенье 22 Август 2010

Не знаете, где книгу эту можно купить?
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Аватар пользователя
Юлия М.
Супер-Профи
 
Сообщений: 2421
Зарегистрирован: 04:37:13, Воскресенье 02 Сентябрь 2007
Откуда: Москва

Сообщение Татьяна-76 » 11:35:36, Понедельник 23 Август 2010

Театральный детектив у меня эта книга есть, а вот второй нет...Кстати, мне книга понравилась...
Юля я покупала Театральный детектив в обыкновенном книжном магазине
Твое прошлое скрывается в твоем молчании,
настоящее – в твоей речи,
а будущее – в твоих ошибочных шагах.
Аватар пользователя
Татьяна-76
Профи
 
Сообщений: 1593
Зарегистрирован: 10:57:19, Суббота 28 Март 2009
Откуда: Волгоградская область.

Сообщение Юлия М. » 20:56:25, Понедельник 23 Август 2010

Не Театральный детектив... Эта книга у меня есть... А книгу Кузнецовой В.Е. С думой о Есенине... Вот эту я хочу купить.
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Аватар пользователя
Юлия М.
Супер-Профи
 
Сообщений: 2421
Зарегистрирован: 04:37:13, Воскресенье 02 Сентябрь 2007
Откуда: Москва

Сообщение Жанна » 20:15:41, Среда 06 Октябрь 2010

Изображение
кто нибудь покупал?
http://www.zyorna.ru/book/1044/
Аватар пользователя
Жанна
Читатель
 
Сообщений: 25
Зарегистрирован: 21:12:55, Понедельник 12 Октябрь 2009
Откуда: Cпб

Сообщение Юлия М. » 20:33:57, Среда 06 Октябрь 2010

В Константиново эта книга есть. Не покупала.
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Аватар пользователя
Юлия М.
Супер-Профи
 
Сообщений: 2421
Зарегистрирован: 04:37:13, Воскресенье 02 Сентябрь 2007
Откуда: Москва

Сообщение Валентина » 21:06:34, Четверг 14 Октябрь 2010

Сергей Зинин. Неизвестный Есенин. В плену у Бениславской.

Изображение

В публикациях о Сергее Есенине Галине Бениславской обычно отводится роль любимой женщины, верного друга и литературного секретаря поэта. Между тем, статус Г.А. Бениславской как его гражданской жены подтверждается многими данными, и она имеет явное преимущество по продолжительности совместной семейной жизни в сравнении с зарегистрированными и гражданскими женами С.А. Есенина. Сергей Александрович неоднократно предлагал Бениславской и официально оформить с ней брачные отношения.
Летом 1925 года перед женитьбой поэта на С. А. Толстой между ними произошел разрыв. Галина тяжело переживала это, лечилась от нервного расстройства, на время уезжала из Москвы. А в декабре 1926 года покончила с собой на могиле Есенина на Ваганьковском кладбище, оставив записку: "3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина... Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое...".
Книга появилась В БиблиоГлобусе, хотя на их сайте ее пока еще нет. Там же из новинок есть Людмила Поликовская "Есенин", из серии Великие историчческие персоны. См.
http://esenin.ru/2010-g/knigi-o-esenine.html
Ego sum, qui sum.
Аватар пользователя
Валентина
Мастер
 
Сообщений: 516
Зарегистрирован: 13:38:14, Вторник 18 Июль 2006
Откуда: Москва

Сообщение алена » 06:18:51, Суббота 20 Ноябрь 2010

Нашла случайно вот такую книгу в интернете (она очень дорогая), там не написано какие стихи Есенина в неё входят, но мне показалось очень интересным оформление, я первый раз такую обложку вижу

Изображение
алена
Мастер
 
Сообщений: 951
Зарегистрирован: 03:58:13, Воскресенье 23 Март 2008

Сообщение Татьяна-76 » 11:33:05, Суббота 20 Ноябрь 2010

Это ручная работа, стоит книга 6500 руб.
http://www.lorien-spb.ru/Katalog/tovar_428

а вот еще книжная миниатюра...

Изображение
Твое прошлое скрывается в твоем молчании,
настоящее – в твоей речи,
а будущее – в твоих ошибочных шагах.
Аватар пользователя
Татьяна-76
Профи
 
Сообщений: 1593
Зарегистрирован: 10:57:19, Суббота 28 Март 2009
Откуда: Волгоградская область.

Сообщение Данита » 13:46:49, Суббота 20 Ноябрь 2010

Есенин в плену у Бениславской - кто нибудь читал? СтОит купить? Поделитесь, пжлста, впечатлениями!
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Валентина » 22:32:06, Понедельник 29 Ноябрь 2010

Ego sum, qui sum.
Аватар пользователя
Валентина
Мастер
 
Сообщений: 516
Зарегистрирован: 13:38:14, Вторник 18 Июль 2006
Откуда: Москва

Сообщение Татиана » 23:16:57, Понедельник 29 Ноябрь 2010

Последняя книга у меня есть.
Валь, а первые две ты читала уже? Стоит брать?
...Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть...
Аватар пользователя
Татиана
Профи
 
Сообщений: 1770
Зарегистрирован: 21:23:12, Четверг 24 Ноябрь 2005
Откуда: Москва

Сообщение Валентина » 23:22:44, Понедельник 29 Ноябрь 2010

Я только сегодня их купила. Пока не знаю стоят они того или нет.
Ego sum, qui sum.
Аватар пользователя
Валентина
Мастер
 
Сообщений: 516
Зарегистрирован: 13:38:14, Вторник 18 Июль 2006
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Печатные издания

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron