Борис Соколов - "Красная нить судьбы"

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Сообщение Леонсия » 13:08:38, Вторник 18 Апрель 2006

Данита, извини, что отвечаю с таким опозданием - просто только сейчас увидела твой вопрос. :oops: Книга эта... Ну, в общем, если кратко, то - жила-была девушка (Аня, кажется). И однажды она узнала про Есенина. И вот они стали общаться, он уже к тому моменту был стареньким и больным, а перед смертью он отдал ей ключи от потайной комнаты, в котоую он никого никогда не пускал. А Аня эта хотела стать журналисткой. И вот она зашла туда, а там на полу гора рукописей, новый, неопубликованных стихотворений Есенина. И она в конце концов, присвоив их себе, стала знаменитой "поэтессой", устав отвечать на вопрос, почему же все-таки она пишет от мужского лица.
Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу...
Дьяволу служить или Пророку,
Каждый выбирает по себе.
Аватар пользователя
Леонсия
Мастер
 
Сообщений: 542
Зарегистрирован: 23:15:46, Четверг 02 Февраль 2006
Откуда: Москва

Сообщение Данита » 14:49:22, Вторник 18 Апрель 2006

А по-подробней, Катерина, что именно бред???
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Катерина » 15:19:37, Вторник 18 Апрель 2006

Данита писал(а):А по-подробней, Катерина, что именно бред???


Я считаю бредом домыслы о гомосексуализме Сергея. Не думаю, что если мужчины посвящают друг другу стихи, то это уже любовь. Почему нельзя говорить о мужской дружбе? Почему женщина может посвятить женщине стих, и никто не подумает, что между ними любовь? Почему многие люди пытаются найти хоть одну зацепку, чтобы уличить людей в однополой любви?
Катерина
Супер-Профи
 
Сообщений: 2162
Зарегистрирован: 12:10:17, Вторник 18 Апрель 2006
Откуда: Москва

Сообщение Данита » 17:45:57, Вторник 18 Апрель 2006

Ты Абсолютно права!!!

Я просто подумала, что ты про др. книгу..
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Катерина » 18:55:28, Вторник 18 Апрель 2006

Не, я про эту самую. Нехороший человек автор.
Катерина
Супер-Профи
 
Сообщений: 2162
Зарегистрирован: 12:10:17, Вторник 18 Апрель 2006
Откуда: Москва

Сообщение Данита » 19:25:46, Вторник 18 Апрель 2006

Катерина, ты про "Красную нить судьбы"? Соколов - просто деньги сшибить хотел на мой взгляд....



Леонсия, а ты видимо про "Вторую дверь", да??? Я не поняла - Есенин стареньким был, да?? А чем тогда этот БРЕД закончился???
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Леонсия » 22:42:31, Вторник 18 Апрель 2006

Да, это я про "Вторую дверь". Так я ж написала, чем кончилось - она присвоила себе его новые стихотворения.
Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу...
Дьяволу служить или Пророку,
Каждый выбирает по себе.
Аватар пользователя
Леонсия
Мастер
 
Сообщений: 542
Зарегистрирован: 23:15:46, Четверг 02 Февраль 2006
Откуда: Москва

Сообщение Юлия З. » 17:28:23, Суббота 22 Апрель 2006

Мне кажется, что господин Соколов очень захотел выделиться в литературных кругах. Ну ещё бы, тема Есенина столь популярна. К тому же, 2005 год был юбилейным для Сергея Есенина. Но к сожалению для Соколова, за 80 лет о многом в жизни и творчестве поэта уже написано. А тут такой неожиданный поворот - Есенин-голубой ! Почему бы не обсосать это со всех сторон?- подумал Соколов.
Вот интересно, сам то он понял, что писал и зачем?
На мой взгляд, книга просто гнусная! Может быть, у самого автора с ориентацией что-то не то!
Юлия З.
Читатель
 
Сообщений: 68
Зарегистрирован: 16:20:54, Суббота 22 Апрель 2006
Откуда: москва

Сообщение Катерина » 18:23:37, Суббота 22 Апрель 2006

Юлия З. писал(а):Мне кажется, что господин Соколов очень захотел выделиться в литературных кругах. Ну ещё бы, тема Есенина столь популярна. К тому же, 2005 год был юбилейным для Сергея Есенина. Но к сожалению для Соколова, за 80 лет о многом в жизни и творчестве поэта уже написано. А тут такой неожиданный поворот - Есенин-голубой ! Почему бы не обсосать это со всех сторон?- подумал Соколов.
Вот интересно, сам то он понял, что писал и зачем?
На мой взгляд, книга просто гнусная! Может быть, у самого автора с ориентацией что-то не то!


Просто человек решил денег сорвать. Честно, у меня руки чешутся написать ему в ответ, все то, что я о нем думаю (о Соколове). Но он врядли обратит внимание на мое письмо. Я на самом деле спокойная, но когда задевают моих любимых людей, я могу сделать плохо... :twisted: Так, все, надо успокоиться.....
Катерина
Супер-Профи
 
Сообщений: 2162
Зарегистрирован: 12:10:17, Вторник 18 Апрель 2006
Откуда: Москва

Сообщение Данита » 08:03:53, Среда 26 Апрель 2006

Ой, какая хорошенькая девочка Катюшка!!!!


А господин Соколов пусть вообще отдыхает!!!! Хи-хи!!! :twisted:
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Катерина » 12:03:40, Среда 26 Апрель 2006

А сколько лет господину Соколову? Он еще живой?
Катерина
Супер-Профи
 
Сообщений: 2162
Зарегистрирован: 12:10:17, Вторник 18 Апрель 2006
Откуда: Москва

Сообщение Данита » 12:46:51, Среда 26 Апрель 2006

Кать, а у тебя такие волосы рыжие, да???

А Соколов. думаю, что живой!!! Если что узнаю о нем - скину.
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Катерина » 13:05:33, Среда 26 Апрель 2006

Не Даниточка, у меня не рыжие волосы, а каштановые)

Хм...удивительно, что после написания такой книги Соколов еще жив)))) :twisted: :twisted: :twisted:
(простите за жестокость))
Катерина
Супер-Профи
 
Сообщений: 2162
Зарегистрирован: 12:10:17, Вторник 18 Апрель 2006
Откуда: Москва

Сообщение Катерина » 16:47:49, Среда 26 Апрель 2006

Специальное предложение для тех, кто хочет заработать. Берем ручку и блокнот или комп. И пишем книгу "БОРИС СОКОЛОВ - ГОЛУБАЯ НИТЬ СУДЬБЫ"....о чем писать думаю сообразите))
Катерина
Супер-Профи
 
Сообщений: 2162
Зарегистрирован: 12:10:17, Вторник 18 Апрель 2006
Откуда: Москва

Сообщение Данита » 21:06:31, Среда 26 Апрель 2006

По многочисленным просьбам читателей!!! Пообщайтесь с Борисом Соколовым!!!!

-----------------

Борис Соколов
доктор исторических наук, автор книги "Красная нить судьбы"


27 Ноября 2005

Тайна гибели Сергея Есенина
К.ЛАРИНА – Ну что ж, мы начинаем нашу программу, и я хочу немножечко изменить драматургию передачи, поскольку у нас сегодня такая тема, которая волнует огромное количество наших слушателей и читателей, и вообще нормальных людей, естественно, поскольку самая главная тайна – это тайна таланта. У нас сегодня называется передача «Тайна гибели Есенина», но я думаю, что мы не ограничимся только этой трагической темой, я думаю, что об этом человеке можно говорить, ну, в самых разных аспектах. И перед тем, как представить наших сегодняшних гостей, я хочу предложить нашим слушателям и гостям тоже настроиться немножечко на волну этого бесконечно талантливого человека и послушать его голос. Давайте послушаем.



ЗАПИСЬ ЕСЕНИНА



К.ЛАРИНА – Ну вот, видите, по радио можно услышать голос Сергея Есенина. Вы слышали фрагмент из поэмы «Пугачев», монолог Хлопуши известнейший. И теперь давайте представим гостей сегодняшнего эфира, программы «Книжное казино». Александр Ушаков, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы, профессор. Здравствуйте, Александр Миронович, добрый день! Нонна Голикова, писатель-драматург, автор книги «Сергей и Айседора», здравствуйте, Нонна Юрьевна!

Н.ГОЛИКОВА – Здравствуйте!

К.ЛАРИНА – И Борис Соколов, доктор исторических наук, автор книги…

Б.СОКОЛОВ – Филологических.

К.ЛАРИНА – Каких?

Б.СОКОЛОВ – Филологических.

К.ЛАРИНА – Простите! Филологических. Автор книги «Красная нить судьбы». Здравствуйте, Борис Вадимович!

Б.СОКОЛОВ – Здравствуйте!

К.ЛАРИНА – Здесь же в студии Майя Пешкова, еще раз приветствую тебя в студии…

М.ПЕШКОВА – Добрый день!

К.ЛАРИНА – И Ксения Ларина, еще раз добрый день! Ну и давайте тогда начнем наш разговор. Вот, что главное все-таки в творчестве и в жизни этого человека для вас – мой первый вопрос, хотя он достаточно общий. И почему все-таки до сих пор тайна гибели Есенина для многих остается тайной? Почему никто не хочет соглашаться с окончательной версией самоубийства поэта – ну никто… ну, скажем так, достаточное количество людей, в том числе серьезных, литературоведов и историков, которые пытаются найти доказательства все равно его насильственной смерти. В чем здесь секрет?

М.ПЕШКОВА – И родных, в том числе.

К.ЛАРИНА – Пожалуйста, Александр Миронович, ну пожалуйста, давайте с Вас начнем.

А.УШАКОВ – Ну, я начну с того, с чего Вы начали: почему сегодня существует такой гигантский…

К.ЛАРИНА – Интерес.

А.УШАКОВ – Интерес к личности и к поэзии Сергея Александровича Есенина. Ну, русская поэзия, как Вы понимаете, создавалась огромным количеством талантов великих, и среди них Есенин занимает одно из первых мест. Я не согласен с тем, что, так сказать, он самый великий поэт – не могу с этим согласиться – но, безусловно, сейчас самый популярный. И по лиризму это такой, очень пронзительный и проникающий в душу лиризм. Он, безусловно, один из первых, а может быть, самый первый поэт ХХ века. И постепенно время в этом лиризме открывает какие-то ноты, которые входят в человеческую душу очень естественно, и люди и Есенина понимают, и понимают, что Есенин вместе с ними сопереживает, хотя его физически уже и нет. Теперь, кроме всего прочего, каждое новое поколение, которое приходит, оно хочет само все расставить по своим местам. Если даже уже есть какие-то оценки или установления, каждое новое поколение производит эту работу самостоятельно. И появилось немало читателей, которые, может быть, не столь основательно знают всю литературу о Есенине, но им Есенин очень близок, и они внутри его поэзии находят какие-то ноты, какие-то сигналы. Они что-то читали о нем – тоже есть какие-то сигналы – и они хотят самостоятельно в этом разобраться. И в связи с этим происходит какая-то… ну, что ли, активизация различных мнений, различных точек зрения. Тем более, мы сейчас живем в такое время, когда, собственно, никаких запретов нет, и когда можно свободно вести дискуссию не только о Есенине, но и об эпохе, и о власти, и высказывать самые разные суждения. В полной мере это относится к Есенину, потому что в его смерти действительно есть некая загадочность, потому что он ушел из жизни на взлете…

К.ЛАРИНА – Молодым.

А.УШАКОВ – Молодым, и на взлете своей творческой энергии какой-то. И мы все понимаем, что если бы он был жив, мы бы еще смогли познакомиться с великими произведениями, вышедшими из-под пера этого замечательного поэта. И поскольку, как это нередко бывает, в общем, не все, когда он умер, протекало так, как, может быть, должно было протекать. Не так там во многом составился протокол осмотра места происшествия. В акте, подписанном Гиляревским, тоже мы можем сказать, того-то нет или того-то нет. Поэтому, конечно, это все является какими-то зацепками…

К.ЛАРИНА – Т.е. есть нюансы, которые позволяют нам…

А.УШАКОВ – Нюансы, да. Позволяют нам говорить, что тут есть какая-то тайна, и давайте мы эту тайну разгадаем. Вот так я смотрю на эту ситуацию.

К.ЛАРИНА – Спасибо, Александр Миронович. Давайте дальше пойдем. Нонна Юрьевна, пожалуйста, Вам слово.

Н.ГОЛИКОВА – Вы знаете, я автор не только вот этой книги, «Сергей и Айседора», но и пьесы о Есенине – в 1995 году, к столетию Есенина, она была мною написана, и шла на сцене театра имени Ермоловой в постановке режиссера Веригиной. И исполнителем роли Есенина был Сережа Безруков, который теперь сыграл эту же роль в сериале. И вот мы имеем уникальную возможность видеть, как один и тот же артист играет один и тот же исторический персонаж, но в произведениях разных авторов. И тут мне очень нравится мысль… у нас успех был невероятный. И пресса была, в общем, так же единодушна, как теперь, только в прямо противоположном смысле. И… но мне очень нравится мысль Моэма, который говорил: «Если все говорят, что артист делает успех спектакля, то это заблуждение. Это говорит только о том, что артист поднялся до уровня автора». Мне эта мысль очень нравится. Но это очень серьезно. Видите, одна и та же историческая фигура у разных авторов совершенно по-разному видны нам. Что касается… да, и сейчас мне звонят, ну, буквально, вот последний звонок был вообще из Белоруссии: «Нонна Юрьевна, что случилось с Есениным? Мы видели Вашего «Есенина» в театре Ермоловой. Что произошло?» Никто не понимает, кто чего написал. Так вот, я написала пьесу «Жизнь моя, иль ты приснилась мне». Сережа Безруков потом, в более поздних интервью все намекал, что папа как-то вмешивался в мою драматургию, улучшая ее. Видно, ему надо было как-то объяснять, почему автор сериала не тот, с кем он уже имел успех в этой роли.

А.УШАКОВ – Хотел присоединиться к Вашему успеху.

К.ЛАРИНА – Ну, мы все поняли. Мы поняли.

Н.ГОЛИКОВА – Да. Да. Так вот, пьесу написала я, сериал не я.

К.ЛАРИНА – Да, хорошо. Но давайте все-таки к Есенину вернемся.

Н.ГОЛИКОВА – К Есенину…

К.ЛАРИНА – Потому что мне бы очень не хотелось, чтобы мы сегодня кино обсуждали, ну?

Н.ГОЛИКОВА – Ну, не будем обсуждать. Что касается проблемы, вот, смерти Есенина, Вы знаете, когда, вот, я пьесу писала, я встречалась с Хлысталовым – это был следователь, и он занимался этой проблемой профессионально. И я запомнила его рассказы. Я хотела понять, где нужно ставит точку, вот, касаясь этой биографии Есенина. Мне кажется, что, вообще, вот этот ужас, который пережил этот мальчик в эти страшные минуты, не может быть предметом художественного осмысления. Это предмет размышления исследователей, историков. А так это несколько даже, я бы сказала, кощунственно. А если это в театре? За деньги идут смотреть вот этот кошмар. Тем более, что я помню, как Хлысталов мне говорил, что вот он в силу своей должности имел право профессиональное доступа к документам, связанным с гибелью Есенина, к архивам. Но какую-то последнюю папку даже ему так и не дали. Значит, какого-то точного знания нету до сих пор. Но вот мне интуитивно… я сознательно, вот, по изложенным соображениям не стала касаться вообще этой темы. Но как-то интуитивно мне кажется, что его убили. Вот как-то вот… вот так мне кажется. Так мне кажется. Но еще раз повторяю, я не специалист, и как-то очень глубинно и специально вот этой проблемой не занималась.

К.ЛАРИНА – Борис Вадимович Соколов, пожалуйста.

Б.СОКОЛОВ – Да. Ну, я скажу сразу о проблеме, почему, действительно, такое общественное внимание к версии убийства Есенина. Сейчас мы все больше возвращаемся к славной триаде «самодержавие, православие, народность». Есенин у нас сейчас национальный и народный поэт, а народный поэт, значит, по этой логике, никоим образом не может не быть православным. Хотя, отношения, на самом деле, истинного Есенина с православием были достаточно сложными и с Богом тоже. Он об этом и в стихах писал, верит он или не верит. Ну, для православного человека самоубийство – тяжкий грех. Поскольку из Есенина сейчас делают икону, действительно, православную икону, то из самоубийцы это делать вроде как-то неудобно. Значит, эту проблему надо решить, надо доказать, что его убили люди сугубо не православные, евреи, масоны, троцкисты, я уж не знаю, кто. Ну, это в зависимости от того, кому что нравится. То, что это не имеет никаких, в общем-то, оснований в реальных фактах, это, как говорится, не волнует, здесь факты подгоняются под миф. Ну да, действительно, протокол оформлен, может быть, не по всем правилам, но я вообще сомневаюсь, что в 20-е, 30-е годы было так уж много протоколов, в которых все эти формальности соблюдались. Т.е. наверное, с этой точки зрения вообще ни одно самоубийство мы не признали бы самоубийством. Ну, с точки зрения мотивов, обычно говорят, что убили его троцкисты. Но мало кто знает, что единственное произведение Есенина было в 1938 году запрещено – единственное, подчеркиваю – это «Песня о великом походе», причем оно было запрещено только по той причине, что там в позитивном контексте упоминались враги народа Зиновьев и Троцкий. Вот. Ну, хотя бы я уж не буду даже все особенности экспертиз здесь излагать, это довольно нудно и трудно сделать так. Хотя я замечу, что в 90-е годы все повторные экспертизы, которые проводились по данным первой экспертизы, они подтвердили, что именно вот в таком виде труп Есенина и должен был быть обнаружен, если он действительно повесился на трубе отопления. Но дело еще ведь со стихотворением его прощальным. Ну, если он не покончил с собой, то кто тогда писал это стихотворение? Эрлих, Блюмкин? Обычно на роль убийцы чекиста, якобы, Блюмкина выдвигают, просто по той причине, что это единственный высокопоставленный чекист, с которым Есенин был более-менее знаком. Ну так что, кто-то из них написал? Или тот же Блюмкин перед смертью упер маузер в лоб Есенину и потребовал: «А ну, сволочь, пиши»? Кровью, да?

М.ПЕШКОВА – Кровью.

Б.СОКОЛОВ – Так, что ли, получается? Причины, по-моему, самоубийства, они как раз лежат на поверхности. Да, кстати, еще хочу сказать, в той же роли есть версия, что все скандалы пьяные Есенина провоцировало, дескать, ГПУ. Но хочу напомнить, что наиболее громкие скандалы Есенина были в Европе и в Северной Америке. Ну что ж, ГПУ там всю свою агентуру, тогда еще не очень многочисленную, мобилизовало для этой цели?

К.ЛАРИНА – Наши люди везде достанут.

Н.ГОЛИКОВА – Нет, в Европе-то она многочисленная…

Б.СОКОЛОВ – Ну, в Америке тогда еще не было, там тяжело было.

К.ЛАРИНА – Внимание! Вот на этом спорном моменте…

Б.СОКОЛОВ – Вот, а я хочу сказать, почему он покончил с собой, на мой взгляд. Ну, во-первых, у него был…

К.ЛАРИНА – Да. Я Вас умоляю… Давайте я Вас остановлю. Простите, ради Бога, потому что мы уже «зашкалили», у нас уже новости пришли, мы должны делать перерыв, а потом продолжим нашу программу, поскольку позиции мы уже обозначили.



НОВОСТИ



К.ЛАРИНА – У нас сегодня очень серьезная тема, а времени у нас мало, поэтому давайте мы сделаем так. Мы будем принимать ваши вопросы на наш эфирный пейджер. Какими-то вопросами я воспользуюсь, но в любом случае имейте в виду, что шесть или семь человек у нас будут в числе победителей, которые получат книги наших сегодняшних гостей. Еще раз вас всех представлю, уважаемые гости: Александр Ушаков, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы, писатель-драматург Нонна Голикова и доктор филологических наук Борис Соколов. Мы остановились на как раз том трагическом дне, 25 декабря 1925 года. Давайте мы вернемся к этой теме и поговорим немножечко о возможных причинах, если мы, допустим, принимаем за версию то, что человек все-таки решил добровольно уйти из жизни. Были ли у него на это причины, хотя согласна я с Александром Мироновичем, что это тайна такая, которую никто никогда по-настоящему раскрыть не сможет. К сожалению, техника еще до этого не дошла. Невозможно прочитать последние мысли уходящего из жизни человека. Пожалуйста, Александр Миронович, Вам слово.

А.УШАКОВ – Ну, поскольку мои коллеги определились в отношении смерти Есенина – убийство это или самоубийство – я тоже выскажу свою точку зрения, с Вашего разрешения.

К.ЛАРИНА – Пожалуйста.

А.УШАКОВ – Значит, в нашем институте 10 лет назад, даже больше, проводилась экспертиза всех документов, которыми мы – не только наука, а вообще сейчас наша общественность располагает. Они были подвергнуты новой, перекрестной экспертизе. В том числе, проводилась экспертиза и записки предсмертной. Потому что здесь уже говорилось о том, Есенин ли написал, кровью это или не кровью написано. Значит, в общем и целом вывод такой, что несмотря на некоторые неточности документов, они все-таки составлены с соблюдением тех правил, которые на тот момент существовали. Эти отклонения, они незначительные, они не делают погоды. Что же касается предсмертной записки, то было установлено, что это почерк Есенина, что это написано рукой Есенина, что написано кровью.

К.ЛАРИНА – Есенина?

А.УШАКОВ – Есенина, да. Вот, и поэтому, как говорится, все сомнения в этом отношении были сняты. Надо сказать, что акт о вскрытии, он сохранился слегка в поврежденном виде, потому что часть текста там… текст был разорван на кусочки, на 14 кусочков маленьких, и поэтому многие домыслы возникали из-за этого. Ну, например, там, вес мозга – осталось, там, 20 г. Удалось в результате экспертизы восстановить этот текст полностью и прочитать. И из-за этого, опять-таки, многие домыслы уже не могли иметь места, потому что там точно говорится «вес мозга 1920 г». Просто 19 – это в полустертом состоянии существовало. Поэтому мы располагаем весьма серьезной документальной базой. Вот, несколько лет назад наш институт издал книгу, называется «Смерть Сергея Есенина: документы, факты, версии». Причем версии были представлены все. И надо сказать, что сторонники версий – и Хлысталов, и Сидорина, и точка зрения писателя Василия Ивановича Белова, и многих других – она здесь присутствует. Она здесь присутствует. Поэтому, кстати, я всем интересующимся смертью Есенина тоже рекомендую обратиться и к этой книге. Теперь что касается причин. Я, конечно, придерживаюсь той точки зрения, что он покончил жизнь самоубийством. Что же касается причин, то можно назвать какие-то обстоятельства, которые привели к смерти, к самоубийство. Но, так сказать, назвать причины с точностью дважды два четыре, мне кажется, невозможно. Если даже человек, уходя из жизни, пишет предсмертное письмо и говорит: «Я ухожу из жизни, потому что меня разлюбила женщина» или «Я ухожу из жизни, потому что кругом, там, несправедливость» и т.д. и т.д., все равно причины, которые внутри личности, гораздо сложнее. Мы пока находимся на таком уровне, что заглянуть вглубь не можем. Мы, может быть, подойдем к этому и когда-то сможем с большей определенностью сказать, почему покончил жизнь…

К.ЛАРИНА – Вы знаете, существует еще такая версия. Ну, я ее так, огрублю, но на самом деле, тоже наверняка Вы с этим знакомы, что, в принципе, вообще Сергей Есенин был человеком не вполне психически здоровым. Я думаю, что все с этой версией тоже знакомы. Тут имеется в виду, наверное, и алкоголизм, который все-таки, наверняка, уже перерос в хроническое заболевание. И Бог его знает, каким образом все это отразилось на его психическом здоровье. Вот как Вы относитесь к этой версии – она тоже существует. Ну, Нонна Юрьевна, давайте я к Вам уже перейду.

Н.ГОЛИКОВА – Ну знаете, как-то мне никогда не казалось, что есть психические нарушения. Но если говорить о самоубийстве, то… и причинах, наверное, каждый человек в своей жизни переживал моменты, когда он думал, что он должен это сделать, особенно в юности, в молодости, столкновения с жизнью. Я тут слушала, что говорят, и вспомнила слова Айседоры на эту тему. Она сказала, что если бы в аптеках яд продавали так же свободно, как противоядие, то в один прекрасный день вся интеллигенция исчезла бы с лица Земли. Я думаю, что в наших размышлениях о жизни кто как не гений размышляет и постигает все ее глубины, и глубины души человеческой. Наверное, бывают минуты отчаяния, конечно, конечно. Но психическое заболевание – нет, нет.

К.ЛАРИНА – Т.е. Вы придерживаетесь версии, как я поняла, вот, интуитивно, что его…

Н.ГОЛИКОВА – Что его убили, хотя я ничего утверждать не могу. Конечно.

К.ЛАРИНА – Но на Ваш взгляд, были причины для того, чтобы его убить?

Н.ГОЛИКОВА – Ну, политические, какие-то политические причины. Но я еще раз говорю, что…

К.ЛАРИНА – Ну например? Вот Вы же об этом размышляете. Вот например, могли бы Вы назвать, по какой причине его могли убрать из жизни?

Н.ГОЛИКОВА – Нет, я не могу. Нет, нет, я не могу это назвать, потому что я говорю, я совершенно сознательно глубоко этим не занималась. Я писала о жизни и любви, а не о его смерти. И вот эта книга «Сергей и Айседора» - это часть серии историко-биографических любовных романов.

К.ЛАРИНА – Понятно. Борис Вадимович, Вам слово.

Б.СОКОЛОВ – Ну, я хочу сказать, что, на мой взгляд, Есенин был человеком нормальным. То, что он лечился в психиатрической лечебнице – он лечился именно от алкоголизма, но алкоголизм все-таки навряд ли можно считать строго психическим заболеванием. Ну вот, по-моему, как раз в этом лечении лежит одна из причин самоубийства. Потому что он, как известно, не кончил курса и сбежал оттуда, впав после этого в новый запой сразу же. А обычно в таких случаях запой… вот когда человек не кончил курса, новый запой сопровождается особенно сильной депрессией. Вот это могло сыграть роковую роль. Еще, кстати сказать, он лег тогда на лечение именно потому, что ему грозил суд после одного из очередных скандалов – это тоже была, как бы, такая вот… роковое стечение обстоятельств. Но депрессия у него была в частности оттого, что действительно, живых коней побеждает стальная конница, он видел, что деревня уходит. Более того, он достаточно скептически, уже в последние годы, относился к советской власти – это, вот, например, в «Анне Снегиной» уже прочитывается.

А.УШАКОВ – Я бы сказал, сдержанно.

Б.СОКОЛОВ – Ну, в общем, он предвидел, что будет все хуже. И вот это вот как-то могло сыграть роль, но, повторяю, что, действительно, я согласен абсолютно с Александром Мироновичем, до конца всех мотивов мы навряд ли когда прочтем и узнаем. Это просто невозможно.

К.ЛАРИНА – Понятно. Простите. Давайте, я просто… мне хочется о многом вас спросить, и есть хорошие вопросы, приходят от слушателей. Я так думаю, что нам придется делать вторую серию, а то и третью, поскольку мы не уложимся сегодня.

А.УШАКОВ – А я хотел по поводу политической составляющей, что очень важно. Есть такая точка зрения, что, значит, он был втянут или втянулся и вокруг него завязались какие-то политические, там, интриги. И в фильме, который вот сейчас показывался, был показан, как бы, этот мотив представлен. Есенин, якобы, располагал документом важным…

К.ЛАРИНА – Какая-то телеграмма, там…

А.УШАКОВ – …дискредитирующим Каменева. А Каменев, естественно, оппозиционер. Эта телеграмма Каменева великому князю, поздравляющая его после отречения Николая II. Ну, это миф. Дело в том, что в 30-е годы шел суд над Каменевым, когда Сталин владел всей ситуацией, и все, что можно было собрать против Каменева, он собрал. И как мы видим, там упоминания даже и текста нету. А уж могла бы быть предъявлена. Что касается, в общем, того – а это такая мысль тоже есть – что видите, уже в начале 20-х годов всех писателей ОГПУ держало на мушке, т.е. они были под присмотром. Это просто не исторический подход, потому что это не так. Действительно, какие-то группировки находились под присмотром, если, значит… вот, скажем, что-то было в их деятельности с точки зрения того времени закона криминальное, но в принципе, такой присмотр уже начался в 30-е годы, когда…

Б.СОКОЛОВ – Ну, я немножко не соглашусь, сексоты-то были во всех группировках и обозревать их обозревали.

А.УШАКОВ – Сексоты – это одно, а присмотр – это другое. И вот, когда…

Б.СОКОЛОВ – Это и есть присмотр.

А.УШАКОВ – Ну, не совсем так, не совсем. Это я имею в виду, когда уже разрабатывались писатели, независимо…

Б.СОКОЛОВ – А, ну с наружным наблюдением – это другое дело.

А.УШАКОВ – Нет, независимо от их вины, независимо от их вины. Вы располагаете такими документами, что за Есениным ходили? Я такими документами и мы не располагаем.

Б.СОКОЛОВ – Ходили.

К.ЛАРИНА – Можно мне еще одну тему болезненную затронуть, вот Борис Вадимович Соколов написал статью «На гранях», по-моему, да?

А.УШАКОВ – Пожалуйста.

Б.СОКОЛОВ – Да.

К.ЛАРИНА – …по поводу фильма «Есенин», очень резкую, которую озаглавил «Поэт и жиды». И у мне интересно услышать именно от Вас, как Есениноведов, насколько серьезно эта тема присутствовала в его жизни – тема антисемитизма именно, поскольку она все равно была у него, что же там говорить. Давайте, Борис Вадимович, Вам дам слово.

Б.СОКОЛОВ – Ну, мне кажется, что тема антисемитизма именно присутствовала. Т.е. он в пьяном виде мог, действительно, очень нехорошо высказаться о жидах, с этим был связан известный скандал в Америке. После встречи у еврейского поэта Мани-Лейба он там, ну, в сильно пьяном состоянии выбежал на улицу и стал кричать нечто вроде, там, «Бей жидов» или, там, «Жиды меня…». И тут его, кстати, и полиция подскочила, чуть его не забрали. Но с другой стороны, в трезвом виде он, наоборот, признавался в любви к евреям. Он говорил, что его жена Зинаида Райх, хотя она, в общем-то, была немка скорее. Ну, это он специально говорил. И, в общем-то, один из его друзей был еврей, вот кому, собственно, и адресовано вот это прощальное стихотворение – это был Вольф Эрлих, самый стопроцентный еврей. Так что я бы не числил как-то так Есенина антисемитом, хотя, вот, так сказать. Это скорее было на почве какого-то хулиганства у него, вот эти антисемитские выходки, это было какое-то стремление к такому эпатажу, причем, как правило, только в пьяном виде. Ну…

К.ЛАРИНА – Т.е. он этих убеждений не разделял, вот, по случаям…

Б.СОКОЛОВ – Нет, несколько скандалов по этому поводу были. Нет, мне кажется, что…

К.ЛАРИНА – А этот манифест русских фашистов – он какое-то принимал там участие в написании этого текста, нет?

Б.СОКОЛОВ – Насколько мне известно, нет, во всяком случае, никаких данных, что это так, нету.

А.УШАКОВ – Не принимал в написании.

Н.ГОЛИКОВА – Нет, впервые о манифесте фашистов я, вот, только в фильме… Все-таки я перелопатила огромное количество материалов, естественно.

Б.СОКОЛОВ – Я даже этот манифест-то никогда не видел, т.е. я его просто не знаю.

Н.ГОЛИКОВА – И я никогда такой версии вообще… до фильма просто никогда нигде ничего похожего…

Б.СОКОЛОВ – Это инкриминировалось Ганину.

Н.ГОЛИКОВА – Да, да, да. Не присутствует такая информация.

К.ЛАРИНА – А суд, который в этом фильме тоже показан, суд..?

Н.ГОЛИКОВА – Суд был же в Союзе писателей, товарищеский суд.

К.ЛАРИНА – Суд был.

Б.СОКОЛОВ – Нет, суд был, это, вот, так сказать…

Н.ГОЛИКОВА – Ну это, вот, я согласна, это было такое бытовое хулиганство.

Б.СОКОЛОВ – Опять же, была пьяная ссора в ресторане вот этого дома Герцена, по-моему…

А.УШАКОВ – Да.

Б.СОКОЛОВ – И там тоже были такие высказывания. Но опять же, я все-таки идеологической позиции из этого бы не выводил.

К.ЛАРИНА – Нету. Согласны, Александр Миронович?

А.УШАКОВ – Я согласен с Борисом Вадимовичем. Если так, сказать точно, идеологической позиции антисемитской у него не было. По пьянке мог ляпнуть все, что угодно. Понимаете? Протрезвев, иногда каялся, там, извинялся и прочее, и прочее. Его, как бы, из него делают антисемита исследователи и интерпретаторы. Вот в этом фильме, действительно, звучат такие мотивы, что он, как бы, был антисемитом.

Б.СОКОЛОВ – Но это чтобы оправдать мотив убийства.

А.УШАКОВ – Но в этом фильме есть и другие мотивы. В общем и целом так, как Есенин показан, таким расщепленным, пьяницей, хулиганом… это и антирусский фильм, понимаете?

Б.СОКОЛОВ – Анти-русский, абсолютно согласен.

А.УШАКОВ – Анти-русский фильм, понимаете? Поэтому в этой мешанине есть все. И антирусское, и антисемитизм. Я имею в виду, фильм.

К.ЛАРИНА – Ну тогда уж о любви. Нонна Юрьевна, теперь к Вам. Да? Есть еще один миф, который, тоже я как-то часто с ним сталкиваюсь, когда идут разговоры о Есенине, что он так всю жизнь в поисках настоящей любви, короткую свою жизнь, просуществовал, по сути, никого по настоящему не любя. Насколько вот это соответствует действительности, на Ваш взгляд?

Н.ГОЛИКОВА – Это не соответствует действительности, насколько я поняла, читая все о нем, его. Конечно же, любил, конечно. Он очень любил Райх. И расстались они… вот вы понимаете, мы ищем какие-то сложные, там, всякие…

К.ЛАРИНА – Ну, безусловно!

Н.ГОЛИКОВА – А нет, было очень несложно. Им негде было жить с детьми. Он был бомж. Вы понимаете, что этот гений был обыкновенный бомж. И ему с женой и детьми в Москве жить было негде. Вот и все. Она его продолжала любить практически всю жизнь, и один из самых страшных ее дней был день похорон – об этом тоже масса свидетельств. И сам он признавался, что Дункан он любил, что была страсть. А попробуй ее не люби, это была уникальная женщина. Я не знаю, ХХ век дал мало таких личностей, таких женщин, как Айседора. Потрясающая. И вы знаете, что интересно, вообще, эта историко-биографическая литература – это очень ответственно. Ведь мы говорим о реальных жизнях, мы говорим о людях, которые нам не смогут даже возразить. И Пушкин потрясающе сказал по этому поводу: «Оставим любопытство толпе и будем заодно с гениями». Заодно! Вы понимаете? Он говорил, что толпа в своей подлости восхищается, открыв какую-нибудь мерзость. Так вот это любопытство надо оставить толпе. Если ты о ком-то пишешь, ну будь ты на его стороне. И вот очень интересно, когда я писала пьесу еще, вот я маялась по своему коридору в квартире, значит, с сигаретой, естественно, ах, что-то не получалось! И вот в это время, знаете, как это бывает – движение воздуха, и раскрылись над моей головой створки антресоли. И на меня посыпались журналы – хорошо, в мягких обложках. И один упал прямо на голову. Я вот так, просто, не глядя, открыла – это оказалось… Я даже забыла, что у меня этот журнал – 1913 года, «За 7 дней», был такой журнал. И вот я открыла на странице, где была статья: «Айседора Дункан, албанская святая». Я не помнила, что у меня есть эти журналы, я никогда этого не читала про нее. В это время вся наша пресса содрогалась от статей про то, как они пили, ругались, дрались. Но разве это в них интересно?

К.ЛАРИНА – Хорошо, тогда такой вопрос.

Н.ГОЛИКОВА – А она была святая. Она спасала в Албании детей.

К.ЛАРИНА – Вот смотрите, очень точно Вы вспомнили цитату, «оставьте это все толпе». Ну, у толпы свои сферы любознательности. Толпа всегда очень конкретно формулирует вопросы: а был ли он гомосексуалистом, а сколько он пил, а был ли он антисемитом и прочее, и прочее, и прочее. А что тогда движет вами? Вот у вас, у серьезных людей, у исследователей, у литературоведов, у писателей, какая ваша задача, когда вы издаете книги, посвященные тому или иному персонажу историческому? Вам что важно узнать или дать нам, читателям? Какой он был человек? Из чего складывалось тайна его творчества? Почему он таким стал? Вот что вам важно? Пожалуйста, Александр Миронович.

А.УШАКОВ – Да. Вы знаете, что, к сожалению, объясняя великих людей и вообще людей талантливых, мы применяем к ним обычные критерии. И массовая публика как раз тянет в эту сторону. Понимаете? На самом деле великий человек и работает не так, как обычный человек. Потому что может написать великое произведение за 5 минут или, там, за полчаса, а может, вот это небольшое стихотворение, вот биться над ним иногда месяца. Они и любят иначе. А я спрошу: а кого любил? Любил по-настоящему? Вообще, что такое любовь для великого человечества? Это такая же загадка, как и самоубийство, между прочим. Вот для обычного, я могу сказать, когда бухгалтер любит инженера. Она бухгалтер…

К.ЛАРИНА – И то неизвестно.

А.УШАКОВ – И то еще неизвестно, между прочим. Это очень тонкая материя. А тем более, когда Пушкин… кого Пушкин любил? Борис Вадимович, скажите мне, Вы все знаете. А Лев Николаевич?

Б.СОКОЛОВ – Никого и всех.

А.УШАКОВ – А вот так вот. Поэтому ответить на этот вопрос применительно к Есенину тоже весьма сложно. Женщина может быть супер-достойная, а, между прочим, Бениславская-то тоже была по-своему преданным, может быть, больше всех преданным ему человеком. А вот, никакого чувства не было. Никак на него не действовала она своей энергетикой и прочее, и прочее. Значит, ответить на этот вопрос очень сложно. Очень сложно. Это, с моей точки зрения, тайна. Можно только опять очертить, что, вот, действительно, к этой был больше привязан, чем-то она его притягивала в значительной степени, больше, чем другие, понимаете, женщины – так можно ответить. В ряде случаев, если речь идет о великих писателях, можно ответить, но и то, понимая относительность этого утверждения. Потому что может любить, а потом выясняется, что увлекался другими женщинами этот человек очень много, много-много раз – не хочу называть имена великих писателей, потому что мы говорим о Есенине.

Б.СОКОЛОВ – Мне кажется, что Есенин из женщин, все-таки сильнее всего страсть у него была к той же Дункан, мне все-таки кажется.

А.УШАКОВ – Страсть.

Б.СОКОЛОВ – Если же допустить, что он действительно был бисексуален – существует такая версия, опять же, доказать или опровергнуть ее стопроцентно невозможно – тогда, наверное, среди мужчин он больше всего, наверное, любил Мариенгофа, у меня такое подозрение.

Н.ГОЛИКОВА – Вот кстати, можно я вмешаюсь. Вы знаете, вот эта версия, она тоже родилась… Ведь ее первой, по-моему, американские исследователи выдвинули, нет, вот эту бисексуальность?

Б.СОКОЛОВ – Ну, она есть у Карлинского довольно, но я не уверен, что он первый, т.е. по-моему, она была и до этого.

Н.ГОЛИКОВА – Но я, как бы, перевод американского автора, забыла кто…

Б.СОКОЛОВ – Симон Карлинский.

Н.ГОЛИКОВА – Об этом… да, об этой стороне жизни Есенина. Но я думаю, товарищи, вспомните, он жил в квартире, в комнате у Мариенгофа… 20-е годы, Москва не топилась! Вы… идите от жизни!

К.ЛАРИНА – Поэтому они спали в одной постели.

Н.ГОЛИКОВА – А американцу не могло прийти в голову, почему еще два молодых человека спят под одним одеялом. Они такого себе представить не могли. Это нормальная русская мотивировка отношений.

К.ЛАРИНА – Друзья мои! Мы должны здесь поставить многоточие.

Б.СОКОЛОВ – Ну, как бы это сказать… поставим тут многоточие.

К.ЛАРИНА – У нас получилась параллельная история, просто авторы сериала отдыхают рядом с нами, рядом с нашей передачей. Давайте, мы сейчас остановимся. Мне остается только поблагодарить наших гостей, Александра Ушакова, Нонну Голикову и Бориса Соколова. И мы сейчас с Майей, наверное, все-таки запланируем еще встречу, поскольку очень интересно. Давайте, мы так сделаем.

Б.СОКОЛОВ – Ради Бога.

К.ЛАРИНА – Спасибо вам огромное!

А.УШАКОВ – Спасибо Вам!

Б.СОКОЛОВ – Спасибо!

Н.ГОЛИКОВА – До свидания!

А.УШАКОВ – До свидания.

---------------------------
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Пред.След.

Вернуться в Печатные издания

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

cron