Старинная открытка в книге Летопись Есенина

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Сообщение praersh » 23:11:36, Четверг 13 Ноябрь 2008

Старуш-ка писал(а):P.S. А как насчет того, что по пятницам не было парохода?.. :wink:

Это уже другой вопрос. Может какой-то чартер Есенин заказал? :lol:
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

Сообщение praersh » 00:06:36, Четверг 11 Декабрь 2008

Старуш-ка писал(а):В Летописи (т.1) читаем:
[color=blue]Июль, 16. Вечером Есенин выезжает в Крым скорым поездом «Москва — Севастополь».
В семье родной, 14.
Июль, 18. До 9 ч. утра Есенин прибывает в Севастополь.
Сразу же описывает первые впечатления в открытом письме отцу, одновременно сообщая о своих дальнейших планах.
«Дорогой папаша!
Я в Севастополе. Дорога была чудная. Места прекрасны. Только солнце встает и садится здесь по-иному. Не могу понять, где наша сторона.
Сейчас пойду гулять к морю с 9 часов утра до 2-х часов дня, а потом еду в Ялту. Севастополь мне очень нравится, особенно у набережной, где памятник Нахимову.
ЕС».

Чтобы написать "…солнце встает и садится здесь по-иному", Есенину надо было видеть (если только это не воображение поэтической натуры) восход и закат; т.е. если следовать последовательности в тексте открытки, Есенин приезжает в Севастополь рано утром (поздно вечером, ночью) перед восходом солнца и уезжает после заката.

Возможен вариант приезда днём, вечером перед закатом и отбытие в Ялту на следующий день после восхода солнца. Тогда отъезд из Москвы надо перенести ещё на день назад. Но о ночёвке в Севастополе Есенин в открытках не упоминает.

Но чтобы категорически сейчас называть некоторые даты событий, происходивших почти век назад, не хватает датированных документов тех лет. Предполагать же сейчас можно только с большей, или меньшей вероятностью.
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

Сообщение Старуш-ка » 09:21:27, Четверг 11 Декабрь 2008

praersh писал(а):Возможен вариант приезда днём, вечером перед закатом и отбытие в Ялту на следующий день после восхода солнца.


Возможен ТОЛЬКО этот вариант - так как Есенин четко указывает, что в Ялту отправтися в 2 часа дня. И расписание пароходов это подтверждает..
Но о ночевке - действительно, ни слова...
Мож, он имеет в виду тот закат что наблюдал.. в Мелитополе?.. как-никак, тоже "на-югах"..))))))) Как тебя дынями по дармовой цене начнут заваливать - враз атмосферу юга ощутишь..)))))))))
Эту станцию поезд (если мы его правильно "вычислили") -проследовал в р-не 10 вечера..
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение praersh » 10:39:17, Четверг 11 Декабрь 2008

Старуш-ка писал(а):
praersh писал(а):Возможен вариант приезда днём, вечером перед закатом и отбытие в Ялту на следующий день после восхода солнца.

Возможен ТОЛЬКО этот вариант - так как Есенин четко указывает, что в Ялту отправтися в 2 часа дня. И расписание пароходов это подтверждает..

2 часа дня – это же после восхода солнца :lol: .
Старуш-ка писал(а):Но о ночевке - действительно, ни слова...
Мож, он имеет в виду тот закат что наблюдал.. в Мелитополе?.. как-никак, тоже "на-югах"..))))))) Как тебя дынями по дармовой цене начнут заваливать - враз атмосферу юга ощутишь..)))))))))

Возможно, Есенин наблюдал закат на промежуточной станции, только как тогда трактовать слово "…здесь…", которое относится ИМХО к Севастополю, где написана открытка?
Старуш-ка писал(а):Эту станцию поезд (если мы его правильно "вычислили") -проследовал в р-не 10 вечера..

Надо найти время восхода-захода в середине июля на широте Севастополя, оно отличается от наших широт.
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

Сообщение praersh » 11:18:45, Четверг 11 Декабрь 2008

В инете нашёл солнечный калькулятор http://www.timezone.ru/suncalc.php

По Яндексу:
Географические координаты Севастополя - 44 градуса 37 минут северной широты и 33 градуса 31 минута восточной долготы.
Севастополь Часовой пояс. UTC+2, летом UTC+3.

Дата: 16 июля по старому стилю соответствует 29 июля по новому.
Думаю, что год не имеет особого значения: смотрел и 2006, разница 1(одна) минута.
Вот что получилось:

Ввод параметров
Дата: 29 июля 2008
Временная зона: +3
Широта 44,6
Долгота 33,5

расчет на: 29 июля 2008
Склонение Солнца: 18,634град.
Восход: 5:29
Заход: 20:15
Долгота дня: 14ч. 46м.
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

Сообщение praersh » 11:45:49, Четверг 11 Декабрь 2008

Сравним значения Севастополя с Москвой:

расчет для Москвы на: 29 июля 2008

Склонение Солнца: 18,627 град.
Восход: 4:29
Заход: 20:42
Долгота дня: 16ч. 13м.

Долгота дня на 1,5 часа меньше, восход на час позже, заход на полчаса раньше. Может, в этом Есенин усмотрел, что "... солнце встает и садится здесь по-иному" - 1,5 часа весьма заметны для человека впервые попавшему на юг.
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

Сообщение Старуш-ка » 11:33:33, Воскресенье 14 Декабрь 2008

а я об этом как-то и не подумала!!!
На самом деле, разница еще более ощутимая, чем 1,5 часа..
Дело в том, что продолжительность светлого времени суток несколько больше, чем "астрономическая" долгота дня..
Т.е. светло в течение некоторого времени и до "официального" восхода солнца, и после заката..
Но если утренняя и вечерняя зорьки в средней полосе достаточно продолжительны (особенно в июне-июле!) - то на Юге и рассвет очень "быстрый", и темнеет после заката просто мгновенно..))))))
Говорю и по собственному опыту (поскольку в Севастополе бываю как раз в июле) :lol:
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение Старуш-ка » 11:50:25, Воскресенье 14 Декабрь 2008

"по собственному" же опыту - есенинские слова "не по-нашему" у меня в первую очередь ассоциировались с точкой захода солнца.. Если у нас солнце в июле садится да-алеко на северо-западе, то на юге оно еле дотягивает до западного азимута..)))))))
К тому же, в Севастополе (из-за его весьма специфичного расположения относительно моря) в первый день довольно сложно сориентироваться не токмо что со "сторонами света", но и вообще - с местонахождением в городе..)))) Город весь "изрезан" бухтами - и море то слева, то справа, то перед тобой, то - позади..))))))
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение Старуш-ка » 12:30:53, Воскресенье 14 Декабрь 2008

Но Есенину особо ориентироваться, по-видимому, было за ненадобностью..))) Он просто проехал на трамвае - от конечной остановки до конечной..)))))))
1914 году в Севастополе действовало 5 трамвайных линий, в т.ч. "Вокзальная" - аккурат от ж\д вокзала до площади Нахимова (где и находятся упомянутый Есениным памятник Нахимову, и выход на Графскую пристань). Регулярное движение вагонов по ней открылось в декабре 1899 года. "Начало движения в 7.30 утра и конец движения в 22.30. Вагоны будут отправляемы через каждые 12 минут", - гласит документ тех лет..))))))
Протяженность Вокзальной линии - 1680 м.
Стоимость проезда составляла 5 копеек (с 6 до 8 часов утра проезд был дешевле - 4 копейки; нижние воинские чины и учащиеся всех учебных заведений платили за проезд 3 копейки).

Трамваи были открытого типа, сиденья располагались поперек вагона, вдоль него с обеих сторон крепились подножки для входа и выхода пассажиров. Передняя и задние площадки трамвая были открытые. Вагоны оснащались сигнальными звонками и фонарями, предусматривались шторы для защиты пассажиров от солнца и дождя. На каждую из скамеек вагона допускались только четыре пассажира. На передней площадке могли стоять три, на задней пять человек, находиться на ступеньках запрещалось. Скорость движения трамвая составляла 10-12 км/ч.

Трамвайный путь был одноколейный. На площадях и перекрестках имелись разъезды, на которых трамваи должны были ждать встречные вагоны.
На фото - разъезд на ул.Екатерининской (т.е. как раз по Вокзальной линии)
Изображение
Любопытно, что извозчики и вагоновожатые конкурировали друг с другом, превышали скорость. Извозчики делали запрещенные обгоны с поворотом в сторону трамвая. При объезде пролеток, экипажей вожатые трамвая умышленно давали резкие, продолжительные звонки. Лошади пугались и шарахались в сторону :twisted:
В газетах тех лет множество описаний происшествий, связанных с трамваем:
«Вагоновожатый Фирский Георгий превысил скорость по улице Б.Морской, ехал неосмотрительно, разговаривал с кондуктором, в результате был сбит крестьянин Тимофей Емельянов, который в тяжелом состоянии отправлен в больницу».

«Кондуктор Яковлев на Корниловской площади оставил вагон и пошел в трактир. Вагон простоял 15 минут, пассажиров было 19 человек, начали требовать, чтобы вагон отправлялся. Вожатый старался вызвать Яковлева звонком, но безрезультатно». :D

«Господин полицмейстер пишет, что он, часто пользуясь трамваем, лично наблюдает, как кондуктора двигают вагоны, не дождавшись, пока усядется публика, позволяют заполнение вагонов до невозможности так, что публика стоит в проходах, и даже на подножках, допускают в вагоны пьяных, публика в вагонах курит, ест, вагоновожатые невнимательны...»

Вот интересно бы узнать: это "специфика" Севастополя, или вообще характено для городского транспотра тех лет? :lol:
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение Nika » 17:24:14, Понедельник 15 Декабрь 2008

Очень интересно было прочитать про трамваи тех лет! :D
... кондуктора двигают вагоны, не дождавшись, пока усядется публика, позволяют заполнение вагонов до невозможности так, что публика стоит в проходах, и даже на подножках...

Мало что изменилось и теперь. :twisted: Но они нашего метро не видели!

Кондуктор Яковлев на Корниловской площади оставил вагон и пошел в трактир. Вагон простоял 15 минут, пассажиров было 19 человек, начали требовать, чтобы вагон отправлялся. Вожатый старался вызвать Яковлева звонком, но безрезультатно

Очень интересно! :lol: Теперь бы кондуктора Яковлева посадили :twisted:
Аватар пользователя
Nika
Супер-Профи
 
Сообщений: 4405
Зарегистрирован: 22:35:52, Вторник 25 Июль 2006
Откуда: Москва

Пред.

Вернуться в Печатные издания

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20

cron