Журнал "Красная новь" о Есенине в 1926 году.

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Сообщение Старуш-ка » 11:16:41, Воскресенье 11 Февраль 2007

Увы, с этих сканов не получится..(((((((
И дело не в качестве ксерокопии (у меня "Тарасов-Родионов" был немногим лучшего качества :? )
Просто надо не менее 200dpi
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение praersh » 11:27:49, Воскресенье 11 Февраль 2007

perpetum писал(а):Василий, это надо переводить в текст - и для себя, и для общего дела! Если документа нет в электронном виде, мы просто обязаны его создать. Потому что если еще какой-нить огрызок социализма это сделает, прочитать вообще будет нерально!!

Попробую распознать с Ваших рисунков, если меня не опередит Старуш-ка...

perpetum, эта статья ещё опубликована в Собрании стихотворений Есенина 1926 года, репринтном издании его в 1994 года, это что я видел. Правда, построчно я не сверял.

Если для распознания сканы нужны более весомые, дайте свой адрес через личку.


perpetum писал(а):Продолжаю поражаться оперативности прессы и поэов тех времен! Первый номер - это январь! КОГДА они успели это все написать?.. Похороны на 30 дек. были назначены. А журнал должен был в эти же числа сдаваться, чтобы в январе уже выйти из типографии. Даже с современными технологиями журналу нужна неделя на издание. А этим вообще ничего не надо было. Заранее они все готовились что ли... Или кто-то в спину толкал?

Воронский готовил вступительную статью к Собранию стихотворений Есенина, которое в декабре 1925 года было практически подготовлено в печать. ИМХО, Воронский использовал вступительную статью для написания "Об отошедшем". А оперативность в целом? Люди тогда работали по другому, на результат. А вот на дату подписи журнала в печать я не посмотрел :cry: . Надо это исправить, закажу журнал ещё раз, если дадут.
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

Сообщение Taurus » 09:26:07, Понедельник 12 Февраль 2007

Если еще понадобится, могу тоже предложить помощь по распознаванию.
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение Taurus » 22:52:21, Понедельник 12 Февраль 2007

Пыталась распознать с выложенных сканов, не получается, так как скан с плохим разрешением, возможно нужно добавить контраста, а так файн ридер распазнает даже фотографии с цифровика, главное чтоб они были без бликов.
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение praersh » 09:09:05, Вторник 13 Февраль 2007

Taurus писал(а):Пыталась распознать с выложенных сканов, не получается, так как скан с плохим разрешением, возможно нужно добавить контраста, а так файн ридер распазнает даже фотографии с цифровика, главное чтоб они были без бликов.

Я уже отправил более весомые файлы, но могу отправить и Вам, если дадите свой адрес в личку.
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

Сообщение praersh » 17:29:19, Среда 14 Февраль 2007

Выкладываю распознаную Taurus статью А.Воронского из журнала "Красная новь", №1 за 1926 год.

Об отошедшем.

А. Воронский.

Рόсстани:

Краткая весть во всей своей жуткой нелепости и неотвратимости, вокзальный перрон, властный лязг и уверенное, бездушное громыхание, дымовых дых паровоза, запах машинного масла и нефти, небольшой вагон в конце поездного состава, почти детский коричневый под дуб гроб, качающийся на руках поверх густых, плотных и нестройных рядов, мимо застывшей в немом спокойствии «стальной конницы» — вот победитель и вот побежденный, — повитый траурным зал, свинцовое с прозеленью лицо, церковное и скорбное, у переносья и под глазом ожоги от трубы парового отопления — последнее целование, — когда-то непокорные цвета спелой ржи волосы, потерявшие свой мягкий и нежный блеск, постно и гладко зачесанные назад и вместо сини глаз ушедшие в глубь слепые впадины, погребальное шествие по рассолодевшим от оттепели грязным улицам, сырая и рыхлая земля, плач, поспешная, привычная работа лопатами — все непреложно и замкнуто и мы говорим – он был.

На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, судил мне бог.

Он был истинным поэтом, ибо вмещал в себе чувства и мысли, которые можно было выразить лишь на поэтическом языке стиха и песни. Это понимали. В Баку за несколько месяцев до своей смерти на дружеской вечеринке Есенин читал персидские стихи. Среди других их слушал тюркский собиратель и исполнитель народных песен старик Джабар. У него было иссеченное морщинами и шрамами лицо, он пел таким высоким голосом, что прижимал к щеке ладонь левой руки, а песни его были древни, как горы Кавказа, фатальны и безотрадны своей восточной тоской и печалью. Он ни слова не знал по-русски. Он спокойно и бесстрастно смотрел на поэта и только шевелил в ритм стиха сухими губами. Когда Есенин окончил чтение, Джабар поднялся и сказал по-тюркски, — как отец говорит сыну: «Я старик. 35 лет я, собираю и пою песни моего народа. Я поклоняюсь пророку, но больше пророка я поклоняюсь поэту: он открывает всегда новое, неведомое и недоступное пока многим. Я не понимаю, что ты читал нам, но я почувствовал и узнал, что ты большой, очень большой поэт. Прими от старика-поэта преклонение пред высоким даром твоим».

Стихи и песни Есенина были хорошо известны читающей России. Даже те, кому наиболее чуждыми казались его основные поэтические настроения, не могли равнодушно отнестись к его творчеству: его стихи доходили, цеплялись за сердце и находили отклик у каждого по-своему. Бездушного отношения к Есенину, самого тяжкого для всякого поэта, не было ни у кого. Крестьянин и рабочий самоучка, ценившие поэзию, рабфаковец и рабкоровец — литераторы, искушенные писатели и начинающие поэты читали и знали Есенина и ждали его очередных стихов. Широту охвата его поэзии подчеркнули и похороны: они объединили в большой и пестрой толпе людей, в иные моменты не связанных обычно друг с другом.

***


Есенин принадлежал к группе писателей и поэтов, пришедших в нашу отечественную литературу после первых бурных революционных всплесков пятого года. Есенин, Клюев, Клычков, Орешин, Пришвин, Иван Вольнов, Чапыгин, Касаткин — люди одного художественного направления. По-своему, по-особому, каждый на свой лад и, образец они отразили новые сдвиги в нашем крестьянстве и в нашей литературной общественности. Их подняла волна растущего крестьянского самосознания, самодеятельности, самостоятельности, требовательности и желания утвердить свои права и законы и, наконец, волна культурного подъема в крестьянстве. Они принесли с собой в литературу чистоту, цветистость, узорность и меткость народного языка и говора, материальность и выразительность образов, взятых из деревенского обихода, с поля, из перелесков, от большаков проселочных дорог. Наш интеллигентский, отвлеченный, небрежный язык разночинца, оставив позади сладковатую бальмонтовщину, они обогатили и приукрасили, черпая полновесными пригоршнями рудометное словесное золото из богатейшей народной сокровищницы. Но прежде всего они дали нам почувствовать дремучую, медвежью, аржаную, овинную и лесную Русь. О скирдах и снопах, о васильках и поле, об оврагах и перелесках, о лесах и горах наших, о буланых и пеструхах писали и раньше, но писали иначе. Наши крестьянствующие поэты и писатели клюевской и есенинской повадки сумели передать нам самую плоть и кровь старой деревенской Руси, ее аромат, ее особый запах. Вспомните у Есенина наудачу его черемуху и березку, кудлатых щенков, кленовую осеннюю медь, тальянку и венку, осеннее олово, ссутулившийся дом, сад в голубых накрапах, кровь ягод рябины, отзвеневшую по траве сумерок зари косу, золотую дремотную Азию, опочившую на Куполах, жидкой позолотой заката обрызганные поля, лебяжью шею ржи, розовую водь - все это - во плоти, материально осязаемо, это – сгусток давно нам знакомого и родного. Эту Русь он любил и чувствовал.

Но даже и тогда,
Когда на всей планете
Пройдет вражда племен, исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать всем существом в поэте
Шестую часть земли
Названьем кратким «Русь».

Он был национален и умел писать только о российском. Недаром поездка в Европу и в Америку прошла бесследно для поэтического творчества Есенина. Его персидские стихи пахнут больше васильками, рожью и полем, чем востоком. Есенин сумел свою любовь к родимому краю передать в стихе, простом, доступном и захватывающем своей искренностью, напряжением и лиризмом. Это родное, российское поэт обвеял осенней, равнинной грустью, печалью о прошлом, бродяжьей рόздалью кабаков, тоской о милой, предсмертными томлениями и предчувствиями. И если теперь в нашей молодой советской литературе у целых групп поэтической молодежи мы находим почти вещное чувствование нашей природы, орнамент, примитив, склонность к народному сказу в прозе, к выпуклой образности и изобразительности, тягу к деревне, к простоте и ясности в поэзии, которые особенно усиливаются за последнее время, то нетрудно заметить, что эта художественная линия в значительной степени идет от названной группы писателей, в среде которых Есенин в поэзии занял по праву первое место. Оборотной стороной является у этой группы — правда, не у всех — узость и ограниченность с дурным привкусом шовинизма и с превозношением нашего «расейского»: лаптем щи хлебать. У Есенина это нашло выражение, впрочем, не столько в стихах, сколько в нетрезвом поведении.

***

Есенин не был крестьянским поэтом, тем более он не был выразителем чувств передового революционного крестьянства наших лет, хотя он и отразил некоторые его сдвиги. Первый цикл его стихов был деревенски-идиллический, окрашенный церковностью. Затем пришел период «Инонии». В «Инонии» сквозь религиозную, мистическую шелуху просвечивает вполне реалистическая картина своеобразного мужицкого рая, где нет ни чиновников, ни податей, где деревни тучнеют от колосистого урожая, а избы крыты тесом, где нет стальных и железных гостей, от которых поэт ждет только погибели. «Инония» отразила чаяния середняцкого крестьянства, но чаяния очень узкие, ибо в них сочеталась ненависть к барскому и господскому, тяга к земле с оглядкой назад к патриархальному укладу. Сам Есенин мужицкую «Инонию» не смог увязать с «Инонией» современного нашего пролетария, у которого «железный гость» и Америка, дисциплина, политический расчет и такт соединяются с широким русским размахом, с революционной дерзостью, с ширью и необъятностью благоуханных родных полей. Среда, в которую первоначально попал поэт, Гиппиус, Мережковский, интеллигентская богема, левые и правые эсеры, нисколько не содейство-вали тому, чтобы от смог своевременно обрести этот стык. Но Есенин был талантлив и умен, а в ходе нашей революции ему нетрудно было убедиться, что его «Инонию», «мир таинственный и древний» ждет гибель, что железный гость шествует победной поступью, что революция совсем непохожа на то невиданное сверхъестественное преображение, о котором ему мечталось. Потом пришла Америка и Европа. Возвратившись, Есенин не раз говаривал своим близким, что русские деревни после Америки, представляются ему жалкими лишаями на земле, а в своей поэме «Страна негодяев» он сетует, что в России так много храмов и так мало уборных. Вера в полудедовскую «Инонию» была расшатана, а новая поэту была чужда. Здесь истоки и личной и общественной и художественной драмы Есенина. Он повис в пустоте. Отсюда - прямой путь в «Москву кабацкую».

В лесах есть поляны. Трава на них по-особому свежа и сочна. Они манят отдохнуть, осмотреться, но ступишь ногой, и. темная, вонючая гнилая густая жижа раскрывает недра свои, всасывает и затягивает, - и человек гибнет. Такие поляны называются чарусами. От такой городской чарусы погиб Есенин. Он увидел и отметил себе гибель дедовской старины, но он слишком любил ее, он искал путь-дорогу к новому Китежу, но попал в чарусу. Она жадно и быстро поглотила его. Номера гостиниц, рестораны и кабаки, Стойло пегаса, «бесконечные, пьяные ночи», легкость «побед», непрочные содружества; мелькание людей точно в калейдоскопе, угар и гам кабаков и притонов, расточительные дни одни за другими, одни за другими. Он расточал единственный, несметный и неповторимый дар, данный ему природой. Наверное, известное значение имела и легкость, с какой пришла слава к поэту. Его поэтический взлет был головокружителен. Есенин не знал препятствий, у него не было полосы, когда наступают перебои, томительные паузы, когда поэта забывают, оставляют, в тени, либо развенчивают. Путь его был победен, удача не покидала его, ему все давалось легко. Неудивительно, что он так легко, безрассудно, как мот, отнесся к своему удивительному таланту. На наших глазах преображалось это прекрасное лицо отрока и пастушка: мокли чудесные синие очи, краснели и припухали веки, серело золото волос, дрябла кожа, тоньше становилась шея, хриплым делался голос, и первой смертной тенью ложилась на щеках немудрая городская косметика, такая ненужная и незаконная на этом лице. И вот уже последний цикл стихов и развязка.

Теперь после самоубийства поэта стихи последнего периода звучат по-особому. Насильственная смерть подвела им новую черту, влила в них новый, роковой смысл. Раньше в них можно было усматривать следы сюжетного приема, художественную условность опытного мастера, всегда законную. Сейчас они потрясают как подлинный документ, строки налились и сочатся кровью, напоены смертной тоской и томлением, крестной мукой, одиночеством и предчувствием гибели. Эстетика отходит на задний план и чувствуешь, как гробовая дрожь сотрясает тело поэта. И когда он бросает поразительные по силе слова: «ставил я на пиковую даму, а сыграл бубнового туза», мы видим не позу нового Германа, а веревку от чемодана и бритву в дрожащих руках поэта у последнего порога. И как-то странно отвечать на досужие вопросы, почему повесился Сергей Есенин. В стихах последнего времени поэт всенародно, с крайней прямотой, с обнаженностью и искренностью отвечает на это почему и предупреждает о своем конце. Из этой предсмертной исповеди видно, как поэт заживо оказался замурованным в глухом склепе: «полюбил я носить в легком теле тихий свет и покой мертвеца». Вокруг поэта нет ни друзей, ни любимых, он - чужестранец даже в родном краю, милая отцвела черемухой и никогда не встретится. Он думает только о себе, индивидуализм дошел до крайности. Поэт болен, он у могилы. В известной своей части стихи этого времени являются уже материалом для психиатра и клиники: такова в особенности его поэма о «Черном человеке». Не всегда поэзия - лишь прекрасная художественная условность; слишком часто сквозь черную стройность букв проступает кровь, видны расширенные от ужаса глаза, и в ритме стиха слышится предсмертный крик. За условностью, за приемом, за техникой и обработкой материала у больших художников должны быть правдивость, большая сила и значительность чувств. Таким художником был Сергей Есенин.

Но даже и в этих смертных стихах поэт сохранил любовь и преклонение пред родным краем, примиренность с жизнью и благо-дарность, ей за ее земные дары.

Ну, что ж, — любимые, ну, что ж!
Я видел вас и видел землю,
И эту гробовую дрожь,
Как ласку новую, приемлю.

Он слишком любил все земное.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь!

***

Есть в Есенине еще какие-то сложные и противоречивые начала, сложные сплетения чувств и настроений от прежних древних времен, от предков, не укладывающиеся и цепь общественно-психологических фактов более позднего периода. Биография поэта мало известна по причинам, ему только ведомым, он скрывал и прятал ее. Дело будущего -осветить его жизнь и дать белее богатый и тщательно сверенный материал. Но мы знаем, что уже с самого начала поэтического творчества у Есенина отчетливо наметились некоторые основные настроения, упорно повторявшиеся в разных вариациях до конца дней его. Грусть-тоска по ушедшей, рано увянувшей, угасшей и отзвеневшей молодости, буслаевс-кая удаль и бесшабашность, хулиганство и смирение, чувство одиночества, примиренность и буйство, предчувствие своей гибели, - все то, что с наибольшей силой выражено в «Москве кабацкой» и в предсмертных стихах, мы находим и в первых, юношеских вещах поэта. Есенин с этой стороны чрезвычайно, цельный поэт, хотя и не широкого диапазона: он несколько однообразен. Подробная биография установит, какие особые, индивидуальные причины заставили поэта от юности томиться темными предчувствиями, тоской и грустью и совмещать в себе лирическую незлобивость с кабацкой буслаевщиной. Но эти черты и особенности издревле свойственны русскому характеру. Это то, что в просторечьи именуется «широкой русской натурой». Эта натура уходит в глубь веков, в глубь нашей истории, она сродни нашему юродству. Стык Европы и Азии, татарщина, вековое рабство и повольщина, ушкуйничество и колонизаторство, искание новых «праведных» мест и земли, стремление уйти, убежать из-под начала чиновников и крепостников, стихийное повстанчество и неспособность к организованной систематической борьбе, наконец, общая неорганизованность, аморфность этого русского характера в прошлом - это и подобное питали такую «широту натуры». Наш век, наша эпоха со сталью, железом и бетоном, с рассчитанной, взвешенной борьбой классов, с огромными городами, с каменными, шоссе и железными дорогами, с дифференциацией характеров отодвигают в прошлое «широту натуры». По-иному, по-особому преображается, переделывается, переплавляется и утилизируется эта «широта»: размах соединяется с американизмом, удаль с беззаветным энтузиазмом, направляемым точной и крепкой рукой. Есенину это оказалось не под силу, ибо в нем старая широта нашла наиболее резкое и сильное воплощение. Он увидел как гибнет на глазах дорогое, и погиб сам. Общественный смысл его гибели в этом, но он с исключительным даром отразил эти национальные особенности нашего склада, и в этом огромное значение его поэзии. Это останется, как останется трагическая коллизия в нем прошлого и настоящего.

***

Поэзия Есенина поражает своей обнаженной непосредственностью и напряжением. Он писал нутром, всем своим существом. Он был расточителен и в своем поэтическом творчестве, в том, как он творил. Он писал только о том, что глубоко волновало и трогало его. Думается, что и бесшабашность разгула и беспорядочность жизни его по мысли поэта отчасти служили той же поэзии: таким путем он старался держаться на уровне нужного ему подъема.

В том, что Есенин писал от нутра, было много положительного, но здесь же таилась и прямая опасность. Опасность была в том, что творчество от одного нутра без надлежащей культуры, без упорной работы над собой брало непомерно много сил, и достигнутое окупалось слишком дорогой ценой. Поэзия становилась злой чародейкой и волшебницей. Подобно красавице ведьме из известной повести Гоголя она поражала и приковывала поэта своей страшной, сверкающей красотой, заставляла его замыкаться в узкий круг, чтобы отдать его «Вию», вампиром она пила из поэта лучшие соки жизни и ничего не оставляла для других сторон его жизни. Есенин не раз в последнее время жаловался, что его ничто не интересует, что у него нет ни друзей, ни близких: «остались одни лишь стихи». «Средь людей я дружбы не имею. Я иному покорился царству». Таким царством для него была поэзия. В «Руси советской» поэт чувствует себя иностранцем в родной деревне, - он здесь не нужен, он готов все отдать, со всем примириться, «но только, лиры милой не отдам». У Есенина не только ум ушел в талант, ушли в талант его лучшие чувства и инстинкты. В нем художник поработил, поглотил человека. Поэзия обобрала его, ибо он творил непосредственным существом своим; тратя и отдавая ей в дар всего себя. Его судьба —предупреждение многим и многим современным молодым художникам, кои тоже пытаются держаться на одном голом нутре, на первоначально данных и заложенных природой дарах. Они забывают, как забывал и Есенин, что дары эти подобно руде требуют обработки и отшлифовки, требуют умелого и рачительного распоряжения ими. Нам недостает культуры. Оттого и получается, что так часто вянут и выдыхаются наши таланты после первых же напечатанных вещей. У настоящего художника всегда одна основная тема, она довлеет над ним. Но надо уметь вариировать ее, облекать ее в новые формы и одежды. Такое уменье дается культурой, учебой, экономией сил. Многие этого не понимают, они выкладывают себя в первой, во второй вещи, а дальше наступает длительный и часто безнадежный кризис. Есенин умел преображать и по-иному выражать свою любимую тему, он был одарен сверх меры, но он тоже старался обойтись одним лишь нутром: он не обогащал себя, не учился, не соразмерял. Его конец показал, чего это ему стоило.

***

Есенин скучал. Он ждал от русской революции чуда-чудесного. Он надеялся, что в огненной купели ее по-новому родится мир. Он подошел к революции с мистикой и с отвлеченным бунтарством. А революция шла кривыми, окольными путями-дорогами. Революция породила нэп, она потребовала мелкой, культурнической работы. Есенин заскучал сильней и глубже. Он увидел серые будни, неудачи и старался забыться в гульбе.

Что-то всеми навеки утрачено.
Май мой синий! Июнь голубой!
Не с того ль так чадит мертвечиной
Над пропащею этой гурьбой!..

Не случало обострение его тоски, не случайна его смерть. Не мало искренних, чутких, горячих талантливых людей надломилось в эти переходные дни, будучи не в состоянии приспособиться к новой сложной и пестрой обстановке. И уж слишком торопливо, слишком молчаливо проходим мы мимо печальных и трагических фактов, хотя они назойливо лезут и стучатся к нам. Нужно глубже вдуматься, выяснить причины этих случаев, надобно усилить и усугубить борьбу с обыденщиной, с будничной докукой во имя жизни, крепкой, бодрой и деятельной. Необходимо по - серьезному и открыто вложить персты свои в раны нашего быта, а не болтать об этом, пугаясь первых настоящих попыток в этом направлении. В наших разговорах об оптимизме, по правде говоря, много казенного, подтасованного! Мы не умеем показать во весь рост добытое нами в труде и в борьбе, не умеем часто рассказать о наших победах так, чтобы это заражало, трогало и поднимало над буднями, осмысливало их, и подменяем это свое неумение показными, барабанными реляциями.

Скажут: Есенин — человек прошлого, его судьба не показательна. Неверно это. Есенин был необычайно одарен, он был молод, он жил и среди нас, он печатался в наших органах. И разве его известность, его популярность, то, что его читали очень обширные читательские массы, разве это не имеет значения? И разве в среде молодежи, даже в среде более зрелых партийцев мы не встречаемся с настроениями и с фактами, связанными с именем Есенина? Вчитайтесь в «Дело о трупе» Глеба Алексеева, или это неправда? Подумать надо побольше над концом поэта и сделать выводы. Ведь погиб поэт единственный и неповторимый.

* * *

Особое внимание следует обратить на современную литературную среду. Тяжко и трудно жил поэт за последние годы. Еще более ужасна его смерть. Но хуже то, что в литературной среде у нас есть прямые кандидаты на есенинский конец. Называют даже имена. Смерть Есенина — новое и мрачное предупреждение. Наши болезненные явления, среди писателей пора изживать последовательно, твердо и решительно. Представителям Советской власти и нашей партии, влияющим на литературную действительность, следует учесть и понять особенности этой среды; отличительные черты художественного слова, трудности, стоящие на пути, — но прежде всего за оздоровительную работу надо приняться самим братьям-писателям. Иначе веревка и бритва, браунинг и яд, кабак и притон станут нормальным бытовым явлением.

Одно недоразумение требуется рассеять незамедлительно. Раздаются голоса, что в смерти поэта повинны не то коммунисты, не то Советская власть, сузившие его творческий порыв. Со всей решительностью мы отметаем подобные утверждения. Что и говорить, у нас есть люди, и вправду склонные требовать от художника переложения злободневных передовиц на вирши, не считаясь ни с характером таланта, ни с внутренним содержанием писателя, ни с задачами, которые он ставит себе. Такие есть. Но руководящая линия в области художества со стороны коммунистической партии далека от такой вульгарщины и
примитивности. Тем более неправильны упреки в отношении к Есенину! Мы утверждаем, что в литературном наследстве поэта, и пока недошедшем до читателя, нет вещей, отвергнутых и залежавшихся по обстоятельствам политического характера. Есенин пользовался исключительным вниманием, любовью и почитанием. Не в обиду, не в упрек и не в осуждение покойному, а в утверждение одной лишь правды, будет сказано: из года в год сквозь пальцы смотрели на такие поступки Есенина, которые для других никогда не прошли бы бесследно. Речь идет об его скандалах, правда, в пьяном, т.е. больном состоянии. Есенину это сходило, так как его берегли и знали, что он — «неповторимый цветок» и что он болен. За Есениным ухаживали, и к нему относились более бережливо, чем он сам к себе. Повинна эпоха, дух времени, но кто осмелится бросить камень в эту сторону? У трактора сейчас в России не меньше исторических прав, чем у красногривого жеребенка.

***
Образ Есенина двоится. — Два человека вели в нем тяжкую, глухую и постоянную тяжбу: юноша с кроткими глазами более синими, чем небо, в тихом осеннем листопаде, в грустной и нежной дрёме внимательный и сосредоточенный, простой и искренний, чуткий и даже застенчивый, скромный и понимающий, влюбленный в плоть жизни и в наше однообразное полевое раздолье, — и городской гуляка, забияка, скандалист и озорник, безрассудный мот и больной человек, менявший позы, нарочито подчеркивающий и. заострявший свои противоречия, обнажавший их напоказ, игравший ими для «авантюристических целей в сюжете». В борьбе этих двух душ и себе пал Есенин. В его поэзии преодолевал все-таки первый человек, и «Черный человек» чаще всего уступал ему свое место. Может быть, поэзия была ареной, где первый человек наиболее решительно и легко одерживал победы над вторым. Потому так и отдавался ей Есенин. Но она же и заставила его платить полновесной ценой цененного.

Таким мы пока храним его в памяти, таким передаем потомству. Дело будущего изменить и дорисовать его образ.

И еще знаем одно: мы осиротели, мы потеряли поэта великой мощи и таланта. Он многое нам дал, но мы вправе были ждать новых поэтических откровений, новых слов и новых песен.

Hо песни пропеты и грубо оборваны самим поэтом.
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

Сообщение perpetum » 18:08:40, Среда 14 Февраль 2007

и вместо сини глаз ушедшие в глубь слепые впадины

Кажется, это не метафоры, а физиологические подробности! Значит впадины, действительно, были.

На наших глазах преображалось это прекрасное лицо отрока и пастушка: мокли чудесные синие очи, краснели и припухали веки, серело золото волос, дрябла кожа, тоньше становилась шея, хриплым делался голос, и первой смертной тенью ложилась на щеках немудрая городская косметика, такая ненужная и незаконная на этом лице. И вот уже последний цикл стихов и развязка.

Вот так вот в двух словах рассказал жизненный путь. Можно было еще короче сказать "скатился". Какие умные все вокруг, как тонко все подмечено и афористично описано. Такое впечатление, что сидел в партере и за всем этим наблюдал. Пассивно, разумеется.

Он думает только о себе, индивидуализм дошел до крайности. Поэт болен, он у могилы. В известной своей части стихи этого времени являются уже материалом для психиатра и клиники

В общем, если вначале я еще сомневалась, то здесь уже сомневаться нечего. Это конкретно направленный материал на промывание мозгов населению. Надо еще громко, нараспев все эти слова и держать блестящий предмет в руках. "Поэт болен, он у могилы, всем верить!".

Одно недоразумение требуется рассеять незамедлительно. Раздаются голоса, что в смерти поэта повинны не то коммунисты, не то Советская власть, сузившие его творческий порыв.

Ну все-таки голоса раздавались. И наверное не так уж робко, раз о них можно было открыто упомянуть. И даже если против них направлена волна публикаций.

Hо песни пропеты и грубо оборваны самим поэтом.

В статье очень ясно дано противопоставление "Мы все и поэт". Читаешь и видишь: с одной стороны хорошие порядочные здоровые люди, а с другой посеревший больной поэт, шатающийся на краю пропасти.

Мы судим по выраванным из контекста общего информ.поля статьям. Интересно, какой посыл вообще шел тогда. ВСе дружно писали что-то типа этого или был какой-то плюрализм?.. Наверное, Василий может ответить на этот вопрос.
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение Taurus » 08:16:48, Четверг 15 Февраль 2007

perpetum писал(а):Мы судим по выраванным из контекста общего информ.поля статьям. Интересно, какой посыл вообще шел тогда. ВСе дружно писали что-то типа этого или был какой-то плюрализм?

Читаем у Маяковского:
"В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
После этих строк смерть Есенина стала литературным фактом. Сразу стало ясно, сколько колеблющихся этот сильный стих, именно – стих, подведет под петлю и револьвер. И никакими, никакими газетными анализами и статьями этот стих не аннулируешь...
Так поэтам СССР был дан социальный заказ написать стихи об Есенине. Заказ исключительный, важный и срочный, так как есенинские строки начали действовать быстро и без промаха. Заказ приняли многие. Но что написать? Как написать?
Появились стихи, статьи, воспоминания, очерки и даже драмы. По-моему, 99% написанного об Есенине просто чушь или вредная чушь.
Мелкие стихи есенинских друзей. Их вы всегда отличите по обращению к Есениу, они называют его по-семейному –"Сережа». «Сережа» как литературный факт – не существует. Есть поэт – Сергей Есенин. О таком просим и говорить. Введение семейного слова «Сережа» сразу разрывает социальный заказ и метод оформления. Большую, тяжелую тему слово «Сережа» сводит до уровня эпиграммы или мадригала. И никакие слезы поэтических родственников не помогут. Поэтически эти стихи не могут впечатлять. Эти стихи вызывают смех и раздражение.
Стихи есенинских «врагов», хотя бы и примеренных его смертью, это – поповские стихи. Эти просто отказывают Есенину в поэтическом погребении из-за самого факта самоубийства.
Но такого злого хулиганства
Мы не ждали даже от тебя...
(Кажется, Жаров)
Стихи этих – это стихи наскоро выполняющих плохо понятый социальный заказ, в котором целевая установка совершенно не связана с приемом и берется совершенно не действующий в этом трагическом случае фельетонный стилёк.
Мало поможет для борьбы с вредом последнего есенинского вреда и проза о нем."
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение Juliette » 08:22:14, Четверг 15 Февраль 2007

perpetum писал(а):...В общем, если вначале я еще сомневалась, то здесь уже сомневаться нечего. Это конкретно направленный материал на промывание мозгов населению. Надо еще громко, нараспев все эти слова и держать блестящий предмет в руках. "Поэт болен, он у могилы, всем верить!"....

Согласна на все сто :!: :!: :!:

Все стихи я делю на разрешенные и написанные без разрешения. Первые – это мразь, вторые – ворованный воздух...
~ О.Мандельштам ~


Изображение
Аватар пользователя
Juliette
Супер-Профи
 
Сообщений: 4871
Зарегистрирован: 06:42:44, Четверг 12 Октябрь 2006
Откуда: Барнаул

Сообщение praersh » 09:44:13, Четверг 15 Февраль 2007

Спасибо, perpetum, что так обо мне думаете. Как говаривал один мой знакомый: "Здесь просматривается тема диссертации, возможно, и докторской" :lol: .

А серьёзно: чтобы ответить на этот вопрос надо подобрать выступления о Есенине того времени, по возможности все, и проанализировать их в хронологическом порядке.

Безусловно, ИМХО к заказывающим, направляющим выступлениям можно отнести статьи политического руководства того времени - Троцкого, Бухарина, Луначарского.

Маленькая толика этих статей-выступлений у меня есть, буду постепенно выкладывать. Хотя в наше время большинство этих материалов можно найти в центральных библиотеках. Часть их, частично или полностью, опубликованы в современных изданиях о Есенине. Но лучше, конечно для написания докторской :lol: , пользоваться оригинальной публикацией.
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

Сообщение perpetum » 12:38:37, Четверг 15 Февраль 2007

Маяковский - орел... Нет лучше так - Орел. У нас же "О" по большим случаям по-большому пишется. :lol:

Сразу стало ясно, сколько колеблющихся этот сильный стих, именно – стих, подведет под петлю и револьвер.

... написал он и подумал: "Кстати, где мой револьвер?"... Таким образом утверждается, что все предыдущие упоминания смерти, начинающиеся чуть ли не с 12-го года и приводимые всеми исследователями, верующими в самубийство, чуть ли не как прямые улики, значит все эти предыдущие высказывания не несут в себе "смертельного заряда"?.. Вот на тов. Маяковского только последний стих подействовал!

Так поэтам СССР был дан социальный заказ написать стихи об Есенине. Заказ исключительный, важный и срочный, так как есенинские строки начали действовать быстро и без промаха

Он знает, что говорит, интересно? Действительно ли пошла волна самоубийств среди молодежи, поэтов и т.д.?.. Итак, заказ был настолько открытый, что о нем можно было спокойно написать в статье. То есть заказ на коррекцию всего потока информации вокруг этого дела. Вопрос: зачем корректировать, если поэт типа сам во всем виноват?.. Ведь из-за этого его и запретили потом "пьяные бредни кулацкого поэта", как говорилось в одном фильме. Заботясь о будущих поэтах?.. Так это наоборот урок! Очевидно, заказ был не только на стихи, а вообще не все ДЕЛО ЕСЕНИНА. Вся информация вокруг его смерти была так залакирована, все перепахали что могли. И ведь должны быть для этого мотивы! Я думаю, покрывали убийство, выкручивались, создавали легенду.

Введение семейного слова «Сережа» сразу разрывает социальный заказ и метод оформления. Большую, тяжелую тему слово «Сережа» сводит до уровня эпиграммы или мадригала.

...или до уровня человека. Человека, которого просто взяли и убили. Надо было уничтожить в клетках мозга образ нормального человека, который ходил, смеялся, грозил и т.д.

Мало поможет для борьбы с вредом последнего есенинского вреда и проза о нем

Маяковский был гоблином. Железный дровосек. "Последний есенинский вред". Как только язык повернулся.
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение perpetum » 12:56:30, Четверг 15 Февраль 2007

А серьёзно: чтобы ответить на этот вопрос надо подобрать выступления о Есенине того времени, по возможности все, и проанализировать их в хронологическом порядке.

Сделать подборку публикаций в хронологическом порядке и по ним отследить, каковы были приоритетные посылы официальных инстанций - это весьма достойная задача.

Я думаю, что здесь, как и во всем власть действовала довольно грубо, могли существовать простые "разнарядки", регламент тем, которые должны быть освещены. Если начитаться всего, что было опубликовано, то весь заказ вылезет наружу. Возможно, можно будет понять, какие следы заметались сначала, какие потом и т.д.

Но лучше, конечно для написания докторской , пользоваться оригинальной публикацией.

Это бесспорно!)))) НА кандидатскую у нас уже точно собрано. Единственное, что нам не достает для докторской - это открытия. Придется доказывать убийство.)))
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение Taurus » 16:45:43, Четверг 15 Февраль 2007

perpetum писал(а):Действительно ли пошла волна самоубийств среди молодежи, поэтов и т.д.?.. Итак, заказ был настолько открытый, что о нем можно было спокойно написать в статье. То есть заказ на коррекцию всего потока информации вокруг этого дела. Вопрос: зачем корректировать, если поэт типа сам во всем виноват?.. Заботясь о будущих поэтах?.. Так это наоборот урок

Смысл данного заказа, был в том, чтобы представить смерть поэта как недопустимое явление (если исходить с точки зрения самоубийства, а Маяковский из нее и исходит), как слабость характера, чтобы другим неповадно было. Думаю, именно это имел ввиду В.М.
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение GAS » 08:30:14, Вторник 13 Март 2007

praersh писал(а):Выкладываю распознаную Taurus статью А.Воронского из журнала "Красная новь", №1 за 1926 год.

Теперь после самоубийства поэта стихи последнего периода звучат по-особому. Насильственная смерть подвела им новую черту, влила в них новый, роковой смысл.

Тут ничего не пропущено? Частицы "не" перед "насильственная смерть" точно не было?
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение praersh » 08:50:31, Вторник 13 Март 2007

GAS писал(а):
praersh писал(а):Выкладываю распознаную Taurus статью А.Воронского из журнала "Красная новь", №1 за 1926 год.
Теперь после самоубийства поэта стихи последнего периода звучат по-особому. Насильственная смерть подвела им новую черту, влила в них новый, роковой смысл.

Тут ничего не пропущено? Частицы "не" перед "насильственная смерть" точно не было?

GAS распознано правильно, так напечатано в статье. И по приведённому выше скану тоже видно.

А как это трактовать? В меру своей веры. ИМХО По большому счёту и самоубийство с точки зрения природы - тоже насильственная смерть. Но к Сергею Есенину насильственная смерть относится в самом узком, с применением внешних сил понятии.
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

Пред.След.

Вернуться в Печатные издания

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 38