Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin
...Школьный порог Сергей Есенин переступил 15 сентября 1904 года, в девятилетнем возрасте. Вместе с ним за парту сели 38 мальчиков и девочек. Документы прошлого помогли восстановить нам первый школьный день.
В девять часов утра в школе собрались ученики, родители, попечитель. Священник И. Я. Смирнов отслужил молебен, И. П. Кулаков поздравил детей с началом учебы. Учеников 1-го отделения (класса) привели в большую комнату. Здесь стояли деревянные парты, доска черного цвета, счеты, икона в углу, на стенах висели портреты писателей и детские рисунки. Учитель А. И. Воронов роздал тетради, карандаши, учебники. Он показал, как правильно сидеть за партой, как вставать, отвечать учителю. Заведующий школой П. И. Иванов рассказал об обязанностях ученика, о школьных порядках. После этого детей отпустили домой. С большим волнением рассматривали они свои учебники, такие, как: «Наше родное» А. Баранова, «Добрые семена», «Арифметика» А. Гольденберга, «Учебный часослов».
Программа 1-го отделения включала следующие предметы: чтение и письмо русское, чтение и письмо церковно-славянское, арифметика, Закон Божий. Ежедневно у детей было по 4 урока.
Каждый учитель занимался с двумя классами. Школьные науки не всем давались легко. Некоторые, едва научившись читать и писать, покидали школу. Так, из класса Есенина в первый год обучения 12 человек прекратили посещать занятия.
Очень весело проходили школьные перемены. Ученики часто играли в «салки», «догонялки». А вот о каком случае вспоминал К. В. Цыбин, школьный товарищ поэта. «Помню, как-то в начале зимы во время большой перемены Есенин увел нас всех кататься на лед. Пока мы все добрались до ледяной глади, прошло порядочно времени. Увлеченные катанием, мы не только не заметили, как прошла большая перемена, но и прокатались еще добрых тридцать минут и вернулись к концу урока.
Учитель Павел Иванович Иванов спрашивает нас:
— Где это вы, голубчики, были?
— На реке. На льду катались, —
отвечаем мы нестройным хором.
— Вот молодцы! Кто же эту затею выдумал?
— Павел Иванович, это я их увел, —
говорит улыбаясь, Есенин. Даже в эту минуту он не в силах скрыть свою веселую, добродушную улыбку.
— Ну что же, — говорит Павел Иванович, — всех — и зачинщика, и соучастников — всех без обеда.
И верно, после уроков всех нас оставляют в школе».
Иванов учителем был очень строгим, он появился в селе в 1899 году, уже имея опыт преподавания. Методикой обучения владел хорошо, не случайно 13 раз получал он от земства денежные поощрения, а в 1903 году был представлен к серебряной медали «За усердие». Он умел играть на скрипке, организовал школьный хор. На фотографии 1902 года он вместе с учительницей А. И. Поповой, школьным инспектором, среди выпускников школы.
Непросто складывались его отношения с коллегой А. И. Вороновым, который начал работать в школе с 1903 года. Молодой учитель был очень эмоциональным, веселым человеком. Он начал обучать детей гимнастике, устраивал специальные чтения для крестьян по воскресеньям. Часто из города он привозил газеты и журналы и давал их читать взрослым, а в 1905 году начал знакомить их с литературой партии эсеров, вести разговоры о захвате барской земли. Последовал донос, и жандармы забрали «возмутителя спокойствия». Арест и обыск проходили на глазах его учеников. Это событие оставило неизглдимый след в их душах. В доносительстве подозревали П. И. Иванова, его взаимоотношения с учениками и крестьянами ухудшились. Он подает прошение о переводе его в другое место, но в конце учебного года несколько «непокорных» учеников оставляет на второй год, среди них был и Сергей Есенин.
С нового, 1907 года в школе начали преподавать супруги Власовы — Лидия Ивановна и Иван Матвеевич.
Наиболее насыщенной была программа 4-го отделения. Большое внимание уделялось чтению, особенно выразительному, и русскому языку. Сохранился отчет о пройденном материале, написанный рукой А. И. Воронова. Там указывалось: «Русский язык. Чтение: прочитаны статьи 1-го и 2-го отделов книги «Вешние всходы» Тихомирова. Заучены наизусть стихотворения
а) «Дедушка» Никитина, «Что ты спишь, мужичок?» Кольцова, «Крестьян ская пирушка» Кольцова, «Осень» Пушкина, «Киев» Хомякова, «Родина» А. Толстого, «Малороссия» А. Толстого, «Кавказ» Пушкина, «Кто он?» Майкова, «Основание Петербурга» Пушкина, «Манифест 19-го февраля 1861 года» Майкова, «Ангел» Лермонтова, «Мать» Некрасова, «Не осуждай», «Анчар» Пушкина, «По прочтении псалма» Хомякова, «Пловец» Языкова, «На работу», «Наследство» Никитина, «Слава труду», «Всемогущий чародей».
б) басни: «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Лисица и виноград», «Свинья под дубом», «Трудолюбивый медведь».
Грамматика.
Повторение пройденного в три года. Этимологический и синтаксический разбор. Проработаны следующие письменные упражнения: изложение статей описательного и повествовательного ха рактераГисторичёских, географических; составление писем; писали самостоятельные сочинения на темы: «Пожар», «Храмовый праздник», «Встреча Пасхи», «Наша семья», «Масленица», «Мир растений», «Описание села Константинове», «Дело и забава», «Сенокос», «Трудовой год», «Польза грамоты», «Польза от животных», «Выдающееся событие в нашем селе в прошлом году», «История кусочка хлеба», «Как рубашка в поле выросла», «Путешествие воды», «В лес за грибами», «Весна в деревне», «Лето в деревне», «Осень в деревне», «Зима в деревне», «Святки», «Троицын день», «Окрестности села Константинове», «Памятный день в моей жизни», «Поступление в школу», «Вскрытие реки Оки», «Рыбная ловля», «Летний вечер в деревне», «Путешествие в Богословский монастырь», «Выгон скота».
Церковно-славянский язык: чтение Евангелия с переводом на русский язык.
По арифметике ученики изучали простые и десятичные дроби, проценты, вычисляли площади и объемы простейших фигур, решали множество задач.
И. Я. Смирнов знакомил детей с основными символами веры, обучал молитвам, рассказывал о таинствах литургии.
География давала представление о частях света, знакомила с обычаями людей разных национальностей, рассказывала о животном и растительном мире планеты. Учились дети составлять простой план местности, была у них интересная книга «Родиноведение», которая описывала Рязанскую губернию.
На уроках истории учащихся знакомили с наиболее важными событиями прошлого, такими, как: «Нашествие татар», «Куликовская битва», «Земской собор 1612 года», «Война 1812 года», «Великие реформы».
В школе имелась своя библиотека, "книги 628 авторов находились в ней. Было много произведений русских писателей — А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, __Л. Н. Толстого, западноевропейских — Д. Дефо, М. Твена, Ч. Диккенса и других.
Примечательно, что книги из библиотеки брали и жители села; так, в 1906 году:
«Мужчин — 20, женщин — 9, подростков — 24, девиц —26, мальчиков — 74, девочек — 25»— были читателями.
Существовала и воскресная школа, где девушек обучали чтению и письму.
Учеба давалась Сергею Есенину легко. К. П. Воронцов, его друг, в своих воспоминаниях отмечал: «Среди учеников он всегда отличался способностями и был в числе первых учеников».
Интересные воспоминания о своем однокласснике оставил Н. П. Калинкин: «О том, что Есенин сочиняет стихи, мы впервые узнали в третьем или четвертом классе. Как-то зимой пришел он в класс, и подав учителю клочок бумаги, на котором что-то было написано, сказал: «Посмотрите, это я сам сочинил».
Он стал приносить такие бумажки со стихами довольно часто. Показывал их больше Ивану Матвеевичу. А тот, бывало, возьмет бумажку и читает, а иногда, не посмотрев, положит себе в карман и сердитым голосом скажет:
— Ты, Есенин, лучше занимайся, а этим делом не очень увлекайся.
О пробуждении своего поэтического дара поэт образно сказал:
«Тогда впервые
С рифмой я схлестнулся,
От сонма чувств
Вскружилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплесну в слова»
Выпускные экзамены класса, где учился Сергей, состоялись 11 мая 1909 года. Одиннадцать мальчиков предстали перед экзаменационной комиссией, в которую, кроме учителей и священника, входили И. П. Кулаков и М. А. Григорьев, земский начальник. Ученики писали диктовку, читали тексты, отвечали на вопросы, решали задачи и примеры. Все показали хорошие знания, и оценки были «5» и «4». За успехи в учебе десять человек получили похвальные грамоты, Евангелие и книги Н. В. Гоголя. Закончилась школьная жизнь Сергея Есенина, впереди была учеба в Спас-Клепиковской школе, начало творческого пути.
Ольга АНИКИНА,
старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника Сергея Есенина.
perpetum писал(а):На одном из рязанских форумов разгорелась дискуссия в стихах, одну из реплик участник оформил в следующие поэтические, как он считает, строки:
Есенин, может быть, и рядом!
Но он порядком всех достал.
Им машут словно красным флагом,
Хотя Рязань он презирал!
Закаты в Константинове Принт-скрины из фильма который мне дала Валентина
perpetum писал(а):Закаты в Константинове Принт-скрины из фильма который мне дала Валентина
Так-так... ИНтрига нарастает! Что за фильм?????????????????????? Я сейчас умру от напряжения
Nika писал(а):Вчера...
Nika писал(а):А это сама Кашина домой едет
Nika писал(а):Вчера...
Вернуться в Живопись и скульптура
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16