Кто же автор фотографии 5-го номера "Англетера"?

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Кто же автор фотографии 5-го номера "Англетера"?

Сообщение praersh » 23:59:12, Воскресенье 16 Ноябрь 2008

На нашем форуме мы со всех сторон обсуждали знаменитую фотографию 5-го номера "Англетера": много загадок, как оказалось, она таит. Вскользь касались и авторства снимка. В современных изданиях этот снимок отмечается как фото М. Наппельбаума.

А посмотрим, возможно, первую публикацию этого снимка – журнал "Огонёк", №2, 10 января 1926 года (хотя мы уже и видели и немного обсуждали):
Изображение

Нумерацию страниц я в этом "Огоньке" не обнаружил, на шестом по счёту листе, включая обложку, помещены под заголовком "С. А. Есенин" две фотографии:
Изображение

верхняя – известное фото Сергея Есенина 1924 года, автор тоже известен – М. Наппельбаум;
нижняя – снимок 5-го номера "Англетера", как правило, датируемый в дальнейшем 28 декабря 1925 года, или "…сделан сразу после обнаружения тела С. Есенина" [Музей Есенина в книге].

Вот увеличенные подписи под снимками:
Изображение

Фраза "Обстановка комнаты в точности соответствует моменту самоубийства" не даёт оснований считать, что снимок сделан 28 декабря 1925 года, скорее говорит о постановочном характере снимка через несколько дней и восстановлении для этого в точности обстановки комнаты. Действительно, несколько снимков пятого номера "Англетера" заказывала Софья Толстая для музея Есенина у фотографа В. Преснякова, что и было сделано В. Пресняковым в начале января 1926 года. Один из этих снимков и опубликовал журнал "Огонёк" под известным снимком Есенина, а подпись авторов снимков напечатали внизу, объединённую: "Фот. М. Н. Аппельбаума и В. Преснякова". Фамилия Наппельбаума несколько искажена, но читаема. В дальнейшем некорректные исследователи-писатели приписали фото 5-го номера М. Наппельбауму и датировали его 28-м декабря.

С 29 ноября 2006 года по март 2007 года в выставочных залах Дома И.С.Остроухова (Москва, Трубниковский пер., д. 17) проходила выставка "Редкие фотографии 1920-1930-х годов из собрания Государственного Литературного музея". На ней я видел фотографию 5-го номера "Англетера" за подписью В. Преснякова. В то время у меня не было сомнений, что автор этой фотографии М. Наппельбаум. Пытался выяснить у научного сотрудника истоки такой подписи (ведущего сотрудника по этой теме в тот момент не оказалось), но меня только заверили, что в их экспозиции ошибок нет. С этим вопросом в Литературный музей приходил ещё раз с тем же нулевым результатом. К сожалению, в дальнейшем больше не удалось к этому вернуться.

Может быть поэтому, Светлана, в ГЛИ не нашли негатив: искали в архиве М. Наппельбаума, а надо искать в материалах В. В. Преснякова?
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

Сообщение perpetum » 11:39:14, Вторник 18 Ноябрь 2008

Добрый день, спасибо - интересные вырезки. Мне даже кажется, что про Аппельбаума Вы уже выкладывали как-то, нет?..

В.В. Пресняков снимал по поручению С.А. Толстой. Это насколько я знаю. Наппельбаум вообще вне сомнений: помимо всего прочего, это подтверждает сам Лев и Ида Наппельбаумы. Лев вообще там был, много чего рассказывал, как мы знаем. :wink:

В ГЛМ данная фотография в виде пересъемки лежит как раз под Наппельбаумом. Светлана Петровна много лет проработала там, она эти фонды с закрытыми глазами знает. Дело в том, что там хранится нормальный стеклянный негатив того времени под Наппельбаумом. Но оказывается это пересъемка того времени. Под Пресняковым там хранится несколько фотографий, которые заказывала Софья Андревна для музея Есенина. Окно с призраком, дверь со стороны коридора, вид на дверь со стороны окна.

Я думаю, что Наппельбаум так конечно был и снимал.
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение perpetum » 11:42:55, Вторник 18 Ноябрь 2008

Самое главное я не написала... В ГЛМ все эти материалы лежат не под аппельбаумом как таковым и не под Пресняковым как таковым, а в есенинском архиве. Просто на них бирки с авторством, ну то есть с исходными данными единицы хранения.
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение Данита » 14:42:03, Вторник 18 Ноябрь 2008

Как написано в воспоминаниях Иды Наппельбаум - Лев Наппельбаум присутствовал в № 5 и помогал отцу делать снимки.

Видимо фотограф Наппельбаум сделал только снимок С. А. Есенина на кушетке, а весь обзор № 5 делал Пресняков. ВОПРОС: когда? ведь в воспоминаниях у присутствующих в № 5 мы не встречаем ни слова о фотографе Преснякове???
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение perpetum » 22:13:28, Вторник 18 Ноябрь 2008

Фотографии Наппельбаума, что Есенин на кушетке, что сам номер выполнены в схожей технике. На мой взгляд, манера и качество довольно похожи.

Чего уж совсем не скажешь о произведениях Преснякова, сделанных в частном порядке для Софьи Андреевны. По крайней мере более поздняя серия снимков сделана паратурой явно попроще, чем та, которой располагал кремлевский мастер.

Это просто мое мнение.
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение Natka » 21:07:24, Среда 19 Ноябрь 2008

Фото 1925 и 1926 года конечно принадлежат разным людям. Выбор точки съемки, освещения и прочие подробности - это разные люди. Причем в 1926 году снимал непрофессиональный фотограф. А еще интересная деталь - фото, на которых Есенин лежит на кушетке, сняты одним человеком но в разное время и в разных местах. Осветлите фон за фотографиями - на той фотке, где есть провод, на заднем плане и сбоку от кушетки стены, оклеенные полосатыми обоями; на остальных - никаких стен, кушетку передвинули, но видна какая-то мебель. И брюки на первой застегнуты, а на второй нет. Точно его носили по номеру вместе с кушеткой. А еще мне кажется, что его переодевали. От таких ран, даже если они посмертные, кровь должна была литься рекой. И по лицу, и по одежде. А что если :

:shock:Он был еще жив, когда его сняли с петли или после попытки убийства, нападения? :shock: И ему пытались оказать медицинскую помощь? :shock:
Это бы многое объяснило, в частности, почему чистая одежда и лицо, почему коменданта вызывали вечером...
Trust no one
Natka
Читатель
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 16:40:31, Четверг 13 Ноябрь 2008
Откуда: Sevastopol

Сообщение Natka » 22:34:05, Среда 19 Ноябрь 2008

Слушайте, а что если на самом деле он был жив? :shock:
Если его действительно оставили в номере еще живым? И он умер в номере от ран? Возможно, он звал на помощь... Кто-то попытался помочь, но ему пригрозили той же участью и ... заставили дать другие показания. Например, тогда понятно поведение Устиновой, которая в панике металась по гостинице, поведение коменданта, молчание многих свидетелей до самой смерти ... Они боялись обвинения в содействии убийства со стороны общества... Может, о такой вине говорил , кажется, Эрлих: " о той, о которой он не знает, а я знаю"... :shock:
Trust no one
Natka
Читатель
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 16:40:31, Четверг 13 Ноябрь 2008
Откуда: Sevastopol

Сообщение Natka » 22:41:13, Среда 19 Ноябрь 2008

ЭРЛИХ Вольф. Право на песнь: "И наконец пусть он простит мне наибольшую мою вину перед ним, ту, которую он не знал, а я — знаю."
Trust no one
Natka
Читатель
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 16:40:31, Четверг 13 Ноябрь 2008
Откуда: Sevastopol

Сообщение Данита » 14:27:38, Четверг 20 Ноябрь 2008

Natka писал(а):Если его действительно оставили в номере еще живым? И он умер в номере от ран? Возможно, он звал на помощь... Кто-то попытался помочь, но ему пригрозили той же участью и ... заставили дать другие показания. Например, тогда понятно поведение Устиновой, которая в панике металась по гостинице, поведение коменданта, молчание многих свидетелей до самой смерти ... Они боялись обвинения в содействии убийства со стороны общества... Может, о такой вине говорил , кажется, Эрлих: " о той, о которой он не знает, а я знаю"... :shock:



жив с пробитым лбом?

А по поводу Эрлиха, может он просит прощение за то, что участвовал в сокрытии преступления? т. е. покрывал убийство???
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Taurus » 17:05:01, Четверг 20 Ноябрь 2008

Ох, уж этот Вольф, накатал, а мы тут голову ломай... :twisted: Вообще он за что угодно мог просить прощения)))
"У жизни тяжелые кулаки. Это надо знать и твердо помнить.
А мы, как простачки-дурачки, не только отчаянно воем, когда она сворачивает нам челюсть, но еще и удивляемся."


(А.Мариенгоф)
Аватар пользователя
Taurus
Супер-Профи
 
Сообщений: 2623
Зарегистрирован: 10:14:11, Четверг 30 Ноябрь 2006
Откуда: Е-бург

Сообщение outsider » 06:14:33, Пятница 21 Ноябрь 2008

Natka писал(а):Слушайте, а что если на самом деле он был жив? :shock:

Дерзкая мысль ! Но очень интересная.
outsider
Мастер
 
Сообщений: 474
Зарегистрирован: 22:16:17, Пятница 29 Август 2008

Сообщение praersh » 02:44:26, Четверг 27 Ноябрь 2008

perpetum писал(а):Добрый день, спасибо - интересные вырезки. Мне даже кажется, что про Аппельбаума Вы уже выкладывали как-то, нет?..

Только сегодня вечером, вернее уже вчера вечером, приехал на зимовку в Москву, поэтому несколько запоздало отвечаю.
Да, эти фотографии я уже выкладывал, о чём упомянул вверху, но они не получили должного обсуждения, да и наши знания сего предмета углубились.
В подписи под фотографиями в фамилии "М. Н. Аппельбаума" конечно же опечатка, без сомнения надо читать . "М. Наппельбаума".

perpetum писал(а):В.В. Пресняков снимал по поручению С.А. Толстой. Это насколько я знаю. Наппельбаум вообще вне сомнений: помимо всего прочего, это подтверждает сам Лев и Ида Наппельбаумы. Лев вообще там был, много чего рассказывал, как мы знаем. :wink:

И у меня нет никакого сомнения, что Наппельбаум 28 декабря 1925 года снимал в пятом номере "Англетера". Но что он снимал? Наппельбаум был специалистом по портретам, вот он и сделал посмертные фотографии Есенина на кушетке. А Пресняков делал видовые фотографии (в инете висят его открытки с видами Ленинграда, если интересно, могу дать ссылки), возможно, поэтому С.Толстая и заказала ему съёмку интерьеров пятого номера, в том числе и инсценировку обстановки номера 28 декабря 1925 года. А то, что на этой фотографии инсценировка, указывает подпись в "Огоньке": "Обстановка комнаты в точности соответствует моменту самоубийства". А где разбросанные рукописи, окурки, вещи, бутылки, пиджак, чемоданы, бывшие в номере, судя по многим воспоминаниям? Чемоданы, вещи унесли, пиджак – стащили, окурки подмели. Когда в начале января пришёл фотографировать в номер Пресняков и сделали имитацию 28 декабря из штатных предметов пятого номера. Вот только шубу Есенина положили на кресло. А может и какую-то другую, похожую на шубу Есенина.

perpetum писал(а):В ГЛМ данная фотография в виде пересъемки лежит как раз под Наппельбаумом. Светлана Петровна много лет проработала там, она эти фонды с закрытыми глазами знает. Дело в том, что там хранится нормальный стеклянный негатив того времени под Наппельбаумом. Но оказывается это пересъемка того времени. Под Пресняковым там хранится несколько фотографий, которые заказывала Софья Андревна для музея Есенина. Окно с призраком, дверь со стороны коридора, вид на дверь со стороны окна.

Я думаю, что Наппельбаум так конечно был и снимал.

Два вопроса, которые дают некоторые основания для сомнения об авторстве Наппельбаума
конкретно этой фотографии:
Почему "Огонёк" 1926 года подписал её "фото В.Преснякова"?
Почему на выставке редких фотографий в ГЛМ в конце 2006 года эта фотография была за подписью В.Преснякова?
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

Сообщение praersh » 02:48:16, Четверг 27 Ноябрь 2008

perpetum писал(а):Самое главное я не написала... В ГЛМ все эти материалы лежат не под аппельбаумом как таковым и не под Пресняковым как таковым, а в есенинском архиве. Просто на них бирки с авторством, ну то есть с исходными данными единицы хранения.

А может всё же надо ещё раз заглянуть в архив В.Преснякова? И спросить у того, кто делал подписи под фотографиями для выставки 2006 года?
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

Сообщение Данита » 09:00:34, Четверг 27 Ноябрь 2008

praersh писал(а): Когда в начале января пришёл фотографировать в номер Пресняков и сделали имитацию 28 декабря из штатных предметов пятого номера. Вот только шубу Есенина положили на кресло.


А на какой фотографии Преснякова мы видим шубу, Василий Павлович? Разве только на основной фотографии Наппельбаума? Не так ли??? или я что-то упустила???
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение praersh » 10:35:10, Четверг 27 Ноябрь 2008

Данита писал(а):
praersh писал(а): Когда в начале января пришёл фотографировать в номер Пресняков и сделали имитацию 28 декабря из штатных предметов пятого номера. Вот только шубу Есенина положили на кресло.

А на какой фотографии Преснякова мы видим шубу, Василий Павлович? Разве только на основной фотографии Наппельбаума? Не так ли??? или я что-то упустила???

Данита, в этой теме хотелось бы обсудить авторство только одной фотографии. Впервые (более ранней публикации мне не попадалось, если это не так, поправьте) её опубликовал "Огонёк" 10 января 1926 года:
Изображение

На странице "Огонька" одна под другой две фотографии (см. первый пост темы), а два автора указаны в конце страницы. Так как верхняя фотография, безусловно, принадлежит Наппельбауму, то логично нижняя – Преснякову.

Почему так указал авторство "Огонёк"? – теперь некого спросить.

А вот в конце 2006 года на выставке в ГЛМ под этой же фотографией тоже был указан автор Пресняков. Мне не удалось тогда поговорить с научными организаторами выставки, они были очень заняты проверкой фондов. А вот сейчас я и предлагаю, если есть у кого-то доступ в ГЛМ не просто со стороны, выяснить источник информации для выставочной этикетки об авторстве Преснякова этой фотографии. Со своей стороны попытаюсь это сделать ещё раз.
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

След.

Вернуться в Живопись и скульптура

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron