Кто же автор фотографии 5-го номера "Англетера"?

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Сообщение Данита » 17:40:42, Четверг 27 Ноябрь 2008

Василий Павлович! А не могли обе эти фотографии (снятые с разных ракурсов) принадлежать Наппельбауму?

Или Вы хотите сказать, что Пресняков в январе 1926 г все в точности (вещи в комнате) расставил в 5 номере и сделал для Сони Толстой фотографию эту

Изображение


:?:
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение praersh » 18:04:14, Четверг 27 Ноябрь 2008

Данита писал(а):Василий Павлович! А не могли обе эти фотографии (снятые с разных ракурсов) принадлежать Наппельбауму?

Данита, приведи здесь, пожалуйста, фотографию пятого номера, которая, как ты считаешь, принадлежит Наппельбауму.
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

Сообщение perpetum » 20:17:07, Четверг 27 Ноябрь 2008

Два вопроса, которые дают некоторые основания для сомнения об авторстве Наппельбаума
конкретно этой фотографии:
Почему "Огонёк" 1926 года подписал её "фото В.Преснякова"?
Почему на выставке редких фотографий в ГЛМ в конце 2006 года эта фотография была за подписью В.Преснякова?
________


На второй вопрос можно ответить первым :))) ГЛМ подписался Пресняковым, потому что читает только "Огонек" 8)

А почему мы думаем, что Аппельбаум опечатка, а Пресняков - истинная правда?.. Если верить прессе, то нам надо поверить и в то,ч тов ены были вскрыты бритвой Жилетт и т.д.

Фразу "Обстановка соответствует моменту самоубийства" я понимаю не в смысле "она воссоздана", а в смысле " в тот момент была такая же". Так как в момент самоубийства никого с Есениным не было, то можно преджполагать, что обстановка соответствует, поскольку ничего не трогали.

Конечно, это не то, что было. Но Огонек не хотел сказать, что это инсценировка, на мой взгляд. Он хотел сказать, что в ту секунду в номере было вот так.
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение praersh » 01:25:04, Пятница 28 Ноябрь 2008

perpetum писал(а):
Два вопроса, которые дают некоторые основания для сомнения об авторстве Наппельбаума конкретно этой фотографии:
Почему "Огонёк" 1926 года подписал её "фото В.Преснякова"?
Почему на выставке редких фотографий в ГЛМ в конце 2006 года эта фотография была за подписью В.Преснякова?


На второй вопрос можно ответить первым :))) ГЛМ подписался Пресняковым, потому что читает только "Огонек" 8)

Это как-то несерьёзно, что не очень соответствует теме. А где впервые опубликована эта фотография за авторством Наппельбаума?

perpetum писал(а):А почему мы думаем, что Аппельбаум опечатка, а Пресняков - истинная правда?..

Во-первых, напечатано "Фот. М. Н. Аппельбаума и В. Преснякова" – второй автор без инициала отчества. Значит и первый автор должен быть без инициала отчества. В рукописи было одинаково, а наборщик ошибся, может, на фамилии споткнулся, вспомнил знакомого Аппельбаума - эта фамилия существует.

Во-вторых, фотографа М. Н. Аппельбаума не было, а фотограф В. Пресняков был и вот его работы:
http://www.apraksinagency.spb.ru/viewphoto.php?p=45
http://www.nlr.ru/exib/academ/2.html
http://community.livejournal.com/ru_sovarch/214933.html

perpetum писал(а):Если верить прессе, то нам надо поверить и в то,ч тов ены были вскрыты бритвой Жилетт и т.д.

Верить во что-то надо, но не слепо. И чтобы узнать истину, надо анализировать и сравнивать разные независимые источники.

perpetum писал(а):Фразу "Обстановка соответствует моменту самоубийства" я понимаю не в смысле "она воссоздана", а в смысле " в тот момент была такая же". Так как в момент самоубийства никого с Есениным не было, то можно преджполагать, что обстановка соответствует, поскольку ничего не трогали.

Но я то думаю, что Есенин был убит.

Вот только сейчас мелькнуло: А если "Огонёк" пишет: "Обстановка комнаты в точности соответствует моменту самоубийства". Значит, кто-то видел этот момент? Не написано же – "моменту вскрытия номера", или "моменту обнаружения трупа". А если кто-то видел, не помогал ли он? Может это скрытый посыл "Огонька" на убийство?
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

Сообщение Данита » 12:42:40, Понедельник 01 Декабрь 2008

praersh писал(а):Данита, приведи здесь, пожалуйста, фотографию пятого номера, которая, как ты считаешь, принадлежит Наппельбауму.


Эта фотография и есть! Авторство которой принадлежит "типа" Преснякову и Аппельбауму.
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение perpetum » 18:36:22, Понедельник 01 Декабрь 2008

Вот только сейчас мелькнуло: А если "Огонёк" пишет: "Обстановка комнаты в точности соответствует моменту самоубийства". Значит, кто-то видел этот момент? Не написано же – "моменту вскрытия номера", или "моменту обнаружения трупа". А если кто-то видел, не помогал ли он? Может это скрытый посыл "Огонька" на убийство?


Да кто ж их теперь разберет... ВСе мотивнные посылы такие тонкие, что можно их и так, и эдак примерять. Не поймешь, кто зачем какую неправду публиковал...
**********************

Удачи!
Аватар пользователя
perpetum
Супер-Профи
 
Сообщений: 3187
Зарегистрирован: 00:26:06, Пятница 22 Декабрь 2006
Откуда: Москва

Сообщение praersh » 22:20:04, Понедельник 01 Декабрь 2008

В книге М.С.Наппельбаума "От ремесла к искусству" (Изд.2-е, М., Планета, 1972, 192 с.) есть описание фотосъёмки Есенина. Приведена, правда, другая фотография, но в академическом издании она датируется также как и фото в "Огоньке" от 10 января 1926 года.

Изображение
Изображение

Несколько странной показалась фраза: "Все это происходило совсем незадолго до его трагической кончины в ленинградской гостинице "Англетер". Дату съёмки Наппельбаум не приводит, в академическом издании т.7(3) дата – апрель 1924 года: год и восемь месяцев до кончины. Или со временем этот промежуток времени кажется "совсем незадолго"?
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

Сообщение Старуш-ка » 23:21:59, Понедельник 01 Декабрь 2008

мне вообще непонятно, почему вот эти ОДИНОЧНЫЕ фото Есенина, снятые Наппельбаумом - датируют по съемке групповых фот с имажинистами, т.е. апрелем 1924...
Я убеждена, что они сняты в РАЗНОЕ время..
Ну, то что Есенини выглядит на них совершенно по-разному - это ладно.. это субъективное ощущение
Но!..
Во-первых, какая может быть шуба и меховая шапка - в конце апреля?!!! (Есенин в тот приезд пробыл в Ленинграде ориентировочно с 13 апреля по 9 мая)
а во-вторых.. у Есенина (на групповой и одиночной фотах) - галстуки разные!!!!!! бабочка - и обычный..
Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду. С.Есенин
Аватар пользователя
Старуш-ка
Профи
 
Сообщений: 1432
Зарегистрирован: 10:25:00, Понедельник 28 Август 2006

Сообщение SASHA » 23:57:21, Понедельник 01 Декабрь 2008

C этими фотографиями тоже путаница.
Фотография, кот. на сайте в фотоальбоме под номером 102 - датируется 1924г., апрель. Но в книге "Сергей Александрович Есенин. Воспоминания", под редакцией И.Е. Евдокимова(государственное издательство, Москва*1926*Ленинград) она же датируется 1923 годом без месяца и автора снимка.
Аватар пользователя
SASHA
Мастер
 
Сообщений: 383
Зарегистрирован: 00:43:21, Вторник 15 Июль 2008
Откуда: Россия

Сообщение praersh » 23:59:56, Понедельник 01 Декабрь 2008

Галстуки то можно быстро поменять, а вот шуба в апреле... Может в апреле 1924 году пик похолодания был?

Вот комментарии из тома 7 (3) ПСС о этих фотографиях:

78. С. А. Есенин, Иван Приблудный, Г. Б. Шмерельсон, В. И. Эрлих, Владимир Ричиотти, С. А. Полоцкий, 1924, апрель. Ленинград. — СЕФ, илл. № [33].
Воспроизводится по оригиналу (ГЛМ). Известен еще один оригинал фотографии на паспарту (ИРЛИ, музей Пушкинского Дома).
Датируется по надписи на обороте подлинника варианта фотографии, хранящегося в ИМЛИ: «1924. Ленинград.
244
М. С. Наппельбаум» — рукой самого фотографа. Этот вариант фотографии был опубликован на с. 1 обл. кн. И. Грузинова «С. Есенин разговаривает о литературе и искусстве» (М.: Всероссийский Союз поэтов, 1927).
Выкадровки портрета одного Есенина из этой фотографии публиковались в периодике: «Красная газета», Л., 1925, 30 дек., веч. вып., № 315; журн. «Зрелища», Свердловск, 1926, № 4, с. 1 обл.; журн. «Красная панорама», Л, 1926, № 2, с. 6; в кн.: Николай Клюев и П. Н. Медведев. Сергей Есенин. Л.: Прибой, 1927 (вкл. между с. 32 и 33) и др. изданиях.
На фотографии: Иван Приблудный, С. А. Есенин, Г. Б. Шмерельсон, В. И. Эрлих (сидят); Владимир Ричиотти, С. А. Полоцкий (стоят).
Дочь фотохудожника Ида Наппельбаум в своих воспоминаниях «В те двадцатые...» описала съемку этой группы: «В послереволюционные годы в Петрограде, в студии художника М. С. Наппельбаума, расположенной на шестом этаже большого серого дома на Невском проспекте возле Литейного, собирались „Литературные понедельники“.
Однажды появился проездом из Москвы Сергей Есенин. С ним приехал молодой московский поэт Иван Приблудный. Есенина привели его друзья, молодые ленинградские поэты-„имажинисты“, как они себя называли. Это были: Семен Полоцкий, Владимир Ричиотти, Григорий Шмерельсон и Вольф Эрлих, которому позже Есенин оставил свое прощальное стихотворение.
В тот день Есенин был спокоен, сдержан, никак не хотел выделяться из общего хода вечера. Мне захотелось запечатлеть всю эту группу поэтов, и я повела их в стеклянный павильон, где в одной стороне, отделенной серыми сукнами, проводилась съемка.
245
Когда я сняла уже одну композицию и рассадила группу вторично, неожиданно появился мой отец. В тот период он только наезжал в Петроград, а жил в Москве...
Застав меня за работой, он сразу подошел и буквально несколькими штрихами — изменив наклон головы, положение трости в руках Есенина — придал композиции равновесие и живописность...» (журн. «Огонек», М., 1985, № 40, с. 23).
Ида Наппельбаум описала ту съемку и в стихотворении «Подпись к групповому портрету Есенина 1925 г.»:
В тот день я долго колдовала —
Из одиночек группу создавала
По всем законам вечного искусства
Из своего пропорций чувства.
Здесь всё в расцвете сил и лета,
И каждый мнит в себе поэта,
И все надменны, все речисты —
Друзья имажинисты.
Вот сельский паренек вчерашний,
Постигший славу сгоряча,
Сидит, как денди в экипаже,
И снисходителен, и важен,
И туфлей лаковой качает,
А белой кости набалдашник
Повис у правого плеча.
Портрет прекрасно скомпонован,
Не придерешься ни к чему...
Но почему так тих светлоголовый,
Так отрешен и грустен почему?
(Ида Наппельбаум. Накануне.
СПб., 1993, с. 21,
с датой: «1985 г.»).
246
М. С. Наппельбаум тоже оставил свои воспоминания: «В этот же день я сфотографировал Есенина в группе с сопровождавшими его молодыми поэтами.
Здесь он уже совсем другой — с открытыми глазами, с крутым завитком светлых волос у лба, в крахмальной белой манишке с узким черным галстуком-бабочкой, с изящной слоновой ручкой тросточки, которая косо легла на темном рукаве его костюма» (Наппельбаум М. С. От ремесла к искусству: Искусство портрета. М.: Искусство, 1958, с. 74).
Наппельбаум Моисей Соломонович (1869—1958) — фотограф, мастер студийного фотопортрета. Есенинапрель
79. С. А. Есенин. 1924, апрель. Ленинград. — Памятка о Сергее Есенине. 4/X 1895—28/XII 1925, М.: Сегодня, 1926 (с неточной датой: «1923»).
Воспроизводится по оригиналу (ИМЛИ). На обороте фотографии подпись: «М. С. Наппельбаум».
Известны еще 4 оригинала фотографии (ЦГАКФД, там же негатив; РГАЛИ — на обороте фото указано: «М. С. Наппельбаум. Москва. Петровка 5» — адрес студии, где был отпечатан снимок; ГЛМ; ИРЛИ — на обороте фотографии указано: «От А. М. Наппельбаума, сына фотографа в 1977 г.»).
Датируется по заметке Ю. Юшкина «Есенин. Ленинград. Год 1924-й» (ЛР, 1982, 27 авг., № 35, с. 24). В статье Н. Вартанова к серии «М. Наппельбаум: Избранные фотографии» (М., 1985, с. 11) также отмечалось: «Здесь необходимо сделать одно разъяснение. И в книге самого Наппельбаума, и в воспоминаниях его дочери указано, что портрет поэта сделан незадолго до его кончины, то есть в декабре 1925 года. Вместе с тем специалистами по истории литературы установлено, что снимок сделан в апреле 1924
247
года во время одного из „понедельников“, проходивших в доме Наппельбаума. Туда нередко приходили московские гости, находящиеся в Ленинграде. Уточнить время съемки позволила групповая фотография, на которой Есенин снят с группой поэтов — И. Приблудным, Г. Шмерельсоном, В. Эрлихом».
Фотограф — М. С. Наппельбаум.
В своей книге «От ремесла к искусству: Искусство портрета» (М.: Искусство, 1958, с. 74) автор писал об этом снимке: «Я не стал искать „красивости“, я постарался сохранить правду в портрете: несколько отекшее лицо, понурый взгляд, поникшая голова, увядающий сноп волос. Поэт держит в бессильно опущенной руке погасшую папиросу. Он даже забыл о ней. Лицо повернуто в три четверти к зрителю, вырисовывается только профиль, густая тень скрывает вторую щеку.
Есенин задумался, оторвался от окружающих. На плечи небрежно накинута шуба с меховым воротником. Тяжесть шубы придает монументальность фигуре Есенина. Я стремился уловить многогранность есенинской психологии: присущий ему вызов, немного детскую обидчивость, внутреннее упорство, тонкую лиричность...
Фигура стоящего Есенина вырисовывается четко, благодаря акварельным мазкам, которые я набросал на фоне.
Будто бы на стене поблескивают рамки от картины; далекий свет при приглушенном фоне не мешает лицу...» Есенин
80. С. А. Есенин. 1924, апрель. Ленинград. — Журн. «Огонек», М., 1926, № 2, с. 10.
Воспроизводится по оригиналу (ИМЛИ).
Известно еще 3 оригинала фотографии (РГАЛИ — на обороте снимка штамп: «Студия М. С. Наппельбаум. Москва. Петровка 5» — адрес студии, где был напечатан
248
снимок; ИРЛИ — на паспарту надпись: «Nappelbaum. 1925»; ГЛМ).
Датируется по аналогии с фотографией № 79.
Фотограф — М. С. Наппельбаум.
Дочь фотографа И. М. Наппельбаум в своих воспоминаниях «В те двадцатые...» рассказывала о подробностях съемки: «Затем он <отец> предложил Есенину сделать его отдельный портрет. Тот успел уже надеть шубу, не захотел ее снимать, а отец и не настаивал: так и снял поэта в этой шубе у портьеры, с папиросой в руке. На второй фотографии Есенин рассеянно-задумчив, кажется, что он весь погружен в себя» (журн. «Огонек». М., 1985, № 40, с. 23; этот фотопортрет напечатан на с. 1 обл. журнала).
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

Сообщение алена » 19:11:54, Вторник 02 Декабрь 2008

Всё таки эта фотография где Есенин в шубе точно не могла быть сделана в декабре 25 года. Есенин ещё с середины примерно 24 года носил волосы зачёсанными назад. Посмотрите все фотографии начиная с бакинских 24 года и кончая последними он с одной и той же причёской! А на фото в шубе и с ленинградскими имажинистами у него короткая чёлка в виде "бабочки". Есть ещё одна деталь - причёска других людей на фото. У Эрлиха например причёска на апрельском фото и на фото снятом в Царском селе - абсолютно одинаковая, а вот в декабре 25 уже совершенно другая, короткая стрижка. А что Есенин был в шубе в апреле... ну он же был такой щёголь, может просто хотел выглядеть пошикарнее :D
алена
Мастер
 
Сообщений: 951
Зарегистрирован: 03:58:13, Воскресенье 23 Март 2008

Сообщение алена » 19:20:19, Вторник 02 Декабрь 2008

Кстати на тех двух фото где Есенин в шубе, у него очень похожи и причёска и одежда на ту фоту где он с Клюевым и Вс. Ивановым, мне кажется что эти 3 фото были сделаны одновременно, а это тоже 24 год, но если фото с К. и И. были сделаны раньше апреля, вот и обьясняется шуба!
алена
Мастер
 
Сообщений: 951
Зарегистрирован: 03:58:13, Воскресенье 23 Март 2008

Сообщение SASHA » 20:31:36, Вторник 02 Декабрь 2008

Извиняюсь за качество.
Изображение

фотография из книги "С.А.Есенин. Воспоминания" под редакцией И.В. Евдокимова(государственное издательство, Москва*1926*Ленинград)
Последний раз редактировалось SASHA 21:12:46, Вторник 02 Декабрь 2008, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
SASHA
Мастер
 
Сообщений: 383
Зарегистрирован: 00:43:21, Вторник 15 Июль 2008
Откуда: Россия

Сообщение алена » 20:50:03, Вторник 02 Декабрь 2008

praersh писал(а):Изображение

Сейчас посмотрела в интернете на некоторых сайтах под этой фотой написано вообще 22 год!!! :shock: Вот и доверяй после этого датировке. :?
алена
Мастер
 
Сообщений: 951
Зарегистрирован: 03:58:13, Воскресенье 23 Март 2008

Сообщение praersh » 21:07:59, Вторник 02 Декабрь 2008

алена писал(а):Сейчас посмотрела в интернете на некоторых сайтах под этой фотой написано вообще 22 год!!! :shock: Вот и доверяй после этого датировке. :?

Сейчас в официальном есениноведении принята датировка, приведённая в академическом ПСС и Летописи Есенина. Хотя и там остались некоторые вопросы. А всё что опубликовано в других изданиях и сайтах - это их личное дело.
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

Пред.След.

Вернуться в Живопись и скульптура

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 17

cron