Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin
Данита писал(а):Василий Павлович! А не могли обе эти фотографии (снятые с разных ракурсов) принадлежать Наппельбауму?
Два вопроса, которые дают некоторые основания для сомнения об авторстве Наппельбаума
конкретно этой фотографии:
Почему "Огонёк" 1926 года подписал её "фото В.Преснякова"?
Почему на выставке редких фотографий в ГЛМ в конце 2006 года эта фотография была за подписью В.Преснякова?
________
perpetum писал(а):Два вопроса, которые дают некоторые основания для сомнения об авторстве Наппельбаума конкретно этой фотографии:
Почему "Огонёк" 1926 года подписал её "фото В.Преснякова"?
Почему на выставке редких фотографий в ГЛМ в конце 2006 года эта фотография была за подписью В.Преснякова?
На второй вопрос можно ответить первым )) ГЛМ подписался Пресняковым, потому что читает только "Огонек"
perpetum писал(а):А почему мы думаем, что Аппельбаум опечатка, а Пресняков - истинная правда?..
perpetum писал(а):Если верить прессе, то нам надо поверить и в то,ч тов ены были вскрыты бритвой Жилетт и т.д.
perpetum писал(а):Фразу "Обстановка соответствует моменту самоубийства" я понимаю не в смысле "она воссоздана", а в смысле " в тот момент была такая же". Так как в момент самоубийства никого с Есениным не было, то можно преджполагать, что обстановка соответствует, поскольку ничего не трогали.
praersh писал(а):Данита, приведи здесь, пожалуйста, фотографию пятого номера, которая, как ты считаешь, принадлежит Наппельбауму.
Вот только сейчас мелькнуло: А если "Огонёк" пишет: "Обстановка комнаты в точности соответствует моменту самоубийства". Значит, кто-то видел этот момент? Не написано же – "моменту вскрытия номера", или "моменту обнаружения трупа". А если кто-то видел, не помогал ли он? Может это скрытый посыл "Огонька" на убийство?
78. С. А. Есенин, Иван Приблудный, Г. Б. Шмерельсон, В. И. Эрлих, Владимир Ричиотти, С. А. Полоцкий, 1924, апрель. Ленинград. — СЕФ, илл. № [33].
Воспроизводится по оригиналу (ГЛМ). Известен еще один оригинал фотографии на паспарту (ИРЛИ, музей Пушкинского Дома).
Датируется по надписи на обороте подлинника варианта фотографии, хранящегося в ИМЛИ: «1924. Ленинград.
244
М. С. Наппельбаум» — рукой самого фотографа. Этот вариант фотографии был опубликован на с. 1 обл. кн. И. Грузинова «С. Есенин разговаривает о литературе и искусстве» (М.: Всероссийский Союз поэтов, 1927).
Выкадровки портрета одного Есенина из этой фотографии публиковались в периодике: «Красная газета», Л., 1925, 30 дек., веч. вып., № 315; журн. «Зрелища», Свердловск, 1926, № 4, с. 1 обл.; журн. «Красная панорама», Л, 1926, № 2, с. 6; в кн.: Николай Клюев и П. Н. Медведев. Сергей Есенин. Л.: Прибой, 1927 (вкл. между с. 32 и 33) и др. изданиях.
На фотографии: Иван Приблудный, С. А. Есенин, Г. Б. Шмерельсон, В. И. Эрлих (сидят); Владимир Ричиотти, С. А. Полоцкий (стоят).
Дочь фотохудожника Ида Наппельбаум в своих воспоминаниях «В те двадцатые...» описала съемку этой группы: «В послереволюционные годы в Петрограде, в студии художника М. С. Наппельбаума, расположенной на шестом этаже большого серого дома на Невском проспекте возле Литейного, собирались „Литературные понедельники“.
Однажды появился проездом из Москвы Сергей Есенин. С ним приехал молодой московский поэт Иван Приблудный. Есенина привели его друзья, молодые ленинградские поэты-„имажинисты“, как они себя называли. Это были: Семен Полоцкий, Владимир Ричиотти, Григорий Шмерельсон и Вольф Эрлих, которому позже Есенин оставил свое прощальное стихотворение.
В тот день Есенин был спокоен, сдержан, никак не хотел выделяться из общего хода вечера. Мне захотелось запечатлеть всю эту группу поэтов, и я повела их в стеклянный павильон, где в одной стороне, отделенной серыми сукнами, проводилась съемка.
245
Когда я сняла уже одну композицию и рассадила группу вторично, неожиданно появился мой отец. В тот период он только наезжал в Петроград, а жил в Москве...
Застав меня за работой, он сразу подошел и буквально несколькими штрихами — изменив наклон головы, положение трости в руках Есенина — придал композиции равновесие и живописность...» (журн. «Огонек», М., 1985, № 40, с. 23).
Ида Наппельбаум описала ту съемку и в стихотворении «Подпись к групповому портрету Есенина 1925 г.»:
В тот день я долго колдовала —
Из одиночек группу создавала
По всем законам вечного искусства
Из своего пропорций чувства.
Здесь всё в расцвете сил и лета,
И каждый мнит в себе поэта,
И все надменны, все речисты —
Друзья имажинисты.
Вот сельский паренек вчерашний,
Постигший славу сгоряча,
Сидит, как денди в экипаже,
И снисходителен, и важен,
И туфлей лаковой качает,
А белой кости набалдашник
Повис у правого плеча.
Портрет прекрасно скомпонован,
Не придерешься ни к чему...
Но почему так тих светлоголовый,
Так отрешен и грустен почему?
(Ида Наппельбаум. Накануне.
СПб., 1993, с. 21,
с датой: «1985 г.»).
246
М. С. Наппельбаум тоже оставил свои воспоминания: «В этот же день я сфотографировал Есенина в группе с сопровождавшими его молодыми поэтами.
Здесь он уже совсем другой — с открытыми глазами, с крутым завитком светлых волос у лба, в крахмальной белой манишке с узким черным галстуком-бабочкой, с изящной слоновой ручкой тросточки, которая косо легла на темном рукаве его костюма» (Наппельбаум М. С. От ремесла к искусству: Искусство портрета. М.: Искусство, 1958, с. 74).
Наппельбаум Моисей Соломонович (1869—1958) — фотограф, мастер студийного фотопортрета. Есенинапрель
79. С. А. Есенин. 1924, апрель. Ленинград. — Памятка о Сергее Есенине. 4/X 1895—28/XII 1925, М.: Сегодня, 1926 (с неточной датой: «1923»).
Воспроизводится по оригиналу (ИМЛИ). На обороте фотографии подпись: «М. С. Наппельбаум».
Известны еще 4 оригинала фотографии (ЦГАКФД, там же негатив; РГАЛИ — на обороте фото указано: «М. С. Наппельбаум. Москва. Петровка 5» — адрес студии, где был отпечатан снимок; ГЛМ; ИРЛИ — на обороте фотографии указано: «От А. М. Наппельбаума, сына фотографа в 1977 г.»).
Датируется по заметке Ю. Юшкина «Есенин. Ленинград. Год 1924-й» (ЛР, 1982, 27 авг., № 35, с. 24). В статье Н. Вартанова к серии «М. Наппельбаум: Избранные фотографии» (М., 1985, с. 11) также отмечалось: «Здесь необходимо сделать одно разъяснение. И в книге самого Наппельбаума, и в воспоминаниях его дочери указано, что портрет поэта сделан незадолго до его кончины, то есть в декабре 1925 года. Вместе с тем специалистами по истории литературы установлено, что снимок сделан в апреле 1924
247
года во время одного из „понедельников“, проходивших в доме Наппельбаума. Туда нередко приходили московские гости, находящиеся в Ленинграде. Уточнить время съемки позволила групповая фотография, на которой Есенин снят с группой поэтов — И. Приблудным, Г. Шмерельсоном, В. Эрлихом».
Фотограф — М. С. Наппельбаум.
В своей книге «От ремесла к искусству: Искусство портрета» (М.: Искусство, 1958, с. 74) автор писал об этом снимке: «Я не стал искать „красивости“, я постарался сохранить правду в портрете: несколько отекшее лицо, понурый взгляд, поникшая голова, увядающий сноп волос. Поэт держит в бессильно опущенной руке погасшую папиросу. Он даже забыл о ней. Лицо повернуто в три четверти к зрителю, вырисовывается только профиль, густая тень скрывает вторую щеку.
Есенин задумался, оторвался от окружающих. На плечи небрежно накинута шуба с меховым воротником. Тяжесть шубы придает монументальность фигуре Есенина. Я стремился уловить многогранность есенинской психологии: присущий ему вызов, немного детскую обидчивость, внутреннее упорство, тонкую лиричность...
Фигура стоящего Есенина вырисовывается четко, благодаря акварельным мазкам, которые я набросал на фоне.
Будто бы на стене поблескивают рамки от картины; далекий свет при приглушенном фоне не мешает лицу...» Есенин
80. С. А. Есенин. 1924, апрель. Ленинград. — Журн. «Огонек», М., 1926, № 2, с. 10.
Воспроизводится по оригиналу (ИМЛИ).
Известно еще 3 оригинала фотографии (РГАЛИ — на обороте снимка штамп: «Студия М. С. Наппельбаум. Москва. Петровка 5» — адрес студии, где был напечатан
248
снимок; ИРЛИ — на паспарту надпись: «Nappelbaum. 1925»; ГЛМ).
Датируется по аналогии с фотографией № 79.
Фотограф — М. С. Наппельбаум.
Дочь фотографа И. М. Наппельбаум в своих воспоминаниях «В те двадцатые...» рассказывала о подробностях съемки: «Затем он <отец> предложил Есенину сделать его отдельный портрет. Тот успел уже надеть шубу, не захотел ее снимать, а отец и не настаивал: так и снял поэта в этой шубе у портьеры, с папиросой в руке. На второй фотографии Есенин рассеянно-задумчив, кажется, что он весь погружен в себя» (журн. «Огонек». М., 1985, № 40, с. 23; этот фотопортрет напечатан на с. 1 обл. журнала).
алена писал(а):Сейчас посмотрела в интернете на некоторых сайтах под этой фотой написано вообще 22 год!!! Вот и доверяй после этого датировке.
Вернуться в Живопись и скульптура
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5