Николай Михайлович Ромадин, русский живописец, родился в 1903 году в Самаре в семье железнодорожного служащего. В те времена служба в железных дорогах была почетна в России. При зачислении на службу "для соблюдения расписания и во избежание травм" всем железнодорожникам вплоть до стрелочников ведомство путей сообщения выдавало карманные часы на цепочке, в том числе очень дорогих марок (например, для Малого кольца Московской железной дороги (она же Малая Окружная железная дорога), были закуплены часы у известной фирмы П. Буре).
В 1922 году Ромадин поступил в Самарский художественный техникум, а с 1923 года начал учиться в Москве в ВХУТЕМАСе.
В 1959 Ромадин завершил работу «Детство Есенина».
У Ромадина есть много общего с Есениным": «Николай Ромадин всю жизнь писал среднеполосную и северную русскую природу, лесную глушь, заповедные леса, лесные озера, природу в разное время года, в разных светах» (http://forum.muzcentrum.ru/messages/for ... essage4152)
Музыкальным отображением восприятия слов Есенина может служить творчество ученика Шостаковича - Георгия Васильевича Свиридова, в частности его романсы и поэмы памяти Сергея Есенина и поэма “Отчалившая Русь” на есенинские стихи. “Маленький триптих” Свиридова также пронизан мироощущением двух поэтов-пророков: Есенина и Пушкина. Например, романс из «метели», наводит на мысли из двух созвучных стихов: пушкинского «Не в наследственной берлоге/Не средь отческих могил/На большой мне, знать, дороге/Умереть Господь судил...» и есенинского «Низкий дом мой давно ссутулился*/ Старый пёс мой давно издох/ На московских изогнутых улицах/ Помереть, знать, судил мне Бог».
Есенин - самый близкий и самый главный поэт Свиридова (около 50 сольных и хоровых сочинений). Как ни странно, композитор познакомился с его поэзией лишь в 1956 г.
Строка "Я - последний поэт деревни" потрясла и сразу стала музыкой, тем ростком, из которого выросла "Поэма памяти Сергея Есенина" - произведение этапное для Свиридова, для советской музыки и вообще для осознания нашим обществом многих сторон русской жизни тех лет. Есенин обладал пророческим даром - еще в середине 20-х гг. он прорицал страшную судьбу русской деревни. "Железный гость", грядущий "на тропу голубого поля", - это не машина, которой будто бы боялся Есенин, это образ апокалиптический, грозный. Мысль поэта прочувствовал и раскрыл в музыке композитор. Среди его есенинских сочинений - волшебные по своей поэтической насыщенности хоры ("Душа грустит о небесах", "Вечером синим", "Табун"), кантаты, песни разных жанров вплоть до камерно-вокальной поэмы "Отчалившая Русь" (1977), кантата на стихи молодого Есенина "Светлый гость".
В массовом («попсовом») сознании Свиридов известен своей музыкой “Время, вперед!”, которая ужасом своей неотвратимости сравнима разве что с Восьмой симфонией Шостаковича или со скерцо из Шестой Чайковского — чудовищным маршем смерти. Советские манипуляторы сознанием упорно учили людей слышать в этих произведениях «торжество жизни».
Свиридов постоянно возвращается к поэзии русской деревни (вокальный цикл "У меня отец крестьянин" - 1957; кантаты "Курские песни", "Деревянная Русь" - 1964, "Лапотный мужик" - 1985; хоровые сочинения), и к страшным потрясениям революционных лет ("1919" - 7 часть "Поэмы памяти Сергея Есенина", сольные песни "Повстречался сын с отцом", "Смерть комиссара").