Работы скульптора Николая Селиванова

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

Сообщение praersh » 19:22:58, Среда 21 Ноябрь 2007

Ещё две фотографии, на заднем плане первой бюсты Эдуарда Хлысталова, Николая Клюева, Сергея Есенина.
Изображение Изображение
С уважением, Василий
Аватар пользователя
praersh
Мастер
 
Сообщений: 793
Зарегистрирован: 02:25:00, Воскресенье 27 Ноябрь 2005
Откуда: Москва, Мещёра

Сообщение Nika » 20:06:39, Среда 21 Ноябрь 2007

Спасибо, очень интересно было посмотреть на скульптора Селиванова! У него прямо по всей мастерской Есенин :shock: - я насчитала 3 его бюста и + посмертная маска. И Хлысталов есть, надо же! И Клюев Микола... :twisted: 8)
Аватар пользователя
Nika
Супер-Профи
 
Сообщений: 4405
Зарегистрирован: 22:35:52, Вторник 25 Июль 2006
Откуда: Москва

Сообщение Serg » 22:55:52, Среда 21 Ноябрь 2007

А здесь, что, никто не смотрел?
http://esenin.ru/content/view/122/146/
http://esenin.ru/component/option,com_w ... temid,202/
Я в очередной раз, мягко сказать, удивлен. :(
Admin
Serg
Admin
 
Сообщений: 219
Зарегистрирован: 23:48:46, Среда 23 Ноябрь 2005
Откуда: Moscow

Сообщение Nika » 23:10:20, Среда 21 Ноябрь 2007

Смотрели, но, видимо... подзабылось немного! :oops: Зато сейчас заодно и всех остальных пересмотрела! 8)
Аватар пользователя
Nika
Супер-Профи
 
Сообщений: 4405
Зарегистрирован: 22:35:52, Вторник 25 Июль 2006
Откуда: Москва

Сообщение Данита » 15:21:38, Вторник 05 Февраль 2008

Изображение

Из статьи Елены Козловой. Рассказывает Николай Александрович.


В 1995 году страна отмечала 100 лет со дня рождения Сергея Есенина. Я знаю, что еще задолго до этого события ты начал готовиться к знаменательной дате и поставил перед собой задачу — сделать портрет Есенина таким, каким ты его представляешь после многих лет изучения его жизни, его творчества, а также портреты друзей поэта, окружавших его при жизни. Что удалось тебе сделать?

- Готовиться к 100-летию я начал задолго до юбилея. Я лепил один портрет Есенина, другой, отливал в бронзе, собирал материал о поэте. Есенина знают все, но у многих о нем совершенно неправильное представление. Мне захотелось сделать портрет Есенина таким, каким я его представляю. Ему присущи все черты русского человека: доброта, совестливость, широта, озорство. Он был и печальный, и веселый — всякий был. Я прочел все, что было напечатано о Есенине. Встречался с его друзьями, которые рассказывали о нем, и я понял, что имя великого сына России унижалось специально. Десятилетиями враги России формировали у народа ложный образ поэта, методично приписывая ему систематическое пьянство, хулиганство, оскорбительное отношение к женщинам и ко всем окружающим.

Есенину, как любому творческому человеку, нужен был круг общения, беседы, встречи. Квартиры у него не было, ночевал он где застанет ночь. Понятно, что с друзьями ему приходилось встречаться в общественном месте, чаще в кафе. Последние годы лжедрузья, а я считаю их провокаторами, подносили ему спиртное. Он много не пил, просто у него был такой организм, что от малой дозы спиртного он пьянел, и в это время остро спорил с литераторами. Эти споры выдают за хулиганские выходки. Нужно отметить, что у него было много завистников из числа тогдашних поэтов. Они никак не могли ему простить, что он легко и быстро пишет стихи, которые бальзамом ложатся на сердце простых людей. Его стихи учили наизусть, переписывали в тетради, на них писали песни. И какие песни! На каждое стихотворение по 60 мелодий написано, а, может быть, и больше. В них звучит боль за великую распятую Россию, ее прекрасный народ...

За окошком месяц, под окошком ветер.
Облетевший тополь, серебрист и светел.

Простые слова а сколько в них заложено смысла! Кремлевские руководители ненавидели поэта и поощряли эти провокации. За ним была установлена слежка, против него фальсифицировались уголовные дела без всякой вины. Его арестовывали, сажали в самые страшные тюрьмы, он слышал за стеной выстрелы и крики расстрелянных.
Не всякий вынесет такое издевательство над личностью. Есенин был очень красивый. Сильный, статный, голубоглазый. Он надевал русскую рубашку и был в ней сказочным лелем, надевал костюм и выглядел лондонским денди, а если надевал бобровую шапку - смотрелся боярином.
Он был настоящим русским, и добрым и доверчивым. От чего мы, все русские, страдаем? От доверчивости своей и сердобольности. Я сделал портрет Есенина в мраморе, стараясь изобразить «своего» поэта. Потом я подумал, что надо сделать и тех людей, которые были вокруг него и так или иначе влияли на его творчество.

Начал с портрета поэта Николая Клюева. Он был и учитель, и друг, и единомышленник Сергея Есенина. Николай Алексеевич до 14 лет воспитывался в Соловецком монастыре у монахов. Был начитан и образован, знал несколько языков. Мать у него была плачея, женщина, которая знала старинные причитания. В обстановке древней русской философии он вырос и стал выдающимся поэтом. Есенин многому научился у Клюева, который от души полюбил Есенина, очень бережно к нему относился и наставлял его. Без Клюева Есенин был бы беднее. Я выковал его в меди.
Через два года у меня намечалась персональная выставка в связи с моим 60-летием. И я решил, что мне снова надо приступить к образу поэта. Когда читал о Клюеве, то понял, что к нему не всегда хорошо относились друзья Есенина. И власть его тогда всячески терроризировала. Клюев и Есенин часто выступали в клубах, но когда Клюева стали зажимать, он стал читать свои стихи в частных домах. Все были в восторге, кроме недругов. На крестьянских поэтов начались гонения, говорили, что они воспевают кулаков, и всячески притесняли их за это. И за то, что его стихи неугодны режиму, Клюева сослали в жуткие условия Нарымского края.

Друзья долго ходатайствовали за него, и его перевели в Томск. К нему как к высокообразованному человеку приходило много людей, в том числе и из духовенства. Это опять не нравилось властям, и его вновь арестовали, и в 1938 году расстреляли. Клюев хотел, чтобы на его могиле поставили голубец. Это такое сооружение в виде креста с крышей, и там иконка должна быть. Он был старообрядец. Я и сделал такого тоже. Этот портрет был приобретен Союзом художников. Затем я сделал портрет поэта Сергея Городецкого. Он помог Есенину в начале его творчества.

Когда Есенин в 1915 году из Москвы приехал в Питер и пришел на квартиру к Александру Блоку, то Блок дал рекомендательное письмо к Городецкому, чтобы тот помог устроиться молодому деревенскому парню, напечатать стихи, всячески посодействовать ему. Городецкий — русофил и очень хороший поэт. Он был большим патриотом. Вот он и познакомил Есенина с Клюевым. Они переписывались с помощью Городецкого, а потом уже у них завязалась личная дружба. Сделал я портреты Мариенгофа и Шершеневича, когда-то приятелей Есенина.
Поэт Алексей Ганин был одним из верных друзей Есенина в Питере, его расстреляли 30 марта 1925 года. Они были знакомы еще до революции, ведь Ганин был фельдшером, а Есенин служил в санитарном поезде. Когда произошла февральская революция, они дезертировали из армии и вместе ходили по редакциям. Там они и познакомились с эсерками Зинаидой Райх и Миной Свирской. Райх работала в эсеровской газете «Дело народа» секретарем-машинисткой, а Свирская ей помогала. Они подружились. Свирская была подругой Есенина, а Райх — подругой Ганина. Они вместе гуляли по Питеру, читали стихи, обсуждали их, ездили на вечера и представления. В Петрограде обстановка была напряженная, молодые люди собрались поехать на Соловки. Кое-как нашли деньги. Поехали Ганин, Есенин и Райх. По дороге заехали на родину к Ганину в Вологду. И вот по дороге где-то там, на окраине Вологды в Кирико-Иулиттовской церкви Есенин с Райх 4 августа 1917 года неожиданно обвенчались.

Есенин вроде бы счастлив был вначале, а потом через какое-то время начались ссоры. Однажды, поругавшись, они выбросили обручальные кольца из окна на улицу, а потом вместе их искали. Ну, сцены артистические, богемные. Они разошлись.

Сделал я и портрет Анны Романовны Изрядновой — первой, так называемой гражданской жены Есенина, которая родила ему сына Юрия. Она была старше Есенина, заботилась о нем как мать. Их близость вдохнула в молодого поэта творческую энергию. В «изрядновский период» он написал более 70 стихотворений. Другого такого периода в жизни Есенина не было. Она не претендовала ни на что, была рада, что у нее есть сын, и растила его одна. Есенин навещал их, иногда помогал материально. Я сделал портрет Изрядновой в мраморе. Этой работой очень заинтересовался актер и режиссер Сергей Никоненко, потому что он открыл Есенинский культурный центр в бывшей квартире Изрядновой. Я делал портрет Изрядновой для своей серии, а он приехал и увидел: «О, Анна Романовна! Мне для центра очень нужен ее портрет». Есенин у нее жил, здесь он перед отъездом в Ленинград в 1925 году сжег какие-то очень важные бумаги, видимо, за них ему бы не поздоровилось.
Никоненко просил сделать также портрет десятилетнего сына Юрия, такого, каким он был при жизни поэта. Я сделал его в мраморе. И вот теперь в этом музее на улице Сивцев Вражек в районе Арбата стоят мои портреты в мраморе — Сергей Есенин, Анна Изряднова, их сын — Юра и поэт Николай Клюев.

Сделал я и портрет Юрия уже взрослого, такого, каким его расстреляли в 1938 году. Он к тому времени окончил техникум, работал и служил в армии на Дальнем Востоке. Его оттуда привезли в Москву, обвинили в подготовке покушения на Сталина и в возрасте 21 года расстреляли. Мать обегала все тюрьмы, но ничего не узнала. Она надеялась, что сына осудили к 10 годам тюрьмы без права переписки. Девять лет ждала она сына и умерла, так и не узнав, что труп сына сожжен в крематории Донского монастыря.

А с Сергеем Никоненко я познакомился еще в 1970-е годы. По телевидению показали фильм о Есенине, в котором он снялся в роли поэта. Я увидел, как Сергей Никоненко похож на Есенина, попросил своего друга кинооператора П.Ф. Тимченко познакомить нас. Павел Федорович приехал с ним ко мне в мастерскую, и я увидел, что Сергей Никоненко не только похож на Есенина, но у него даже голос как у Есенина, с хрипотцой немножко.
Никоненко рассказывал о съемках, читал стихи Есенина. Рассказывал, что хочет снять фильм о Есенине, в котором собирался играть поэта, а мне предложил сделать портрет Есенина, с которого бы начинался этот фильм. Как жаль, что это не состоялось! И дела - то его, то мои -помешали мне сделать с него портрет Есенина.
Потом я сделал портрет известной танцовщицы Айседоры Дункан. Дункан для Есенина сделала очень много. У нее в жизни произошла страшная трагедия. В Париже ее двух детей вез шофер в автомобиле. На мосту через Сену заглох мотор. Водитель вышел, чтобы что-то поправить, и неожиданно машина стала пятиться назад. Шофер попытался открыть дверцу, она не поддалась, а автомобиль, набирая скорость, неожиданно повернул к парапету, сбил его, и машина с детьми и гувернанткой с высоты упала в реку. В этом месте глубина была небольшая, но прохожие и водитель запаниковали и не спасли пассажиров. После этой трагедии Дункан приехала в Россию, здесь она вышла замуж за Есенина, познакомившись с ним в мастерской художника Якулова, где 3 октября 1921 года отмечали день рождение поэта. Он был моложе ее на 19 лет. Она языка русского не знала, а он не знал английского, и они объяснялись жестами и взглядами. Он ей читал стихи, не зная слов, она понимала их по музыкальной интонации. Влюбилась в Есенина она просто как девчонка. И он женщину сорока с лишним лет называл «скверной девочкой и своею милою». А она говорила: «Сережа, золотая голова». У него волосы были и впрямь золотистые. Он за ними ухаживал, постоянно мыл их и даже завивал.

Он был среднего роста, но «с ухватистой силой». Когда Дункан приехала в Москву, ей дали особняк балерины Балашовой на Пречистенке для организации детской балетной школы. И она жила там как хозяйка. Представьте себе 1921 год, голод в Москве, холод, дома не отапливаются. Она живет в прекрасном особняке, набирает в школу учеников мальчиков и девочек на бесплатное обучение. Не хватало дров, и каждый должен принести полено. Приходили в валенках. Родители были на седьмом небе: там тепло — и детей накормят, и танцам научат. Она из сотни детей, которые пришли, отобрала три десятка человек, в основном девочек, и учила их танцевать. «Босоножки» — так их все называли. Мало мы все-таки знаем о том времени. У нее в основе танца были свободные движения как у греков, и поэтому я портрет Дункан поставил на кубик, а на нем нарисовал колонны греческие. Я сделал ее так, как понимал, вот с этими колоннами.

С танцовщицей Дункан Есенин объехал многие страны Европы, бывал в США. По возвращении из-за границы поэт расстался с Дункан, и у него начался любовный роман с актрисой Камерного театра Августой Миклашевской. На фотографиях тех лет на тебя смотрит очаровательная молодая женщина. Я ее видел уже старушкой в Литературном музее, когда отмечали 60-летие поэта. Пока она шла на свое место, вокруг был восторженный шепот: «Идет, идет Миклашевская!» Такая миловидная старушка. Когда-то Есенин написал ей стихи.

...Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным...

В ее присутствии Есенин был тих и кроток. Она часто брала его за руку и уводила от собутыльников. Все говорили, что она для Сергея была лекарством. И я сделал ее портрет таким, как понимал. Потом он женился на Софье Толстой. Он поселился в ее квартире. Отношения между ними не складывались.
Есенина очень тяготило, что в комнатах везде фотографии Льва Толстого. Он жаловался друзьям: «Не могу, борода душит меня. Он везде, на стенах, на столах».
В доме Толстых сохранялся прежний распорядок, что не всегда соответствовало образу жизни поэта, привыкшего приходить домой, когда хочешь. Софья Толстая сделала для Есенина очень много, хотя прожили вместе они всего шесть месяцев. Все, что мы имеем о Есенине, всякие записочки, письма — это она все собрала, отредактировала и помогла издать четырехтомник Есенина. Она даже помогла сохранить уголовное дело Есенина после его смерти.
Поехала в Питер и настояла, чтобы это дело перевели на постоянное хранение, а не разорвали и выбросили, как другие дела. Она хотела сделать доброе дело, устроить Есенину дом. У него же так и не было своей квартиры. Сколько он ни пытался ходить с заявлениями к Зиновьеву, к Каменеву, чтобы дали ему хотя бы комнату — все было безрезультатно.

Мариенгофу дали, Шершеневичу дали, Эрдману дали, всем дали, а Есенину нет. Он все время у кого-то жил: сегодня у одного, завтра у другого. Кто-то из них стал известен, а кого-то мы знаем только как лицо из окружения поэта. Портрет Софьи Толстой и Галины Бениславской я пока не выполнил. Сделать надо обязательно. Был у него еще друг, поэт Александр Абрамов, творчество которого Есенин ценил очень высоко. Он взял себе псевдоним «Ширяевец», так как был выходцем из.села Ширяево на Волге. У него лицо скромного рабочего с небольшими усами. Я его таким и вылепил. Поэт он был блестящий, стихи у него музыкальные, очень лиричные. «Гвоздики алые» — это его романс. Его имя сейчас забыто.
Ширяевец умер в 1924 году. Неожиданно заболел, положили в Яузскую больницу, и через несколько дней он умер. Похоронили на Ваганьковском кладбище, и его памятник стоит недалеко от могилы Есенина.
Когда в мае 1924 года хоронили Ширяевца, Есенин заплакал и сказал: «Похороните меня рядом с милым Сашкой». Его долго не могли успокоить.

Дружил Есенин с Иваном Приблудным, портрет которого я тоже выполнил. Будучи мальчишкой, он сбежал из дома и попал в Буденовский отряд. Там он пригрелся и вырос. Когда стал писать стихи, взял себе псевдоним Иван Приблудный. Здоровый, веселый и страшно влюблен в Есенина. Его называли оруженосцем Есенина. Готов для него был на все.

Его расстреляли как врага народа где-то в 1938 году, чуть ли не вместе с сыном Есенина Юрием. Как крестьянствующего писателя убрали. Еще сделал я портрет Сергея Клычкова. Прекрасный был поэт и потрясающий сказочник. И место, где он родился, какое-то загадочное — Талдомские болота. Был он внешне красивым. Волосы у него были черные как смоль.
Анна Ахматова в воспоминаниях писала, что, когда проходил мимо Клычков, нельзя было не оглянуться, не посмотреть ему вслед. Он был немного старше Есенина. В это время появились художники, поэты, отражающие русское народное искусство. В Талдоме есть музей Сергея Клычкова.

Сделал я и портрет Петра Орешина, друга Есенина. Это был хороший серьезный поэт, и его тоже расстреляли в 1937 году как террориста.

Сколько выдающихся русских людей расстреляли! Их потом реабилитировали, но самих-то не вернешь.
Для этой серии сделан мною и портрет нашего современника - писателя, Эдуарда Александровича Хлысталова, который много лет занимался расследованием гибели Сергея Есенина. Мы с ним познакомились благодаря одной передаче на телевидении, когда показывали фильм о моей работе над образом Есенина.
На этой же передаче присутствовал Эдуард Александрович, который потом меня разыскал. Я считаю, что Э.А. Хлысталов, а он профессиональный юрист, следователь, в прошлом сделал великое дело, отмыл Есенина от той грязи, которую на него вылили его недруги.

Он уверен, что Сергея Есенина убили, и своим расследованием доказывает это. Он много рассказал мне и об окружении Есенина, помог разобраться в его друзьях. Именно в разговорах с ним я понял, что Мариенгоф и Шершеневич в жизни Есенина были второстепенными людьми и что их знают только благодаря Есенину.
Они подбивали Есенина на всякие неблаговидные поступки и пытались создать ему славу пьяницы и хулигана. Если судить по их воспоминаниям, он пил постоянно, но тогда и времени на творчество у него не было бы.

А им за 10 лет (с 1915 по 1925) написано так много, да и объездил он полмира. Он бывал и во многих городах и уголках нашей страны. А с Дункан он был в Германии, во Франции, в Италии, в Америке.

И все это за 10 творческих лет! На выставке в Рязани портрет Э.А. Хлысталова стоял сзади портрета Сергея Есенина, чуть поодаль от него, как страж.
Вот так я сделал 22 портрета, в том числе и 4 портрета Сергея Есенина: в мраморе, в бронзе, в стеклопластике и в гипсе. Здесь у меня в мастерской хранятся все их гипсовые модели.
Наступили юбилейные дни. К 100-летию со дня рождения Сергея Есенина на Тверском бульваре был открыт памятник Сергею Есенину, работы скульптора Анатолия Бичукова, а я Рязани была проведена Республиканская выставка в честь 100-летия Есенина, на которой была представлена и моя серия работ «Есенин и его окружение». Открытие выставки состоялось 2 октября, накануне дня рождения поэта, и прошло очень торжественно. Около моего мраморного Есенина, установленного на гранитной плите, все фотографировались. В апреле 1996 года уже в Москве в выставочном зале Центрального дома Советской армии была проведена выставка моих работ, посвященных 100-летию со дня рождения Сергея Есенина.
Здесь были выставлены все работы, которые в октябре 1995 года демонстрировались на выставке в Рязани. В книге о Есенине под редакцией С. Куняева «Венец поэта, венец терновый» опубликована моя работа «Сергей Есенин». Я думаю, что эту работу когда-нибудь поставят в Рязани. А может быть, в Константинове на пристани, тогда его будут видеть с проплывающих пароходов. Да его можно поставить в любом другом месте на Рязанщине, потому что Рязань — это Сергей Есенин.
Аватар пользователя
Данита
Супер-Профи
 
Сообщений: 6400
Зарегистрирован: 17:14:58, Четверг 02 Март 2006

Сообщение Juliette » 14:57:01, Вторник 01 Февраль 2011


Все стихи я делю на разрешенные и написанные без разрешения. Первые – это мразь, вторые – ворованный воздух...
~ О.Мандельштам ~


Изображение
Аватар пользователя
Juliette
Супер-Профи
 
Сообщений: 4871
Зарегистрирован: 06:42:44, Четверг 12 Октябрь 2006
Откуда: Барнаул

Сообщение -M- » 06:30:51, Среда 02 Февраль 2011

Спасибо Juliette :wink: Посмотрела, наконец.
Из всех Селивановских работ по С.Е. мне ближе вот эта, где черты более сглажены. Сравните с его реальным фото на моём Аватаре, наглядное сходство есть:

Изображение
-M-
Профи
 
Сообщений: 1151
Зарегистрирован: 12:54:38, Понедельник 25 Январь 2010

Пред.

Вернуться в Живопись и скульптура

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6