Страница 1 из 3

Книга Авериной «Есенин и художники»

СообщениеДобавлено: 16:04:44, Понедельник 29 Январь 2007
praersh
Аверина Г.И. Есенин и художники. – Рязань: Поверенный, 2000. – 112 с., ил.

Книга Галины Ивановны Авериной рассказывает о встречах, дружбе Сергея Есенина с художниками, его современниками. Галина Ивановна почти тридцать лет искала, изучала и собирала материалы о взаимоотношениях Есенина и художников, в результате получилась эта интересная книга. К сожалению, издана она небольшим тиражом – 500 экз. Цитируемый экземпляр обнаружил в Спас-Клепиковской детской библиотеке.

Параллельно рассказу в книге приводятся рисунки, портреты, фотографии. Некоторые из них уже опубликованы на нашем сайте из других источников. Ниже привожу иллюстрации, которые, как мне кажется, ещё не появлялись у нас на сайте.

На странице 7 портрет Есенина (рисунок, карандаш) работы Павла Семёновича Наумова. На рисунке предположительно 1916 года автограф: «На память любимому Сереженьке, Г.16.22 ноября Ц.С.» [Царское Село]. Наумов П.С. служил санитаром в санитарной части в Царском Селе вместе с Есениным.
Изображение

На странице 19 портрет С.А.Есенина (рисунок, карандаш) работы Натана Исаевича Альтмана. Этот обобщённый графический портрет создан им в 1926 году по заказу Государственного издательства на основе нескольких натурных зарисовок, которые до сих пор ещё не найдены.
Изображение

Продолжение следует.

СообщениеДобавлено: 16:05:56, Понедельник 29 Январь 2007
praersh
На странице 23 известное фото Есенина с Городецким, а ниже – рисунок Петра Васильевича Митурича «Поэты». Есть обоснованные предположения, что на этом рисунке изображены неразлучные в то время Сергей Есенин и Сергей Городецкий, одно из них - их фотография тех лет.
Изображение

Страница 27 – портрет Есенина работы Ивана Гурро (псевдоним, настоящее имя Каспарян Оганес Богданович). Портрет работы 1925 года, а надпись «Сергей Есенин» почему-то сделана по старой (до 1918 года) орфографии. Этот портрет мне больше всех приглянулся.
Изображение

Продолжение следует.

СообщениеДобавлено: 16:07:30, Понедельник 29 Январь 2007
praersh
На странице 35 работы двух авторов:
- силуэты Есенина Елизаветы Сергеевны Кругликовой, известна её серия портретов-силуэтов современников;
- портрет работы Сергея Александровича Залшупина, сделанный в Берлине в 1922 году.
Изображение

Страница 41 – рисунок Юрия Павловича Анненкова «Есенин, Эфрос и другие». По предположению Галины Ивановны Авериной, человек на переднем плане с кудрями и в цилиндре – Есенин.
Изображение

Продолжение следует.

СообщениеДобавлено: 16:08:41, Понедельник 29 Январь 2007
praersh
А на странице 45 рисунок Георгия Анненкова – и хотя Юрий, Георгий и Егор в быту имена равнозначны, но техника выполнения рисунка очень отличается от известных работ Юрия Павловича Анненкова (например, портрет Есенина 1923 года – этот портрет есть на сайте), возможно, это не его работа, а однофамильца. Никаких других сведений о Георгии Анненкове не найдено.
Изображение

На странице 63 рисунок Бориса Робертовича Эрдмана для обложки несостоявшегося сборника стихов Есенина.
Изображение

Продолжение следует.

СообщениеДобавлено: 16:10:08, Понедельник 29 Январь 2007
praersh
А этот портрет Есенина (страница 71) – работа Синяковой, по-моему, очень искажён. Может, у Есенина в этот момент зуб болел, или мастерство художницы недостаточно? Ссылки на художницу Синякову в конце книги нет.
Изображение

Страница 74 – три рисунка И. Рахилло, в ссылках его нет, но из текста – это современник Есенина, художник, писатель, лётчик, артист кино Иван Спиридонович Рахилло. У И.С.Рахилло есть воспоминания – «Встречи с Есениным». Для оформления своих книг Рахилло использовал свои же рисунки, например, в книге «Серебряный переулок» в разделе «Встречи» тот же, правый верхний рисунок, изображающий Есенина. А вот фломастеры были в 20-х годах прошлого века, или это изобретение середины 20-ого века? Тогда рисунки (или рисунок, к чему относится левая нижняя надпись?), могут быть и не с натуры, а по памяти.
Изображение

Окончание следует.

СообщениеДобавлено: 16:12:47, Понедельник 29 Январь 2007
praersh
96 страница, рисунок Павла Андреевича Мансурова (предположение Авериной), найденный в вещах поэта, оставшихся в номере «Англетера» после смерти Есенина. На рисунке можно прочитать: "Другу Эрлиху… Сергей Есенин".
Изображение

Обратил внимание на фотографию на странице 53, что-то раньше она мне не запомнилась.
Изображение

Поискал её в ПСС Есенина в томе 7 книге 3. И что оказалось:
Изображение

Где прямое изображение, а где – зеркальное?

Если судить по правилам застёгивания мужских пиджаков, то зеркальное изображение в книге Авериной.

Кстати, подписи к групповым фотографиям в ПСС Есенина сделаны очень неудобными: обычно подписи изображённых людей на фотографии делают слева направо (если иное не оговорено особо), указывая ряды изображённых; в ПСС же на первом месте "С.А.Есенин" – вне зависимости его места изображения на фото. И хотя дальше, после всех фотографий (стр.203) приводиться принцип построения подписей – "вначале ставиться фамилия Есенина, остальные лица именуются в обычном порядке (слева направо)". Почему? Зачем? В тексте это не объясняется. Наверное, чтобы все читатели помнили, что в руках держат том академического ПСС Есенина, а то вдруг подумают, что это сочинения Наседкина, Сахарова или Мариенгофа. А то, что Сергей Александрович сам выбрал себе место на фотографии – это пустяки, издатели поправили и вывели его на первое место, куда бы он там на снимке не запрятался.
Как обычно, здравый смысл – отдыхает, расейский абсурд – торжествует.

Далее, за фотографиями, отдельно даны подробнейшие пояснения к каждой фотографии, но пользоваться всё равно не удобно – надо одновременно искать, открывать и смотреть несколько страниц томика.

Но всё же, как быть с объявленным принципом с приведённой выше фотографией 41 (номер в ПСС): в подписи под фотографией – Есенин, Мариенгоф, Якулов; а в пояснениях на странице 226 – Есенин, Якулов, Мариенгоф? А реально на фото видим: Якулов, Мариенгоф, Есенин.


В завершении сообщения возвращаюсь к книге Авериной «Есенин и художники», там есть ещё много интересного, стоит её почитать.

СообщениеДобавлено: 16:14:21, Понедельник 29 Январь 2007
perpetum
praersh писал(а):Изображение


Очень сильный портрет груки -на Залшупина.

Сергей Александрович в образе лермонтовского демона, или руствелевского грузинского рыцаря.

СообщениеДобавлено: 18:10:05, Понедельник 29 Январь 2007
Катерина
А на мой взгляд, что на вышеуказанном портрете, Есенин очень злым кажется....Интересно, что этим художник хотел изобразить? Другую сторону души Есенинской, или его противостояние злу? Или что-то иное?

СообщениеДобавлено: 00:29:33, Вторник 30 Январь 2007
Данита
praersh писал(а):96 страница, рисунок Павла Андреевича Мансурова (предположение Авериной), найденный в вещах поэта, оставшихся в номере «Англетера» после смерти Есенина. На рисунке можно прочитать: "Другу Эрлиху… Сергей Есенин".
Изображение


ПОтрясающе! Я в шокееееееее

Еще и рис. Эрлиху был оставлен?????????

СообщениеДобавлено: 18:27:54, Вторник 30 Январь 2007
Nika
рисунок Павла Андреевича Мансурова (предположение Авериной), найденный в вещах поэта, оставшихся в номере «Англетера» после смерти Есенина. На рисунке можно прочитать: "Другу Эрлиху… Сергей Есенин".


:shock: Вот те на... А я уж было успокоилась - подумала, что Мансуров и не был у Есенина в Англетере и по большей части он врет в своем письме. Значит, все-таки был.. Ну ладно.

Но вот то что Есенин написал на рисунке "Другу Эрлиху… Сергей Есенин" - этого я ни-как не ожидала!!!! Знаете, честно говоря, слово "другу" я еще вижу, но вот "Эрлиху" - нет!! :?

СообщениеДобавлено: 18:33:38, Вторник 30 Январь 2007
Nika
praersh, спасибо вам огромное! Такие интересные вещи всегда находите!!!

Но вот этот портретик - это что-то!!! Надо ж так Есенина.. :lol: :lol: :twisted: :twisted: Не могуууу :lol: :lol:

praersh писал(а):А этот портрет Есенина (страница 71) – работа Синяковой, по-моему, очень искажён. Может, у Есенина в этот момент зуб болел, или мастерство художницы недостаточно? Ссылки на художницу Синякову в конце книги нет.
Изображение

СообщениеДобавлено: 18:40:38, Вторник 30 Январь 2007
praersh
Nika писал(а):
рисунок Павла Андреевича Мансурова (предположение Авериной), найденный в вещах поэта, оставшихся в номере «Англетера» после смерти Есенина. На рисунке можно прочитать: "Другу Эрлиху… Сергей Есенин".

Знаете, честно говоря, слово "другу" я еще вижу, но вот "Эрлиху" - нет!! :?

Утверждение "На рисунке можно прочитать: "Другу Эрлиху… Сергей Есенин" взято из текста в книге. На воспроизведённом в книге рисунке и скане с него надпись полностью не читается.

СообщениеДобавлено: 19:54:06, Вторник 30 Январь 2007
Старуш-ка
Здесьмы уже немного обсуждали этот рисунок.
Посмотрела сейчас его в разных книгах... Ну хоть удавите - нигде никакого "Эрлиху" не вижу! :twisted:
Зато мне попалось вот что
Изображение

В принципе, рисунок известный. Но уж больно похож на тот, что был найден в Англетере! Словно рисунок Анненкова послужил образцом какому-то менее даровитому художнику...(ИМХО)
Чего о Мансурове никак нельзя сказать: слыхала, что в эмиграции (после персональной выставки в Париже) он приобрел мировую известность!

СообщениеДобавлено: 21:41:25, Вторник 30 Январь 2007
Nika
О, вот это уже более похоже на правду!!! :)

СообщениеДобавлено: 23:51:20, Вторник 30 Январь 2007
Данита
Баранов ТОЖЕ видит, только ДРУГУ и Сергей Есенин ...

Слушайте, ЭТО ПРОСТО поразительно, как только мы начинаем вроде как нащупывать ИМЯ того таинственного незнакомца (для нас я имею в виду) которому могло было быть посвящено стих-е прощ. Есенина и этот вот рис. ТАК тут же - дыраааааааааа

Я думаю. что та клякса на прощ. стихе вполне могла была быть ПОТОМ замазана, потому как там МОГЛО стоять ИМЯ того, кому и было оно посвящено. Аналогия с этим вот рисунком - ТОЖЕ ведь не читаемо кому посвящен рисунок, ведь так :?: :?: :?: :?:
Получается ради того, чтоб подогнать уб-во под самоуб-во нужно было просто стереть надпись-посвящение на рис.!!! и зачернить (типа клякса или голова свиньи (лисицы) надпись-посвящение на прощю стихе.

И потом еще все это присвоить Эрлиху, в смысле типа Е. посвятил все Эрлиху!!!! И как бы все гладко было если б не мы!!! ААААА :wink:

Все-таки, эта Аверьянова перегнула палку - не Эрлиху этот рис. Я вот уверена!!! :idea: И потом- зачем она подгоняет -то? Ведь экспертиза все равно нужна- может можно все-таки прочесть кому посвящен этот рис???