Страница 1 из 1

Музыка Свиридова на слова Есенина

СообщениеДобавлено: 13:26:54, Вторник 08 Декабрь 2009
Mick
http://music.edu.ru/catalog.asp?ob_no=1 ... b_no=12724

здесь выложены фрагменты романсов Свиридова:
«Ночь под Ивана Купала»
«Молотьба» 1956
«В том краю, где желтая крапива» 1956

СообщениеДобавлено: 23:16:43, Суббота 12 Декабрь 2009
Игорь Южанин
Кое-что из дневника Свиридова.

«Дневник - жанр у нас почти что забытый. Долгие годы довлевшего над нашей страной страха отучили людей писать дневники: написанное могло потом попасть не в те руки. Недавно изданные у нас под названием “Музыка как судьба” (М., “Молодая Гвардия”, 2002) дневники Г.Свиридова были для их автора отдушиной: в них он мог позволить себе высказывания, которые, будь они где-нибудь опубликованы, непременно вызвали бы скандал. О том, какой камень он носит за пазухой, наши общие враги догадывались. Г.Свиридов почему-то удивлялся: “Даже непонятно, почему такая ненависть ко мне и к моей музыке?” (с.70). Все совершенно ясно: и с чьей стороны проявлялась эта ненависть, и по какой причине. Г.Свиридов был русский композитор. Этого уже достаточно для тех, кто ненавидит всё русское.
Мало того: он возымел преступное желание “создать миф: “Россия” (с.350). “Россия предстает в этом мифе как народ, одержимый великой и благороднейшей идеей братства и вселенской любви, верности и самопожертвования (с.369-370). Миф традиционно понимали как сказку, вымысел, но в ХХ веке было дано другое определение: миф это идея, способная воодушевить массы. В этом смысле коммунизм тоже был мифом, несмотря на всё “научное” марксистское обрамление. И сегодня России взамен старого нужен новый миф, иначе ей не жить.»

СообщениеДобавлено: 10:48:44, Суббота 19 Декабрь 2009
Данита
http://georgysviridov.narod.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Георгий_Свиридов


"""Мобилизированный в Советские Вооружённые силы в 1941, несколько дней спустя окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья.""" :D


===


http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=854


В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве.
Есенинские строки, с их красотою и волшебной певучестью, кажется, сами просятся на музыку. Но прочесть их композитор может по-разному. Иной раз в Есенине ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в нем большого народного поэта, который любил Россию как сын.
Как всегда, музыка Свиридова не просто музыкальная иллюстрация к полюбившимся ему стихам. Композитор, действительно, умеет «читать» поэзию, он всегда очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям того или иного автора.

СообщениеДобавлено: 10:49:55, Суббота 19 Декабрь 2009
Данита
http://ru.wikipedia.org/wiki/Есенин,_Сергей_Александрович

===

Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака.

СообщениеДобавлено: 10:52:06, Суббота 19 Декабрь 2009
Данита
http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet ... 007402.htm

Как композитор Свиридов дебютировал циклом романсов на стихи Пушкина (1935) — ярким и до сих пор репертуарным сочинением; в его ранних инструментальных опусах (фортепианном трио, струнном квартете, разных фортепианных сочинениях и др.) было ощутимо влияние Шостаковича. Но с середины 1950-х годов, начиная с великолепной Поэмы памяти Сергея Есенина (1956), определился индивидуальный стиль композитора, являвший собой скорее противоположность Шостаковичу и его школе. Прежде всего, Свиридов сосредоточился на жанрах, связанных с русским поэтическим словом, — кантате, оратории, вокальном цикле (грани между жанрами у него часто стираются), и все его высшие достижения связаны именно с этой сферой, хотя и среди немногочисленной инструментальной музыки композитора есть настоящие шедевры, среди них — Маленький триптих для оркестра (1966) и Метель (музыкальные иллюстрации к повести Пушкина, 1974). Кроме того, с именем Свиридова связано характерное для 1960-х годов движение в отечественной музыке, которое иногда называют "новой фольклорной волной". Опорными вехами в этом движении стали упомянутая Поэма памяти Сергея Есенина, вокальный цикл У меня отец — крестьянин (1957), кантата Деревянная Русь (1964) и поэма Отчалившая Русь (1977) на стихи Есенина, а также — в очень большой мере — кантата Курские песни (1964) на подлинные народные напевы и тексты и ряд произведений на стихи Блока (в частности, вокальные циклы Петербурские песни, 1964, и Шесть песен, 1977), Некрасова (Весенняя кантата, 1972), Пушкина (Пушкинский венок, 1979). Свиридов писал также на стихи Маяковского (например, Патетическая оратория, 1959), Пастернака ("маленькая кантата" Снег идет, 1965), Лермонтова, Хлебникова, А.А.Прококофьева, М.В.Исаковского, А.Т.Твардовского и на переводные тексты Шекспира, Бёрнса, Исаакяна.