natico » 20:46:43, Пятница 01 Октябрь 2010
по-моему, это стихотворение перекликается с Инонией:
"Так говорит по Библии пророк Есенин Сергей"
и с "Пришествием":
"Господи, я верую! Но введи в свой рай
Дождевыми стрелами мой пронзенный край"
У меня столько мыслей, коротко написать не получится)
Вот смотрите, я продолжаю думать, что Есенин с восторгом принял Революцию. Не ужасы кровопролитной братской войны, не рухнувший быт, не разорение страны, а именно идею Революции: что человку дается возможность строить жизнь своими руками. Ну я думаю, Есенину нравилась эта идея торжества воли человека. Какое то время, я думаю, он больше обращал внимание на эту сторону событий: что в противовес всему, что было раньше (Церковь, Царь, относительная несвобода людей его сословия) приходит что-то кардинально другое, новое: общее равенство, новая вера и т.п. Подчистую разрушить всё старое, и на пустом месте построть все новое. Есенин в этот период времени, думаю, верил в людей, и верил, что его современникам это под силу.
Вот РПЦ, к примеру, никак не может простить Есенину его "Инонию". Та же Еремина утверждает, что стихотворение богопротивное, потому что не "против Христа", а "вместо Христа", в общем, чуть ли не Антихрист вложил в уста Есенина его знаменитое: "Время моё приспело..."
А я считаю, что Есенин в "Инонии" ведёт себя как человек эпохи Возрождения. Не важно, что эти две эпохи абсолютно разные, мы это видим сейчас, с расстояния времени, а Есенин как раз хорошо вписывается в модель человека поры Ренессанса: из-под тотального контроля (Церкви, например) навстречу открытиям, творческим откровениям и прочее. То есть была такая модель мира, когда в центре мира стоял Бог. Потом на место Бога встала фигура Человека. Это эпоха Возрождения. В пору 1917-1918 года почему Есенин не мог чувствовать себя человеком Эпохи Возрождения? Мне кажется, что вполне мог. Поэтому и противопоставил себя, как человека, той системе, когда воля человека была подчинена Богу.
И вот смотрите он пишет:
"Наша вера не погасла,
Святы песни и псалмы"
это, вроде как, 1915, а может и 1917 год.
И вот "Инония", начало 1918:
"Новый в небосклоне
Вызрел Назарет.
Новый на кобыле
Едет к миру Спас.
Наша вера — в силе.
Наша правда — в нас!»
То есть я считаю, что это вера в человека. Вера в то, что мир вокруг изменится, Россия будет процветать. Что люди все такие хорошие, хорошие сами по себе. Что нет удачи в том пути, что проторен религией. То есть Есенин пишет, что религия - "это звон цепей", и тут вообще возникает парадокс, потому что от чего же всем вдруг стать такими хорошими, если учение с заповедями - это цепи и оковы, мешающие человеку жить?
Я ни в коем случае не являюсь сторонником Революции, но состояние Есенина в период 1917 - 1918 гг. могу охарактеризовать как эйфорию. Он на многое тогда не обращал внимание, он был как человек, которого выпустили на свободу после долгих лет в тюрьме(
Сову разъясняю