"Я пастух, мои палаты..."

Модераторы: perpetum, Дмитрий_87, Юлия М., Света, Данита, Татьяна-76, Admin

В каком году, по-вашему, было написано стихотворение "Я пастух..."

До 1914 года
3
30%
В 1914 году
6
60%
После 1914 года
1
10%
"За рекой поет петух"
0
Нет ответов.
 
Всего голосов : 10

Сообщение GAS » 22:36:59, Пятница 01 Октябрь 2010

Татьяна-76 писал(а):Прочтите, конечно. Я признаюсь прочла "Ключи Марии" как только на форуме узнала о этом произведении. :oops: Заинтриговало само название... "Ключи Марии" - "Ключи души" - это Есенинское объяснение.

Если честно, то, однажды, очень давно я начал читать этот труд, но прочитав чуть меньше страницы, решил повременить и отложить до лучших времен. Слог показался очень тяжелым, не в пример его стихам. Я понял, что чтение займет слишком много времени, которого всегда мало. Короткие стихи занимают гораздо меньше времени, а информации в них не меньше. Но времени так и не нашлось. Может, еще соберусь как-нибудь.
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение GAS » 22:55:13, Пятница 01 Октябрь 2010

natico писал(а):Татьяна, я тоже читала "Ключи Марии", и не раз! Но я не фига не понимаю в них, чесс слово! Что это за "образы двойного чувствования"? Не, основной посыл я поняла - к корням, так сказать, нас отсылает автор) Но мне проще было читать комментарии к "Ключам", чем сами "Ключи", потому что Есенин пишет очень сложно.

Это да. Есенин - мастер стиха, а в прозе он слшком крут. :)
Но... вот читаю сейчас у вас про "образы двойного чувствования" или вижу его название "теория напечатлений" и, вы знаете, названия прямо говорящие и, кажется, я их понимаю. А вернее - чувствую. Вот что такое "образы двойного чувствования", как я понимаю на примере "Зеленой прически"?

Есенин взял образы "зеленая прическа" и "девическая грудь" и стал рассматривать варианты их чувствоания. Как он их нашел, это уже второй вопрос, скорее всего, дело его таланта. Но вот он их нашел.
Чуствование первое. Девушка, лежащая на зеленой траве с травинками в волосах. Ух.... мечта любого мужчины. :lol: Зеленая прическа приписывается девушке. Отсюда растет лирическое настроение и придумывается лирическая история.
Чувствование второе. Тоже девушка и тоже на зеленой траве, но в другой ситуации. Трава на могиле, девушка кого-то оплакивает. Зеленая прическа приписывается покойнику. Строится другая история.
Слова в обоих историях подбираются так, что бы подходили к обоим историям.

Вот в кратце как я понял название "образы двойного чувствования" и "терию напечатлений". :)
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение natico » 09:32:10, Суббота 02 Октябрь 2010

о, если всё и вправду так, (а скорее всего, так), то Есенин бесконечен! :lol:
я про образы двойного чувствования из письма Разумнику поняла, что в отличие от образов двойного зрения, они строятся на каких-то внутренних свойствах объекта. Или даже не внутренних, а тех, что нельзя увидеть, но можно ощутить. В пример Есенин привёл совмещение крестьянских праздников с церковными "Мария зажги снега", быта и религии.
И вот опять на ум пришла статья дебила Быкова, где тот пишет, что если сравнить два образа "изба-старуха жуёт пахучий мякиш тишины" и "голова моя машет ушами как крыльями птица", то станет ясно, что первый образ - это сильный поэтический "модернистский" образ, а второй - бред алкоголика. (Это Быков, едрит его в дышло, так пишет). А если обратиться к самому Есенину, то станет ясно, что образ избы-старухи это, к примеру, образ "двойного зрения" (ну напомнил Есенину старый дом с покосившейся крышей и клёном притулившуюся к дереву сгорбленную старушку), а "голова машет ушами" - это, к примеру, образ "двойного чувствования" - то есть по внутренним ощущениям Есенину кажется, что голова, котоую тяжело носить на плечах, это как птица, которая силится улететь, машет крыльями, но улететь, разумеется, не может. :roll:
А что ксается "напечатлений" - то да, наверное, как раз, когда из одного образа вырастает другой, потом третий - это и есть "напечатления" (впечатления накладываются друг на друга). Со своими "напечатлениями" Есенин уже не имажинист, а импрессионист получается! :lol:
Сову разъясняю
Аватар пользователя
natico
Мастер
 
Сообщений: 923
Зарегистрирован: 12:11:41, Суббота 24 Апрель 2010
Откуда: Сургут

Сообщение GAS » 22:59:27, Суббота 02 Октябрь 2010

Ой, natico, вы так интересно пишите и рассуждаете. Очень интересно вас читать. Вот, примите мой комплимент, плиз :)

Все ж таки надо собраться и почитать "Ключи Марии". А то у меня нет четких различий, когда считать образ двойным зрением, а когда двойным чувствованием. Пока мне думается, что двойное чувствование следует уже за двойным зрением. Или, может быть, даже так: об одиночном образе можно говорить, как об образе двойного зрения, а о совокупности образов, где несколько образов могут иметь двойное значение, мы уже говорим, как о двойном и, даже более, чувствовании. Потому что определенные чувства вызываются чаще всего не одним образом, а взаимосвязью нескольких. Так не может быть у Есенина в "Ключах Марии"?

А на счет имажинизма, футуризма, импрессионизма и т.д., мне кажется, Есенин был всеобъемлющ . Про связь с футуризмом он сам говорил: "Они у меня крадут". И импрессионистом его тоже вполне можно считать, за то что он использовал цвета, как поэтические образы. Правда, очень возможно, что цветовые образы Есенин сам позаимствовал у итальянских импрессионистов. У Умберто Боччони, например. :)

Как бы то ни было, но не зря Есенин написал про себя: "Я - пастух". Обратите внимание, первый раз он сказал: "Я пастух", а во второй - уже "Я - пастух". Видимо, во втором случае, Есенин назвал себя пастухом поэтов. Неужели он так мог решить в 1914 году? Что-то сомневаюсь я. А вот ближе к 18 году, может быть в 17-ом или в 16-ом годах, Есенин уже вполне мог претендовать на эту роль. Поэтому (это я уже напоминаю про опрос в этой теме) я считаю, что стихотворение "Я пастух, мои палаты..." было написано не в 14 году, а позже.

А кто такой Быков и где он написал свой маразм? Вообще-то, даже читать его не хочется. Я больше верю Есенину. Помните он написал: "О, Александр! Ты был повеса, / Как я сегодня хулиган". Был ли таким уж повесой Пушкин? Но об этом лучше в другой теме :)
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение Татьяна-76 » 23:08:43, Суббота 02 Октябрь 2010

GAS писал(а):А кто такой Быков и где он написал свой маразм? Вообще-то, даже читать его не хочется. Я больше верю Есенину.


В "Известиях" Быков написал поганенькую статью. Посмотри тему Нашла интересную ссылку.
Твое прошлое скрывается в твоем молчании,
настоящее – в твоей речи,
а будущее – в твоих ошибочных шагах.
Аватар пользователя
Татьяна-76
Профи
 
Сообщений: 1593
Зарегистрирован: 10:57:19, Суббота 28 Март 2009
Откуда: Волгоградская область.

Сообщение Mick » 13:16:51, Понедельник 04 Октябрь 2010

natico писал(а):жуёт пахучий мякиш тишины" и "голова моя машет ушами как крыльями птица", то станет ясно, что первый образ - это сильный поэтический "модернистский" образ, а второй - бред алкоголика. (Это Быков, едрит его в дышло, так пишет). А если обратиться к самому Есенину, то станет ясно, что образ избы-старухи это, к примеру, образ "двойного зрения" (ну напомнил Есенину старый дом с покосившейся крышей и клёном притулившуюся к дереву сгорбленную старушку), а "голова машет ушами" - это, к примеру, образ "двойного чувствования"


Натико, вы тут прям чего-то навороченное написали. Все гораздо проще. Про Быкова забудьте. Не читайте советских газет (с)

а про образы двойного видения и чувствования все совсем просто: Есенин говорит о древнерусском языке, в котором были эти образы и была такая грамматика. Русский язык редуцировался властями не один раз, исключались буквы, слова, грамматические правила. Вот образы двойного зрения и чувствования - относятся почти целиком к грамматике. например, были не только единичные слова "дом", и множественные "дома", но и "двойственные", то есть "два дома" обозначались одним словом, например - "домы" или еще как-либо. Вот основной смысл слов Есенина: язык русский урезали. Эта утрата невосполнима, потому как никто ничего не помнит, а памятники все уничтожены "историками".
С точки зрения космогонической, "Один" и "Раз" - начала. А "ДВА" (то есть раздвонение, как на Востоке Инь и Янь") это проявление, воплощение единого начала в материальной форме, с одной материальной формой (мужской) более близкой к Духу (идеальное и доброе), а другой (женской) более близкой к Душе (чувственное и злое)...


GAS
Вы сами задали вопрос про случайность/неслучайность даты и пропали. Как Вам мой аргумент о том, что дата - 2-е августа, Ильин день, конец Лета???
Когда-нибудь, когда устанет зло
Насиловать тебя едва живую,
Ты выпрямишь свой перебитый стан
И расцветешь на зависть всем врагам
Несчастная, Великая Россия.. (И.Тальков)

Царь не отрекся от России!
Россия предала Царя.. (А.Мысловский)
Аватар пользователя
Mick
Мастер
 
Сообщений: 986
Зарегистрирован: 20:25:29, Вторник 13 Июнь 2006
Откуда: Moscow City

Сообщение natico » 14:42:04, Понедельник 04 Октябрь 2010

GAS, спасибо вам за комплимент :oops: Вы тоже интересно рассуждаете :)
Mick, спасибо, я вас поняла - я, если честно, плохо представляю себе строй русского языка до всех реформ, что над ним проводились, но зато я читала, что Есенин церковнославянский язык, например, очень хорошо знал. Поэтому он вполне мог сожалеть о том, что язык "беднеет".
Про образы "двойного зрения" - я вот их понимаю как раз именно так, что образ рождается из визуального сходства объектов. Это я так для себя понимаю, потому что Есенин в качестве примера "образа двойного зрения" приводит строку "головы моей жёлтый лист". Хотя, возможно я и ошибаюсь, и в основе этого образа лежит какое-то другое сходство, не зрительное.
Ещё я наконец добралась до книжного и купила Ключи Марии, надеюсь, что прочту их с пользой для себя)
Надо ещё с "корабельными", "заставочными" образами разобраться)
Сову разъясняю
Аватар пользователя
natico
Мастер
 
Сообщений: 923
Зарегистрирован: 12:11:41, Суббота 24 Апрель 2010
Откуда: Сургут

Сообщение GAS » 18:35:38, Понедельник 04 Октябрь 2010

natico писал(а):GAS, спасибо вам за комплимент :oops: Вы тоже интересно рассуждаете :)

Это называется напросился. Но все равно вам тоже спасибо. :)

Mick. Надо бы разобраться со стилями в датах. По новому стилю или по старому вы определяете? Дату казни я давал по новому стилю. 15 агуста 1918г, которая стоит под стихотворением в сборнике тоже дана по новому стилю. Она соответствует 2 августа по старому стилю, что найдена в рукописи у Есенина. Я тут спросил у православных верующих, они говорят, что день Илии приходится на 2 августа по новому стилю. Короче, нет ли тут путаницы?
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Есенин - мыслитель и философ

Сообщение Newstare » 08:26:49, Вторник 05 Октябрь 2010

Прочитав "Ключи Марии" я поразился глубине мысли юного поэта, его стремлению охватить бытие провидческим взглядом и философско-религиозным подходом к познанию мира. Ничего подробного "Ключам Марии" более не встречал. Поразило то, что Есенин был еще совсем юношей, когда его душа потянулась к сакральному Руси и русского языка, а так же глубочайшее видение мира и чувствование смыслов... Кто в этом возрасте заботится о тех вопросах, которые поднимал Сергей Есенин в Ключах Марии? Есенин – феномен, он гениален. Очень грустно, что иные работы Есенина в этом направлении нам не известны. Но думаю, что человек, единожды вступив на путь познания неведанного, сакрального, никогда не отклонится от этого пути. Уверен, что такие работы были, но канули в небытие благодаря бездарям, которые руководили тогда культурой, благодаря русофобам, которые уничтожали живую русскую мысль… Лично мне не хватает такого Есенина- мыслителя и религиозного философа. А он был таким… Даже его поэтические произведения содержат в себе глубокий двойной или многоуровневый смысл…
Все меняется, все остается прежним...
Аватар пользователя
Newstare
Мастер
 
Сообщений: 125
Зарегистрирован: 12:21:33, Пятница 04 Декабрь 2009
Откуда: Томск

Сообщение GAS » 12:31:56, Вторник 05 Октябрь 2010

Mick, но вы, кажется, на правильном пути. Я посмотрел на православные праздники и 15 августа приходится на день Святого Василия Блаженного. А с Василием Балеженным связана одна интересная история, которую Есенин, наверняка, знал. Вот что пишут об этой истории на сайте Православие.ру

Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его - не обыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: "Сошьем тебе такие, что и не износишь их". На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

На судьбу Николая второго эта пророчество Святого Василия очень хорошо ложится.
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение natico » 11:44:54, Четверг 07 Октябрь 2010

GAS, помните, вы писали про возможный скрытый смысл стихотворения "Зелёная прическа"? Про траву на могиле? Вот что есть в Ключах Марии:
Происхождение музыки от древа в наших мистериях есть самый прекраснейший ключ в наших руках от дверей закрытого храма мудрости. Без всякого Иовулла и Вейнемейнена наш народ через простой лик безымянного пастуха открыл две скрытых силы воздуха вместе. Этот пастух только и сделал, что срезал на могиле тростинку, и уж не он, а она сама поведала миру через него свою волшебную тайну: «Играй, играй, пастушок. Вылей звуками мою злую грусть. Не простую дудочку ты в руках держишь. Я когда-то была девицей. Погубили девицу сёстры. За серебряное блюдечко, за наливчатое яблочко». Здесь в одном образе тростинки слито три прозрения.

Узлом слияния потустороннего мира с миром видимым является скрытая вера в переселение души.

Ничто не дается без жертвы. Ни одной тайны не узнаешь без послания в смерть. Конечно, никакие сестры не убивали своей сестры; это убил ее в своем сердце наш творчески-жестокий народ, чтоб легче слить себя с тайной звуков и слова и овладеть ею как образом.

Ключи Марии Есенин начал писать в сентябре 1918 г. Зелёная прическа - август 1918. Времени между этими произведениями прошло немного, поэтому я считаю, Ключи Марии можно считать своего рода "ключами" к стихам Есенина этого периода. GAS, я поражаюсь как вы до этого додумались! Значит, выходит, что Зелёная Берёзка - это душа девушки? Ведь Есенин ещё в 1916 году написал, что русские царевны - это берёзки белые в венцах!
Сову разъясняю
Аватар пользователя
natico
Мастер
 
Сообщений: 923
Зарегистрирован: 12:11:41, Суббота 24 Апрель 2010
Откуда: Сургут

Сообщение GAS » 17:44:48, Четверг 07 Октябрь 2010

Natico, вы открыли еще один план в "Зеленой прическе"!!!. Ничего не имею против. Это просто чудесно! :) Более того, исходя из есенинской "теории напечатлений" этого вполне можно ожидать. Только Есенин так много может закопать всего в несколько строчках. В самом деле, почему бы не рассмотреть и другие варианты. Если пастух в стихотворении не Николай II, а кто-нибудь другой, а все остальное интерпретировать также, как и с Николаем II, то все будет очень гладко ложиться на нашу историю. Очень даже согласен. А если еще принять во внимание слова Есенина: "Конечно, никакие сестры не убивали своей сестры; это убил ее в своем сердце наш творчески-жестокий народ, чтоб легче слить себя с тайной звуков и слова и овладеть ею как образом" - которые вы привели, то числа вариантов будет так много, что их и перечислить даже не сумеем. :)

А как я догодалася? - спрашиваете вы. Точно сказать не могу. Просто я знал, что Есенин пишет стихи со многими планами. По другим его стихам уже убедился. Ну и в этом случае не успокаивался на достигнутом. Кроме того червячок точил. Все ж те планы, которые мне приходили в голову имели некоторую шероховатость, а уж, что я твердо знал, так это то, что Есенин не писал несовершенных стихов. Ну а интерпретация с Николаем II сразу же всем показалась совершенной. Тут, как бы, все стало ясно. В связи с этим, я вспомнил историю из Евангелия. У Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие, как мы об этом узнаем? Когда оно придет, вы сразу узнаете - ответил он. Так и с "Зеленой прической" получилось. :)
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение GAS » 18:52:56, Четверг 07 Октябрь 2010

Natico, вот еще к тому, на что вы обратили наше внимание. По Библии Господь создал жену для Адама из его ребра. Я задавал себе вопрос, а почему, собственно, из ребра? А вот вы вместе с Есениным и ответили мне на этот вопрос. Спасибо вам большое :)
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Сообщение natico » 19:33:29, Четверг 07 Октябрь 2010

GAS, всё равно это супер-догадка про траву на могиле) а я про ребро не поняла :oops: Объясните, пожалуйста :)
ещё, конечно не по теме про пастуха, но тоже Есенин, и тоже о "неожиданных открытиях". Наткнулась в сети 8)
Стихотворение "Мне осталась одна забава..." думаю, все помнят?
А строки: "Дар поэта - ласкать и карябать" - тоже все знают. В одном ЖЖ прочитала очень интересную трактовку - кстати, возможно, многие всегда понимали именно так, но не я: "дар поэта - ласкать женщин и карябать стихи". Это так просто, но я вот сроду бы не додумалась! Я всегда думала, что ласкать слух например, и карябать тоже слух, или что "идеализировать действительность и в противовес - резать правду-матку" к примеру, ну в общем, в этом ключе. А сейчас думаю, наверно и правда - ласкать женщин и карябать стихи Есенин имел в виду)
Сову разъясняю
Аватар пользователя
natico
Мастер
 
Сообщений: 923
Зарегистрирован: 12:11:41, Суббота 24 Апрель 2010
Откуда: Сургут

Сообщение GAS » 00:41:00, Пятница 08 Октябрь 2010

natico, ваша цитата из "Ключей Марии" навела меня на мысль, как понимать библейскую загадку. "Ничто не дается без жертвы" - какая мысль, а! Адаму Господь дал жену. За это Господь забрал у Адама ребро. Ребро - это жертва. :) Приобретя жену, Адам потерял частичку себя. Не всего себя, а часть. И ребро все-таки не такой орган, без которого невозможно жить. Забери Господь другой орган, Адам, возможно, был бы неполноценным. Если рассматривать "Зеленую прическу" в этой плоскости, то могила, как образ, (особенно учитывая, что убийства на самом деле может и не быть, как пишет в вашей цитате Есенин), возможно, символизирует жертву пастуха за то, что он получает от девушки. И Есенин здесь на высоте. Библейская истина сформулирована короче есенинской, но у Есенина зато расписаны возможные варианты. По Есенину жертву всегда приносит пастух, отдавая частичку себя. Адама, мы, наверное, тоже должны, в смысле Есенина, отнести к пастухам. Тут есть определенная связь. Жалко, что пишу, наверное, не понятно. Но… как уж получается.

"дар поэта - ласкать женщин и карябать стихи" - посмеялся от души. Не исключаю, что и Есенин мог тоже рассчитывать на такой смех. В то же время, это может быть намеком на свое сложившегося положение и тогда это констатация факта и горечь от признания. Его стихи часто раскладываются на крылатые выражения, существуют самостоятельно и часто несут ярко выраженный смысл вне контекста стихотворения. Наверное, это следствие очень хорошо и удачно подобранных образов.

Пожалуй, да. Это тоже открытие. А где вы его нашли? Ссылочку не сможете дать?
GAS
Мастер
 
Сообщений: 620
Зарегистрирован: 12:10:43, Пятница 19 Май 2006
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Творчество

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron